Там, где крестилась Русь. Крымский дневник паломницы. Продолжение-3. Проза Л. Литвиновой

Начало см Предыстория, Продолжение-1, Продолжение-2

День восьмой. 14.07.2016 г.
Ходила купаться на море в 6 утра. Море спокойное. Вода тёплая. Зарядилась энергией моря на весь день.
Утренняя общая молитва.
Завтрак.
Поездка в Севастополь с отцом Андреем. Живой интересный рассказ, глубокое знание истории Крыма, ирония и шутка, гордость за страну и признательность. Это те черты, которые характеризуют отца Андрея. С нашим эмоциональным рассказчиком уснуть во время экскурсии просто не реально. Его повествование захватывало нас с первых фраз, мы готовы были слушать и слушать, сопереживая событиям, как будто были реальными свидетелями тех далёких героических дней.
По дороге в Севастополь, отец Андрей старался хоть немного, выделяя, акцентируя внимание на самых важных вехах, рассказать и о Альметском сражении, о Сапун-горе и Малаховом кургане. Благодаря его рассказам мы имели представление о местах, по которым пролёг наш путь. Главными темами нашей поездки была Крымская война и Херсонес. Сегодня мы вспомнили защитников Севастополя, главных героев тех суровых дней. Отец Андрей рассказал нам о гениальном военном инженере Эдуарде Ивановиче Тотлебене, и о его изобретениях. Сильная фронтальная и фланговая оборона, одно из главных изобретений инженера. Он руководил оборонительными работами, создал сеть минных галерей, а его гениальные инженерные изобретения нашли признание во всём мире. После тяжёлого ранения он оставил Севастополь. Принимал участие в Восточной войне. Был назван самым гениальным инженером XIX столетия. Руководил осадными работами под Плевной. Его участие представлено в Плевенской панораме, его именем названо болгарское село – Тотлебен, а так же улица в Софии. Умер в Германии, перезахоронен на Братском кладбище Севастополя. Наше знакомство с Севастополем там и началось, на Братском кладбище, где похоронены защитники города, солдаты и офицеры Крымской войны. В одной братской могиле захоронено до 60 солдат, офицеров хоронили по одному. При захоронениях, а они проходили по ночам, когда не было военных действий, каждому убитому в руку ставили свечу. Ужасное зрелище предстояло южной стороне Севастополя времён Крымской войны – северное побережье мерцало сотнями зажжённых свечей.

Останавливаясь у могил генерала Степана Александровича Хрулёва, державшего оборону Малахова кургана, и Э.И. Тотлебена, мы поднимались вверх, к Свято-Никольскому храму-памятнику. Храм был спроектирован архитектором А.А. Авдеевым в 1857 году. В фундамент храма были заложены медали «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856 гг». В августе 1861 года сюда прибыл Император Александр II с императрицей Марией Фёдоровной и детьми. Об этом событии говорится на памятной доске у входа на кладбище. Свято-Никольский храм имеет форму усечённой пирамиды, что символизирует Пасху и Голгофу. Недавно около стен храма обнаружены останки людей с отверстиями в черепах, это останки защитников Севастополя времён Великой Отечественной войны. С внешней стороны, на стенах церкви, размещены 56 диоритовых досок, с наименованием частей, которые отстаивали Севастополь в первую оборону 1854—1855 гг., с обозначением их численного состава, и количества павших в боях. Внутри храм расписан в византийском стиле. В храме с нами беседовал митрофорный протоиерей Георгий Поляков. Батюшка сказал, что он счастлив служить именно здесь, на севастопольской Голгофе. Потом у меня родятся строки:

Лазурь небесная светла,
А из очей слеза стремится.
Лишь, в сердце подвигом вонзится
То время – быстрая стрела.

Пройдут сквозь души и умы
Их бастионы и редуты,
Их чести не коснутся смуты,
Тех… покалеченных в крови.

На Братском кладбище уснут,
Сынов сих ум, их честь, их доблесть.
И про Голгофу русских повесть,
В скрижалях Родины прочтут.

Покинув Братское кладбище, мы совершили морскую прогулку по знаменитой Севастопольской бухте, которая является основной базой Черноморского флота России. Обе стороны Севастополя, северная и южная, предстали перед нами со стороны моря. Мы прошли мимо легендарного памятника Затопленным кораблям и рассматривали современные корабли и подводные лодки, подплывая к Графской пристани. Поднявшись на площадь у пристани, встав у памятника адмиралу Павлу Степановичу Нахимову, услышали рассказ отца Андрея о ратном пути легендарных русских флотоводцев, севастопольских адмиралов.

Памятная стела

Памятная стела

Особое наше внимание, отец Андрей обратил на памятник, находящийся, рядом в сквере. Надпись на нём гласит: «Здесь 3 (14) июня 1783 года заложен город СЕВАСТОПОЛЬ морская крепость юга России». В нижней части цоколя находится замурованное послание севастопольцам 2100 года, заложенное 31.12.2000г.
Многие из нас сказали, что неплохо было бы выложить фото, сделанное здесь на память в социальных сетях, именно для тех, кто не знает русской истории и не хочет признавать Крым за Россией.
Невозможно передать те эмоции, которые пришлось пережить при рассказе о маленьком легендарном бриге «Меркурий», под командованием Александра Ивановича Казарского. Маленький бриг, имеющий на борту 20 пушек, вышел победителем из боя с двумя линейными кораблями противника, имеющих 220 орудий! Некоторое время он считался погибшим, но, как оказалось, ушёл к ближайшим берегам Болгарии, в Сизополь, чтобы восстановиться. От своего отца, Александр Иванович унаследовал доброе имя, которое ему удалось прославить в истории русского флота. Командир приказал прибить знамя к флагштоку, поставил к нему матроса и приказал стрелять в каждого, не исключая и себя, кто проявит в неравном бою слабость и захочет опустить знамя. В тот же день, другой фрегат «Рафаил», под командованием капитана С.М. Стройникова, был пленён неприятелем, хоть и имел преимущества. Сражение произошло 27 мая (8 июня) 1829 года. После смерти А.И. Казарского по инициативе вице-адмирала Михаила Петровича Лазарева герою брига был воздвигнут памятник. Автор проекта Александр Павлович Брюллов. На памятнике, сделанном из инкерманского камня, начертаны лаконичные слова «Казарскому – Потомству в пример». «С тех пор, – сказал отец Андрей, – корабли с названием «Меркурий» постоянно бороздят воды Чёрного моря, и не было ни единого корабля названного «Рафаилом». Адмирал Истомин о моряках «Меркурия» говорил: «Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой…»Памятник Казарскому Севастополь Император Николай I в своём Высочайшем указе от 4 июня 1829 года повелел в случае возвращения фрегата «Рафаила» сжечь его. Фрегат был уничтожен вице-адмиралом П.С. Нахимовым. От Мемориала защитникам Отечества, к памятнику Казарскому ведёт вереница ступенек.
Этот очень жаркий день стал для нас настоящим днём испытаний. Не все смогли подняться по ступеням наверх к усыпальнице адмиралов, что находится во Владимирском соборе. Он считается главной православной святыней в городе Севастополь. Здесь похоронены четыре великих адмирала, неутомимый строитель и преобразователь города Лазарев М.П. и погибшие во время Крымской войны, Истомин В.И., Корнилов В.А. и Нахимов П.С. После них были захоронены еще 9 русских адмиралов. По прошению М.П. Лазарева Николай I принял решение построить в Севастополе собор святого равноапостольного великого князя Владимира в память о крещении его в расположенном поблизости Херсонесе.Владимирский собор Херсонеса Храм был заложен по проекту архитектора К.А. Тона. Воплотить замысел в жизнь помешала начавшаяся Крымская война. Склеп с адмиралами был осквернён и разграблен англо-французскими захватчиками. Вновь храм отстраивался уже с 1858 года по проекту архитектора А.А. Авдеева. В советское время он неоднократно грабился и осквернялся. Удивительно, но в годы Великой Отечественной войны он остался в сохранности. При реставрации было принято решение оставить ступени и одну из колонн фасада с отверстиями от пуль.Владимирский собор-усыпальница адмиралов В храм я вошла со стороны входа, расположенного под росписью Архангела Михаила. Здесь мы окунулись в интересный рассказ экскурсовода об истории храма и жизни легендарных адмиралов.
Находясь в Севастополе, мы все без исключения, прониклись огромной гордостью за нашу страну и её героическое прошлое. Вспоминая свои школьные годы, думала, что Крым был очень далёк, а Крымская война вообще недосягаема и непонятна для нас тогдашних. Непонятна она была и многим офицерам того времени,Владимирский собор Севастополь которые, как вспоминали и рассказывали очевидцы, встречались с английскими и французскими неприятелями по ночам в тавернах Балаклавы, пили вино и сокрушались о бессмысленности этой войны, а утром вновь шли на бастионы, одни защищать своё Отечество, другие – бороться за привлекательную крымскую землю. Правда ли это, мы достоверно не знаем. Но в этот день мне захотелось перечитать «Севастопольские рассказы» очевидца тех дней, писателя Льва Николаевича Толстого.Банер в Севастополе 2016 Поразительно, но когда я делилась своими впечатлениями с моей молодой спутницей Альбиной, оказалось, что и у неё тоже возникло такое желание. Во время переезда от пристани до Херсонеса, Альбина указала мне на баннер, на котором мы прочли: «Россия для нас больше, чем мир».
Под испепеляющим солнцем и невыносимой жарой, исходящей от камней Древнего Херсонеса, Корсуня, как его называли славяне, мы, проявляя великое терпение, прошли с экскурсией, не потеряв при этих обстоятельствах интереса к древней истории. Здесь мы смогли увидеть остатки древнего театра, монетного двора, бани, жилых построек с коммуникациями и хранилищами, остатки стен древней крепости. Экскурсовод, юноша, проявил к нам большой такт, внимание и заботу. Всё время он располагал нас в тенистых укрытиях, а сам смело подставлял себя палящим солнечным лучам. В заключение экскурсии он сердечно поблагодарил нас за внимание. После экскурсии мы фотографировались у колонн базилики, а затем, пройдя мимо туманного Колокола, направились к знаменитой ротонде. Под ней сохранилась купель, в которой князь Владимир Красное Солнышко проводил крещение, выбрав православную веру. Здесь находится памятная табличка, на которой написано: «КРЕЩАЛЬНЯ (БАПТИСТЕРИЙ). Здание куполообразной формы с купольным сводом, в центре зала вырублена в скале круглая купель. Купель и нижняя часть стен помещения были облицованы мрамором. Вверху стены были оштукатурены и покрыты фресковой живописью. Купольный свод украшала смальтовая мозаика». Обойдя кругом баптистерия и перекрестившись, по каменным руинам мы направились во Владимирский собор Херсонеса. В отличие от Владимирского собора-усыпальницы адмиралов, во время Великой Отечественной войны он был основательно разрушен. Ещё в 1827 году археологами были обнаружены остатки крестообразной в плане церкви в центре Херсонеса-Таврического. Именно здесь, на этом судьбоносном для всей православной России месте, месте крещения киевского князя Владимира, было решено построить Владимирский собор. После Великой Отечественной войны, собор находился разрушенным до 1990 года. Активное восстановление велось с 2000 года, силами архитекторов и художников Киева, Санкт-Петербурга и Крыма. Собор двухэтажный. На первом этаже меня ждала встреча с диорамой, вернее копией диорамы «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». Сама диорама находится в Москве, в студии военных художников имени М.Б. Грекова. В списке художников, принимавших участие в работе над диорамой, увидела знакомую фамилию П.В. Рыженко. Павел Викторович также работал над диорамой «Великое стояние на реке Угре в 1480 году», создал множество картин посвящённых Куликову полю и Сергею Радонежскому. Об этом талантливом художнике я рассказала раннее в своей заметке «Рубежи».

Уезжая из Севастополя, мы хранили в своих душах благодатное тепло к этому героическому и славному городу, память и любовь, которые останутся всегда с нами, где бы мы, не находились.
Ужин в пансионате.
Общая вечерняя молитва.

День девятый. 15.07.2016 г.

Утро. Акафист святителю Луке в Свято-Троицком соборе в Симферополе.
Когда подошла к храмовой иконе, неожиданно за ней возник архиерей. В почтении склонилась. Благословил. Я подумала, как мне повезло. На акафисте та же радость, единение, благоговение. По окончанию, когда архиерей выходил, к нему с просьбой благословения обратилось множество верующих. Из уст старенького архиерея над их головами пронеслось и откликнулось как бы эхом: «Господь вас, детушки благословит, Господь благословит, Господь благословит»… Теперь я подумала, как повезло им. Их благословит Господь… Возвращение в пансионат.
Завтрак.
Отдых на море.
Обед.

После обеда разговорились с отдыхающими. Одна пожилая женщина, старушка, которая всегда с трудом ходит с двумя палками, сказала, что ездит на процедуры в санаторий им. Пирогова. Я поинтересовалась, как она добирается. Она сказала, что на автобусе, а там пешком, либо на такси. Спросила, почему не поселилась в санатории. Сказала, что там дороже наполовину, а снимать комнату не захотела. В «Паломнике» останавливается не в первый раз. Здесь ей всё нравится, и атмосфера душевности, спокойствия, порядочные отдыхающие и внимательный персонал, вкусное и разнообразное питание. Ещё одна женщина посетовала на то, что не разговорились раньше, её племянница, так же ездит на лечение в санаторий. Женщина сказала, что процедуры дают облегчение и их действия хватает на целый год.
Вечерний отдых на море.
Ужин.

После ужина зашла к администратору, предупредила, что не поеду в назначенную поездку в Бахчисарай. Поехать очень хотелось, я наслышана о красоте и святости Бахчисарая. Но жара и каждодневные поездки вымотали меня, хотелось отдохнуть.

Общая вечерняя молитва.

День десятый. 16.07.2016 г.

Утренняя общая молитва.
Завтрак.
Наша группа уехала в Бахчисарай. А я примкнула к детскому лагерю, с ними отправилась в храм св. Феодора Ушакова на экскурсию. Здесь нам рассказали об истории храма и показали интересные росписи в византийском стиле. Наше внимание обратили на написанных двух монахов-воинов, ими оказались герои Куликова поля – Пересвет и Ослябя. И я опять вспомнила про калужского художника П.В. Рыженко. В церковной лавке сестра показала мне список святых, изображения которых есть в храме. Среди множества святых увидела святого Иринарха. Сразу вспомнила свою поездку, которая состоялась несколько лет назад, в ростовский Борисоглебский монастырь. Интересно, что перед той поездкой, я была в Троице-Сергиевской Лавре, там со своей приятельницей Тамарой зашли в гости к её знакомой инокине Вере. От неё услышали много интересных историй, в том числе и про ростовский Борисоглебский монастырь, с мощами святого Иринарха и его виригами. Особого значения этим историям не придала, мало ли в России святых мест. Но уже точно через неделю была там сама, в поездке, маршрут которой неожиданно изменился и мы посетили незапланированный Борисоглебский монастырь. Вот, ведь, какую волну воспоминаний вызвал сегодняшний поход в церковь св. Фёодора Ушакова в Новофёдоровке!
Сегодня в Новофёдоровке необычный день. Проходят торжества, приуроченные к столетию Военно-морского флота России. Утром был парад, затем митинг и концерт. В 10 часов утра открыли свободный вход на аэродром. Нам рассказали немного об истории аэродрома. Ранее это был закрытый аэродром, и это место называлось Саки-4. В феврале 1945 года сюда приземлились, а затем направились в ялтинский Ливадийский дворец на переговоры Президент США Франклин Д.Рузвельт и Премьер-Министр Великобритании Уинстон Черчилль. Так же нам рассказали, что здесь находится учебно-тренировочный комплекс для отработки взлёта и посадки авианосца лётчиками палубной авиации, его называют полигоном взлётно-посадочных систем «НИТКА». Рукотворные холмы, которые мы увидели в первый день, это были копы, укрытия для самолётов. На аэродром шли потоки людей, как отдыхающие, так и местные жители. Для обозрения были представлены три авианосца. Сегодня можно было забраться в кабины всех трёх авианосцев. Я ограничилась фотосессией, и в этот ужасно жаркий день +36 градусов, отправилась освежаться на море.

Там наблюдала, как разговаривали две женщины, прыгая на волнах в море. Одна была отдыхающей, другая местная жительница, приехала покупаться из Симферополя. Разговаривали о насущном – зарплатах, пенсиях, ценах в магазинах, как было в украинском Крыму и как сейчас. Такие разговоры проходят повсеместно и люди узнают о жизни друг друга не из телевизионных новостей, а в личном общении. Некоторые говорили, что и раньше жили хорошо, но когда пришло время выбора, сделали его в пользу России. Другие напротив, говорили, что не ходили на выборы, им всё равно где жить, главное как. Но таких, мне кажется, было меньше.
Обед.
После обеда познакомилась с писательницей из Тюмени Ириной Жгуровой. На завтра в пансионате назначена её встреча. Побывав в святых местах Иерусалима, она написала об этом незабываемом путешествии. Опубликованный материал в интернете заметили, и предложили издать в Канаде. Так вышла её книга. Дома она издала весьма сокращённый вариант для родственников и близких друзей. Привезённый экземпляр для своих симферопольских друзей забыла отдать, так эта брошюра оказалась в библиотеке пансионата. Узнав, что я тоже пишу, предложила выступить и мне. Отдыхая вечером на море, посмотрела её книгу «Прикосновение к истоку». Написано легко, как будто на одном дыхании, есть очень трогательные стихи.
Ужин.
Общая вечерняя молитва.

© Copyright: Лариса Литвинова

Продолжение Часть 4, Последние штрихи

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Там, где крестилась Русь. Крымский дневник паломницы. Продолжение-3. Проза Л. Литвиновой

  1. Елена говорит:

    Очень-очень увлекательно, красиво, проникновенно! Как всегда, очаровательные фотографии, и какое синее небо в местах русской боевой славы и православных святынь. Я рада, что Ларисе повезло с погодой — лишь раза два упоминалось ранее о дождях, а так всё время ясное небо над головами паломников. От всего сердца желаю Ларисе удачного выступления, пусть оно принесёт радость всем и сделает путешествие ещё более одухотворённым. С большим увлечением, Елена.

  2. Лариса говорит:

    Для меня было большим испытанием, Елена, подниматься по горным тропам и крутым ступеням в ужасную жару. Пришлось преодолевать такого рода трудности и смиряться, чтобы прикоснуться к нашей истории и святыням, о чём мне сожалеть не пришлось, а напротив, я испытала чувство глубокого удовлетворения. Вы верно подметили, мы приехали в дождь и уезжали после дождя… В нашей поездке было всё, как в жизни — и ненастья , и солнечные, погожие дни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *