Очерки о лобненском детском доме. «Оля сорвёт василёк…» Проза Ю. Петрова

Эти слова из старинной народной песни, основой которой послужило стихотворение А. Апухтина «Сумасшедший», сразу почему-то пришли мне на память, когда я увидел её синие глаза. Что же обобщило в моём сознании трогательный образ той милой девочки из песни с Олей Иванчук, довольно высокой, но хрупкой и даже несколько резковатой девочкой? Оля родилась в Рождественский сочельник 6 января 1978 года. С пяти месяцев из-за тяжёлой болезни матери она была уже в Доме младенца, а затем – Люберецкий дом ребёнка, детдом в Удельной, в Быково. С 1986 года – в Лобненском детдоме. 14 лет скитаний, которые начались с момента её рождения, не убили в ребёнке главное: доброту, отзывчивость, чувство справедливости. У Оли есть сводные брат и сестра: Алла 12 лет и Саша 9 лет. Они живут дома, в хороших условиях. Оля с ними часто видится. Дружит с Аллой и Сашей, но никогда им не завидует. Бывает, ссорятся, но через пять минут – опять вместе. Оля по характеру не агрессивная, но постоять за себя может. И не только за себя. Как-то не очень давно она была в Измайлове на квартире у брата и сестры. Алла оделась и ушла заниматься аэробикой. Во дворе их дома мимо проходил подвыпивший парень лет 25-ти, нагруженный полиэтиленовыми сумками, и попросил Аллу помочь ему донести поклажу до дома. Пройдя несколько подъездов, он остановился, поставил сумки и сказал девочке: «Снимай шубу!» И начал срывать с неё дорогую вещь из натурального меха. Девочка стала кричать. Её пронзительный крик Оля услышала в открытую форточку. Ни минуты не думая, она сбежала по лестнице и кинулась на помощь. Когда Оля подбежала к сестре, шуба была почти сорвана с девочки и держалась на одном рукаве, который пьяный парень хотел стащить с руки её сестры. Оля со всей силы резко толкнула грабителя в грудь. Тот пошатнулся и, потеряв равновесие, выпустил шубу из рук. Девочка схватила шубу, и они быстро убежали домой. Я спросил Олю: «А тебе не страшно было вступать в схватку с этим парнем?» Она ответила: «Нет, мне никогда не бывает страшно, когда я защищаю родных или друзей, в этот момент я не боюсь ничего». Вот такие бывают девочки. Они не оставят в беде друга и не предадут его. Случись беда с кем-нибудь, Оля не будет думать об опасности, она бросится на защиту. Она бросится. Бросимся ли мы защищать её и ей подобных? Пока этих бросков не видно. Мы лучше бросимся на площади Москвы с портретами «Отца всех времён и народов» и будем вести бесконечные разговоры о том, чем мы практически можем помочь нашим детям. Когда из Германии идут для наших обездоленных детей фургоны с гуманитарной помощью, у нас на площадях краснеют только флаги, а не наши (к сожалению!) лица…
Я понимаю, что в наше время флаги могут быть разные: и синие, и красные, и зелёные, и даже чёрные. На то и демократия. Но кто-нибудь из вас прямо с площади зайдите хоть раз в детский дом. Можете даже с флагом, если вам нравится. Посмотрите, как там живут наши с вами дети. Спуститесь с политических высот к этим невинным существам. Уверен, что и флаг в ваших руках поблекнет от бледных лиц ребят. И, вполне возможно, что вы захотите, проникнувшись сердечной жалостью к ним, помочь им не только словом.
А Оля всё равно вырастет и выберет, я думаю, правильный путь. Она умная девочка и учится хорошо. И хочет учиться. И в меру весёлая, и в меру задумчивая. И относятся к ней все хорошо. И она тем же платит. Но только от нас с вами будет зависеть, сохранит ли она своё горячее сердце и доброту, когда повзрослеет, или будет бессердечной и ко всему равнодушной, как многие из нашего старшего поколения. Вот за это нам и надо бороться, не жалея никаких средств и сил. Оля любит природу, животных, любит полевые цветы. Но она редко говорит о своих привязанностях и увлечениях. Наверное, потому, что это никому не интересно слушать. А ведь в её душе заложены большие возможности. И если мы поможем ей сохранить утончённость её чувств, её скрытую романтичность, непосредственность, доброжелательность, смелость – Оля сорвёт василёк…

© Copyright: Юрий Петров

Очерки о лобненском детском доме: БОГДАШКИ, ФОКС, НАТАША, ГУСИ

Очерки были опубликованы в Московском журнале «Наша улица» №1 за 2002 год под общим названием «Чужие свои».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Очерки о лобненском детском доме. «Оля сорвёт василёк…» Проза Ю. Петрова

  1. Александр Крохин говорит:

    Я понимаю Юрия Васильевича и знаю, почему он обратил внимание на Олю Иванчук. В детском доме она была самой заметной, подвижной и весёлой и игривой девочкой, крепкого телосложения. Ко мне очень часто обращалась, чтобы проверил и одобрил выполненные ею домашние задания, или помог решить задачу по математике. Никогда не видел её чем-то расстроенной. Могла устроить, так называемую, «кучу малу», когда все девчата и ребята начинали друг друга валить на пол, щекотать, сплетаясь в единый комок на ковре. Стоял сплошной визг и хохот. Я часто заходил в их огромную комнату и поражался аккуратностью. порядком и чистотой. Заправленные кровати, а их там было не менее десяти, тумбочки и коврики, на окнах занавески. Вспоминаю её имено такой, жизнерадостной, аккуратной и «заправилой».

  2. Евграф говорит:

    Спасибо, Александр Николаевич, за отзывы на статьи Юрия Васильевича! За совместные воспоминания. Думаю, Вам тоже было приятно вспомнить те давние года общения с детьми из детского дома. У Вас богатая на события память! Потому что Ваша жизнь проходит интересно, много было приятных, незабываемых встреч, много людей и чужих судеб прошло на Вашем жизненном пути, о чём Вы теперь делитесь с нами в своих прекрасных рассказах. Творческих Вам успехов!
    Е.Р.

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    С интересом читаю все очерки Ю.В. о детском доме. Встречалась с отдельными рассказами, но не думала, что очерков такая большая подборка. Автором выхвачены существенные портретные детали описываемых героев. Эмоционально не оставляют равнодушными истории их жизней.
    «Но только от нас с вами будет зависеть, сохранит ли она своё горячее сердце и доброту, когда повзрослеет, или будет бессердечной и ко всему равнодушной, как многие из нашего старшего поколения». Не только от нас. Одна треть приходиться на генетику, одна третья часть на индивидуально-психологические особенности индивидуума, его избирательную особенность к восприятию мира и остальное — на социум, к которому относимся и мы с вами. Ю.В. вложился в этих детей, посещая их в детском доме и уделяя им внимание. Написал серию очерков. То, что они нас трогают, вызывают сострадание к лишённым родительской любви, смягчают сердца — великое дело.
    Александр Николаевич Крохин тоже внёс свою лепту в развитие мировоззрения этих детей. Кто-то, может, просто чуть больше терпения проявит. Как говорится, не можешь помочь, так хотя бы не мешай. Каждый по силам…
    Хотела написать о том, что за них, в конце концов, отвечают люди, благодаря которым они появились на свет. Потом вспомнила буддийское высказывание, что ребёнок, появившийся на свет — уже не принадлежит матери, он принадлежит всему миру. Я эту мысль поняла так: т.е. его надо воспитывать так, чтобы он был нужен миру, в нём была необходимость и ему бы нужен был мир. Что-то из серии: «Один за всех, все за одного». Это я, наверно, про активную социальную жизнь веду разговор. Это и ответственности обоюдной касается. Во всяком случае, чтобы отношения человека и мира были взаимно гармонично выстроены.
    А по-поводу индивидуальной избирательной особенности… Слышала историю от одной женщины-библиотекаря о мальчике, которого часто выгоняли с уроков математики. Родители у него были пьяницы, брат вор… Однажды школьный библиотекарь заметила его в коридоре и позвала к себе в библиотеку. В разговоре выяснилось, что его плохое поведение на уроке — результат невыполненных заданий из-за плохого понимания предмета. Она помогла ему в первый раз и потом так сложилось, что он начал ходить к ней, и она помогала готовить ему все уроки. У них завязалась дружба. Он ей рассказывал про свою семью, она поддерживала его, подбирала книги — приключенческие, о путешествиях, о сильных, отважных людях. Через какое-то время мальчик стал «строить» свою семью в отношении образа жизни. Даже доходило до того, что он вставал в дверях и не пускал брата «на дело». И с ним в семье стали считаться. Младший сын стал в семье авторитетом с положительным воздействием на неё. И сила его, естественно, была не в физических данных, а во внутренней убеждённости и аргументации. Он занялся спортом, повысилась успеваемость. Всё это было рассказано в контексте избирательной особенности, но здесь налицо и особенный человек, не поскупившийся на внимание, и благоприятное стечение обстоятельств. Хотя, именно первое помогло мальчику найти поддержку и выход из неустраивавшей его ситуации. Он нашёл то, что искал.

  4. Евграф говорит:

    Светлана, очень рада, что очерки нашли в тебе такой живой отклик! Твои рассуждения интересны, и пример с мальчиком показателен тем, что многое зависит от желания самого человека жить лучше и (в какой-то мере) от того, кто оказался рядом в трудную минуту.
    Е.Р.

  5. Людмила говорит:

    Я думаю, что эти очерки никого не оставляют равнодушным. Жаль только, что государство сейчас не очень печалится о детях, нуждающихся в его поддержке.
    Только благодаря акции «добро» и неравнодушным людям, шлющим смски, больные дети имеют возможность лечиться за «бугром». В то же время — сколько у нас запредельно богатых людей, что-то не слыхать о меценатстве,
    благотворительности… Попса жирует, опять же… Что-то не так в «датском королевстве»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *