Немного о стихосложении. Рифмы-омонимы и монорим. Статья Е. Шаровой

Думала я засесть за статью о рифмах, не особо углубляясь — так, в общих чертах… Но поняла, что слишком «ухожу в науку», да ещё и у нас тут под одной заметочкой ведутся диалоги о поэзии, технике стихосложения и прочем…. В общем, вечный «вопрос»!
Ну, и я решила капельку отвлечься — покопаться в своих стихоархивах. И отыскала пару своих стихов, которыми я надеюсь отвлечь вас от «серьёзности процесса стихосложения» и в то же время — немного рассказать и о рифмах.
Итак. Некоторое время назад Галина Дриц и я написали и опубликовали на сайте свои стихотворения с использованием рифм-омонимов (стихотворение Г. Дриц, стихотворение Е. Шаровой). Омонимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. То есть такая рифма является весьма даже интересной и с точки зрения техники — точной (можно сказать 100%).
Ну, а я в своём архиве нашла стихи с использованием монорифм. Монорифм или монорим — стихотворение или его часть, где используется одна рифма («однозвучная рифмовка»). Чаще всего такие стихи имеют юмористическую и ироническую окраску.

СИЖУ — ПИШУ…
Сижу – пишу. И что же написала?!
«Любовь-морковь», «лекало и алкала»…
Нет! Не пойдёт. Опять начну сначала.
(А может, рифм других уже не стало?)

«Селёдка-палка». Это где-то было…
Ну, да! В «Незнайке»! Надо ж – не забыла!
И снова лезет невпопад – «светило-мыло»…
О чём хотела написать? Вот закрутила!

Писать стихи одним легко, другим – не очень,
Весь мир ужался до слогов, тире и точек…

Первый и второй катрен, как видите, написаны каждый со своей монорифмой. Пусть рифма у меня кое-где не очень точная, но довольно наглядно, я думаю. Ну, и стихотворение, как видите, о «нелёгкой поэцкой доле» :)
А ещё я тут как-то решила похулиганить и помоноримить от души:

ЕЛЬфийское-занудное
— О чём ты загрустил, мой менестрель?
О чём молчит твоя … виолончель?

— О том, что отшумел уже апрель
И не слышна весенняя капель,
Не соловей поёт, а коростель
(Хотя, возможно, это — свиристель,
Что села на несрубленную ель).
А в речке тихо плещется форель,
А вместе с нею — мокрая макрель.
И мчит по лесу стройная газель.
А на реке кораблик сел на мель,
С вершин сошёл ледник (а может сель).

— Ты не грусти! Возьми свою шинель
И загляни в припортовой бордель —
Там ждёт тебя одна мадмуазель,
(Что выглядит точь-в-точь, как топ-модель),
Одетая в прозрачную фланель…
И, расточая аромат «Шанель»,
Она тебя уложит на постель…
А поутру — разбудит птичья трель,
А может за стеною чья-то дрель…
И варится на кухне вермишель,
И остывает на столе кисель…
Вот — твой причал, земная цитадель!

Пишу я вам всю эту канитель
Обычным мелким шрифтом – нонпарель.

Не ищите в этом стихотворении глубокого смысла, оно — хулиганство чистой воды! :) Лично мне очень нравятся «мокрая макрель»и «полупрозрачная фланель» — хотела бы я это «развидеть»! И это я ещё не все «ели» собрала! Ну, я думаю, что по этому виду рифм всё наглядно и понятно. Рекомендую, попробуйте сами пошалить с монорифмами — может, получится весьма интересно и забавно! Да и для тренировки неплохо.
Нашлось у меня стихотворение, где я умудрилась собрать несколько разновидностей рифм. Даже сама от себя не ожидала! Кажется, я его в прошлом году тут на сайте размещала, но придётся повторить — для наглядности:

Время осени истекло,
приближаются холода…
Покрывается луж стекло
хрупкой, матовой плёнкой льда.
Ветер северный — верный паж
белоснежно-седой зимы
Снегом, в технике декупаж,
украшает леса, холмы…

И в безвкусье не упрекнёшь —
безупречна ажура вязь!
Только холода острый нож
режет тонкую с летом связь…

Непреклонен зимы закон,
у безмолвия на краю
Погружается в крепкий сон
мир под пение белых вьюг…

Итак. Будем разбираться!
«ПАЖ-декуПАЖ», «иСТЕКЛО-СТЕКЛО» — пример поглощающей рифмы. То есть одно слово целиком входит в состав другого. Такую рифму ещё можно назвать глубокой.
«сВЯЗЬ-ВЯЗЬ» — вот тут я сомневаюсь.. То ли она полутавтологическая, то ли поглощающая. Тавтологическая рифма — это когда слово рифмуется само с собой. А полутавтологическую можно назвать и однокоренной. Наверное, в этом примере — всё-таки полутавтологическая.
Рифма «хоЛоДА-ЛьДА» — одна из самых точных в этом стихотворении. Точная рифма — общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. Пожалуй, к точной в моём примере можно отнести и «зиМЫ-холМЫ» и «закОН-сОН».
«упрекНЁШь-НОЖ» — пример рифмы… вот тут я сомневаюсь между консонансной, то есть — рифмы с совпадением согласных звуков и неточным совпадением гласных и асонансной — рифмы с совпадением гласных, но с частичным несовпадением согласных… Или вообще — акустическая — то есть ритмическое окончание, разное по написанию, но совпадает по звучанию. В любом случае — тут что-то со «звуком».
И, наконец, «краЮ-вьЮг» — если я не ошибаюсь, то эта рифма называется надстроечной. То есть ударный слог в одном слове оканчивается на гласную, а в другое «надстроено» на согласную. В обратной последовательности расположения рифмующихся слов в стихотворении подобная рифма будет называться усечённой.
Вообще, буквально в каждом случае каждую рифму можно было снабдить отдельным описанием её особенностей и признаков. А я затронула лишь самое наглядное. И, как видите, я себя тут не критикую, как давеча — «что выросло, то выросло» :)
И, пожалуй, я на этом и закончу свои лекции на тему стихосложения. Кстати, о рифмах я очень рекомендую почитать на сайте РИФМОВЕД
Надеюсь, что мои небольшие экскурсы в теорию были полезны.
Желаю всем ВДОХНОВЕНИЯ!!!

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Немного о стихосложении. Рифмы-омонимы и монорим. Статья Е. Шаровой

  1. Людмила говорит:

    Эта тема — рифмы — на самом деле очень интересная, действительно стоит почитать. Когда сын был еще мальчишкой, развлекались такой вот что ни на есть глубокой рифмой:
    Очумев от пенья,
    плюхнулся на пень я.
    Не опята ли вопят?
    Угораздился в опят!!!

    Или: Не бери ты денег с Оли — так отдай ей пачку соли. Всего не вспомню,
    но тренинг весёлый получился.
    Но самое главное, чтобы это был не «…звук пустой, звонкий выстрел рифмой холостой…», чтобы и к месту, и к цели, и звучно, и выразительно.

    • admin говорит:

      Ой, да! Тема рифм — такая разнообразная, что я решила её коснуться только краешком на нескольких примерах. А дальше — «сами, сами»)))
      Кстати, есть и холостая рифма)))

  2. Всеволод Кузнецов говорит:

    На одном из занятий я рассказывал об омонимах, и дал задание — написать стихи на эту тему. Выполнили Надя и Слава Васильевы и Галина Петровна Дриц. Привожу своё «древнее» стихотворение, которое и читал на занятии:
    КАК ЛОМАЛИ СТАРУЮ ДЕРЕВНЮ…

    Голосят в деревне бабы:
    «Бьют по избам нашим бабы.
    Где вчера ещё был клуб,
    Там сегодня – дыма клуб.
    Только крышу перекрыли…
    Все дороги перекрыли».

    Видя, как ломают пол,
    Вторит бабам сильный пол:
    «От мелодии такой –
    Хоть запой, а хоть – в запой!
    Не горит в окошке свет,
    Стал не мил нам белый свет…

    И с утра уже на ток
    Не дают нам больше ток.
    Хорошо, что мы нажали –
    Сотни три снопов нажали».

    «Развевались только косы,
    Когда в руки брали косы.
    И осталось для косы
    Ещё дело – у косы…».

    «А вон тот огромный кран
    Сковырнул мой новый кран,
    Может грядки затопить…».

    «И уже не затопить,
    Как бывало прежде, печь.
    Где теперь мне, бабы, печь?
    А ещё вчера топили,
    Сало, молоко топили…».

    «Поломали даже лавку
    И снесли киоск и лавку,
    И летят в глухие балки
    Рамы, плинтусы и балки…».

    «Остаётся взять ключи
    Да и выбросить в ключи…».

    «Хорошо – квартира есть,
    Где есть спать, и есть, где есть.
    В новом доме мы, как знать,
    Заживём, глядишь, как знать!».

    • admin говорит:

      Я тоже выполнила то задание)) Я там в тексте ссылочку и на своё с омонимами привела)) Я, как честный троечник, постаралась как «шмогла»)))
      А ваше — просто высший класс!))))

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    От публикации и комментариев на неё стало весело. Вот так, в ненавязчивой лёгкой форме, материал усваивается лучше.

    • admin говорит:

      Вот и я так решила, Свет — перевести в лёгкую форму. Поняла, что научный труд по рифмам я не осилю)) И решила немного похулиганить))) Рада, что тему поддержали!))

  4. Альбина говорит:

    От себя хочу сказать что мне нравятся омонимы в стихих, обожаю асонансные рифмы и завораживают по звучанию в произведении поглощающие рифмы… в общем иногда стихи текут а иногда брыкаются и скачут. Рифмы это тема как море безбрежное, хотя наверное берега то есть…

    • admin говорит:

      Очень точное сравнение, Алечка!)) Это море чуть меня не поглотило)) И я решила пойти другим путём — немного наглядных примеров и ссылка на умную статью на тему)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *