Думала я засесть за статью о рифмах, не особо углубляясь — так, в общих чертах… Но поняла, что слишком «ухожу в науку», да ещё и у нас тут под одной заметочкой ведутся диалоги о поэзии, технике стихосложения и прочем…. В общем, вечный «вопрос»!
Ну, и я решила капельку отвлечься — покопаться в своих стихоархивах. И отыскала пару своих стихов, которыми я надеюсь отвлечь вас от «серьёзности процесса стихосложения» и в то же время — немного рассказать и о рифмах.
Итак. Некоторое время назад Галина Дриц и я написали и опубликовали на сайте свои стихотворения с использованием рифм-омонимов (стихотворение Г. Дриц, стихотворение Е. Шаровой). Омонимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. То есть такая рифма является весьма даже интересной и с точки зрения техники — точной (можно сказать 100%).
Ну, а я в своём архиве нашла стихи с использованием монорифм. Монорифм или монорим — стихотворение или его часть, где используется одна рифма («однозвучная рифмовка»). Чаще всего такие стихи имеют юмористическую и ироническую окраску.
СИЖУ — ПИШУ…
Сижу – пишу. И что же написала?!
«Любовь-морковь», «лекало и алкала»…
Нет! Не пойдёт. Опять начну сначала.
(А может, рифм других уже не стало?)
«Селёдка-палка». Это где-то было…
Ну, да! В «Незнайке»! Надо ж – не забыла!
И снова лезет невпопад – «светило-мыло»…
О чём хотела написать? Вот закрутила!
Писать стихи одним легко, другим – не очень,
Весь мир ужался до слогов, тире и точек…
Первый и второй катрен, как видите, написаны каждый со своей монорифмой. Пусть рифма у меня кое-где не очень точная, но довольно наглядно, я думаю. Ну, и стихотворение, как видите, о «нелёгкой поэцкой доле»
А ещё я тут как-то решила похулиганить и помоноримить от души:
ЕЛЬфийское-занудное
— О чём ты загрустил, мой менестрель?
О чём молчит твоя … виолончель?
— О том, что отшумел уже апрель
И не слышна весенняя капель,
Не соловей поёт, а коростель
(Хотя, возможно, это — свиристель,
Что села на несрубленную ель).
А в речке тихо плещется форель,
А вместе с нею — мокрая макрель.
И мчит по лесу стройная газель.
А на реке кораблик сел на мель,
С вершин сошёл ледник (а может сель).
— Ты не грусти! Возьми свою шинель
И загляни в припортовой бордель —
Там ждёт тебя одна мадмуазель,
(Что выглядит точь-в-точь, как топ-модель),
Одетая в прозрачную фланель…
И, расточая аромат «Шанель»,
Она тебя уложит на постель…
А поутру — разбудит птичья трель,
А может за стеною чья-то дрель…
И варится на кухне вермишель,
И остывает на столе кисель…
Вот — твой причал, земная цитадель!
…
Пишу я вам всю эту канитель
Обычным мелким шрифтом – нонпарель.
Не ищите в этом стихотворении глубокого смысла, оно — хулиганство чистой воды! Лично мне очень нравятся «мокрая макрель»и «полупрозрачная фланель» — хотела бы я это «развидеть»! И это я ещё не все «ели» собрала! Ну, я думаю, что по этому виду рифм всё наглядно и понятно. Рекомендую, попробуйте сами пошалить с монорифмами — может, получится весьма интересно и забавно! Да и для тренировки неплохо.
Нашлось у меня стихотворение, где я умудрилась собрать несколько разновидностей рифм. Даже сама от себя не ожидала! Кажется, я его в прошлом году тут на сайте размещала, но придётся повторить — для наглядности:
Время осени истекло,
приближаются холода…
Покрывается луж стекло
хрупкой, матовой плёнкой льда.
Ветер северный — верный паж
белоснежно-седой зимы
Снегом, в технике декупаж,
украшает леса, холмы…
И в безвкусье не упрекнёшь —
безупречна ажура вязь!
Только холода острый нож
режет тонкую с летом связь…
Непреклонен зимы закон,
у безмолвия на краю
Погружается в крепкий сон
мир под пение белых вьюг…
Итак. Будем разбираться!
«ПАЖ-декуПАЖ», «иСТЕКЛО-СТЕКЛО» — пример поглощающей рифмы. То есть одно слово целиком входит в состав другого. Такую рифму ещё можно назвать глубокой.
«сВЯЗЬ-ВЯЗЬ» — вот тут я сомневаюсь.. То ли она полутавтологическая, то ли поглощающая. Тавтологическая рифма — это когда слово рифмуется само с собой. А полутавтологическую можно назвать и однокоренной. Наверное, в этом примере — всё-таки полутавтологическая.
Рифма «хоЛоДА-ЛьДА» — одна из самых точных в этом стихотворении. Точная рифма — общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. Пожалуй, к точной в моём примере можно отнести и «зиМЫ-холМЫ» и «закОН-сОН».
«упрекНЁШь-НОЖ» — пример рифмы… вот тут я сомневаюсь между консонансной, то есть — рифмы с совпадением согласных звуков и неточным совпадением гласных и асонансной — рифмы с совпадением гласных, но с частичным несовпадением согласных… Или вообще — акустическая — то есть ритмическое окончание, разное по написанию, но совпадает по звучанию. В любом случае — тут что-то со «звуком».
И, наконец, «краЮ-вьЮг» — если я не ошибаюсь, то эта рифма называется надстроечной. То есть ударный слог в одном слове оканчивается на гласную, а в другое «надстроено» на согласную. В обратной последовательности расположения рифмующихся слов в стихотворении подобная рифма будет называться усечённой.
Вообще, буквально в каждом случае каждую рифму можно было снабдить отдельным описанием её особенностей и признаков. А я затронула лишь самое наглядное. И, как видите, я себя тут не критикую, как давеча — «что выросло, то выросло»
И, пожалуй, я на этом и закончу свои лекции на тему стихосложения. Кстати, о рифмах я очень рекомендую почитать на сайте РИФМОВЕД
Надеюсь, что мои небольшие экскурсы в теорию были полезны.
Желаю всем ВДОХНОВЕНИЯ!!!
© Copyright: Евгения Шарова
Эта тема — рифмы — на самом деле очень интересная, действительно стоит почитать. Когда сын был еще мальчишкой, развлекались такой вот что ни на есть глубокой рифмой:
Очумев от пенья,
плюхнулся на пень я.
Не опята ли вопят?
Угораздился в опят!!!
Или: Не бери ты денег с Оли — так отдай ей пачку соли. Всего не вспомню,
но тренинг весёлый получился.
Но самое главное, чтобы это был не «…звук пустой, звонкий выстрел рифмой холостой…», чтобы и к месту, и к цели, и звучно, и выразительно.
Ой, да! Тема рифм — такая разнообразная, что я решила её коснуться только краешком на нескольких примерах. А дальше — «сами, сами»)))
Кстати, есть и холостая рифма)))
На одном из занятий я рассказывал об омонимах, и дал задание — написать стихи на эту тему. Выполнили Надя и Слава Васильевы и Галина Петровна Дриц. Привожу своё «древнее» стихотворение, которое и читал на занятии:
КАК ЛОМАЛИ СТАРУЮ ДЕРЕВНЮ…
Голосят в деревне бабы:
«Бьют по избам нашим бабы.
Где вчера ещё был клуб,
Там сегодня – дыма клуб.
Только крышу перекрыли…
Все дороги перекрыли».
Видя, как ломают пол,
Вторит бабам сильный пол:
«От мелодии такой –
Хоть запой, а хоть – в запой!
Не горит в окошке свет,
Стал не мил нам белый свет…
И с утра уже на ток
Не дают нам больше ток.
Хорошо, что мы нажали –
Сотни три снопов нажали».
«Развевались только косы,
Когда в руки брали косы.
И осталось для косы
Ещё дело – у косы…».
«А вон тот огромный кран
Сковырнул мой новый кран,
Может грядки затопить…».
«И уже не затопить,
Как бывало прежде, печь.
Где теперь мне, бабы, печь?
А ещё вчера топили,
Сало, молоко топили…».
«Поломали даже лавку
И снесли киоск и лавку,
И летят в глухие балки
Рамы, плинтусы и балки…».
«Остаётся взять ключи
Да и выбросить в ключи…».
«Хорошо – квартира есть,
Где есть спать, и есть, где есть.
В новом доме мы, как знать,
Заживём, глядишь, как знать!».
Я тоже выполнила то задание)) Я там в тексте ссылочку и на своё с омонимами привела)) Я, как честный троечник, постаралась как «шмогла»)))
А ваше — просто высший класс!))))
От публикации и комментариев на неё стало весело. Вот так, в ненавязчивой лёгкой форме, материал усваивается лучше.
Вот и я так решила, Свет — перевести в лёгкую форму. Поняла, что научный труд по рифмам я не осилю)) И решила немного похулиганить))) Рада, что тему поддержали!))
От себя хочу сказать что мне нравятся омонимы в стихих, обожаю асонансные рифмы и завораживают по звучанию в произведении поглощающие рифмы… в общем иногда стихи текут а иногда брыкаются и скачут. Рифмы это тема как море безбрежное, хотя наверное берега то есть…
Очень точное сравнение, Алечка!)) Это море чуть меня не поглотило)) И я решила пойти другим путём — немного наглядных примеров и ссылка на умную статью на тему)))