«Снова осень грустит…» Стихи Е. Шаровой

Снова осень грустит… Облетела с берёз позолота,
Стаи птиц потянулись на юг… Только плачут дожди,
Размывая неровные строчки на листьях блокнота:
«…никогда…», «…всё прошло…», «…позабудь обо мне и прости…»

Просто несколько фраз… а кому-то — удара больнее.
Ранят острые иглы небрежно написанных слов…
И любовь, как изгнанница, тихо бредёт по аллее,
Оставляя на мокром асфальте цепочку следов…

Это путь в никуда, и к былому возврата не будет,
Никого не сумеет согреть догоревший костёр.
Это осень несбывшихся снов и несбывшихся судеб…
Расплываются буквы в абстрактный чернильный узор…

Растворяются строчки, стираются слово за словом.
И бесплодны попытки пробить отчужденья рубеж…
А зима под своим белоснежно-холодным покровом
До весны сохранит  лишь обрывки погибших надежд.

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

39 комментариев: «Снова осень грустит…» Стихи Е. Шаровой

  1. Елена говорит:

    Стихотворение настолько прекрасно и пронзительно, что слов не надо, всё замечательно сказано с помощью поэзии. Дорогая Женя, как истинный поэт, Вы в стихотворении рассказали то, что выразить иным способом невозможно… Финал вселяет надежду, но лишь тем, кто хочет надеяться во что бы то ни стало. Мой личный опыт заставил меня лишь скорбно улыбнуться при мысли, что весной эти обрывки могут ожить и возродиться… «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», повторю я за Андреем Вознесенским. Но это лишь мои чувства. Стихотворение необыкновенное, образное, напевное. А «цепочка следов» на «мокром асфальте» видится мне как орнамент из осыпавшихся лепестков увядших цветов.

    • admin говорит:

      Елена!
      Спасибо большое за тёплые слова.
      Очень рада, что стихотворение откликнулось Вам!

      С теплом,
      Женя Ш.

  2. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Стихотворение вызвало сильные эмоции.

  3. Людмила говорит:

    Женя, отличное стихотворение! Просто мастерское! И к осенней грусти так талантливо прибавила свою лепту, что захотелось привнести немного позитива.

    Размыла осень грусть прощальных слов…
    «Забудь… прости…» — так грустно, безысходно…
    Ушла безропотно изгнанница-любовь.
    Душа пуста…А, может быть, свободна?
    Уснет под белой скатертью снегов
    Земля. Перебеснуются метели.
    И звонкая — в лучах, ручьях и трелях —
    Придет весна! И в душах вышьет вновь
    Своею золотою канителью
    Слова — НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ!

    (прошу прощения за «оригинальную» вновь-любовь)

    • admin говорит:

      Спасибо за отклик, Людмила!
      И за экспромт!
      ( есть ещё более «оригинальная» рифма — «любовь-кровь»)))

    • Елена говорит:

      Прошу прощения за «влаз»… Прочла комментарии на стихотворение Жени, и попытка стихотворения Людмилы не оставила меня равнодушной. «Привнести позитива» Людмиле удалось, чего не могу сказать о стихотворении. Людмила, пожалуйста, прежде чем публиковать его, поработайте ещё, и дело не только в «истрёпанной» рифме. Особенно меня резанула строчка «Своею золотою канителью». Растянутые окончания используют те, кто не дружит с ритмом и размером. Ещё «в душах вышьет» — шипящая к шипящей согласные слишком плотно стоЯт, и они очень «шипят». В целом этюд мне приглянулся, есть удачные моменты, особенно вначале. Женя меня поругает, но я надеюсь на понимание, что «ничего личного», это — поэзия!

      • admin говорит:

        )))Не, я ругаться не буду))) Я только поворчу))) потому как это просто комментарий и просто экспромт на скорую руку. А вот если Людмила решит его публиковать всерьёз — вот тогда уже будет другой разговор. И тут уже хорошо бы довести до ума. И вот тут я уже с Вами соглашусь и ругаться не буду)))

        Людмила! Я прошу прощения за невольную дискуссию под вашим комментарием-экспромтом!

        С теплом,
        Женя Ш.

      • Людмила говорит:

        Елена, спасибо! Конечно же, я не буду его публиковать, это чистый отклик-экспромт. С шипящими соглашусь, а с канителью, пожалуй, нет, оно созвучно с трелями- метелями. Это неточная, но допустимая рифма. Упорствовать в своей правоте не буду, это мое ощущение.
        Но я рада, что Вы так внимательны даже к таким мимолетным нашим опусам!

        • Елена говорит:

          Людмила, спасибо за ответ. Слово «канитель» прекрасное, очень милое, оно не часто используется. Меня напрягло «своЕЮ золотОЮ», это выдаёт слабость в поиске подходящей строчки, понимаете? Это тоже моё ощущение, но если Вы обратитесь за содействием к профессионализму ЛИТО, будет надёжнее. А строки «Перебеснуются метели.
          И звонкая — в лучах, ручьях и трелях —
          Придет весна!», по-моему, превосходны. Желаю к весне создать шедевр.

          • Людмила говорит:

            Елена, но канитель — это же нить в своем первоначальном значении, и весна вышивает своею золотою нитью … т.е. солнечной, подразумевается. Разве не так?

          • admin говорит:

            Людмила, надеюсь, влезть можно))) Я поняла, что имела в виду Елена.
            Окончания слов «своЕЮ злотОЮ» — дело в окончаниях слов. Ведь, если сказать просто прозой мы ведь как скажем «своЕЙ золотОЙ канителью» без всяких «Ю» для увеличения количества гласных… Конечно, окончания ЕЮ и ОЮ — тоже правильны с точки зрения правил)) Но такой приём действительно обедняет и упрощает стихи. Нууу…. лично я стараюсь таких окончаний допускать поменьше и уж точно — не подряд, а распихав по стихотворению — чтоб не на виду.
            Образ — хорош, а вот окончания слегка понижают впечатление.
            Вот как-то получается, если Ваш экспромт разобрать по-взрослому))))
            С уважением,
            Женя

      • Всеволод Кузнецов говорит:

        Позвольте. не согласиться с Вами. милая и уважаемая Елена Николаевна! Сразу повеяло русским старинным романсом — как только прикоснулся взглядом к строке: «Своею золотою канителью». Да и само понятие «канитель»можно отнести к историзму. Словом, на мой взгляд, дело вкуса.

        • Елена говорит:

          Всеволод Михайлович, благодарю Вас за внимание, мне это очень лестно. Слово «канитель» не подвергается сомнению, совершенно наоборот. Но Людмила сама понимает, что случайно замеченное мной «этюдное стихотворение», весьма интересное, во многом удачное, требует доработки. Шероховатости есть. А Ваша мягкость для начинающих может стать губительной. Нет ничего опаснее, чем сравнивать свои экспромты с шедеврами и находить в них «похожести». Людмила, стихотворение говорит о личной Вашей индивидуальности, говорит о Вашем восприятии, к примеру, осенней грусти, расставания… Сохраните в себе «своё», но будьте к себе строже.

  4. Людмила говорит:

    Женя, признайтесь, уже есть музыка к этому романсу? Я так его не читаю , а пою на какой-то подвернувшийся мотив.

    • admin говорит:

      Чеснопионерское — нет на это стихотворение музыки! Ну, во всяком случае я об этом ничего не знаю.
      А сама я музыкальными инструментами не владею — я только на нервах умею))

      • Людмила говорит:

        Ну почему в Ладоге психолог есть, а композитора нет?! Нужен срочно!

        • admin говорит:

          Нууу… как-то «не склалось» с композиторами)))

          • Елена говорит:

            Дорогая Женя, спасибо Вам за профессиональный коммент, вы совершенно правы. Благодарю за Вашу чуткость. Елена.

  5. Людмила говорит:

    «…он камень своею рукой отвалил
    и чистой водою овец напоил..» А.Ахматова
    Другие примеры нужны? Этот только навскидку!

    • admin говорит:

      Я так и знала, что этим кончится))))
      Мы же не знаем — как сама Ахматова или кто-то ещё относился к подобному приёму, может вынуждено пришлось применить. Может, знали о такой шероховатости, да поправить не смогли… Мы же не знаем, правда? А в данном случае к такому варианту Анну Андреевну, мне кажется, вывел стиль и тема этого произведения — вот прямо подходяще к теме произведения. Впрочем, я же не могу знать задумку Анны Андреевой. Поэтому — не аргумент))) И, на минуточку, она писала это в 1921 году, за это время стилистика-то поменялась. Да и классики — люди, а людям свойственно ошибаться)) Так что «а Пушкин, Лермонтов, Есенин и так далее» — ну реально не аргумент, при всём уважении к классиками.
      Впрочем, я же не говорила, что это ошибка — эти окончания слов согласуются с правилами и с этой стороны — без вопросов.. А вот приём… всё-таки архаичный…
      Сейчас я скажу высокопарно))) — «Мы, поэты двадцать первого века, должны не только учиться у классиков, но и улучшать их результаты. А не оправдывать свои слабости их слабостями» — во как завернула)))
      А если серьёзно — мне ваш экспромт очень понравился, невзирая на окончания и прочее))) СПАСИБО!! Ну, кто ж знал, что он вызовет такую дискуссию))) Во как бывает!

      С уважением,
      Женя

  6. Всеволод Кузнецов говорит:

    А СТИХОТВОРЕНИЕ ЖЕНИ ШАРОВОЙ — ДОРОГОГО СТОИТ! ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ И ВАШИ КОММЕНТАРИИ, ДРУЗЬЯ!

    • admin говорит:

      Спасибо, Всеволод Михайлович!
      Кстати, я его писала в обратном порядке)))

    • Елена говорит:

      Стихотворение «Снова осень грустит…» превосходно, говоря Вашими, Всеволод Михайлович, словами. Спасибо за «друзья». Попрощаться хочу строчкой из стихотворения Женечки: «И бесплодны попытки пробить отчужденья рубеж». Елена.

  7. Людмила говорит:

    Женя, я все же считаю, что именно в стихах творительный падеж — своею, длинною, старинною , красотою, водою, и т.д. очень даже уместно и вовсе не архаично, даже ближе к истокам языка. Что касается Ахматовой — она очень чутко относилась к слову — ничего случайного, все выверено, просто снайперски
    точно, это принцип акмеизма. Она просто не могла позволить себе «ляпа».

    • admin говорит:

      А может — могла?))) Ну, откуда нам знать. Это же она писала, а не мы.

      • Людмила говорит:

        Не могла! Почитай и проанализируй. Есть у нее и пафосность, и надрыв местами, что-то более сильное, что-то менее… Что касается техники, уместности и точности слов — безупречность! За что и люблю ее.

        • admin говорит:

          Какие все сегодня категоричные))) Я тоже хочу!)))) А вот — могла)))) Шучу, шучу и спорить не буду))) А я больше к Цветаевой… но с опаской — она (Марина Ивановна) на меня очень влияет — незаметно для себя рискую уйти в плагиат, реально ловила себя на повторе! Поэтому вынуждена, при всей к ней симпатии, читать дозировано. И, кстати, я её не могу читать про себя — только вслух.. Прямо наваждение какое-то, никакой другой поэт так не влияет.

  8. Людмила говорит:

    Что касается улучшить их результаты — нам хотя бы приблизиться немного…

    • admin говорит:

      А кто знает — может и приблизились и уже улучшили)) Просто нам самим себя трудно оценивать. Пусть потомки сравнивают и решают. Главное, чтобы не прицепили то, чего нет вовсе — мы ведь… ну ладно-ладно — я только за себя буду. Честно говоря, я очень-очень стараюсь не «пристёгивать» к классикам свои мысли о них, хотя охотно верю, что каждый из них тщательно выверял слова, нюансы… но допускаю, что были и слабости и неудачи — где не выверенно и не проверено, но чем-то дорого))) И невольно сравнивается стиль речи (в данном случае — поэтической) поэтов разных времён — ведь все писали согласно ну, некоей моде своего времени — обороты речи, рифмы, темы… Много похожего, но ведь и разного — много… Та что классики — да, но да оглядке на наше время)))
      Наверняка кто-то уже на эту благодатную и бесконечную тему уже и диссертацию защитил))

  9. Людмила говорит:

    Мы так далеко «скатились» от предмета спора! А он бесконечен! Галина Васильевна сегодня отчасти подтвердила твою правоту . Прекрасные , достойнейшые стихи. Я очень рада, что среди ладожцев такой Поэт.

  10. Всеволод Кузнецов говорит:

    ЛЮДМИЛА, В ОЦЕНКЕ СТРОКИ «СВОЕЮ ЗОЛОТОЮ КАНИТЕЛЬЮ» — Я ЗА ВАС! МОЖЕТ, ПОТОМУ ЧТО Я ТОЛЬКО НОГАМИ СТОИТ «В СЕГОДНЯ», А САМ Я ВЕСЬ — В ПРОШЛЫХ ВЕКАХ, НАЧИНАЯ С КОНЦА 19-ГО.

    • Всеволод Кузнецов говорит:

      Опечатка. Надо: «ТОЛЬКО НОГАМИ СТОЮ «В СЕГОДНЯ…»

  11. Евграф говорит:

    29 комментариев! По-моему это рекорд обсуждения. Думаю, это было полезно всем.
    Е.Р.

  12. Людмила говорит:

    Спасибо, Всеволод Михайлович, за поддержку! Наверное, я тоже где-то там стою, где и Вы. И вообще, думаю, в поэзии нет ничего безапелляционного,
    категоричного. Тут и вкусы, и нюансы, и формы. Я не говорю о каких-то недопустимых вещах.

    • Елена говорит:

      31-ый комментарий. Учиться, учиться и учиться! «ДостойнешИе» стихи требуют каторжной работы! В ЛИТО не галеры, конечно, но и не лиман. Рядом с Всеволодом Михайловичем Людмиле рановато становиться. Пожалуйста, будьте к себе строже, не стремитесь к похвалам. Обратитесь к стихотворению, ради которого начались комментарии. Женя Шарова к себе очень требовательна!

      • Людмила говорит:

        Во-первых, речь идет о вкусах, что касается рядом.
        А во-вторых, я к себе достаточно строга, даже более, чем Вы ко мне.

  13. Всеволод Кузнецов говорит:

    По-настоящему уверен, что все наши обсужденья — полезны! И что всё проходит без обид! Все мы, друг у друга, учимся! И с каждым днём всё больше и больше убеждаешься, что сайт наш становится по-настоящему полезным нашим коллегам, в других ЛИТО, всей нашей пишущей БРАТИЕ!

  14. admin говорит:

    Тема закрыта для комментирования!

Комментарии запрещены.