Близ города Курска, в двадцати семи километрах к северу, в посёлке Свобода находится одна из самых древних русских святых обителей, именуемая Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь (до революции местечко имело одноимённое название с монастырём, примеч. автора). Совсем не случайно, а по воле самой Пресвятой Богородицы на берегу реки Тускари возникло столь удивительное место.
Побывать в благодатном уделе Царицы Небесной во дни пребывания в обители чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная посчастливилось паломникам из Подмосковных городов Лобня и Химки (ежегодно с 2009 года по решению Архиерейского Синода Русской православной зарубежной церкви из Америки в Коренную пустынь и Знаменский собор города Курска доставляется для поклонения святыне чудотворный образ Пресвятой Богородицы, примеч. автора).
Ныне почивший Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, посетивший Курскую Коренную пустынь в сентябре 1991 года назвал её третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского.
Ветреным и дождливым пятничным вечером, 23 сентября, небольшая группа паломников отправилась в путь. Моросящий дождь мокрой пеленой непрестанно покрывал окно микроавтобуса. В какой-то момент дождь перестал досаждать, но небо всё ещё было затянуто сизой дымкой. Чем дальше автобус удалялся от Москвы, тем выразительней становилось ночное небо, на чёрном фоне отчётливо проступали яркие звезды и созвездия. Своим мерцанием они завораживали и вселяли надежду, что несмотря на неутешительные прогнозы для паломников всё устроится благоприятно.
Ранним утром микроавтобус подъехал к вратам Коренной пустыни. В связи с важным событием, на площади уже вовсю сновали полицейские наряды и многочисленные паломники, стояли автобусы с госномерами разных регионов, машины «Скорой помощи» и «Пожарной службы».
Несмотря на утреннюю прохладу во всём предугадывался хороший солнечный день.
Группу встретил экскурсовод Сергей. Он поздравил паломников с прибытием в святую обитель и начал знакомить с историей монастыря начиная свой рассказ с момента чудесного обретения Курской Коренной иконы «Знамение».
Слушателям было интересно узнать о событии, с которым связывают появление в иконографии икон типа «Знамение».
По преданию, в первом веке, по вознесению Спасителя на Небеса, Матерь Божия ходила по земле по разным странам и народам как простая женщина. Она проповедовала Евангелие, и как-то в одном из городов Сирии язычники не вняли Её словам. Тогда Богородица простёрла руки к Небу и стала в глубокой молитве просить, чтобы Господь просветил их. В ответ на горячее прошение на груди Богоматери в ярком сиянии проявился образ младенца Христа. В честь этого чуда (чудо — одно из значений славянского слова знамение, примеч. автора) икону Богородицы с воздетыми к Небу руками и с образом Младенца на груди стали называть «Знамение».
Иконографические изображения Царицы Небесной такого типа, поясные и в полный рост, имеют названия «Оранта» (лат. Молящаяся), «Великая Панагия». В древнерусской иконописи они имели широкое применение. К этому же типу относят иконы Божией Матери «Нерушимая Стена, «Неупиваемая чаша».
Историю обретения Курской Коренной иконы относят ко временам нашествия на Русь татаро-монгол. Разорённый и сожжённый ханом Батыем в 1240 году Курск и его округа со временем поросли лесом. Часто жители ближних селений промышляли в лесистой местности охотой. Один благочестивый муж из города Рыльска на праздник Рождества Богородицы отправился со товарищами «прибытка ради» на охоту. На берегу реки Тускари при корнях вяза увидел небольшого размера деревянную доску, подняв которую обнаружил образ Пресвятой Богородицы «Знамение» (икону Богородицы назвали Коренною от места явления её при корне дерева, а по названию местности стали именовать Курскою, примеч. автора). Из места, где лежала икона в ту же минуту забил источник чистой родниковой воды. Благочестивый муж и подоспевшие охотники сразу ощутили благодать, исходящую от образа. Они с благоговением отнеслись к обретению, поместили икону в дупле того самого вяза, где была найдена икона и приступили к постройке часовни. Событие это относят к 1295 году (на площади перед монастырём установлена символическая скульптурная композиция изображающая момент обретения чудотворной иконы. Автором является курянин Вячеслав Клыков знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, примеч. автора).
Когда рыльский князь Василий Шемяка узнал о явлении иконы, то повелел принести её в город Рыльск. Все рыльчане вышли поклониться обретённому образу, лишь князь не пожелал преклонить главу за что «слепотою объят бысть». Вразумившись, чем вызван его недуг, князь раскаялся в содеянном, в горячей молитве обратился к Богородице, был прощён и получил исцеление.
В благодарность за прозрение на месте, где ему было возвращено зрение, он воздвиг деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, куда и был поставлен чудотворный образ. Однако икона вскоре исчезла и чудесным образом оказалась там, где её некогда обнаружили охотники. Неоднократно жители Рыльска пытались переносить икону в свой город, но всякий раз она исчезала и появлялась на месте явления при корне дерева. Таким образом Богородица сама указала, где Ей должно находиться.
Новому набегу и разграблению татарами курская земля подверглась в 1383 году. Жил в то время в городе Рыльске благочестивый иерей по прозвищу Боголюб. Он часто бывал в часовне на месте явления иконы. Однажды иерея за совершением молебна застигли крымские татары. Варвары сожгли часовню, икону рассекли надвое, разбросав половинки в разных направлениях. Боголюба пленили и увезли в Крым. Впоследствии московские дипломаты, будучи с миссией в крымском ханстве, выкупили иерея.
Первым делом Боголюб отправился к берегам реки Тускари на поиски разрубленной иконы. После усердной молитвы обе половины были найдены. Когда же иерей соединил меж собой части, то икона чудесным образом срослась.
На протяжении веков притекал народ к месту избранному Богородицей за утешением и помощью, получал исцеления от недугов душевных и телесных.
Однако такое массовое народное почитание у многих вызывало ненависть. По этому поводу приходят на ум строки из стихотворения известного русского поэта Юрия Левитанского «каждый выбирает для себя… дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя…» В конце девятнадцатого века социал-революционеры решили пошатнуть народную веру, для чего вознамерились произвести взрыв в Знаменском соборе, уничтожить почитаемую святыню. Дерзновенный поступок запланировали на 8 марта 1898 года на Крестопоклонной неделе, адская машина должна была прогреметь во время праздничного богослужения. Исполнением занимался курянин Анатолий Уфимцев изобретатель-самоучка связанный с революционерами. Он прошёл в собор, положил завернутое в ткань взрывное устройство на пол у самой иконы. Сообщником Уфимцева был некий мальчишка, имя которого по этическим причинам остаётся сокрытым. По его словам, он тогда в Бога не верил и захотел проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели Святыни и многого количества людей. Взрыв прогремел, но не при большом скоплении народа во время богослужения, как рассчитывали злоумышленники, а около двух часов ночи. Страшная картина разрушений предстала пред глазами прибежавшей к храму братии: выбитые стёкла, перекорёженные массивные железные двери. Удушливый смрад стоял внутри помещения, площадка перед иконой превратилась в груду развалин, чугунная сень чудотворного образа разлетелась на куски.
Но Господь попираем не бывает. Святыня и киот, в котором она находилась в сени, оказались целыми и невредимыми, без единой царапины: «Со слезами умиления все пали ниц перед столь явным новым чудом нашей великой Святыни, и с умиленными слезами совершили первое после разрушения молебствие»(журнал «Русский Паломник» № 12, от 21 марта 1898 года, показания монаха Знаменского монастыря).
Весть о двух явленных народу чудесах: неповреждённой взрывной волной иконе и о том, что от страшного взрыва не погибла ни единая душа, облетела все уголки земли русской и даже за её пределами. Громкое бесчинство лишь ещё больше поспособствовало прославлению чудотворного образа и укреплению веры в народе. Мальчишка, помогавший Уфимцеву, горячо уверовал в Бога, всю дальнейшую жизнь горько раскаивался и оплакивал свой ужасный поступок.
Хочется ещё вспомнить о событиях 1918 года, когда среди белого дня из Знаменского собора была похищена дорогая святыня. Спустя некоторое время одна женщина обнаружила в колодце завернутый в мешок сверток (по преданию колодец был ископан самим преподобным Феодосием Печерским, примечан. автора). В колодце оказалась похищенная икона Богородицы, но великолепные ризы с образа были сняты и никто по сей день не ведает о их судьбе.
С конца 1919-го чудотворный образ находился в частях Добровольческой белой армии. Осенью 1920 года икону вывезли за пределы России отступающие части армии Врангеля (по некоторым источникам армии Деникина). Длительный путь шествия предстоял русской святыне в эмиграции: Турция, Греческие Салоники, сербский город Нище, Белград, Вена, Мюнхен. Лишь тридцать лет спустя в конце пятидесятых прошлого века икона нашла пристанище в Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США), где находится и поныне.
Образ Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» является главной святыней русской православной эмиграции и воистину считается Одигитрией всего русского зарубежья.
Ещё немало интересных фактов о судьбе и чудесах чудотворного образа поведал паломникам экскурсовод. Впереди их ожидало не менее интересное знакомство с историей Курской Коренной древней обители.
На значительном удалении от монастырских ворот виднелась башня колокольни. По вымощенной плиткой дорожке экскурсовод с группой направились к Святым вратам. Над ними возносилась к Небесам трёхъярусная колокольня с колоколом на втором ярусе. Внутренние арки врат поразили экскурсантов красотой фресковой живописи, в красках повествующей библейские сюжеты. С верхнего округлого свода на паломников смотрел образ Царицы Небесной. Богородица будто благословляла вновь притекших в Свою обитель.
По дорожке, спускающейся от Святых врат к Собору Рождества Пресвятой Богородицы, паломники прошли через каштановую аллею. Остановились возле композиции «Воссоединение» (работа скульптора Андрея Клыкова, сына скульптора Вячеслава Клыкова, примеч. автора). Скульптура выполнена из бронзы, в ней запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр.
Проснувшееся солнце игриво пробегало по раскрашенной осенними красками листве, оно то степенно касалось лучами памятника, то блистало на золочёных куполах, возвышающихся к небесной сини крестах собора и крышах иных монастырских строений. Глядя на окружающую красоту в душе наперебой «переливались колокольчики».
Страшно представить, что в постреволюционные годы Собор Рождества Пресвятой Богородицы, был осквернён, взорван и разобран по кирпичикам. Незадолго до революции один прозорливый старец Коренной пустыни со слезами на глазах предсказывал, указывая на собор: «Здесь медведи будут». Действительно на месте разрушенного храма была разбита клумба, на которой многие десятилетия «красовались» два гипсовых медведя.
В горькие годины пустыни был нанесён весьма колоссальный урон. На колокольне, купол которой варварски снесли, была устроена смотровая площадка для отдыхающих санатория (на территории монастыря в 20-е годы располагалась воинская часть, в 30-х санаторий «Свобода», который был отведён для отдыха партийных чинов, в 43-м году военный госпиталь, примеч. автора). Знаменитые крытые каменные сходы, спускающиеся вниз от верхней площадки монастыря до храма Живоносного Источника, «новые хозяева жизни» безжалостно разобрали, место святого источника забетонировали. Но несмотря на бесчинства безбожников народное почитание святого удела не прекращалось никогда, народ продолжал приходить и к святому источнику, вновь пробившемуся из под земли.
Незабываемые впечатления на паломников произвело посещение нижней церкви Живоносного Источника, воздвигнутой над местом обретения охотником чудотворной иконы. К небесно-голубому храму под горой от верхней монастырской площадки ступеньками спускались крытые каменные сходы (кстати все храмы в пустыни нежно-голубого цвета, смотрятся очень красиво, примеч. автора). Храм этот был построен сподвижником Петра I дипломатом, полководцем, одним из первых русских генерал-фельдмаршалов Борисом Петровичем Шереметевым в 1713 году на средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.
В глубине храма, напротив алтаря у основания крытых сходов колодезь под каменной сенью, над ним икона Божией Матери «Знамение»(интересен факт, что во время богослужений со всех ступеней и площадок сходов виден и слышен ход службы, примеч. автора). Из колодезя вода истекает по трубам в купель для омовения и специально обустроенное место для набора воды паломниками. Фаянсовый иконостас в храме необыкновенно красив, его росписи никого не оставили равнодушным (над иконостасом работали мастера из Екатеринбурга).
Выйдя из храма, паломники с экскурсоводом пошли по грунтовой дорожке в сторону леса к святым источникам.
Источников в обители порядка двенадцати, среди них Живоносный, источник Казанской иконы Божией Матери, его ещё называют «глазным», здесь несколько лет назад произошло чудесное исцеление незрячей девочки, источники великомученику Пантелеимону, святителю Николаю, преподобному Серафиму Саровскому. Каждый из них имеет свой отличительный вкус воды и силу благодати, являет чудодейственную помощь святых угодников Божиих и самой Царицы Небесной, принимает всех страждущих, пришедших с верой и чистым сердцем.
Экскурсовод водил паломников по холмистой территории, заостряя внимание слушателей на тех или иных фактах из истории обители. Преодолев немалое расстояние подошли к небольшому монастырскому кладбищу (до революции на этом месте так же было монастырское кладбище, пришли иные времена и на братских костях посадили сад…), помолились о почившей братии монастыря, об упокоении известного старца иеросхимонаха Иоанна(Бузова). К нему на могилку продолжают приходить за молитвенной помощью, оставляют записочки и верят, что не останутся неуслышанными, и по молитвам батюшки Иоанна всё устроится к лучшему.
Помолившись и поклонившись надгробным крестам снова пошли преодолевать спуски и подъемы.
По крутой многоступенчатой лестнице поднялись к Собору Рождества Богородицы. Здесь на площадке, сразу за алтарём стоит памятник, изображающий моление на камне преподобного Серафима Саровского (это ещё одна работа скульптора Вячеслава Клыкова, установленная в монастыре). Вовсе не случайно памятник именно преподобного Серафима Саровского украшает монастырскую территорию, при жизни он не раз бывал в святой обители (недалеко от города Саров стоит такая же скульптура, примеч. автора).
После насыщенной экскурсионной программы, и монастырской трапезы, паломники отправились размещаться в отведённых для группы комнатах близлежащего общежития. На территории обители есть гостиничные номера для паломников, а в нескольких минутах ходьбы от монастыря находится здание «Паломнического центра». Тем не менее в связи с большим наплывом гостей, прибывших на Крестный ход, все места были забронированы за несколько месяцев вперед. Однако паломникам из Подмосковья по милости Божией и ходатайству Царицы Небесной удалось найти пристанище. Не иначе как чудом это не назовёшь.
Впереди ожидалось ещё не мало интересного. Всем запомнилась поездка на монастырское подворье в скит Серафима Саровского. Он расположен на холмистом берегу реки примерно в километре к югу от монастыря. Там, в часовне преподобного Серафима подали требы, побывали на панихиде и на молебне о недужных, набрали водички из источника святого Серафима. На территории скита есть гостиница, хозяйственные строения, садово-огородное хозяйство, имеется своё пастбище, скотный двор, пруд, в котором разводят рыбу. Паломникам представилась возможность приобрести с собой наивкуснейшие молочные продукты.
На обратном пути в пустынь чуть не доезжая до монастыря обратили внимание на промелькнувший за окном микроавтобуса музейный комплекс. Оказалось, что это Мемориальный комплекс и военно-исторический музей «КП Центрального фронта» им. К.К.Рокоссовского. На этом самом месте в годы Великой Отечественной войны во время Курской битвы располагался командный пункт Центрального фронта, которым командовал генерал-полковник Константин Константинович Рокоссовский («Советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза. Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и маршал Польши. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны», Википедия).
По возвращению из скита утомившимся паломникам представилась возможность немного отдохнуть. Те же, кто имел в себе силы снова отправились к святым источникам, но теперь не с экскурсией, а для омовения и за водичкой.
Неспешным шагом, без суеты, спустились по длинной многоступенчатой железной лестнице к подножию холма. Собор Рождества Богородицы снизу казался похожим на корабль, плывущий по безбрежным синим просторам. Невдалеке от лестницы возле обустроенного Живоносного источника выстроился с пустыми бутылями народ за водичкой.
Чуть ниже, на берегу речки, прижавшись друг другу, виднелись две обустроенные деревянные купели (мужская и женская), украшенные голубыми куполами, увенчанные золотыми маковками с крестами. Около купелей также стояло немало народа. Решили пойти сначала к лесным источникам.
По тропинке, убегающей в сень осеннего леса, заторопились за водой. На обочине тропки на потрескавшемся пеньке сидел кот. Четвероногий страж сквозь прищур зелёных глаз смотрел на всех проходящих мимо (на монастырской территории гуляет немало пушистых мурлык, а на тропинках разложены пойманные ими «подарки», примеч. автора).
Паломники останавливались у каждого источника и неспешно, с молитвой во исцеление души и тела, принимали благодатную целебную водицу.
Источник преподобного Серафима Саровского стоял в окружении высоких деревьев с выступающими над поверхностью земли корнями. Перед глазами явственно предстала картина обретения благочестивым мужем чудотворного образа «Знамение» при корнях дерева.
Постояв в молитве, направились к источнику святителя Николая. Над источником установлена купель. Внутри маленького деревянного строения на стене — икона святителю. Пропели тропарь. По очереди спускались по ступеням в студёную живительную купель, трижды погружаясь с головой в воду.
Поблагодарив святого угодника, направились к Живоносному источнику. Пока ожидали своей очереди, чтобы зайти в купель, с интересом и умилением наблюдали за малым телком на противоположном берегу реки Тускари, спустившимся испить водички из речки и за мирно пасущимся стадом коров.
Из купели вышли довольные паломницы, давая возможность другим в очередной раз испытать благодать от омовения.
Приближалось время вечерней службы. В Собор Рождества Богородицы, где на аналое пред алтарём находился привезённый чудотворный образ Богородицы полиция, в целях безопасности, всех пропускала через рамку металлоискателя.
…Утром к литургии паломников в пустынь прибыло ещё больше. Собор не вмещал всех собравшихся. Божественная литургия совершалась в сослужении многочисленного духовенства. Многие слушали ход службы и молились на улице прямо при дверях храма.
Здесь же шла исповедь для тех, кто в памятный праздничный день желал причаститься Святых Христовых Таин. Сотни православных женщины и мужчины, старики и дети, миряне и духовенство из разных городов и весей матушки России сердечно и с усердием обращали молитвы ко Пресвятой Богородице пред Её святой иконой.
По окончании богослужения под колокольный звон из собора торжественно вынесли обряженную белоснежными цветами икону Божией Матери «Знамение», понесли её по выстланной ковром из благоухающих трав и цветов дорожке от собора до монастырских врат. За вратами народ продолжал притекать к шествующим крестным ходом. Молитвенное прославление Царицы Небесной не прерывалась ни на минуту. Сельские жители, которые не могли принять участие в процессии крестного хода, вышли к обочине дороги, чтобы проводить святыню из пустыни в Знаменский кафедральный собор в Курске.
Историю начала крестных ходов с иконой Курской Коренной относят к 1618 году. По высочайшему Указу царя Михаила Федоровича в девятую пятницу по Пасхе состоялся самый первый крестный ход из Знаменского монастыря в «пустыньку, что на корню».
На протяжении столетий крестный ход собирал тысячи паломников. В 1775 году Курск получил статус губернской столицы. В торжественном шествии принимали участие не только духовенство и простой люд, но и светские чиновники, что придавало традиционному обряду особую значимость. В XIX веке Государственным Советом было принято решение сделать дни крестного хода нерабочими.
Известный русский художник Илья Репин в картине «Крестный ход в Курской губернии» (картина написана в 1880 — 1883 годах, является частью собрания Государственной Третьяковской галереи, примеч. автора) в красках выразительно описал многолюдное шествие с чудотворным образом.
С 1917 года традиция крестного хода была прервана на многие десятилетия. Лишь в 1990 году вновь состоялось возрождение издревле почитаемой православной традиции.
Паломники из Подмосковья с молитвой шли крестным ходом за Пресвятой Богородицей. На память и во исцеление взяли с собой цветочки с украшенной дорожки. С многолюдной процессией прошли через Святые врата до монастырских врат. Там сели в свой автобус и поехали следом за колонной машин и автобусов, медленно движущихся за пешими крестоходцами.
Первая кратковременная остановка крестного хода — в селе Долгое возле церкви в честь Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, была выбрана совершенно не случайно. По сохранившемуся преданию храм этот возведён на месте, где по предположению священником Боголюбом была найдена одна из половин разрубленной иконы. Из «Летописи церкви Иоакима и Анны села Долгое, Курского уезда» известно, что храм в селе появился в XVII веке.
Следующее место остановки церковь села Тазово. Знаменская церковь в селе построена в 1850 году «тщанием прихожан и пожертвованиями сторонних лиц».
В безбожные тридцатые годы двадцатого века постройки, принадлежавшие церкви, были разрушены, в храме кощунственным образом были испорчены фрески, с колокольни сброшены и разбиты колокола. Знаменский храм в Тазово чудом не взорвали. Благодаря хлопотам тогдашнего председателя колхоза в стенах храма было устроено зернохранилище, что оказалось в некой мере спасительным для его сохранения. В начале 1942 года в церкви вновь возобновились службы.
Далее крестоходцы расселись по автобусам, направились в сторону села Жерновец, оттуда — в Знаменский кафедральный собор города Курска (в Знаменском соборе чудотворный образ останется до 4 октября, примеч. автора). Микроавтобус с паломниками свернул с маршрута и по свободной дороге помчал в сторону Курска. В Курске группа побывала в Сергиево-Казанском соборе. Неслучайно решили посетить именно этот собор. Строение его является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества XVIII века (в летописи собора написано: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году…»). Однако не менее важное значение имеет тот факт, что история храма неразрывно связана с именем преподобного Серафима Саровского, одного из любимейших святых русского народа. При входе во врата собора на памятной доске надпись: «В этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский. К 100-летию канонизации. 1903-2003». В строительстве храма принимали участие родители будущего святого, в «Летописи» тому есть подтверждение: «Помощником строителя храма купца Первышева был также Курский купец Исидор Мошнин (отец будущего святого, примеч. автора). Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина (мать будущего святого, примеч. автора).» Будущего преподобного тогда звали Прохор Мошнин. Однажды мать взяла с собой на стройку собора семилетнего Прохора, поднялась с ним на строящуюся колокольню, откуда ребёнок по неосторожности упал наземь. К удивлению испуганной матери и очевидцев происшедшего Прохор стоял невредимым среди обломков кирпичей и иного строительного мусора. Теперь над местом падения младенца устроена сень с ликом преподобного Серафима и надписью на камне: «На сем месте в 1761 году при постройке Храма с колокольни упал 7-летний отрок Прохор Мошнин (в будущем преп. Серафим Саровский), который помощию Божией остался здрав и невредим».
Подошло время покидать Курскую землю, дарующую благодать, питающую живительными силами всех притекающих с верой и надеждой. Объезжая перекрытые улицы, микроавтобус двигался по направлению к выезду из города. Вдалеке одной из улиц паломники увидели хвост крестного хода. Радость обуяла сердца. Казалось такое совпадение не случайным, словно весь путь от Курской Коренной пустыни до Курска прошли вместе с Пресвятой Богородицей. Верилось, что Царица Небесная покрыла своим покровом путешественников, и благословила их неблизкий путь до дома.
сентябрь-октябрь 2016 год
© Copyright: Галина Мамонтова
Очень достойная, стилистически грамотная публикация. Интересна с информационной точки зрения (включая, хорошо подобранные, дополняющие повествование фотографии), ясное, простое, образное изложение, личная авторская причастность к происходящему. Читая, вовлекаешься в путешествующий процесс.
Живое событие!
Вопрос корректности — нет ссылки на использованные материалы и источники.