Непредсказуемые виражи, которые закладывает на протяжении жизни судьба, сказываются на любом виде деятельности, которыми ты занимаешься. В частности – на работе. Мне пришлось в этом убедиться в очередной раз, на днях! Казалось бы, до нынешнего года, не будучи в столице Киргизии ни разу, сложно рассчитывать на два вояжа туда подряд, но это случилось! Не успел я вернуться из Бишкека, как выяснилось, что через неделю у нашей смены опять есть туда командировка, но тот человек, что был в неё записан, не имеет соответствующего допуска на обслуживание одного из двух типов самолётов, которые мы там «разворачиваем». Вот и поступило предложение мне! Отказываться было неразумно, тем более что напарником в этот раз должен был лететь, проверенный не раз в различных ситуациях, что по жизни, что по работе, Пётр Максимов. И, как оказалось, провидение Господне – это не пустая болтовня.
Прилетев в Бишкек такой же летней ночью, как и в описанном ранее очерке, только менее знойной, мы занялись обычной работой по обслуживанию. Всё прошло штатно, самолёт был готов к отправке без задержки, как вдруг к нам подошёл коллега из «Уральских авиалиний» с просьбой о помощи. Оказалось, что самолёт их компании летел в аэропорт Ош, но при заходе на посадку у него не вышли закрылки и командир принял решение сесть в аэропорту «Манас», так как полоса здесь длиннее. Здесь я хочу сделать маленькое, посвящённое особенностям эксплуатации авиатехники, отступление.
Конечно же вы все знаете, что самолёт летит не за счёт кривизны Земли, которая представляет собой почти шар, а за счёт подъёмной силы, создаваемой набегающим потоком воздуха под крылом, в виду особенностей профиля оного, и также в результате реактивной тяги двигателей. Так вот, для того чтобы создать большую подъёмную силу, конструкторами были придуманы специальные устройства, механизация, увеличивающие площадь крыла – предкрылки и закрылки. Поэтому перед взлётом, экипаж их выпускает, чтобы на разбеге, когда скорость невелика, подъёмная сила была больше. Взлетев, после уборки шасси, по мере нарастания скорости, механизация крыла убирается, так как она имеет прочностные ограничения и полёт проходит с так называемым «голым крылом». При заходе на посадку, мощность работы двигателей понижается, скорость падает, самолёт «тормозит», но ниже определённых значений скорость снижать нельзя из-за того, что он может сорваться в штопор, так как одновременно падает и подъёмная сила. В этот-то момент и требуются опять предкрылки/закрылки! В результате их выпуска подъёмная сила возрастает, при необходимой посадочной скорости, а она варьируется от 230 до 280 км/час в зависимости от типа, и лётчики сажают самолёт с более комфортной скоростью. В случае же посадки с «голым крылом», что и произошло в этом случае, так как механизация не выпустилась, экипажу пришлось сажать самолёт с более высокой скоростью для поддержания необходимой подъёмной силы. А это чревато повреждением шасси, что мы и наблюдали несколько лет назад в Шереметьево, при посадке «Super Jet-100», когда пилоты, неправильно рассчитав скорость, в результате жёсткой посадки, проломили стойками шасси крыльевые баки, как результат — пожар на борту, много жертв, ущерб имиджу авиакомпании и так дальше…
В случае посадки с невыпущенной механизацией, для погашения высокой посадочной скорости, самолёту требуется более длинная полоса, из расчёта, если вдруг откажет и реверс двигателей. Вот командир и принял решение садиться в аэропорту Бишкека. Как только об этом поступила информация, была дана команда наземным спасательным службам. Приведение их в готовность мы и наблюдали, отправляя наш борт домой. Ведь по центру полосы, у «рулёжки», выстроились и «пожарка», и «санитарка», и тягач с водилом, и машина с аварийной командой, и служба обеспечения проезда на полосу, и многие другие… И все с включёнными проблесковыми маячками! Словом, такая цветомузыка среди ночи, что засмотришься!
Это вызвало удивление! С чего вдруг в пять утра все переполошились?
Когда же представитель авиакомпании объяснил нам причину этого переполоха, с просьбой оказать посильную помощь, всё стало на свои места. Но… Работа в «Аэрофлоте» не позволяет вмешиваться в деятельность другой авиакомпании, без подтверждения наших полномочий, которые руководство их компании должно запросить у нашей. И только после их получения нам разрешено подходить к лайнеру сторонней организации, для выполнения тех или иных действий. Всё это обусловлено действующими правилами и законами. Пришлось объяснить реалии коллеге. Но нельзя же оставлять его вообще без помощи! Поэтому рассказали, какие процедуры надо выполнить для самостоятельной проверки. Дождались аварийной посадки, которая прошла успешно, лётчик оказался большим умницей, а сами отправились в гостиницу (ведь без малого уже полсуток были на ногах), наивно полагая, что такое согласование — это процесс длительный, что может обойдутся без нас, что появится вскоре их представитель с допуском на полноценное обслуживание, так как у того, кто обратился к нам, есть только допуск на работы вне кабины самолёта. Причин тому, чтобы отдохнуть было много, но расслабиться нам не дали… Жизненный опыт, как и опыт работы в авиации подсказывал, что так легко мы не отделаемся.
Едва голова, как мне показалось, коснулась подушки и удалось окунуться в объятия Морфея, как тишину гостиничного номера прорезала трель телефона. Звонили из Екатеринбурга, из офиса технического обслуживания авиакомпании «Уральские авиалинии» с сообщением, что наши полномочия, для выполнения работ на их самолёте, подтверждены, необходимые ссылки на документы, для выполнения технического обслуживания, высланы на офис «Аэрофлота» в Бишкеке, такси заказано. И просьба, выдвинуться в аэропорт, для оказания помощи их представителю при тестировании систем и устранения дефекта, с последующим выпуском разрешения на вылет. Что ж, пришлось реанимироваться под холодным душем и выезжать.
Но, как всегда, эти люди, сидящие в офисах, далеки от реалий оказались. Им кажется, что после выполнения их части работы по организации, нет никаких причин для других задержек. А они есть! И самая главная из них та, что посадка без выпущенной механизации – это аварийная посадка, а, следовательно, это лётный инцидент, предпосылка к чрезвычайному происшествию. И пока ведомство по БП (безопасности полётов) не выполнит полное расследование этого случая, не выяснит, были ли нарушены правила полёта и так дальше, никто к самолёту не будет допущен. Так что нам, прибывшим по первому зову, пришлось ещё два часа куковать в офисе «Аэрофлота». А тут и прибытие второго нашего рейса для обслуживания подоспело. Пока «развернули» его прошло уже четыре часа с момента нашего прибытия. Инспекция к этой поре разродилась разрешением на открытие самолёта, и мы приступили к нашей рутинной работе. На всё про всё – тестирование, инспекцию механизации, грамотное оформление журнала, составление акта технической готовности и выпуск разрешения на вылет ушёл ещё час. Благодарностью нам от авиакомпании, за выполненную работу, было два стакана компота и большое, человеческое «Спасибо!». Так что в гостинице мы оказались уже в сумерках. Ни о каком разговоре о том, чтобы идти куда-то в кафешку не могло быть и речи. Но, «у нас с собою было»! Поэтому мы, с чувством выполненного долга, «поужинали» в номере и отошли ко сну. Ведь следующий рейс в Шереметьево уже начали готовить для вылета к нам и поэтому надо было как следует отдохнуть. Таким вот насыщенным получился первый день нашего пребывания в Бишкеке.
Второй день, по традиции, начался ночью. Тут, правда, всё шло по накатанной дорожке – маршрутка, аэропорт, офис, перрон, обслуживание, и на базу, то есть в гостиницу. В этот раз мы хотели туда попасть побыстрее, так как договорились со стюардессами дневного, прилетевшего рейса (их экипаж остаётся на ночёвку), поехать вместе (так дешевле) на экскурсию в Ала-Арча, в природный парк в ущелье, расположенное в часе езды от места нашего размещения.
Но мы едва успели! Девчонки договорились о раннем выезде, поэтому мы остались без завтрака. Пришлось пойти на такую жертву. Ну и Бог с ним, с тем завтраком, решили так! Ведь важно было всё же то, что мы поехали за новыми впечатлениями, и невыполненный пункт прошлого пребывания в Киргизии обещал обрести своё реальное воплощение.
Замечу, что горы Тяшь-Шаньской гряды по своему возрасту и размерам находятся как раз между Уральскими и Гималаями.
Любая поездка в горы для человека, выросшего на равнине, всегда является событием. Возможностью увидеть эти природные образования, возникшие на поверхности Земли миллионы лет назад в результате столкновения движущихся материков, наползания друг на друга геологических плит. Но будь то покатые Уральские горы или огромные мрачные, чёрные исполины Гималаев, каждые требуют к себе должного, уважительного отношения, так, как и погода возле них, и каменистый ландшафт несут всегда опасность быстрого изменения и преображения.
Особенностью как похода, так и подъезда к горам является то, что к ним всегда приближаешься не по прямой. Иногда создаётся впечатление, что едешь в сторону, но в итоге оказываешься всё равно в нужном месте.
Выехав сравнительно рано, мы промчались с ветерком по уже проснувшемуся и ожившему городу, вырвались за его окраину и с, уходящего с подъёмом, предгорья увидели эти величественные изваяния природы во всей красе.
Петляющей между предгорными селеньями дорогой мы всё ближе и ближе подбирались к их подножьям. И вот они перед нами: как будто вспаханное неописуемой величины плугом ущелье; ощетинившиеся на голубое небо зубами гигантской акулы горы, вспарывающие мягкую брюшину редких белых облаков, которые как будто исходятся от боли в безмолвном крике; вспенившаяся до белизны, горная речка Ала-Арча, разбивающаяся на каждом метре о груды камней и, вдруг, замирающая на небольшом плоском участке, перед тем, как опять начать свой стремительный бег; огромные, занимающие тысячи квадратных метров каменные морены, результат тысячелетних сходов с отвесных гор ледников; крутые, изумрудные у подножий, коричнево-зелёные в середине склоны и покрытые огромными белыми шапками снегов устремлённые ввысь вершины.
Температура воздуха по мере приближения к горам изменялась на глазах. От +30°С на выезде из города она понизилась до +12°С у входа в ущелье и вдруг опять взлетела до +22°С, стоило нам углубиться в ущелье и выйти на солнечные участки ведущей к водопаду дорожки для прогулок, проложенной вдоль русла реки. Этот водопад и был конечной целью нашего небольшого похода. Но причудливо извивающаяся тропа не спешила вывести нас к нему, предлагая вдоволь насладиться красотами, открывающимися за каждым новым поворотом. Помня о нашей с Петром традиции, искупаться или хотя бы омыть руки-ноги в любой реке, куда нас заносила судьба, мы сразу устремились к Ала-Арче. Горная вода буквально обожгла холодом, запревшие в кроссовках ноги путников. Стоять на скользких камнях в стремительно несущемся потоке было непросто, но мы выполнили памятную фотосессию и продолжили путь к цели, попутно подкрепляясь, то ягодами горного кизила, то боярышника или тёрна.
Крутя головой то влево, то вправо я обратил внимание на какую-то аномалию на одном из склонов. Стали пристально всматриваться, потом попробовали фотографировать и увеличивать фото, чтобы разобраться что же там такого? И тут нас осенило! Да это же вырубленный или получившийся в результате эрозии, на торчащем из склона скалистом образовании, крест! Из-за слабости нашей оптики сложно было понять его природу, но это был он! Словно какой-то знак был нам подан с небес. Это могло означать только успех в нашем деле, чему мы бесконечно обрадовались.
Больше часа занял наш путь к водопаду. Наконец мы услышали его шум, и вскоре, за очередным изгибом тропинки, увидели эту местную достопримечательность. Сказать, что он нас впечатлил, повидавших на своём веку немало, не могу. Видели мы водопады и покруче, и помощнее. Но и в этом тоже было что-то завораживающее. Скрытый от любопытных глаз не только расстоянием, но и скальными выступами, он пел свою, одному ему понятную песнь, шумел, шуршал, до середины закрытый мелкими брызгами, которые образовывали вокруг нечто подобное пелене. Но такое впечатление было до тех пор, пока солнце не выглянуло из-за уступа. И водопад сразу преобразился! В каждой капельке воды заиграли солнечные отражения, над местом падения водного потока расцвела радуга, причём была она не коромыслом, как мы её привыкли видеть на равнине, а таким большим многоцветным сектором, повисшим неподвижно. Зрелище было завораживающее! Осталось только пожалеть, что не захватили с собой полотенца и плавки, чтобы постоять под струями настоящего, находящегося на расстоянии вытянутой руки, водного душа с ледников. Но хоть помыли руки, смыли засохший пот, с радостно улыбающихся лиц, кристально чистой водой и… Подошло время двигать назад к машине, возвращаться в гостиницу и выезжать на очередное обслуживание. В гражданских командировках расслабляться редко получается. Это тебе не армия, где полёт на полигон для работы «на науку» и нахождение там в течении месяца мог ограничиться парой-тройкой вылетов. Здесь всё строго по расписанию, пассажиры ждать не будут.
Прибывший самолёт не привёз нам никаких отказов. Чему мы искренне порадовались. Отправив его «на базу», решили прогуляться по городу, где я выступал уже «бывалым». Ведь мой друг был в Бишкеке первый раз. Но насыщенные событиями два дня не давали ему возможности полицезреть то, что я уже видел. Вот и пришлось выступить мне вожатым. Жара уже спала, так что прогулка доставила удовольствие. Было приятно пройтись уже хоженным маршрутом, а мой напарник был впечатлён, особенно монументализмом площади Ала-Тоо, с находящимся на ней памятником Чингизу Айтматову.
Здесь я опять хочу сделать отступление. Мудра всё-таки была Советская власть! В среде любого народа, народности, живших на территории СССР, она находила таланты, огранивала их, давала возможность развиваться на основе русских литературы, музыки, науки и так дальше, мотивируя тем даже малочисленные народы к гордости за свою и совместную историю с Россией. Развивались народные промыслы, создавались народные художественные коллективы, не дающие сгинуть песенным, танцевальным традициям. Поощрялись народные же опять художники, композиторы, писатели. Одной из таких легенд современности и стал для киргизов Чингиз Айтматов. Да почему только для киргизов? Кто из нас в 80-е годы не знал его творчества, не читал его «Плахи» или «Буранный полустанок», не видел фильмы по его сценариям — «Первый учитель» А. Кончаловского, «Джамиля» И. Поплавской, «Восхождение на Фудзияму» Б. Шамшиева, «Прощай, Гульсары» А. Амиркулова и многих других. Это был один из знаковых писателей всего советского народа. Его философские размышления о мире в целом и мире отдельного человека, лирические повествования об отношениях молодёжи, стремление показать ценность народных традиций вызывали в нас, молодёжи того времени, душевный отклик. Память о таком известном земляке киргизы хранят и стараются преумножить, в отличии от некоторых народов бывшего Союза, стремящихся порвать побыстрее с советским прошлым, желающими влиться в семью народов мира, не понимающих, что их самобытность будет растворена в океане масс-культуры, что пройдут десятилетия, не века, и народ будет ассимилирован и превращён в однородную массу потребителей материальных, но не духовных ценностей, а следовательно, если не случится каких-то потрясений, заставляющих вернуться к истокам, он попросту исчезнет. Такова, к сожалению, диалектика жизни!
Ну а мы, чтобы закрепить сегодняшний позитив, зашли в одно из кафешек по нашему маршруту, основательно подкрепились блюдами местной кухни, посидев у журчащего фонтанчика, поделились впечатлениями, построили планы на завтрашний день. Не слукавлю, если скажу, что день удался!
Третий день, самый короткий из всех, прошёл, как обычно в суете и беготне. После отправления утреннего рейса, у нас было три-четыре часа на выполнение заказов. Хотя сейчас в Москве всё есть, купить можно любой продукт, но что-то есть в дефиците. Поэтому, побывав где либо, принято делиться впечатлениями о том или сём, попробованном в другом краю. И, как следствие, если летишь опять туда, поступают заказы на покупку, для подарков, чего-то необычного для наших краёв. Вот и мы, добравшись до гостиницы, кинулись на закупки на рынок, в близлежащие магазины. А как иначе? Кому-то специи местные нужны, кому-то конфеты-шоколад местных фабрик, кому-то «огненная вода» качественная и недорогая, кому-то свежие ягоды. Словом, хлопот в предвылетные часы хватает, если не успел купить всё заранее. А нам с нынешним графиком это сделать было крайне сложно. Но опять-таки, опыт и грамотное планирование свободного времени, позволили выкроить даже часик времени на релакс под кондиционером, плотно уложить закупленное в чемоданы и, в конце концов, убыть домой.
Сидя у иллюминатора в бизнес-классе, наблюдая за растворяющимся в летнем мареве Бишкеком, я невольно благодарил судьбу, дающую мне возможность видеть многое, посредством работы в авиации. Что она мне подготовит вскоре, об этом узнаю по возвращении, а пока – прощай Бишкек, здравствуй Лобня!
© Copyright: Александр Петров
Очень интересно, Александр!
Думаю, из каждой вашей командировки может получиться отдельная история, а потом взять и книгу выпустить по мотивам таких поездок!)))) Было бы классно)))
Не уверен!Во первых не каждая бывает такая насыщенная.Во вторых,такие эмоции зафиксировать надо,пока они свежи,а то потом за бытовухой все притупляется.В третьих,интересно это очень узкому кругу.В четвёртых,книжка не самоцель…Но я об этом подумаю и может быть когда нибудь…
Ну, по всем-то и не обязательно, а вот по тем, где было что-то запоминающееся, яркое или забавное)))
А я хочу сказать о познавательно-художественной ценности описания двух поездок в Бишкек. Очень образно и легко читаемое произведение (имею ввиду моё восприятие двух рассказов как единое целое). Природа, особенности традиций, рынки и поездка к водопаду описаны до мельчайших деталей великолепно. Не забыл Александр подчеркнуть уважительное отношение киргизов к своей истории и развитие культуры в составе СССР. Пока, в отличие от остальных бывших среднеазиатских республик, они этого не забывают. У меня были друзья в институте из Киргизии, учились прилежно и многие русские студенты ходили к ним за консультациями и помощью. Спасибо!
Спасибо,Николаич, на добром слове!Получилось, как получилось.Я старался…