Пишут друзья. Изящный век. Статья Е. Борисовой

1

Портрет графини Е.П. Ростопчиной. Акварель П.Ф. Соколова. 1842—43 г.

Евдокия Петровна Ростопчина (1811—1858)
Русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик, Евдокия Петровна Ростопчина (урождённая Сушкова), родилась в Москве, в семье богатого аристократа Пашкова. По старому стилю – декабрь 1811, по новому – январь 1812.
Семья была родовита и богата. В старой столице Пашковым принадлежало несколько домов. Глава семьи Иван Александрович Пашков увеличивал состояние, участвуя в казённых комиссионерских закупках. Его жену и старшую дочь интересовали лишь балы, приёмы и модные туалеты. С утра до вечера на женской половине сплетничали, лакомились деликатесами и выбирали фасоны платьев. Полковник Пашков или запирался в кабинете, или уезжал в один из московских клубов для знати. В доме была прекрасная библиотека, но книг никто не читал. И ничто в этом доме не предвещало духовной революции.
Но младшая дочь, Дарья, немного отличалась от матери и сестры. Она была знакома с князем Петром Андреевичем Вяземским и интересовалась поэтическими альманахами. А в 1811 году богатая наследница Дарья Ивановна Пашкова и вовсе совершила мезальянс – вышла замуж за чиновника восьмого класса, комиссионера по провиантским закупкам, небогатого дворянина Петра Васильевича Сушкова. К счастью, её отец умел ценить людей за их природные качества, а Пётр Сушков был наделён такими достоинствами, как честность и щепетильность. В казённых делах Пашкова это имело большое значение. А позже он и вовсе доверил зятю управление своими имениями. Тесть положил щедрое содержание Сушкову и дочери Дарье, и в их семье родилось трое детей. Евдокия стала старшим ребёнком и единственной дочерью Петра и Дарьи Сушковых. Все дети родились в Москве, в доме деда Пашкова, а сейчас на месте этой усадьбы находится метро «Чистые Пруды».
После рождения третьего ребёнка здоровье Дарьи Ивановны сильно ухудшилось. 27-летняя женщина скончалась от чахотки, и в возрасте 6 лет её дочь Евдокия осиротела. Отец по служебной надобности надолго уехал в Оренбургский край. Он хотел забрать детей, но взял лишь сыновей, потому что Иван Александрович Пашков уговорил его оставить внучку в Москве, взяв на себя заботы о воспитании и приданом Евдокии. С тех пор отец стал для Евдокии мифологической фигурой.
Несмотря на многочисленных домашних учителей, образование Додо (домашнее имя Евдокии) проходило крайне безалаберно, за успехами в учёбе никто не следил. Но девочка была наделена такой природной одарённостью, что сумела почти самостоятельно пройти необходимый курс наук и выучила несколько иностранных языков. Особенно ей повезло с учителями словесности и танцев. В результате 16-летняя Додо Сушкова стала одной из наиболее успешных дебютанток очередного московского новогоднего бала. Её отличала не только природная грация в танцах, но и разительное отличие от большинства барышень, которые почти не разговаривали на родном языке и совершенно не знали русской литературы. Додо была не только привлекательна внешне, но и интересна как собеседник.

   РОМАНС
 Когда б он был теперь со мною,
 Наряд бы мой прельщал меня;
 Но нет его!.. душа моя
 Полна страданьем и тоскою.
 Когда я сердце отдала,
 Я быть кокеткой не умела,
 Но он нашел что я мила.
 Теперь пленять я б не хотела,
 Что в красоте?.. здесь нет его!

 Когда б он здесь был, я б желала
 Блистать умом и остротой;
 Но нет его - исчез ум мой,
 Игривость резвая пропала,
 Веселье взор мой не живит,
 Воображенье охладело;
 Душа и сердце - всё молчит!
 Теперь блистать я б не хотела,
 К чему мне ум?.. здесь нет его!
     Февраль 1830, Москва

Поистине благодатным было в развитии её таланта тесное общение с братом отца, Николаем Васильевичем Сушковым, который был третьеразрядным московским литератором, но прекрасным ценителем подлинно талантливых произведений. 18-летняя племянница посещала литературный салон Сушкова и общалась с деятелями русской культуры. Бабушка была разгневана, угрожала всевозможными карами, но ничто не могло заставить Евдокию вернуться в прошлое. Загадочный и пленительный мир литературы околдовал девушку навсегда. Высокие чувства, пылкие страсти, характеры решительные и гордые – всё это так отличалось от реальной жизни «фамусовской Москвы», чопорной и скучной! Князь Вяземский узнал главный секрет дочери Дарьи Сушковой, которой он когда-то увлекался… Оказывается, Евдокия давно уже пишет стихи! Пётр Андреевич уговорил девушку показать ему заветную тетрадку, восхитился и опубликовал в альманахе «Северные цветы за 1831 год» стихотворение «Талисман» за подписью «Д. С-а» (Додо Сушкова).

 Есть талисман священный у меня.
 Храню его: в нём сердца всё именье,
 В нём цель надежд, в нём узел бытия,
 Грядущего залог, дней прошлых упоенье.

 Он не браслет с таинственным замком,
 Он не кольцо с заветными словами,
 Он не письмо с признаньем и мольбами,
 Не милым именем наполненный альбом

 И не перо из белого султана,
 И не портрет под крышею двойной...
 Но не назвать вам талисмана,
 Не отгадать вам тайны роковой.
 
 Мне талисман дороже упованья,
 Я за него отдам и жизнь, и кровь:
 Мой талисман - воспоминанье
 И неизменная любовь!

В 1830-е годы в Российской империи практически не существовало такого понятия, как «женщина-поэт». Их стихотворения почти не публиковались, поэтому наши талантливые соотечественницы остались безвестными.

Евдокия Ростопчина. Иллюстрация к сборнику стихотворений, 1857 г.

Евдокия Ростопчина. Иллюстрация к сборнику стихотворений, 1857 г.

Евдокии Петровне очень повезло – ей удалось оставить свои произведения не только на страницах журналов и альманахов, но и издавать книги. Вот, например: Стихотворения графини Ростопчиной. Изд. 2-е. Санкт-Петербург: Издание придворн. книгопрод. А. Смирдина, 1857. Обратите внимание – второе издание!
Как успешно не складывалась бы творческая карьера поэтессы, женщина не может быть счастливой без любви. Женская судьба Евдокии Сушковой сложилась весьма драматично. Первым её увлечением стал Михаил Лермонтов, безответно влюблённый в кузину Додо, Екатерину Александровну Сушкову. Михаил Юрьевич посвятил 18-летней Евдокии новогодний мадригал — стихотворение «Додо» («Умеешь ты сердца тревожить…»).

Последний прижизненный портрет Лермонтова в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841 г.. Художник К.А. Горбунов

Последний прижизненный портрет Лермонтова в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841 г.. Художник К.А. Горбунов

Лермонтов увидел в очаровательной девушке личность, бунтующей против установленных светским обществом законов. Стихотворение было написано в 1831 году к новогоднему балу в московском Благородном собрании. А перед отъездом на Кавказ, весной 1841 года, он посвятил графине Ростопчиной стихотворение («Я верю, под одной звездою…»), а также оставил Додо письмо, в котором просил её передать выходившую в печати книгу стихотворений поэтессы его бабушке, для пересылки в Пятигорск. Не сумев полюбить Додо, Лермонтов увидел в ней поэта. А Евдокия Сушкова была, наверное, единственной женщиной, сумевшей понять характер Лермонтова и полюбить Мишеля как данность.
Чтобы избавиться от давления семьи в лице бабушки и тётки, 22-летняя Евдокия дала согласие на очередное предложение руки и сердца. Избранником стал Андрей Фёдорович Ростопчин, наследник колоссального богатства бывшего московского губернатора. Сам Фёдор Ростопчин не был чужд литературе, написал повесть «Ох, французы!» («Отечественные записки», 1842 год), а его сын был известен как любитель европейского искусства, букинист и книголюб. Свадьба состоялась весной 1833 года. Наверное, Евдокия искренне надеялась встретить в Андрее Ростопчине родственную душу… Пока она встретила неприязнь своей свекрови, Екатерины Петровны Ростопчиной. Но не в ненависти Екатерины Ростопчиной крылась главная опасность для Додо! Любви к мужу Евдокия Петровна не питала и счастья в браке не нашла. Но двери большого света ещё шире распахнулись перед красивой, богатой графиней; Евдокия Петровна стала увереннее, решительнее. Юные порывы  заменились спокойным наслаждением светскою жизнью, полною веселья и удовольствий. Графиня Ростопчина стала верить, что цель жизни — наслаждение. Она сама себя замкнула в мелком кругу невысоких чувств личной неудовлетворенности семейной жизнью. Это чуть не погубило Евдокию Ростопчину как поэта.
После жизни «открытым домом» в Москве и заграничных вояжей, молодая семья Ростопчиных в 1836 году поселилась в Санкт-Петербурге. По собственному признанию, Ростопчина была очень несчастна с грубым и циничным мужем и стала искать развлечений в свете, была окружена толпою поклонников, к которым относилась далеко не жестоко. Рассеянная светская жизнь продолжалась и в ставшем знаменитым литературном салоне графини Ростопчиной, который охотно посещали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В.Ф. Одоевский, Огарев, Мей, Тютчев и другие.

Г. Кордиак. Портрет графини Е.П. Ростопчиной

Г. Кордиак. Портрет графини Е.П. Ростопчиной

Графиня Ростопчина столько же была известна своей красотой, сколько умом и поэтическим дарованием. По словам современников, небольшого роста, изящно сложенная, она имела неправильные, но выразительные и красивые черты лица. Большие, темные и крайне близорукие её глаза «горели огнём». Речь её, страстная и увлекательная, лилась быстро и плавно. В свете она была предметом многих сплетен и злословия, к которым светская жизнь её нередко подавала повод. В то же время, будучи необычайной доброты, она много помогала бедным через благотворительные общества.
Евдокия Петровна родила троих детей: дочери Ольга и Лидия, сын Виктор.
Уже в 1839 году Евдокия Ростопчина почувствовала пресыщение светской жизнью, успехом и поклонением. Всё чаще и всё более на долгое время она стала уезжать в воронежское имение Анна, где создана большая часть её лирики.

Андрей Николаевич Карамзин

Андрей Николаевич Карамзин

Причиной грусти и безысходности стало возникновение сильнейшего чувства к младшему сыну Н.М. Карамзина, Андрею Карамзину. Они познакомились в 1838 году, их отношения держались до 1846 года, в результате связи родилось двое детей, которые под фамилией Андреевские были перевезены на воспитание в Швейцарию. Но в 1846 году Андрей Николаевич венчался с Авророй Демидовой (урождённой Шернваль), и всем надеждам Евдокии  пришёл конец. В 1853 году Андрей Карамзин отправился добровольцем на балканский театр военных действий Крымской войны и вскоре погиб в бою (убит 31 мая 1854 года в сражении с турками). Это известие сразило Евдокию. Более у неё увлечений и романов не было. Но стихотворения, созданные Ростопчиной благодаря «карамзинскому» периоду, по мощности выражения чувства имеют мало равных себе.

  СЛОВА ДЛЯ МУЗЫКИ
  (Княгине Голицыной, в Тифлис)
 Бывало, я при нём живее,
 Одушевленнее была,
 И смех звучал мой веселее,
 И речь свободнее текла.

 При нём я на других смотрела,
 Ему слегка бросая взор,
 Лишь слова два подчас умела
 Вплесть для него в свой разговор.

 Как будто я не замечала,
 Что он всё тут, всё занят мной;
 Как будто холодно встречала
 Привет, мне втайне дорогой.

 Теперь… о нет!.. совсем другое,
 Я изменилась, я не та…
 В толпе, мне мнится, нас лишь двое,
 И только им я занята.

 Другие в тягость мне!.. Нет силы
 Для них терять слова его.
 И только б с ним я говорила,
 И всё б смотрела на него!..
                         1854

С семьёй мужа наступил полный и бесповоротный разлад, к тому же Андрей Фёдорович Ростопчин при «помощи» матери, давно принявшей тайное католичество, и в результате собственных порочных наклонностей, «пустил на ветер» несметное богатство и претендовал на средства супруги. Евдокия Петровна стала чаще уезжать за границу, потом вернулась в родную Москву, где некоторое время держала литературный салон и помогала молодым литераторам: Аполлону Григорьеву, Александру Островскому, Хомякову, Григоровичу…

Усадьба Вороново

Усадьба Вороново

Отдыхать предпочитала в подмосковном имении Вороново (До середины 2012 года село Вороново относилось к Подольскому району, потом вошло в состав «Новой Москвы»). Император Николай I, возмущённый политической дерзостью поэтессы, выразившей в 1845 году свой протест против раздела Польши в балладе «Насильный брак» («Её призрел я сиротою, и разорённой взял её…»), да вдобавок – посвятившей эту поэму Адаму Мицкевичу, запретил Ростопчиной жить в Петербурге.
Она уже не слишком увлекалась балами, её внешность стала другой, потеряв тонкость стана. Часто недомогала. Большим горем для себя почитала стремительный упадок былой известности. На небосклоне женской поэзии появились новые звёздочки – Евгения де Салиас, Надежда Хвощинская, Юлия Жадовская, и поэтесса уходящего «изящного века» ощущала себя в некотором роде жрицей женского служения литературе, имеющего последовательниц. Много занималась литературными переводами.
Современным поэтам Евдокия Ростопчина оставила завет: стремится сохранить верность выбранному пути, иметь доброту без тщеславия, проявлять любовь и терпимость, не предаваться хуле и анафеме.

   НА ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ
 Не мне, друзья, не мне венец лавровый…
 Такая честь не подобает мне!
 Дар вашей дружбы я принять готова,
 Им радуюсь в душевной глубине,
 Но, как символ таинственно-высокий,
 Мне чужд сей лавр!.. Мне до него далёко!
 Поэт полупустой и легконравный,
 Любящий бал, наряды и цветы…
 Лишь женщина, во всём значенье слова!
 Не мне, друзья! Не мне венец лавровый!
                    Рим, 1846

Скончалась графиня Е.П. Ростопчина 3 декабря 1858 года в Москве, похоронена в семейной усыпальнице на Пятницком кладбище.

Интересные подробности (статья предоставлена Интернетом).
Попасть в усадьбу Вороново, что неподалеку от Троицка, непросто: сейчас здесь известный еще с советских времен дом отдыха, и взглянуть на усадебные корпуса, пруды и парки могут только его гости.

Церковь Спаса Нерукотворного в селе Вороново

Церковь Спаса Нерукотворного в селе Вороново

А вот местная церковь — не закрывавшаяся, кстати, при советской власти — доступна для всех и тоже стоит того, чтобы до Воронова доехать.
Название поместья хранит память о его владельцах периода Смутного времени — принадлежали эти земли тогда боярину Андрею Воронову-Волынскому. Волынские владели этим местом до первой половины следующего, XVIII столетия — тогда в качестве приданого за одной из княжон Волынских поместье отошло графам Воронцовым. Иван Воронцов и его сын Артемий построили то Вороново, которое сейчас стало памятником архитектуры федерального значения: автор основных построек — мастер барокко Константин Бланк. Уровень архитектуры виден и по церкви с колокольней. А вот следующий владелец усадьбы — граф Федор Ростопчин, столичный генерал-губернатор времен Наполеоновской войны, — сжег главный усадебный дом, чтобы он разделил судьбу оставляемой русскими Москвы. Куда делись сокровища этого дома, например мраморные статуи, так и осталось загадкой. Говорят, что в гротах и тоннелях до сих пор рыщут кладоискатели.

Почитание памяти (заметка предоставлена Интернетом).

Бал, посвященный 200-летию со дня рождения известной поэтессы XIX века, графини Е.П. Ростопчиной. 2011 год

Бал, посвященный 200-летию со дня рождения известной поэтессы XIX века, графини Е.П. Ростопчиной. 2011 год

19.10.2011 года, в канун 200-летнего юбилея со дня рождения великой русской поэтессы — владелице усадьбы «Вороново» в 19 веке — Евдокии Петровны Ростопчиной, на территории Вороновской средней школы в посёлке ЛМС был открыт Литературный сквер. Это произошло по инициативе «ООО Петровский парк» и других, а особенно — жителей, неравнодушных к истории своей малой Родине Вороново.

Иллюстрации получены сканированием и в Интернете.

© Copyright: Елена Борисова

Список литературы:
Ростопчина Евдокия. Стихотворения. Проза. Письма /Составление, вступительная статья и примечания Б.Романов. – М., 1986.
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны /Редакция и предисловие Б.Эйхенбаум. – М., 2001.
Файнштейн М. Писательницы пушкинской поры: Историко-литературные очерки. – Л., 1989.
Стародуб К. и др. От Кремля до Садовых. — М., 1984

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА/ИМЯ В ИСТОРИИ, ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев: Пишут друзья. Изящный век. Статья Е. Борисовой

  1. Людмила говорит:

    Елена, вот опять с Вашей помощью с удовольствием совершила интереснейший экскурс. Старинная фамусовская Москва, литературная жизнь, известные имена и — новое для меня — Евдокия Ростопчина. Спасибо Вам! Всегда с интересом жду новых Ваших появлений на сайте, это просто уже Ваша рубрика — литературные имена.

  2. admin говорит:

    Елена!
    Спасибо Вам за Ваши статьи! Такие материалы нужны на сайте — они познавательны, интересны. Это одновременно и история литературы и история страны, и это нужно знать. Благодаря Вашим статьям узнаёшь что-то новое и полезное!

    С уважением,
    Женя Ш.

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Я тоже прочла материал с большим удовольствием. С поэтессой Ростопчиной была знакома, а вот подробности её жизни — это для меня свежая информация.

  4. Елена Постоева говорит:

    Спасибо, Елена, за Ваши статьи, всегда читаю их с интересом.
    С Вороново у меня связаны странички семейной истории.
    В церкви в Вороново до самых последних дней служил мой дядюшка, отец Николай (Николай Игнатьевич Кондратюк), и я там, конечно, же, бывала. Последний раз — уже на его отпевании…
    А теперь рядом с Вороново живёт мой двоюродный брат, Николай Николаевич Кондратюк.

  5. Елена говорит:

    Дорогие «ладожцы», спасибо вам всем за внимание к «страничкам отечественной культуры» (по словам Людмилы — рубрика «Литературные имена»), которые привлекают и интересуют наше замечательное ЛИТО. Очень занимателен для меня коммент Леночки Постоевой. Просто удивительно, что в тех местах, где проходили труды и дни Евдокии Ростопчиной, ступала нога моей современницы, и тоже — замечательного поэта…

  6. Альбина говорит:

    А я для себя впервые открыла это имя — Евдокия Ростопчина… хотя наверное слышала, но очень давно… Спасибо большое Елена, за чудесные статьи, за прекрасный дар — изящно доносить до слушателей факты жизни и биографии интересных поэтов и литераторов!

    • Елена говорит:

      Альбиночка, спасибо за сердечные и очень искренние ответы, я очень благодарна Вам за общение на интересные для нас темы.

  7. Лариса говорит:

    Видно, Елена, Вам пришлось потрудиться! Но старания Ваши не напрасны, статья отличная, написана с душой, интересно и увлекательно. Очень приятный слог, читала на одном дыхании. Спасибо!

    • Елена говорит:

      Лариса, спасибо Вам за внимание, за добрые словА, а главное — за желание внедряться вместе со мной в сокровищницы российской культуры. Вы совершенно правы, что труд не напрасен, — ведь вместе с героями моих заметок мы получаем столь горячий отклик у любимых «ладожцев»! Я продолжаю следить за датами в Календаре сайта. С любовью, Елена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *