Откровение. Проза В. Кузнецова

Да, сегодня День рождения Александра Исаевича Солженицына. В родной Таганке на Нижней Радищевской улице основательно расположился Дом Русского зарубежья имени А. Солженицына. А когда-то, в бытность мою школьником, здесь находилась библиотека имени А.Н. Радищева. А сзади жили наши друзья, и как удалось «раскопать» в архивах – родственники – Герасимовы – Косолаповы. На самом верхнем этаже, в крайнем левом углу. Теперь этот дом отошёл к Дому Русского зарубежья. И, слава Богу, что не сломали… А ведь название нашей старинной улицы – Большая Алексеевская (в советский период – Большая Коммунистическая) превратилось в улицу Солженицына. А Малая Алексеевская – Станиславского (хотя, Константин Сергеевич, итак Алексеев).

Храм святителя Алексия Митрополита Московского, в Рогожской слободе

Храм святителя Алексия Митрополита Московского, в Рогожской слободе

При всём уважении к писателю, всё же, должна была восторжествовать справедливость: восстановлено историческое название улицы. А название это ведётся от Церкви Святителя митрополита московского Алексия, в Рогожской слободе, из глубины веков! Храм действующий, возрождённый. А на Большой Алексеевской, также с незапамятных времён, находился наш дом, под номером 13.
scan0801
… Лет пятнадцать тому назад, тихим морозным днём, я сидел у окошка, в своей Луговой. И неожиданной заметил, как по нашей Кольцевой улице шагала троица: наш Курдюмов Валерий Николаевич и два молодых человека. Я уже знал, что Валера помогает Солженицыну, практически являясь его секретарём. А в юношах узнал сыновей писателя…
В 2011 году вышла книжечка стихов моего болгарского друга Георгия Неделчева Чичарова «БУРЯ В БАЛКАНАХ», в моём переводе. Одно из стихотворений Гоша посвятил Александру Исаевичу:

ОТКРОВЕНИЕ

Александру Исаевичу Солженицыну

Здесь был строитель. Но на лесах –
слава призрачная не венчала…
И, где бы он не жил, – как чудеса, –
его повсюду любовь встречала…

Частица сердца, души моей
в следах давнишних – навек осталась,
где шёл я к ласке,
сквозь память дней, –
где сладко грезилось и мечталось.

О людях думал, о близких мне, –
поймут ли норов: прямой, свободный,
когда ладони мои вполне
весь мир огромный – вобрать способны?..

И отступает тяжёлый мрак, –
моя походка его рвёт в клочья…
Я снова в прошлое сделал шаг,
и кровь, как прежде, бурлит, клокочет…

г. Волоколамск, Московская область.

На одной из встреч в Доме русского зарубежья с Натальей Дмитриевной Солженицыной и Валерием Николаевичем Курдюмовым я и подарил им книжку с этим стихотворением.

© Copyright: Всеволод Кузнецов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Откровение. Проза В. Кузнецова

  1. Александр Крохин говорит:

    Я, наверное, так и не смогу привыкнуть к совпадениям в нашей жизни. 17 лет ходил на работу в институт на улицу Большая Коммунистическая, ныне Александра Солженицына, располагавшийся именно в доме 13. Спасибо, Всеволод Михайлович, что дополнительными штрихами пополнили мои познания об этом доме. Может и мой штришок не окажется лишним в вашем архиве. Левая сторона дома была отремонтирована и реставрирована. В 1999 году на правой стороне этого дома ( ближе к церкви) начали делать капитальный ремонт. Сняли слой старой краски. На втором этаже, в коридоре, на наружной стороне каминного зала, обнаружились два неясных серых изображения. Работы временно прекратили. Когда пришли на работу в понедельник, то все поразились внезапному чуду. Две фигуры оказались летящими ангелами, высотой около полутора метров, с большими крыльями, великолепно раскрашенными (по моему мнению, темперой, может и ошибаюсь). Все сотрудники института ходили смотреть на эти картины. Что самое удивительное, с каждым днём изображения становились всё ярче и ярче. Реставраторы долго не трогали это чудо, но пришло их начальство, отдали приказ полностью сбить штукатурку до кирпича. Чудо исчезло.

  2. Всеволод Кузнецов говорит:

    ДА. АЛЕКСАНДР НИКОЛЕВИЧ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, — ЕЩЁ ОДНО УДИВИТЕЛЬНОЕ СОВПАДЕНИЕ! В НАЧАЛЕ 20-ГО СТОЛЕТИЯ ЭТОТ ДОМ НАЗЫВАЛСЯ ДОМОМ ПАРКЕТЧИКА СУХОВА. МНЕ УДАЛОСЬ РАСКОПАТЬ ВСЮ ЕГО ИСТОРИЮ, В СМЫСЛЕ: КТО ВЛАДЕЛ И ЧТО БЫЛО — ДО 17 ГОДА. НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ НАШЕГО ЧЁРНОГО ХОДА (ЭТО КАК РАЗ НАПРОТИВ ХРАМА СВ.МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА;( СЕЙЧАС ЭТА ЧАСТЬ СНЕСЕНА) ЖИЛ ПОЛЯК — ЗНАКОМЫЙ Ф.ДЗЕРЖИНСКОГО. ВО ВРЕМЯ МЯТЕЖА ЭССЕРОВ ОН КАК РАЗ ПОСПЕШИЛ У НЕГО УКРЫТЬСЯ. НО ТОГО НЕ БЫЛО ДОМА. ТОГДА СПУСТИЛСЯ НА 1-Й ЭТАЖ И ПОЗВОНИЛ В НАШУ КВАРТИРУ. ОТКРЫЛ ДЕД. — Я ФЕЛИКС ДЗЕРЖИНСКИЙ. МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЮТ. МОГУ Я ВЫЙТИ У ВАС ЧЕРЕЗ ПАРАДНУЮ ДВЕРЬ? ДЕДУШКА ОБРАТИЛСЯ К ПАПЕ: » МИШ, ПРОВОДИ ТОВАРИЩА». ПАПА ВЫВЕЛ ЕГО ВО ДВОР, И МИМО ТУБДЕНСПАНСЕРА — В ИЗВЕСТКОВЫЙ ПЕРЕУЛОК. Ф.Э. СПРОСИЛ ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ. — ГОГТОВЛЮСЬ ВО ВХУТЕМАС. ХОЧУ БЫТЬ АРХИТЕКТОРОМ. — А НЕ ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ ПОРАБОТАТЬ С БЕСПРИЗОРНИКАМИ? И СКАЗАЛ, ЕСЛИ НАДУМАЕТ, КУДА ПРИДТИ… ОБ ЭТОМ У МЕНЯ ЕСТЬ ПОЭМА «ЮНОСТЬ ОТЦОВ». ОСТАЛОСЬ ПАПИНО УДОСТОВЕРЕНИЕ, ВЫДАННОЕ, КАК ОДНОМУ ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВА «ДИНАМО». НА «МОСФИЛЬМЕ», ГДЕ-ТО В КОНЦЕ 50-Х БЫЛ СОЗДАН ФИЛЬМ «ВИХРИ ВРАЖЛЕБНЫЕ», НАЧИНАЮЩИЙСЯ ПОКАЗОМ ВХОДА ДЗЕРЖИНСКОГО В НАШ ДОМ.

    • Александр Крохин говорит:

      Очень интересная информация. Чего только этот дом не пережил за всё время своего существования. У меня есть снимки его до ремонтного вида, внутреннего дворика, помещений внешнего вида и после ремонта. Жаль, что в комментарии нет возможности эти снимки показать.

  3. Евграф говорит:

    Позвольте, Всеволод Михайлович и Александр Николаевич, слегка мимоходом прикоснуться к вашим совпадениям. С 1997 г. до 2оо1 г. я работала в Москве в нескольких юридических фирмах, которые занимались регистрацией различных ЗАО, ООО и др. предприятий. Вот как раз в 1999 году мне частенько приходилось измерять шагами от м. Таганская эту бесконечную улицу Большую Коммунистическую. В самом конце этой улицы находился какой-то коммерческий банк, где наша фирма открывала счета новым предприятиям наших клиентов. Я когда шла по этой нескончаемой улице, в голове была мысль-ассоциация, что мне идти до этого банка так же долго, как и нам — до коммунизма. Это были летние жаркие дни, дорога туда и обратно занимала у меня не меньше часа. Но я хотела о другом добавить. Каждый раз я шла по этой исторической улице и любовалась архитектурой старинных домов, дома были в основном двухэтажные, уже многие отреставрированные. На входе на стене некоторых были таблички, говорящие, что эти здания представляют историческую и культурную ценность. Помню и красивую церковь, и колокольню (если память не путает), и что-то реставрировали. Но не знала, что раньше она была Большой Алексеевской, что улица связана с именем А. Солженицына, книгами которого мы все увлекались в девяностые годы…

  4. Всеволод Кузнецов говорит:

    ЖЕНЕЧКА, ЭТО СОВПАДЕНИЕ — ЕЩЁ ОДНО! И ПОЭТОМУ УЛИЦА НАША ИМЕЛА БОЛЬШЕЕ ПРАВО НАЗЫВАТЬСЯ УЛИЦЕЙ ТИТОВОЙ, ЧЕМ СОЛЖЕНИЦЫНА, КОТОРЫЙ НА НЕЙ НИКОГДА НЕ ЖИЛ И НЕ ХОДИЛ.

  5. Елена говорит:

    Удивительная статья, потрясающие комментарии! Зачиталась и даже посмеялась…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *