«Приезжай. Я тебя грибочками угощу…» Проза В. Кузнецова

Вернёмся в прошлое, через полвека, когда я расстался с Владимиром Семёновичем Высоцким у театра. В него я так и не попал. Вернее, на спектакли, с его участием. И без него…
Но, в те годы (40-е – 50-е), когда это был ещё не «Любимовский» театр, а Театр драмы и комедии, который помещался в этом же здании, я довольно часто ходил в него. И в народе его звали «Сафоновский». vulkКстати, если заглянуть в глубину времени, то в этом здании, в 1911 году, обосновался электротеатр (кинотеатр) «Вулкан», построенный для купчихи Д.И. Платовой по проекту мастера модерна, архитектора Густава Гельриха (в частности, когда мы идём в свою писательскую организацию, по Б. Никитской, то проходим мимо дома №56. Это его детище.) А в 20-е годы здесь давала спектакли студия Вахтангова и помещался филиал Малого театра, носящий имя революционера А.Сафонова. Так вот, в зале Сафоновского театра, как обычно, было не более 50 человек. Зимой сидели в верхней одежде.
Почему же меня так тянуло в этот театр? Наверное, потому что моя родня, в той или иной степени, имело отношение к ТЕАТРу. Двоюродные дядюшки Крюковы – (все четверо – врачи, участники Первой мировой войны) актёры театра К.П. Незлобина. Сохранились снимки и визитки. Известно, что Незлобин в 1902 году в Риге возглавил Рижский русский театр, существующий до сего времени. Возглавлял до 1909 года, и с 1913 по 1915 годы. И не раз приезжал, наведывался.

Юрий Борисович Елагин (1910-1987)

Юрий Борисович Елагин (1910-1987)

В 1931 году там работал актёром Михаил Чехов, с которым после второй мировой войны, общался и дружил мой родственник Юрий Елагин – первая скрипка театра имени Е.Вахтангова, руководитель Госджаза СССР, в 1939 году, зам. директора Кисловодского музыкального училища, скрипач Хьюстонского оркестра в США, автор книг «УКРОЩЕНИЕ ИСКУССТВ» (издано впервые в издательстве Михаила Чехова, в начале 50-х, в Америке) и «ТЁМНЫЙ ГЕНИЙ» – о Вс. Мейерхольде. В 1997 году, при встрече с Юрием Любимовым, он расскажет о встрече с ним в 1986 году в Штатах, поскольку были знакомы ещё по вахтанговскому театру…

И чем дальше, тем больше удивительных совпадений… В Консерватории Юрий Елагин учился у профессора Д.М. Цыганова. А его сын был женат на дочери художника В.В. Крайнева, и, как оказалось, Василий Крайнев, в сороковые годы, владел участком в Луговой, в нашем посёлке. Елагин пишет о Мейерхольде, а в 1938 году в нашем «Советском Архитекторе» числилась Зинаида Райх! И удивительная история моего попадания к Любимову…
Папа мой, учась во ВХУТЕМАСе, участвовал в студенческих спектаклях, его брат Владимир, уехав навсегда из Москвы в 1918 году – в глубинку, учительствовать, что он с успехом и делал: был учителем, директором школы, писал книги по труду для преподавательского состава; одну из них даже выпросили у меня в моей бывшей таганской школе. Более 60 лет играл в Пошехонском Народном театре, а начинал в Ярославле, в Академическом театре драмы имени Фёдора Волкова. Да и я в 70-е годы занимался в студии чтеца «ОРИОН» (руководитель Виктор Ремизов), в Доме учителя. (Дом работников Просвещения), в Таганке, на Б. Коммунистической, 9. Состоял в Союзе театральных деятелей, и активно пользовался его библиотекой… А, до того, в 56 году, активно снимался в массовых сценах на «Мосфильме». К примеру, в фильме «Высота»… И, вообще, очень любил наряжаться и кого-нибудь изображать. Среди родственников, имевших отношение к театру – Фёдор Николаевич Каверин – театральный режиссёр и педагог, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР… Но это отдельная тема.
И вернёмся к обещанному — к истории моего попадания к Юрию Петровичу Любимову. В книге «УКРОЩЕНИЕ ИСКУССТВ», впервые изданной в нашей стране в 2002 году издательством «Русский путь» (Москва, Таганка, Нижняя Радищевская, 2, стр.1). В предисловии: «Памяти моего большого друга Юрия Елагина», написанном М.Л. Ростроповичем, автор, в частности, пишет: «Сам Юрий Елагин был не только скрипачом, но и тончайшим знатоком музыки. Я очень прислушивался к его замечаниям. Когда он после концерта говорил мне, что вот такое-то место было сыграно недостаточно хорошо, я всегда настораживался и начинал расспрашивать его, почему ему так показалось. Даже когда мне бывало обидно, и я возражал ему, в глубине души я знал, что он прав».
Сам Елагин предварял свою книгу такими словами:
«В этой книге описал я то, что видел, слышал и пережил в течение десятилетия 1930-1940-й.
Я приложил все мои старания для того, чтобы быть как можно более объективным и точным, как в изложении фактов и в характеристиках людей, так и в хронологических датах.
Большинство из описываемого мною я наблюдал лично. Большинство из лиц мною упоминаемых я лично хорошо знал. Я не изменял их имен. Это не имело бы никакого смысла, потому что эти имена слишком хорошо известны в Советском Союзе и до сих пор постоянно упоминаются в советской прессе, посвященной театру и музыке. В тех немногочисленных случаях, когда я вынужден был изменить фамилии из соображений безопасности данных лиц, я это всегда оговаривал в примечании.
Хотя смысл всего происходившего в те годы в искусстве Советского Союза был глубоко трагичен, читатель найдет в этой книге многое такое, что произведет на него странное и, возможно, смешное впечатление. Некоторые же факты покажутся ему просто глупыми. И это совершенно естественно. Потому что современное коммунистическое однопартийное государство есть не только самая жестокая и бесчеловечная форма организации из всех созданных когда-либо людьми, но и самая глупая из них.

Ю.Елагин
Houston. Texas.
12 мая 1950.»

В Архиве Консерватории мне удалось получить личные документы Юрия Борисовича, за годы его учёбы. Я написал письмо М.Л. Ростроповичу о желании встретиться с ним. Сам маэстро был в отъезде, и ответили его родственники.

Пресс-конференция Юрия Петровича Любимова. Москва, Таганка, начало 90-х годов. Фото В. Кузнецова

Пресс-конференция Юрия Петровича Любимова. Москва, Таганка, начало 90-х годов. Фото В. Кузнецова

Так вот, первая моя встреча с Юрием Любимовым произошла в начале 90-х годов, на его пресс-конференции. Здесь я присутствовал, как журналист, и только по окончании, представился родственником Юрия Елагина, сказав, что хотел бы расспросить его о встрече с ним в Америке. «Да, ответил он, Юрочка, Юрочка… Помнится в телефонном разговоре, он мне сказал: «Приезжай. Я тебя грибочками угощу. По-нашему, по-русски».

На какое-то время я оставил мысль, во что бы то ни стало, попасть к Любимову. Прежде всего, потому, что и сам был занят. Наш международный журнал «ДРУЖБА» перестал существовать и превратился в свой, отечественный – «РОССИЯНЕ». Я был назначен заведующим отделом литературы и искусства и, практически, с раннего утра до позднего вечера, пропадал в редакции, возле родного Савёловского вокзала. И потом, на время. отошёл от своих «краеведческих» занятий, в том числе и архивных… И вернулся к ним только в начале 97 года. К этому времени я уже твёрдо усвоил мысль: что попасть на приём к Ю.П. Любимову, – практически невозможно. И беседовал с охраной, и поджидал секретаря, и актёров, и кого только не поджидал. Вплоть до самого Любимова. Он, конечно же, меня узнал, но только отмахивался: «Не сейчас, не сейчас, потом, потом…».
В материале, опубликованном на сайте «НО ЕСТЬ НА СВЕТЕ НАША ПАМЯТЬ» говорится об Екатерине Михайловне Куликовой. Так вот, вспоминаю, в театре имени Е. Вахтангова работал и её двоюродный брат Алексей Алексеевич Емельянов. А после него остались два альбома с фотографиями, начиная с конца 20 – начала 30-х годов. Сам Емельянов пришёл в театр в 1932 году. Внимательно проглядываю снимки, и на одном из них, угадываю Юрия Петровича Любимова. Во всяком случае, так показалось. И это уже был повод для ближайшей нашей встречи.

Фото В. Кузнецова

Ю. Любимов смотрит фотоальбом. Фото В. Кузнецова

И это сработало. Уже при первой же встрече у вахты, Юрий Петрович проявил интерес и желание «встретиться, буквально, завтра».
И вот на другой день, в середине дня, я предстал пред его режиссёрско-актёрские очи, вытаскивая на ходу из своего видавшего виды полевого рюкзака два огромнейших альбома. И вот: радостное восклицание: «А это мы в Польше, на гастролях, в 40-х!».
Во время этой непродолжительной встречи, я сумел расспросить Юрия Петровича, узнать то, что меня интересовало. И, несмотря на мою занятость в 90-х годах, мне удалось встретиться с бывшими работниками театра. Так, в частности, со старейшим музыкантом и художником Игорем Михайловичем Петуховым, который подарил мне работу Бориса Васильевича Щукина – Дружеский шарж на Ю.Б. Елагина. И я напечатал её в газете «Вечерний клуб», как раз к 100 со Дня рождения Щукина, 17 апреля 1994 года.
Садился, конечно, и на своего конька. «Почему театр на Таганке, а не в Таганке?». Юрий Петрович объяснял это тем, что «не звучит». «Тогда бы назвали «Таганский театр» – по аналогии с «Сафоновским театром. Даже Высоцкий со мной согласился»…

31 мая 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Борисовича Елагина. Родился он в Москве, а крестили его в Храме во имя Св. Харитония в Огородниках, поскольку жили Елагины на Чистых прудах, в доме №7.
28 мая, в Доме Русского Зарубежья в Москве собралось довольно много гостей. В том числе и друзья юбиляра из разных стран, его приёмная дочь Каролина Фалб, а также  — Людмила Сергеевна Оболенская-Флам (уроженка Риги, русский публицист, сейчас живет в США), с которой наше общение продолжилось. Основная тема её исследований: «Русская эмиграция».

На вечере Людмила Оболенская-Флам прочитала доклад о Ю.Б. Елагине, режиссер Юрий Любимов поделился своими воспоминаниями о нем, а Каролина Фалб, передала в архив Дома личные бумаги Ю.Б. Елагина, фотографии, грамзаписи его выступлений и другие материалы. Был и Юрий Петрович Любимов с супругой. А из родственников была двоюродная племянница Юрия Борисовича Ольга Дмитриевна Авраамова, дочь Дмитрия Сергеевича, бывшего многолетнего главного редактора журнала «Журналист»…
­Я бы советовал непременно почитать книгу «Укрощение искусств». И, если кого заинтересует подробная информация о Юрии Борисовиче – её можно легко найти в интернете, и, прежде всего, рассказ Людмилы Сергеевны Оболенской-Флам «Памяти Юрия Елагина – писателя и музыканта. 1910–1987», опубликованный в «Новом журнале», в сентябре 2010 года (№260).

© Copyright: Всеволод Кузнецов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: «Приезжай. Я тебя грибочками угощу…» Проза В. Кузнецова

  1. Евгения Шарова говорит:

    Всеволод Михайлович!
    Я пока потихоньку получала от вас материалы для этого размещения, пока всё «собирала» для сайта — я для себя такой интересный пласт истории разведала! Просто необыкновенно! А вы с этим всем самым тесным образом связаны… Невероятные переплетения в прошлом с участием ваших предков и ваша личная история — история интересных пересечений, встреч… Вам пора писать мемуары! Однозначно!

  2. Всеволод Кузнецов говорит:

    ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЕВГЕНИЯ, ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА, Я ПРОСТО ОБЯЗАН ВАС ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ТОТ ТРУД, КОТОРЫЙ ВЫ, С ТАКОЙ ЛЮБОВЬЮ И УСЕРДИЕМ ВКЛАДЫВАЕТЕ В ПОДГОТОВКУ МАТЕРИАЛА К ВЫХОДУ НА САЙТ!
    ДА, ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ СУДЕБ, ПОРОЮ, ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНЫ! И ВСЁ ЭТО, ЗАЧАСТУЮ, БЕРЕЖНО ХРАНИТ ПАМЯТЬ. ВСТРЕЧА С НЕЗАУРЯДНЫМИ, ТАЛАНТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ — ОБОГАЩАЕТ ВСЕХ НАС: И ПИСАТЕЛЕЙ, И ЧИТАТЕЛЕЙ… А МЕМУАРЫ — ДАВНО УЖЕ НАХОДЯТСЯ В ОЖИДАНИИ, И НАШ САЙТ СПОСОБСТВУЕТ МОЕМУ АВТОРСКОМУ ПРОБУЖДЕНИЮ.

  3. Елена говорит:

    Какая замечательная книга готовится у Вас в творческой лаборатории, Всеволод Михайлович! Сколь много и документов, и фотоматериалов, и Ваших лиричных воспоминаний! Как я счастлива, что благодаря Вашему приглашению имею возможность виртуально читать те бесценные страницы будущей книги, которые немного позже найдут воспроизведение на бумаге. Мне необыкновенно понравился новый очерк, несмотря на малое знание героев и событий. Самое для меня близкое в этом очерке — упоминание о Вс.Мейерхольде. Я очень хотела бы прочесть книгу о нём, написанную Ю.Елагиным, чтобы пополнить свои знания и о творчестве самого «тёмного гения», и о жизни З.Н.Райх. Сейчас загляну в книжный интернет-магазин; если книга там имеется, обязательно закажу. Очень интересна история театра, которым позже стал руководить Ю.Любимов; увлекательно было прочитать и о жителях дачного посёлка. Спасибо, Всеволод Михайлович! Признательная Вам, Елена Николаевна.

  4. Всеволод Кузнецов говорит:

    СПАСИБО. ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА! ДА, ПРОЧИТАТЬ СОВЕТУЮ: И «УКРОЩЕНИЕ ИСКУССТВ» И «ТЁМНЫЙ ГЕНИЙ». ЕСЛИ В МОИХ ВЕКОВЫХ ПЛАСТАХ ОТЫЩЕТСЯ ПОСЛЕДНЯЯ — НЕПРЕМЕННО ДАМ ПОЧИТАТЬ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *