Ночной велопробег в Аджикабул. Проза А. Крохина

Ко дню парашютиста в России 26.07.2016 г.

По каким-то техническим причинам был объявлен перерыв в полётах планерного звена.parashut Сказали, что в ближайшие две недели полётов не будет, но парашютное звено аэроклуба, в это же самое время, находилось на сборах в городе Аджикабуле, на территории военного аэродрома.
Планеристы, по привычке, пару раз в неделю, наведывались в здание аэроклуба, в центре Баку, узнать последние новости и просто пообщаться. В четверг, вечером, собрались у аэроклуба четверо моих друзей из группы планеристов и я. Впереди два выходных дня. Вынужденный перерыв в эти дни совсем не входил в наши планы. У парашютистов в ближайшее воскресенье планировался последний прыжковый день. Наша пятёрка направилась к парку 26 Бакинских комиссаров, посидеть на скамеечке под огромным платаном и обсудить последние новости.
Митя Вагабов – смуглый, среднего роста лезгин с крупными выразительными чёрными глазами, жил в поселке Бина, частенько приглашал меня в гости на чай, мы вместе готовились к сдаче экзаменов по основным лётным дисциплинам.
Боря Арустамов – высокого роста и крепкого телосложения, как и все спортсмены, мечтал после школы поступить в лётное училище и стать лётчиком военно-транспортной авиации.
Леша Кихтенко – долговязый малый и способный спортсмен, жил в одном из домов на склоне горы, в Баилово. Для того, чтобы выглядеть солидным, обзавёлся усиками. Свою светло-рыжеватую щетинку под носом в шутку называл мужским украшением. На голове – неизменный берет светло-коричневого цвета, слегка сдвинутый на бок, придававший Лёше вид свободного художника.
Саша Бычков – невысокий, плотный крепыш. Высокий лоб с низкими светлыми бровями и глубоко посаженными глазами, прямой «греческий» нос с едва заметной горбинкой и пухлые губы, производили впечатление эрудированного человека, но чрезвычайно скрытного, малообщительного, как говорят — «себе на уме», что не сразу определишь наверняка, чего от него можно ожидать, а чего нет. Жил с родителями в посёлке Разино.
Посидели немного, помолчали. Неизвестность тяготила всех нас. Когда начнутся полёты, никто не знал. Я уставился на старый платан, на его совершенно гладкий белый ствол и долго не мог понять: есть у него кора или нет. С вершины раздавался птичий гвалт — торопливые щебетания корольковых вьюрков. Их хоровое пение отдалённо напоминало звуки, издаваемые десятком детских музыкальных игрушек «шарманок».
— Может, на выходные смотаемся в Аджикабул и прыгнем с парашютом? – предложил Боря Арустамов.
Мы переглянулись. В целом идея нам понравилась. Но как её осуществить на практике? От Баку до Аджикабула 130 км. Поезда, следующие в сторону Тбилиси или Кюрдамира, там не останавливаются. Зайцами доехать на площадке одной из цистерн товарного поезда тоже опасно. Задумались.
— Поехали на велосипедах, — подал голос Митя Вагабов, — доедем на электричке до конечной станции Дуванный, а дальше продолжим путь своим ходом.
— Точно! И сократим расстояние почти наполовину, – поддержал Митю Лёша Кихтенко.
Предложение показалось нам разумным, но велосипеды оказались только у троих. Я и Саша Бычков были «безлошадными». Я сказал, что попытаюсь выпросить велосипед у соседского парня. Саша также пообещал раздобыть двухколёсную технику. Договорились встретиться на Сабунчинском вокзале завтра, в 21 час, за 15 минут до отхода электропоезда.
— Не забудьте воды с собой прихватить, — напомнил всем Борис, — да еды побольше.
Вечером рассказал соседу об идее прыгнуть с парашютом и уговорил дать до понедельника велосипед, который сразу же был предоставлен в полное моё распоряжение. Подготовил технику к дальнему пробегу и в назначенное время приехал на вокзал. Все были в сборе. Саша не смог достать велосипед, но решил бежать рядом с нами по дороге и все же выполнить прыжок. Его взгляд упал на багажник моего «коня».
— Давай договоримся, — обратился он ко мне, — я буду крутить педали и везти тебя.
Так как багажник был только один, мы решили везти на нем Бычкова по очереди, меняясь велосипедами. Купили билеты, расположились в вагоне и наше путешествие началось. Примерно через два часа мы вышли на пустынной станции Дуванный. Пассажиров, кроме нас, не было. Те, которые ехали в нашем вагоне, давно вышли на предыдущих остановках.
Было не очень темно. По небу уже рассыпалось огромное количество ярких звезд и созвездий. Большой светящийся диск луны позволял просматривать местность достаточно далеко. Рядом с платформой прямой серой лентой проходила асфальтированная дорога на Аджикабул. Чуть дальше с шумом накатывал на плоский песчаный берег свои седые волны Каспий.
Быстро оседлали своих «железных коней» и поехали по дороге. Саша пристроился на багажнике сзади меня. Изредка нас обгоняли грузовые машины, и это обстоятельство натолкнуло нас на мысль доехать до нашего конечного пункта на попутной машине. Едва завидев свет фар, мы начинали голосовать, но водители машин сначала притормаживали, а затем нажимали на педаль газа до отказа и проскакивали мимо. Видимо, думали, что на пустынной дороге орудует шайка разбойников, и благодарили судьбу за то, что успели проскочить это опасное место. Вскоре мы прекратили попытки остановить какую-либо машину и энергично закрутили педалями.
Постепенно дорога стала уходить на подъем, появились холмы, и ехать стало намного тяжелее. На особенно длительных и крутых подъемах приходилось идти пешком и толкать вперед велосипед.
Светало. Высоко над головой послышались переливчатые трели жаворонков. Местность не богата растительностью, одни солончаки, да перекати-поле, растения, которые оставляют после отмирания круглые, овальные и сухие комки, состоящие из высохших стебельков, катающиеся по ветру. По пути такой стебель захватывает соломинки, веточки других, особенно цепких растений, и под конец скатывается в довольно большой ком.
Холмы стали выше. Нам надо было преодолеть последнюю гору, последний не очень высокий перевал. За ним, у самого подножья раскинулся Аджикабул — небольшой городок к юго-западу от Баку, с населением около 25 тысяч человек — наша конечная цель.
Мы катили велосипеды по дороге в гору. Усталость от многочасового похода сковывала плечи, ноги наливались свинцовой тяжестью. Наконец, добрели до верхней, ровной части горы. Слева, недалеко от дороги, увидели пасущуюся отару овец, которую охраняли огромные кавказские овчарки. Собак очень заинтересовала наша группа, и они дружно с лаем побежали в нашу сторону.
Общаться с ними у нас не было никакого желания. Внезапно ощутив второе дыхания и неведомо откуда появившуюся резвость, мы вскочили на велосипеды и поехали вперёд, как можно дальше от этого опасного места. У Алёши Кихтенко от быстрого старта соскочила цепь. Он резво заработал одной ногой об асфальт, пытаясь набрать скорость, а другой отбивался от подбежавшего лохматого чудовища.
Отъехав на безопасное расстояние, мы поехали медленнее и наблюдали, как Алёша, отбиваясь от собаки, норовил ботинком стукнуть её по морде. В тот момент нам показалось, что физиономия нашего товарища очень напоминала кадр из фильма ужасов, а светло-коричневый берет, до этого скрывающий пышную шевелюру, сильно, насколько позволяли волосы, возвысился над головой.
Дорога сначала медленно уходила под уклон, а затем переходила в крутой и продолжительный спуск. Сама дорога, во второй половине горы, представляла собой прорубленный в скале неглубокий желоб, справа огражденный отвесной двух — трехметровой вертикальной стенкой. Слева стена была поменьше, до метра.
Скорость велосипедиста под уклон увеличивалась быстро, и Алёша не только догнал нас, но и проскочил мимо, но уже с очень довольной физиономией. Знай, мол, наших. Далее события разворачивались несколько драматичнее, чем встреча с собаками. Далеко внизу, поперек дороги, проходила линия железной дороги. К переезду, слева, приближался товарный поезд. Шлагбаум был опущен. Самого поезда пока не было видно, но мы слышали часто подаваемые звуковые сигналы.
Лёша мчался по дороге с нарастающей скоростью, а когда увидел товарняк, начал тормозить об асфальт ботинками, подсовывал носок ботинка под раму, пытаясь тормозить переднее колесо, но ничего не помогало, мешало крыло колеса. Свалиться на бок при высокой скорости было самоубийством. Справа и слева скалистые стены, и столкновение с ними могло привести к печальным последствиям. Мы остановились и с бессилием и ужасом наблюдали, как «буридановы ослы»¹ , за происходящим – врежется – не врежется. К счастью, проходил короткий состав и едва прошёл последний вагон, Лёша проскочил переезд и остановился далеко от железной дороги, почти в центре городка. Едва шок от всего увиденного прошел, мы подъехали к Лёше. Он уже успел надеть и подтянуть цепь и смотрел на нас с видом, как будто ничего особенного не произошло.
— Ну, ты и каскадёр! – только и произнес Саша Бычков, — вложив интонацией то ли осуждение его лихой езде, то ли сочувствие.
— Вам сверху не видно было, а я увидел, что у поезда вместо шестидесяти, всего четыре вагона и он успевает проехать переезд.
Военный аэродром находился слева от дороги, зачехленные реактивные самолёты стояли ровными рядами, полётов не было. Мы представились охране и через взлётную полосу побрели к одиноко стоявшему домику, в котором, по нашему разумению, располагались парашютисты.
Рядом с домиком стоял пришвартованный аэроклубовский самолёт АН-2 с цифрой 55 на фюзеляже, бензозаправщик и наш автобус.
Поставили свои велосипеды у стены домика и подошли к двери. Двери как таковой не было. Проём был занавешен брезентовым пологом. Мы вошли. Домик был разделен на две комнаты. В одной располагались девушки, в другой — мужчины. Все еще спали. Иванов Виктор Павлович – инструктор-парашютист, приподнял голову, удивленно посмотрел на нас, затем на часы и сказал:
— Берите в углу чехлы и располагайтесь на полу. До подъёма еще полтора часа. Немного отдохните.

1 ряд: А.Ибрагимов, В.Иночкин, В.Иванов. Т.Буданова, Р.Садрадинов, Н.Ханча, Годовалов,….; 2 ряд: Г.Колчанов, …, В.Бороздин; 3 ряд: А.Кихтенко, ком. эск., А.Крохин, Б.Арустамов, Т.Демьяненко, Э.М.Рагимов,С.Вологина; В дверях: Д.Вагабов, Рязанцев, А.Бычков; На фюзеляже:….,…., С.Неретин, Любимов.

1 ряд: А.Ибрагимов, В.Иночкин, В.Иванов. Т.Буданова, Р.Садрадинов, Н.Ханча, Годовалов,….;
2 ряд: Г.Колчанов, …, В.Бороздин;
3 ряд: А.Кихтенко, ком. эск., А.Крохин, Б.Арустамов, Т.Демьяненко, Э.М.Рагимов,С.Вологина;
В дверях: Д.Вагабов, Рязанцев, А.Бычков;
На фюзеляже:….,…., С.Неретин, Любимов.

Мы нашли свободное место недалеко от входа, расстелили чехлы и рядком свалились на них, однако поспать нам не удалось: скоро прозвучала команда:
— Подъём!
Все встали, увидели нас, стали расспрашивать о том, как мы ухитрились сюда добраться из Баку. Сразу не поверили, что приехали на велосипедах, пока не увидели их. Начальнику аэроклуба Рагимову (на снимке он в центре группы, в полосатой футболке) сказали, что очень хотели прыгнуть с парашютом, поэтому и приехали.
— Никаких сегодня прыжков, — решительно отказал он, — вы на себя посмотрите. Всю ночь в дороге, не отдохнувшие, голодные. Разрешаю уложить себе парашюты, как следует отдохнуть, а прыгать будете завтра.
Возражать было бесполезно, и мы покорно кивнули головами. Вместе со всеми сели в автобус и поехали в город. В столовой, несмотря на ранний час, спортсменов уже ждали. На столах были разложены тарелки с горячей кашей и котлетами, в стаканах — компот.
Организация питания в Бакинском аэроклубе на всех сборах, в каком бы городе они не проводились, всегда была отличной. Спортсмены не испытывали недостатка в питании и в дополнительном пайке.
Вскоре после завтрака начались прыжки. Небо расцветало от разноцветных куполов парашютов. Спортсмены отрабатывали упражнение на точность приземления. Прыжкам на точность предшествует тщательная теоретическая подготовка. Она включает в себя изучение законов парашютирования, изучаются особенности управления куполом конкретного типа парашюта, способам разворота в ту или иную стороны.
Каждый парашютист составляет план прыжка на точность приземления с учетом скорости и направления ветра по высотам, своего веса, скорости снижения парашюта, а также положения условной точки отделения от самолёта, от которой парашютист перемещается к цели. Приземлиться парашютист должен на поролоновую оранжевую точку, диаметром всего 10 см, в центре креста, выложенного из двух белых полотнищ.
Третий прыжок в этот день выполняли наиболее опытные спортсмены с задержкой раскрытия парашюта. Прыжок выполнялся с высоты две тысячи метров с задержкой раскрытия через 30 секунд. Такие прыжки являются сложными, но в то же время наиболее увлекательным и красивым видом парашютного спорта. От спортсмена требуется большое мужество, расчётливое хладнокровие и необычная выдержка. Кроме того, спортсмен должен уметь правильно группироваться и управлять своим телом в свободном падении, выполнять развороты, спирали влево и вправо точно на 360 градусов, а также прямое и обратное сальто, ускорять и замедлять скорость падения.

Укладка парашюта. Слева - Света Копылова, справа - Валя Роткина

Укладка парашюта. Слева — Света Копылова, справа — Валя Роткина

На запасном парашюте резинками закреплены миниатюрные приборы: секундомер, который включается в момент отделения парашютиста от самолета и высотомер, позволяющий контролировать высоту и в свободном падении, и при снижении на парашюте.
Солнце стояло в зените, а земля и воздух источали невыносимый жар. Прыжки прекратились. Съездили пообедать, а затем от жары каждый спасался, как мог. Одни нашли прохладу под крыльями самолета, кто-то залез под автобус, а некоторые спрятались в домике.
Вечером все занялись укладкой своих парашютов для прыжков на следующий день. Нам выделили резервные парашюты, и мы их уложили по всем правилам. Каждый этап укладки проверял Виктор Павлович. Все было подготовлено к прыжкам. Завтра последний день сборов и мы надеялись, что погода не испортится, а наш приезд в такую даль не будет напрасным.
В полночь с рёвом и грохотом начали взлетать один за другим реактивные истребители-бомбардировщики «СУ-7Б». Начались учебно-тренировочные ночные полёты. Часа четыре подряд они взлетали, куда-то улетали и спустя некоторое время садились, выстреливая позади себя тормозные парашюты. Взлетно-посадочная полоса находилась от нашего домика всего в сотне метров. В дребезжащее стёклами окно можно было наблюдать взлёт и уходящие вдаль яркие конуса пламени, вылетающие из сопел ревущих двигателей. К рассвету полеты закончились, все затихло, и можно было немного поспать.
На следующее утро наша пятёрка, совместно с пятёркой спортсменов-парашютистов сидела в самолете. Ровно рокотал двигатель, заставляя четырехлопастной винт «Аннушки» тянуть наш самолёт вперед. В иллюминаторе проплывали знакомые пейзажи – город Аджикабул, окружённый почти под прямым углом, с двух сторон горами, справа проплывает серебристо-голубая поверхность Аджикабульского озера, сверху похожего на урезанную печень. Вчера мы ходили туда купаться. Пока дойдёшь до глубокого места, много раз наступишь на больших устриц, которых на дне расплодилось великое множество.
На берегу увидел фигурки рыбаков, засевших у кромки воды, местами заросшей рогозом, тростником и камышом. Озеро крупнейшее в Азербайджане, длиной шесть и шириной три километра. Глубина в центральной части достигает пяти метров, пополняется за счет весеннего разлива реки Куры. Водится много различных рыб, среди которых встречаются усачи, сазаны, щуки, судаки и белый амур — мечта для рыбака. Зимой не замерзает, поэтому является местом зимовки около 20 тысяч птиц разных видов. Это – розовый фламинго, мраморный чирок, белоногий нырок, савки, которых в мире осталось не более 40 тысяч.
Самолёт развернулся и вышел на прямую линию. Справа, внизу, параллельно нашему курсу проходила шоссейная и железная дороги, разрезающие Муганскую степь на две части. Одна часть плавно перетекает в предгорье, а затем в горы, образующие Кавказский хребет. Другая часть ограничивается рекой Курой, которая хорошо просматривается слева. Причудливые изгибы реки напоминают ползущую гигантскую змею.
В самолёте все улыбались, кто-то рассказывал анекдот. Так или иначе, каждый пытался скрыть от других душевное волнение, предшествующее прыжку. Волнение – это производная от страха. Страх, как и радость, нормальное чувство. Сильный перед опасностью не фальшивит. Ничего страшного, если перед прыжком слегка дрожат поджилки. Это признак напряжения. Хуже, когда человек опускает руки и раскисает. В момент наивысшего напряжения руки и ноги опережают мысль. Вступает в силу интуиция, выработанная временем, опытом и ставшая как бы рефлексом. Волнение исчезает, как только отделяешься от самолета и оказываешься один на один со стихией.
Прозвучала сирена «приготовиться», зажегся сигнал жёлтого цвета. Дверь открыл выпускающий Иночкин Виктор Михайлович, опытный инструктор-парашютист. Мы встали, поправили лямки, подтянули ремешки касок под подбородком. Загорелась лампа зеленого цвета, и мы дружно, один за другим начали выскакивать из проёма двери, стараясь лечь грудью на встречный поток воздуха.
После отделения, отсчитал пять секунд и выдернул кольцо. Ещё через несколько мгновений почувствовал рывок.

Приземление точно в цель

Приземление точно в цель

Парашют раскрылся. Привычное ощущение тишины. Поправил лямки, удобнее уселся и сориентировался. Надо было не только определить точку приземления, но и, управляя куполом, приземлиться в цель, а во время снижения необходимо наблюдать за другими снижающими парашютистами.
Пролететь вплотную над чужим куполом очень опасно. Лишенный воздушной опоры, купол у верхнего парашютиста может сложиться и тогда камнем можно свалиться на голову товарища и вместе с ним с большой скоростью упасть на землю. Приземлился в полуметре от цели. Результат в данных условиях неплохой, некоторые опытные парашютисты показывали более скромные результаты. Снова быстро уложил свой парашют и успел выполнить ещё один прыжок.
Парашютные прыжки продолжались, а выполнившие свою дневную программу сидели в «квадрате» и наблюдали за своими товарищами. Наше внимание привлёк мотоцикл с коляской, передвигающийся по краю поля.
Проезжая мимо упавшего оранжевого шарового вытяжного парашютика с чехлом, пассажир, сидящий в коляске, успел на ходу ухватить его руками и мотоцикл с увеличением скорости стал удаляться от аэродрома.
Виктор Павлович заскочил в автобус и погнался за нарушителями. Ильгам Меликович в это время заходил на посадку и по рации узнал о случившемся. Резко изменил направление, в одно мгновение догнал мотоцикл и прошелся над ним, едва не касаясь шасси головы мотоциклиста. Пролетел вперед, сделал горку и начал снова пикировать на мотоцикл, но уже в лоб. Двое мужчин, сидящих на мотоцикле, были напуганы таким оборотом дела. Бросили чехол и остановились. В это время к ним подъехал Виктор Павлович. После внушения о недопустимости воровства, он отпустил перепуганных воришек.
— Они думали, раз валяется на краю поля, значит ничейный, — вернувшись, объяснил Виктор Павлович, — но я их припугнул арестом и передачей в руки милиции. Хватит с них.
В середине дня прыжки закончились. Положили парашюты в сумки и загрузили их в самолёт. Спортсмены собрали свои личные вещи и сели в автобус. Саша Бычков попрощался с нами и тоже направился к автобусу. Мы с велосипедами стояли поодаль и наблюдали, как по направлению к Баку отъезжал автобус и бензозаправщик. Смотрели на запустившийся двигатель и ждали, когда самолёт вырулит на полосу и улетит, а нам предстоял тяжелый велопробег в обратную сторону.
Двигатель самолёта замолк, вращение винта прекратилось, дверь открылась. Высунулся Ильгам Меликович и рукой подозвал нас к самолёту. Мы подошли.
— Грузите свою технику и сами залезайте. Да, побыстрее.
Такого поворота событий мы не ожидали и мгновенно запихнули велосипеды в заднюю часть самолёта, а сами уселись на сумки с парашютами. Центровка была соблюдена. Кроме нас в салоне самолета, среди груды парашютов, расположились Виктор Иночкин и Володя Шафиев.
Самолёт взлетел и взял курс на Баку. Меньше чем через два часа мы уже выгружали парашюты на Забратском аэродроме, а затем перенесли их в специальное хранилище.
Хором поблагодарили Рагимова за оказанную милость, попрощались и на электричке поехали домой. Менее чем через час я был дома.

¹В эпоху Средневековья была распространена философская теория, согласно которой ни одно живое существо не может само решать, как ему поступить. А те или иные решения продиктованы исключительно внешними причинами.
Говорят, что французский философ Буридан, будучи ярым сторонником этой теории, приводил в ее подтверждение следующий пример. Если перед голодным ослом разместить по бокам на одинаковом расстоянии две охапки сена, он не сможет выбрать какую-либо из них, так как они абсолютно одинаковые. В итоге осел так и останется голодным, тем самым обрекая себя на смерть.

© Copyright: Александр Крохин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

25 комментариев: Ночной велопробег в Аджикабул. Проза А. Крохина

  1. Елена говорит:

    Уважаемый Александр Николаевич, с радостью поздравляю Вас с Днём парашютиста. Как приятно, что среди литературных деятелей я встретила человека с поистине героическими задатками, так успешно реализованными. Всегда интересно читать Ваши истории и вместе с Вами взлетать и приземляться. В силу своих личных наклонностей я заметила в данном произведении 2-3 шероховатости, о которых осмелюсь Вам сообщить. Например, «Леша Кихтенко – долговязый и способный спортсмен». После определения «долговязый» хочется вставить существительное, — «парень», «малый» — , потому что прилагательные «долговязый» и «способный» говорят о разных сторонах Кихтенко. Определение «греческий нос» также смутило меня. Мне думается, «греческий» требует кавычек, потому что это вроде сравнения, не храм же греческий. Я бы посоветовалась с кем-то. Далее, в примечании слово «говорят» упрощает легенду о Буридановом осле. Это уже давно признанная притча, имеющая корни — зачем ставить её под сомнение слишком бытовым «говорят»? Можно сказать «известно, что…». Ваша благодарная читательница, Елена Николаевна.

  2. Александр Крохин говорит:

    Спасибо за поздравление и комментарий. Учту. По поводу «говорят»; — это всего лишь версия. которую начал распространять Лейбниц и то, в качестве метафоры. В Википедии есть даже название его работы, где он ссылается на осла. А в сочинениях Ж.Буридана этот образ не найден. Человек, который корректировал мою книгу, говорит, что слово «спортсмен» уже включает в себя понятие «парень». С «греческим» носом согласен на 100%.

    • Евгения Шарова говорит:

      Александр Николаевич! Поздравляю с Днём парашютиста!
      Ну, и я не зря «влезла» под Ваш комментарий — мне «греческий» нос, я извиняюсь, подправить? :) Понимаю забавность фразы)) Но я о кавычках, если что))))

      • Александр Крохин говорит:

        Спасибо, Евгения Аркадьевна! Подправьте, пожалуйста, в двух местах: Мне понравилось слово «малый», надо вставить как советует Елена, и кавычки на слово «греческий». Куда забавнее «в греческом зале » ! Обеим спасибо за подсказку и помощь.
        С уважением, Александр.

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Насчёт «Буриданова осла»… Это вопрос выбора. Человеку трудно выбрать из двух предлагаемых ситуаций. Для облегчения выбора — нужно изыскать ещё одну перспективу. Из трёх возможностей выбирать легче!

  4. Александр Крохин говорит:

    У осла было как раз три возможности: — первая, съесть охапку соломы справа, вторая, съесть кучку слева и третья, сдохнуть с голода. Я не думаю, что осёл выбрал третий вариант. У нас тоже был вариант, догнать велосипед и попытаться Лёшу остановить, прижавшись к нему одновременно с двух сторон, но он пришёл в наши головы задним числом. Вы на этот вопрос хорошо ответили в комментарии к рассказу «Парадоксы историй…»: — «То, что должно произойти, то произойдёт, независимо от тебя — хочешь ты этого или нет. А то, что не должно произойти, того не произойдёт.»
    С уважением, Александр.

  5. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Исходя из Вашей концепции, Александр Николаевич, 1 — съесть одну охапку сена, 2 — съесть другую, 3 — умереть с голоду (здесь как раз присутствие третьего варианта! ), я прибавлю ещё: 4 — пройти мимо и поискать себе другую еду, 5 — съесть обе и объесться, 6 — покушать понемногу от обоих.
    Но, думаю, осёл выбирал не между жизнью и смертью. Если бы вопрос стоял так, то, думаю, победил бы инстинкт самосохранения — он бы просто поел. Вопрос самосохранения стоял перед велосипедистом. Вы, в конкретной ситуации, находились в шоке — раз, и второе — может интуиция «сработала» именно на то, что Лёшка «проскочит», а вы можете ему помешать. Думаю, в данном контексте, не совсем подходящая метафора «Буриданова осла» по отношению к вам в рассказанной истории. Но я понимаю, почему Вы её использовали — Вы назвали себя «ослами» из-за чувства вины. Поняли, что друг был на краю гибели, а вы в это время стояли и ничего не делали ради его спасения. Повторяю — вы были в шоке! Осознание того, как можно было помочь, пришло после. Это анализ на основании ВСЕГО случившегося эпизода с благополучным завершением. Вы приобрели ОПЫТ!
    А вот по-поводу всего вышеизложенного у меня возникла ассоциация… Во время работы в больнице бывали случаи, когда безнадёжного больного после операции не брали в реанимацию (онкология последней стадии, например) и он оставался в отдельной одноместной палате, под наблюдением сестры, у которой в «ведомстве» ещё 25-30 больных (то есть, ни о каком индивидуальном уходе говорить и не приходилось). Врач предупреждал, что человеку осталось совсем немного, несколько часов (нагрузка после наркоза). Когда больной «уходил», а случалось это, как правило, под утро (снижен процесс выработки гормонов), то ВСЕГДА у КАЖДОЙ сестры появляется чувство вины: «Может, если бы я сделала так или эдак, если бы подошла к нему на 5 минут раньше, если бы…). Понимаешь умом, что и как, но всё равно мучаешься, это всё накапливается годами и, когда сестра кричит порой на больных — это колоссальная физическая и моральная нагрузка. Или, лишний раз не подходит к больному. Это всё защита своей психики от разрушения. Она больше не может в себя вобрать негатива! Так не должно быть по отношению к больным. Но так не должно быть и по отношению к медработникам. Надо думать на государственном уровне об экологии врачебной деятельности.
    Извините за отступление не в тему, но, видимо, что-то задело за живое…
    За занятиях психологией преподаватель рассказывал как пример случай из практики консультирования. Его клиентка среагировала панической атакой на гладиолусы. Толи они в вазе стояли в кабинете, толи в разговоре коснулись этих цветов. Оказалось, что когда хоронили её отца, был август — сезон гладиолусов и всё вокруг было усыпано ими.
    Господи! Начала за здравие, а кончила за упокой! «Буриданов осёл» для меня, скорее, синоним глупости — глупо умереть в двух шагах от еды!

  6. Александр Крохин говорит:

    Вы всё правильно поняли. Я написал этот рассказ, абсолютно ничего не выдумывая, то, что в действительности было. «Буридановы ослы» — метафора, что делать? Такой уж замысел автора, каждый читатель домысливает так, как он хочет. Действительно был шок и бессилие, как у пассажиров падающего самолёта. Однажды я оказался свидетелем тяжёлого происшествия, стоя у магазина «Мерный лоскут» у ст. Шереметьевская. К магазину через ж.д. путь , по деревянным подмоскам бежали две женщины. Две доски повернулись и нога одной женщины провалилась между ними и она никак не могла её вытащить. Вторая женщина пыталась её вытащить за руки. Обе исчезли под колёсами уже начавшего тормозить товарного поезда. Две женщины с посёлка «Северный» целый час сидели в машине, ждали когда в магазине закончится перерыв на обед. Решили, что успеют перебежать перед товарняком. Опять вопрос: — рок или судьба? Зачем торопились? А я несколько дней и ночей слышал их крики и видел перед собой две тени, исчезающие под колёсами. и это с моими-то «железными» нервами. Бывают моменты полной беспомощности, когда не успеваешь помочь терпящим беду, но были в жизни и такие случаи, когда я благодарил Бога, что он не обделил меня хорошей реакцией. Что-то меня тоже занесло, видимо «одолевает зуд писать всё подряд, потом разберёмся!»

  7. admin говорит:

    Ну, знаете… Александр Николаевич, Света! У меня после вашего диалога в комментариях (я имею в виду последние два) аж мурашки пробежались размером с хорошего слона…

    • Александр Крохин говорит:

      Всё, Евгения Аркадьевна, больше не буду. Простите, что мы Вас так взволновали и напугали. Прочитав следующий рассказ, Светлане, надеюсь, будет, что комментировать и дополнить своими наблюдениями и личным опытом.

  8. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    «… видимо «одолевает зуд писать всё подряд, потом разберёмся!» — это не зуд.
    Но, в самом деле, хватит, а то уже мурашки размерами со слонов побежали у нашего администратора, а он нам дорог и ещё очень нужен.
    Спасибо, Александр Николаевич, за живое чувство!

    • admin говорит:

      Да, всё нормуль с админом) Просто истории из жизни… тяжёлые… Они жизненные, безусловно, но… я думаю понятно, что «слономурашки» не зря… Вообще, я заметила, что у нас тут и комментарии — сами по себе отдельные произведения!

  9. Евграф говорит:

    Александр Николаевич! Я с опозданием также поздравляю Вас с днём Парашютиста! Сегодня пятый день, а всё идут комментарии к Вашей публикации. На комментарии надо писать отдельные комментарии. А сейчас по поводу публикации. Внимательно читала Ваши воспоминания о том, дорогом для Вас времени общения с Вашими друзьями . Всё изложено с таким чувством нежности и любви к людям, с которыми свела Вас судьба, к событиям тех лет. И что меня особенно удивляет — это те мелкие подробности (возможно очень важные), с которыми Вы описываете разные случаи из Вашей богатой на события и встречи жизни. Как будто Вы только что забрались в самолёт и вот-вот должны прыгнуть «..встали, поправили лямки, подтянули ремешки…». В подробностях описываете план прыжка на точность приземления с указанием сантиметров, градусов, секунд. А ведь когда это было? Вот память какая феноменальная! Сколько было Ваших публикаций, и везде так. Вы случайно, не разведчиком работали, всё остальное только прикрытие было?! Это я неудачно пошутила. Но ведь столько интересных событий и людей прошло через Вашу жизнь. Сколько воды утекло, а Вы так всё в подробностях помните. Удивительно. И очень интересно читать всё, о чём Вы пишите. Как будто просто идёт беседа и Вы делитесь своими воспоминаниями. Спасибо Вам! С удовольствием буду читать и слушать следующие Ваши рассказы о том нашем, ушедшем, но очень дорогом времени нашей молодости.
    Е.Р.

  10. Александр Крохин говорит:

    Спасибо за поздравление, Евгения Рафаиловна! 2 августа День Воздушно-десантных войск, так, что праздник продолжается. Мои друзья, которым по эл.почте отсылал свои рассказы, удивляются моей памяти и деталям, о которых они уже забыли. Разведчиком я был, когда проходил срочную службу в ВДВ. А курсы по развитию памяти для школьников, вёл в Детском доме, а когда его закрыли, в Лобненском Центре детского творчества, так, что у меня есть ещё и диплом инструктора по развитию памяти. Во, как расхвастался! Это от того, что Вы меня перехваливаете, хотя приятно осознавать, что Вам нравятся мои рассказы.

    • Евгения Шарова говорит:

      О! Александр Николаевич! Может быть, Вы, как спец «по памяти», объясните мне — почему я без особых проблем могу запоминать тексты чужие — прозу или стихи… А вот, как свои надо где-то читать, и хочется же наизусть — ну не могу я уверенно свои же стихи запомнить. Прямо память отвергает эту возможность!) Может это из-за личного отношения к «своим»… или ещё какой выверт памяти… А может волнение именно из-за того, что как бы «отвечаешь за себя», мешает нормально запомнить… хотя странно — ведь чтец и автор — одни и тот же человек и уж своё-то должно, как говорится, от зубов отскакивать…
      Чего-то и меня понесло на рассуждения)))

      • Александр Крохин говорит:

        Я знаю около 50 способов запоминания. Мы, к сожалению, часто пытаемся применять мнемотехнический (зазубривание, путём повтора). Это самый не эффективный и долгий способ. Способы, основанные на эйдотехнике (зрительные, слуховые и чувственные образы) помогают запомнить информацию фундаментально и в короткий срок. Но, этого в комментариях не расскажешь, нужны практические занятия.

  11. Евграф говорит:

    Каждый раз, Александр Николаевич, узнаём о Вас новое и интересное! Я догадывалась, что Вы специально занимались вопросами тренировки памяти. Вот было бы здорово провести несколько уроков для наших «ладожцев». Только подозреваю, что это процесс длительный. Как же с Вами интересно общаться.
    Е.Р.

  12. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    А Евгении Шаровой насчёт ПАМЯТИ отвечу так: «Это чистой воды кокетство, желание получить комплимент типа»самые гениальные поэты своих стихов наизусть не читали». А вот неправда ваша — читали! Маяковский и Есенин, например. Я, думаю, по поводу «знать наизусть свои стихи»… Зачем? Вся прелесть в авторском чтении, а в первую очередь — в написанном. Вот когда чтец читает — это другое дело! Его работа — читать стихи, а поэта — писать. Что такого, если он с листа прочтёт.
    И ещё вижу неуверенность: «Что? Мои стихи и в самом деле хороши?» Нужны подтверждения.
    Женя, стихи отличные! У меня среди твоих стихов есть любимые.

    • admin говорит:

      Светочка! Я тебя только умоляю — не ищи двойного дна там, где его нет, отключи, пожалуйста, психолога) Вот смотри, я начинаю писать стихи… эммм… в голове, но вот потом, если успеваю перенести мысль на бумагу (или монитор) — всё! Считай, что я его перестаю запоминать — оно же есть на стороннем носителе. И потом своё читать наизусть очень сложно и ещё потому, что в голове может удержаться какая-нибудь из первых редакций… вот и приходится «нырять» в шпаргалку, чтобы не ляпнуть старый вариант… А со стихами.. ну, того же Есенина (Пушкина, Цветаевой, Лермонтова…) проще что ли — они уже есть в том виде, незыблемом так сказать — то есть в их случае мы все — чтецы… Но ведь обидно же — казалось бы своё должно читаться не хуже… Ан нет! Ерунда какая-то.
      Кокетства в моём вопросе Александру Николаевичу нет — мне реально стало интересно — почему так… Но я, похоже, уже разобралась) А неуверенность — есть и будет… только она не связана с вопросом «Мои стихи и в самом деле хороши?» а с тем «а хорошо ли я запрятала шероховатости?»))) Знаешь… у меня ведь есть знакомые, которые пишут такие стихи, что дух захватывает! И темы, и стиль, и образы — просто супер… В общем, я отлично знаю знаю свой потолок и свою маленькую нишу и в своей нишке я уверенно себя чувствую, а вот вне её — увы, я плохо «плаваю»… Так что неуверенность — нормальное состояние, особенно, когда пытаешься перешагнуть порог своей нишки)))
      Так… прекращаю эти психологические танцы, а то уже и меня понесло не в ту степь)) И, пожалуй, я больше вопросов задавать не буду… на всякий случай)

  13. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Женя, завтра, вернее уже сегодня, День радио, символом которого является Останкинская башня.

  14. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Да, 1 августа исполняется 52 года радиостанции «Маяк». Символ — Шаболовская башня, она же — Шуховская. Останкинская — символ телевидения.

    • Евгения Шарова говорит:

      Ну, вот это — другое дело! А то сбила меня с панталыку — мало того, что днём радио, так ещё и Останкинской башней)))
      Если у тебя есть что-то на эту тему — напиши, размещу…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *