Размышления о критике и редактировании… Статья Е. Шаровой

Попробую немного порассуждать о критике и редактировании…
Сразу предупреждаю, что я не сообщу ничего принципиально нового, и статей на эту тему написано немало, и уж точно профессиональней, чем это сделаю я.
Итак, вы написали стихи или прозу и отправили своё сочинение… в стол (ну или сохранили на «рабочий стол» компьютера) – ваше право и только вам решать, что будет со стихотворением дальше. Может быть, вы его выкинете (удалите) через некоторое время и вообще забудете о нём. Но вы выбрали другой путь – воспользовались наличием и возможностями Интернета и разместили его, там, где вам захотелось, в открытом, так сказать, доступе.
Именно об этом я бы хотела поговорить – что вас может ожидать, если вы решились разместить стихи в сообществе или на сайте, посвящённым именно творчеству. Причём не важно, как позиционирует себя этот сайт – профессионально или это сайт любительской поэзии, главное, что на этом конкретном сайте есть функция откликов. И  ваши стихи будут читать люди, которые и сами пишут стихи, а также люди, которые не являются ни вашими знакомыми, ни вашими близкими, а просто случайно зашедшие на сайт.
И вот тут-то и начинается самое интересное! Допустим, человек читает ваше стихотворение и замечает – что-то не то с ритмом, ударения смещаются, необоснованно меняется рифмовка и т.п. Ну, прочёл, ну заметил… И что? – А то, что этот человек (свой ли, чужой – неважно) имеет возможность высказать своё мнение. Может быть, похвалить, а может быть и покритиковать.
Понятно, что критика бывает разная. Напишу о конструктивной критике, аргументированной. Можно получить 99 отзывов: «Понравилось», «Классно» и прочих подобных. Но если хоть кто-то напишет, что-то вроде «Ритм сбоит, поработайте над рифмой» – значит что-то не то в стихотворении, значит, споткнулся читатель о какую-то шероховатость… Да, он – всего лишь один из ста… Но мало ли по каким причинам эти 99 «понравилось» были написаны – кто-то просто по дружбе не станет указывать на ошибки; кто-то напишет своё «Очень понравилось», вскользь пробежав стихотворение; кто-то просто сам, по неопытности, делает такие же ошибки и не замечает их у других… Причин множество… А вот этот сотый отнёсся к стихотворению внимательно – прочёл, вдруг споткнулся на какой-то фразе, проанализировал спотыкашечку… и раз уж счёл нужным написать рецензию – значит, не остался равнодушным! И захотел вам помочь, подправить шероховатости… Да, критика – не сладкая карамелька, а скорее горькая пилюля, но если она конструктивна и аргументирована, то к ней прислушиваться стоит!
Можно, конечно, ответить: «Я пишу душой», «Записываю полёт мысли» и всё в том же духе… Все мы пишем так же – вдруг возникло что-то… осенило… торопишься записать… И вот дальше у всех по-разному: один торопится размещать, даже не проверив опечатки, и жутко возмущается, что этот самый «один из ста» пишет что-то об ошибках; другой – размещает, но на слова этого сотого реагирует тем, что пытается исправить стихотворение – огранить свой бриллиантик; а третий… третий, записав свой мыслеполёт, перечитает его… ещё раз перечитает… вслух, про себя… пропоёт его, и, если мелодия сбилась, значит и читатель может почувствовать сбой… Значит надо приступить к той самой ремесленной работе – огранке… Казалось бы – ремесло и поэзия… А ведь так и есть! Чтобы стихотворения стали драгоценными камнями, а не оставались цветными стекляшками – работать над ними, по моему мнению, нужно и важно. Конечно, править стихотворение, которое уже написано давно сложно (настроение уже в прошлом и вернуться на ту же волну может просто не получиться). А вот при написании следующих учитывать дельную критику всё же нужно. Ещё раз подчёркиваю – именно дельную… Она может быть и обидной (все мы над своими стихо-детьми трясёмся и переживаем), особенно если критикующий просто «макает» в ошибки, без дружеских скидок…
Макали и меня… И обидно было, и кидалась защищать своё стихотворение… и отвечала: «записываю полёты души»… Но со временем я вернулась к старым своим стихам, перечитала всё. И что-то удалось исправить (в некоторых случаях и без критики обошлась – сама нашла ляпы), что-то попросту удалила со странички (на сайте Стихи ру), так как ошибки вижу, а править не могу, только переживаю – и жалко, и не знаю, как исправить, чтобы не исказить настроение… А замечания-то получать ой, как обидно! Вот и приняла решение убрать их. Я не уничтожила эти стихи, конечно, они просто стали домашними, для внутреннего пользования. Сейчас я стараюсь держать себя в руках и не размещать слабые стихи, тщательней стараюсь относиться к рифмам, рифмовке, ритму, читаемости фраз… Не всё получается, но и работа не прекращается! И, порой, уже в давно написанное и размещённое вношу правки – вдруг осеняет или кто-то заметит и подскажет.
Конечно, можно заявить любому критику – «Я пишу и не правлю то, что записал. Оно мне свыше пришло». Возникает ехидный вопрос – это вам диктовали так коряво или со слухом что-то не так? Или те, кто послал вам эти стихи свыше безграмотный? Ну, ладно, вы сами, увлеченные своим творением, не заметили ошибок. Но кто-то из читателей заметил и указал вам на неё (это может быть всё, что угодно – нескладная фраза, сбой ритма). Неужели вам не хочется, чтобы ваши стихи заблестели не только от количества однообразно-сладких отзывов, но и от того, что их мысль и идея не скрыта за огрехами, огранена Вашим мастерством и чудесной техникой? Не будьте «испорченным телефоном» для этого «свыше» – иначе получается, что это высшие силы такие – косноязычные, говорящие некорректными фразами, диктующими стихи с заведомо сбитым ритмом, неудачными рифмами…
Кто-то оттачивает каждую фразу, тщательно подбирает каждое слово, чтобы стихотворение пелось, и эту самую, надиктованную свыше, мысль преподносит читателю, как бриллиант, а не как блестящую стекляшку, а кому-то всё равно… Ну, так если всё равно, то возьмите себя в руки и вежливо (!!!) сообщите своему критику, что стихи вы не правите и дальнейшая дискуссия на тему недостатков вашего стихотворения вам не нужна. Хорошо бы ещё проявить выдержку и поблагодарить человека за его внимательное отношение к вашему, пусть и не совершенному с его (критика) точки зрения стихотворению. Можно сто раз написать – мои стихи нравятся их читают! Да, читают, да, пишут отклики, но, повторюсь, отклик отклику рознь –  многие просто не хотят обижать и пишут, что мысль хорошая, кто-то просто не чувствует огрехов. Ну, вот как люди, не обладающие хорошим музыкальным слухом, не почувствуют фальшивой ноты в мелодии. Слова-то могут понравиться, идея, заложенная в стихотворении – тоже… а мелодию не поймали… И кто-то не услышит сбоев и напишет, что «всё супер», а кто-то услышит сбой мелодии и напишет об этом.
Мне нравится, когда мне пишут положительный отзыв, и я благодарна читателям, которые оставляют подобные рецензии, но также я отношусь и к критике – с благодарностью. И, прежде всего, я сама себя критикую и стараюсь, чтобы размещаемые мной стихи несли не только мою мысль, мои чувства и настроение, но и чтобы читатель оценил и облик стихотворения. Чтобы ему не пришлось пробираться сквозь невнятности и спотыкаться о шероховатости. А мне бы потом не пришлось объяснять, что «если вы вот тут-то сделает паузу, то всё прочитается, как нужно, а вот этот смутный образ на самом деле означает то-то и то-то». Так себе и представляю – объяснительную записку к каждому стихотворению!
Настоятельно рекомендую – учитесь работать над ошибками. Даже в неприятно-отрицательной рецензии есть плюсы. Это позволит лишний раз задуматься – а почему человеку не понравилось? Может быть, перечитать, проверить ритмику, ударения, рифмы…
Моё скромное мнение, обобщающее всё вышесказанное – не бойтесь критики и учитесь и редактировать стихи… Разумеется, если вам это надо!
Кстати, ещё один нюанс, касающийся моего личного отношения к критике – я, никогда, даже получив самую нелицеприятную критику, не хамила критикам, не отвечала чем-то типа – «сам дурак», так как это покажет, прежде всего, мою «самодурость» и невоспитанность. Достаточно того, что критикующий – это «взгляд со стороны», а профи он сам или сам графоманит втихомолку – не важно; он – читатель со своим мнением, на которое он имеет полное право, раз уж автора угораздило выставить стихотворение на всеобщее обозрение и обсуждение. Конечно, понимание и принятие критики (да и не критики даже, а просто чьего-то невосторженного мнения) пришло не сразу, и выше я написала, что тоже «отбивалась, как могла». Со временем я научилась обращать нелицеприятные отклики в свою пользу просто тщательно следя, чтобы не повторять ляпов, не вымучивать текст. Что-то получается, что-то – нет, но я учусь и буду продолжать учиться!
Кстати, бывает так, что читатель-критик делает замечание, а вы уже прокручивали зацепившую его фразу сто раз, вы проверили все возможные слабые места – тогда есть смысл обоснованно и вежливо объяснить, почему написано именно так, а не иначе.
И, наконец, я напишу о себе, как о критике. Я за всех не скажу, но лично я, если пишу отзыв с замечаниями, то это означает, что мне это стихотворение чем-то понравилось – идеей, образами, неожиданными рифмами… И так хочется, чтобы понравившееся произведение не заставляло «спотыкаться» о недочёты.
Всё вышесказанное относится не только стихам, но и к прозе. Ведь продуманный текст, богатый язык, хорошо раскрытая тема повествования – замечательно. Ведь мы сами так часто перечитываем понравившиеся нам когда-то книги. Правда ведь? А значит и здесь нужна очень серьёзная работа над словом! Чтобы читатель вернулся к вашей статье или рассказу, чтобы перечитать.

Желаю всем удачи и вдохновения!

p.s. Эта статья была мной написана ещё лет пять назад – попросила знакомая со Стихиры (сайт stihi.ru). Надеюсь, мои рассуждения кому-нибудь пригодятся.

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Размышления о критике и редактировании… Статья Е. Шаровой

  1. Евграф говорит:

    Женя, статья полезна всем и очень актуальна сейчас. Надеюсь, кто-то задумается над её содержанием и сделает выводы, для себя.
    Полезно было бы её обсудить.

    • Евгения Шарова говорит:

      Спасибо, Евгения Рафаиловна!
      Надеюсь, что статья действительно окажется полезной! Хотя она и писалась-то просто, как размышления на тему…

      p.s. Я не ошиблась в датировке статьи — лето 2011 — действительно почти пять лет… Кто бы мог подумать, что придётся её выуживать из архива))

  2. Елена говорит:

    Дорогая «админ» Женя! Огромное, от всей души, и от ума тоже — спасибо, спасибо! Не ошиблась я, почувствовав любовь к ЛИТО «Ладога» с первого же прочитанного мною стихотворения, а случилось это 7 апреля. То, что в вашем замечательном творческом коллективе много невероятно талантливых литераторов, не подлежит обсуждению — это факт неоспоримый. Каждый день дарит мне новое стихотворение или интересную статью — как благодарить за эти дары вашего вдохновенного труда?! Но то, что Вы, Женя, призываете авторов внимательнее отнестись к плодам этих трудов — выше ожидаемого. Я знаю, как пишущий народ щепетильно воспринимает любой «непохвальный отзыв», иногда и теряя из-за своей обидчивости читателей, и мелко разменивая свой дар, а это очень вредно для автора. В Химкинском ЛИТО очень приветствуется дружеская, чрезвычайно мягкая оценка, и в результате ЛИТО потеряло много хороших авторов, которых чуть ли не бойкотом выжили посредственности. Насмотрелась я на них, и поэтому в ЛИТО «Ладога» тоже вошла осторожно. Но мне повезло — я нашла среди вас немало Личностей, да к тому же и наделённых истинным талантом. С Вами, Женя, я очень согласна — огранка и ремесленный труд над всем, что выходит из-под пера, необходимы, — конечно, это уже после создания непосредственно стихотворения или прозы. К поэзии, как и к музыкальному произведению, я могу подходить лишь с позиций «нравится — не нравится», поскольку имею понятие, но не специальные знания об искусстве поэтики, а это настоящая наука. В прозе я ориентируюсь увереннее, поэтому осмеливаюсь комментировать статьи и рассказы «Ладоги». Очень хочу, чтобы Ваша, Женя, статья, — чрезвычайно дельная, разумная, профессиональная, — помогла авторам. Заключаю свой коммент собственным выводом — лишь истинный талант позволяет себе увидеть собственную небезупречность. Самолюбие необходимо обуздывать ради служения искусству. С любовью к творчеству ЛИТО «Ладога», Елена.

    • admin говорит:

      Елена! От всей души благодарю Вас за тёплые слова!
      Меня научила адекватно воспринимать критику именно Стихира (тот самый сайт, о котором я упоминаю) и статья-то была написана в 2011 году по просьбе знакомой по этому сайту. У меня ведь получилось так, что в «Ладоге» я только с конца 2012 года. До этого долго писала «в стол». Потом знакомые как-то сказали, что мол, есть разные сайты, чего ты там не размещаешь свои стихи… Ага… разместила)) И это было в 2006-ом году. И через некоторое время начала получать отклики и некоторые оказались довольно… эммм… неприятные)) Ох, и переживала же я! Только через года полтора до меня дошло, что «щелчки» я буду получать до тех пор, пока не начну думать, что пишу. Долговато доходило))) Так что эта статья как раз о моём личном пути. Ну, и в «Ладогу» я уже пришла, получается, не только со стихотворным багажом, но и морально подготовленная к тому, что меня могут ожидать не только похвалы, но и критика. Благодаря моим коллегам и из «Ладоги» и из «Глагола», их подсказкам я правила и правлю свои стихи, улучшаю их. А вообще, я стараюсь делать проще (и сложнее одновременно) — не допускать повода для критики. Поэтому редактирование — моё всё. И я ведь в поэзии тоже не профи — не изучала ничего специфического и часто путаюсь и «плаваю» в специальных терминах… Даже прямо неудобно)))
      Кстати о прозе. Вот в ней я — полный профан. Только глядя на своих коллег-«ладожцев», только сейчас потихоньку начинаю писать статьи. До этого за мной такое не водилось… Ну, если только эта давняя статья и больше ничего не было))) С кем поведёшься)))

      Ещё раз спасибо Вам большое за внимание к нашему сайту, к нашему творчеству!
      С уважением,
      Евгения Шарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *