«Оттуда, где красиво!» Проза Е. и А. Лешковцевых

Жизнь идёт своим чередом. А его величество случай указывает стрелкой компаса новое направление для поездок и встреч.
В марте 2023 года мы узнали от друзей об уникальном месте России – Республике Адыгея, Северо-Кавказского федерального округа. Республика с запада, севера и востока граничит с Краснодарским краем, с юга — с Абхазией и Грузией. И вот в августе было решено дружным квартетом посетить этот Российский регион.
«С Россией навеки!», «В живую ещё красивее!», «Оттуда, где красиво!» — так пестрели рекламы по дорогам, ведущим в станицы, горную среду Адыгэ республик. На гербе красуются горы, восход солнца, с двенадцатью звездами – племенами, когда-то населявших этот край: абадзехов, бжедугов, кабардинцев, хатукайцев, бесленеевцев, натухайцев, темиргоевцев, шапсугов, убыхов, мамхегов, махошевцев, егерукаевцев.
В центре – на вздыбленном коне — богатырь с мечом и факелом. Из-под ног коня поднимается орёл. О сельском хозяйстве — главном занятии местных народов, можно догадаться по изображениям початков кукурузы, колосьев проса и пшеницы. А завершает общую картину герба стол с хлебом-солью и голова быка, символизирующая сокровища Майкопского кургана.
Транспортные артерии: автомобильные дороги регионального, федерального значения; линия Армавир-Кривенковская Северо-Кавказской ж.д., с ответвлением на Хаджох от станции «Белореченская».
Между многочисленными историческими, культурными, туристическими достопримечательностями расположились поля, реки, ручьи, водопады, горные массивы с зелёным ландшафтом и ледниками. Гора «Казачья» 1136 метров над уровнем моря, гора «Фишт» 2868 метров. К Олимпийским играм 2014-го года главный стадион в городе Сочи получил название высокой горы Адыгеи.
Основным местом пребывания лобненцев стала станица Дондуковская, находящаяся на северо-востоке региона. Населенный пункт был назван в честь русского генерала кавалерии, князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, основателя княжества Болгария. Под заботливым крылом нашей хозяйки дома, коренной жительницы посёлка Людмилы Антоновны, наслаждались вольготной жизнью и экскурсиями по станице, известным местам. Из местных газет «Советская Адыгея», «АиФ «Адыгея»» и «Красная звезда» мы узнавали о новостях в аулах, хуторах, сёлах, посёлках, станицах. Кстати, погода вполне соответствовала данному времени года: температура от +35°С до +42°С, высокая влажность, легкий ветерок и прохладные ночи. Солнце всходило в начале шестого утра, а скрывалось за горизонт около восьми часов вечера.
Дондуковская поразила своим масштабом, великолепным домом культуры и библиотекой, живописным Свято-Ильинским храмом, парковой зоной с памятниками и железнодорожной станцией. В храме, после службы мы увидели женщин разного возраста, которые плели маскировочные сети. Многие жители берут такую важную работу на дом. Нам посчастливилось познакомиться с директором дома культуры, заведующей библиотекой, станичным Атаманом. Это люди образованные, увлечённые, любящие своё дело.
Как и по всей Адыгее, в Дондуковской отмечают свои праздники, среди которых есть День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны XIX века (21 мая 1864 года). В 2022 году праздновали столетие государственности Адыгеи. 2 августа в Свято-Ильинском храме станицы каждый год отмечают престольный праздник с молебном, водоосвящением, богослужением, Крестным ходом. Торжественная часть, концертная программа всегда радуют присутствующих. Праздничные мероприятия заканчиваются общей трапезой. К вечеру в парке возле храма, силами творческих людей, проходит ещё один концерт, где главными участниками являются ансамбли и солисты разных направлений и возрастов.
Случались в нашем путешествии и непредвиденные моменты. На станции «Курганная» поезд должен был стоять одну минуту, но она затянулась на двенадцать из-за самих пассажиров. Просто, когда мы выходили с вещами на станции, заядлые курильщики почему-то толпой ринулись за нами. А поезд, отстояв положенное время, тронулся. Оставшиеся на перроне ротозеи стали суетиться, на ходу пытаться войти в вагон. В результате был сорван «стоп-кран». Стоянка затянулась, хотя через час была запланирована сорокаминутная остановка по станции Белореченская (здесь производится обязательная смена локомотива, в связи с переходом контактной сети переменного тока с напряжением 27500 вольт, на постоянный, напряжением 3000 вольт).
И ещё один случай произошёл на станции «Журавка» Юго-восточной ж.д.. Ранним утром состав нашего поезда простоял более двух часов. В СМИ прошло сообщение о минировании железнодорожного полотна на участке Зайцевка-Сохрановка, пролегающем на территории Луганской народной республики… К счастью, на этом незапланированные события закончились и дальше наша поездка складывались хорошо.
Вообще, наша экскурсионная программа была очень интересной и разнообразной. Пеший маршрут похода пролегал по Хаджохской теснине. Мы поднимались по горным тропам вдоль реки Белой и ручья Руфабго, до водопадов «Шум», «Каскадный» «Сердце Руфабго» и «Девичьи косы». Затем по крутой тропе наша отважная четвёрка поднялась на вершину горы «Батарея», высотой 750 метров. После привала на плато горы, мы спустились в посёлок. Усталости совсем не чувствовали, так как горный воздух и окружающая нас природа придавали силы. Весь путь, протяженностью 16 километров, прошли за 6 часов. По всему маршруту нам встречались многочисленные толпы туристов и отдыхающих разного возраста. Что не удивительно, ведь в августе здесь пик туристического сезона.
Все природные достопримечательности, которые мы посетили были расположены недалеко от поселка городского типа Каменномостский, находящегося в 40 км от Майкопа, 92 км от Дондуковской.
Через пгт проходит автодорога регионального значения Майкоп-Гузерипль-Лаго-Наки и ныне недействующая железнодорожная линия Белореченская–Майкоп-Хаджох, где пассажирское движение было отменено 26 декабря 2014 года. До отмены курсировало две пары электропоездов за сутки, сообщением Белореченская–Хаджох.
Если заглянуть в историю железных дорог России, то это — малая часть того, что должно было быть, согласно проекту 1935 года строительства железнодорожной магистрали Белореченская–Хаджох–Лаго-Наки-Красная Поляна-Адлер. Возводить железнодорожную линию начали в 1938 году. Первый этап строительства, до пгт Каменномостский (ст. Хаджох) был завершен 23 июня 1941 года. После Великой Отечественной войны были попытки возобновить строительство, но экологи забили тревогу: на пути стройки находится природный заказник «Лаго-Наки». А эта магистраль могла бы стать отличной альтернативой, ныне действующей Ростовско-Черноморской железнодорожной магистрали, проходящей по берегу Черного моря, которая связала бы воедино большие и малые населенные пункты Адыгеи с общей железнодорожной сетью страны. А на данный момент в столице, в городе Майкоп, при наличии вокзала и железнодорожной линии, нет пассажирского движения.
Вот такая интересная поездка состоялась в конце лета 2023 года. Нам полюбился необыкновенный край и его замечательные жители, которые посвящают родной земле свои дела.

© Copyright: Анатолий Лешковцев, Елена Лешковцева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *