Пишут друзья. #ПроГероя. Родные места никогда не забываются. Рассказывает С. Мосевнин

Сергей Вячеславович Мосевнин — руководитель клуба «5/16», член Международного союза художников-анималистов. Его имя уже давно известно «ладожцам» по совместным мероприятиям и по интересным фотопроектам. 
Узнав о нашем проекте «Эстафета памяти», Сергей предоставил для нашего сайта материал из архива своей семьи. Это не рассказ о боях или трудовом фронте. Это в буквальном смысле — кусочек жизни простых людей, сквозь призму истории нашей страны.
________
Речь идет о моих дедушке и бабушке по отцовской линии Мосевнине Иване Трофимовиче (26.07.1915 – 03.04.1997) и Сидельниковой Евгении Александровне (08.12.1915 – 21.10.2011).
Это письмо в Тархановскую школу, написанное моей бабушкой, Сидельниковой Евгенией Александровной от своего и дедушкиного имени. Речь идет о селе Тарханово Ичалковского района Республики Мордовия. Описываются события, их жизнь в период с 20-х годов 20-го века и до окончания Великой Отечественной Войны.
После войны мои дедушка и бабушка жили в городе Сходня Химкинского района (сейчас это микрорайон г.о. Химки). Дедушка работал в области связи, был руководителем Химкинского радиоузла. Бабушка работала учителем начальных классов в Сходненской общеобразовательной школе № 3. Преподавала и после выхода на пенсию, сколько позволяло здоровье, занималась с больными детьми, которые не имели возможность ходить в школу.
Вырастили двух детей — Вячеслава (мой отец) и Геннадия.

Сергей Мосевнин

РОДНЫЕ МЕСТА НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ
Письмо в Тархановскую школу от ветеранов Сидельниковой Е.А. и Мосевнина И. Т.

Уважаемые наши земляки!
Товарищи учителя, комсомольцы, ученики и пионеры Тархановской средней школы, от всей души благодарим Вас за обращение к нам написать воспоминания о родной школе. Их очень много и трудно охватить всё, что было пережито, но постараемся, что запомнилось сообщить. Пишу от своего имени (Сидельникова Евгения Александровна) и от имени мужа (Мосевнин Иван Трофимович), мы вместе с ним начинали учиться.
История нашей школы уходит корнями очень далеко. Вот даже мой старший брат Борис, которому теперь было бы девяносто лет, учился в Тархановской школе и был первым учеником. Значит, существует наша школа с незапамятных времен и нет о ней никакой летописи, как о большинстве деревенских школ.
Мы же начали учиться в единой трудовой школе в 1924 году, а было нам уже по 9 лет. Учились мы в старой деревенской школе на горе, откуда всё село видно, как на ладони. Село наше тогда было многолюдное, знаменитое базарами, ярмарками, садами и людьми. Много было тогда коммунистов, участников Октябрьской революции и гражданской войны. Среди них Филиппичевы (Сергей, Андрей, Прокофий), Киселёвы (Петр Иванович и Степан Иванович), Рачков Яков и многие другие.
Село наше считалось культурным, был свой Нардом (Дом культуры) реквизированный у богача Дикарева. Село наше было волостное… В волости должен быть телефон и наверное был.
Мне запомнился этот год тем, что в дни смерти В.И. Ленина на центральной улице в селе был дан продолжительный тревожный гудок (на площади стоял локомотив, приводивший в движение динамо-машину и мельницу).
Мы все побежали к окну посмотреть, а там на одном из зданий уже висело знамя с траурным обрамлением. В этот же день учительница сообщила нам о смерти Владимира Ильича Ленина и рассказала о его жизни и работе, как вожде революции Великого Октября.
Вообще в эти годы учеников в школе стало много, создавались отдельные классы, а наше школьное помещение имело всего одну классную комнату, в другой комнате жил заведующий школой, поэтому учились мы в эти годы в разных неприспособленных зданиях, изъятых у богача, в частности у Сиратова, бывшего депутата государственной думы, сам же он жил в комнате за стеной класса и не раз предупреждал, чтоб мы не шумели. Учились так же в здании взъезжей (какой-то казённый дом у яицкого моста). Учителями тогда были два брата Виктор и Александр Четверяковы из Барахмана, что за лесом, Ольга Фёдоровна, фамилии не помним.
В 1928 году мы закончили 4-й класс единой трудовой школы, и дальше у большинства из нас учеба прекратилась, так как учиться было негде, а ехать в Ардатово и другие села не могли, родители не отпускали, не имея средств, а мы уже тянулись к знаниям.
В 1929 году началась коллективизация, а в 1930 г. построили в селе новую школу-семилетку, которая называлась ШКМ (школа колхозной молодежи). Директором был Дмитрий Степанович Вилков, а с 1931 года стал директором Фёдор Фёдорович Антонов. Мы, бывшие ученики, пошли учиться в 5-й класс уже переростками. Пришли к нам учиться подростки из других сел (Сыресь, Селищ, Ведянец, Баева, Покровска, Вечкус и др.) Зимой мы учились, а летом до самой осени работали в колхозе вместе со взрослыми. Это было обязательным законом.
Вот с этого времени началась у нас активная боевая жизнь. Многие из нас вступили в комсомол уже в 1828–30-х годах. Мы были настоящими агитаторами за новую колхозную жизнь. Ликбез (ликвидация неграмотности) лежал на наших с учителями плечах. До сего времени старые люди называют нас своими учителями по тому времени. Агитировали мы за колхоз, коллективизация длилась несколько лет. Создавали специальные агитбригады, драмкружки, живые газеты. С пьесами, «живыми газетами», песнями, физкультурными пирамидами выступали на школьной сцене, куда приходило население (зал всегда был переполнен) наши выступления всегда были «на злобу дня», то есть критиковали, не взирая на лица, пьяниц, разгильдяев, бюрократов и лодырей.
Вели антирелигиозную работу, тогда ещё церковь работала. А вечера для населения проводились ежедневно. В религиозные праздники ученики ходили по улицам с плакатами вроде «Религия – опиум народа», с революционными и советскими песнями, а вечером ставили концерты. В общем, мы – ученики – были первыми застрельщиками во многих делах. Главными же организаторами были учителя Иван Павлович Сапожников с женой, ученики братья Алексей и Михаил Монаховы, Артемьев Михаил, Сидельников Георгий и другие.
Счастливое это было время и очень интересное. Комсомольцы помогали раскулачивать, бороться против самогонщиков, с бунтовщиками (был кулацкий бунт). Комсомольским секретарём в то время был мой брат Василий Александрович Сидельников.
С художественной самодеятельностью мы ездили в ближние поселки в село Ведянцы. Многие из нас («переростки»), не закончив семи классов уезжали в города учиться или работать, а я, закончив семь классов, пошла учиться в Ичалковский педтехникум и по окончании его стала работать учительницей начальных классов в родной школе и в том старом здании, в котором начинала учиться сама. Был у меня тогда 4-й класс, а завучем был Суров`нков В.П. Была я в этом году секретарем комсомольской организации учителей и учеников совместно. Посылаю карточку, где заседает комсомольский комитет во главе с директором школы Ф.Ф. Антоновым.
Затем в своем селе я работала завучем в детском доме во время войны 2 года, затем перешла работать опять учительницей в школу. В День Победы я учила детей опять в старом помещении. Все, начиная с 1 мая, ожидали часа Победы. И вот 9 мая, к часам 10-ти дня из района проехал на лошади человек к сельсовету и вскоре там взметнулось красное знамя. Все мои ученики и я бросились к окну. Радовались смеясь и плача, тормошили друг друга. Едва удалось успокоить детей, как вошел в класс директор и объявил об окончании войны. Сколько было слёз радости и слёз горя (многие потеряли родителей на войне). Был этот день и дождливый и солнечный, и был митинг на площади у клуба. Я уж всех учеников того класса не помню, но надеюсь, что помнят меня некоторые из них.
Многие не вернулись с войны из нашего села, в том числе мой брат Георгий Александрович Сидельников, ученик вашей школы, воевал под Ржевом при наступлении сгорел в танке от термитного снаряда, посмертно награжден орденом Красной Звезды. А случилось это 28 ноября 1942 года.
Муж мой, Мосевнин Иван Трофимович, в 1939 году участвовал в освобождении Западной Белоруссии, а затем воевал с белофиннами на Карельском перешейке. Он — участник Великой Отечественной войны, оборонял Москву, воевал на Волховском и Прибалтийских фронтах в качестве связиста. Имеет награды. Остался жив, но потерял здоровье.
Ну а нам, учителям, в годы войны было нелегко. Мы учили и воспитывали детей, терпели лишения, помогали всем, чем могли колхозу, зачастую приходилось выполнять мужскую работу. Всё выносили и тяжелый труд и потерю близких, но надо было помогать фронту и мы помогали.
Теперь мы на заслуженном отдыхе и родные места никогда не забываются. Мы, пережившие эту страшную войну, не хотим новой войны и обращаемся к вам молодое поколение: будьте патриотами Родины, боритесь за мир, берегите свою Отчизну.

Мосевнин И.Т.
Сидельникова Е.А.
19 марта 1985 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МЫ ПОМНИМ, ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Пишут друзья. #ПроГероя. Родные места никогда не забываются. Рассказывает С. Мосевнин

  1. Евгения Шарова говорит:

    Как я люблю такие истории! В них что-то такое… настоящее, живое…
    Сергей! Спасибо огромное за предоставленные материалы!

    • Сергей говорит:

      Это память… Из таких историй отдельных людей, как из лоскутков, складывается наша общая, большая История.
      Спасибо за публикацию!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *