С чего всё начиналось… Проза В. Кузнецова

10 июня было бы 90 лет Илье Сергеевичу Глазунову. Передо мной Альбом, выпуска 1999 года, посвящённый 10-летию, со дня основания РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА.

1. ДОМ НА МЯСНИЦКОЙ

История этого легендарного дома насчитывает более двухсот лет. Построенный по заказу генерала Юшкова замечательным нашим зодчим В.И. Баженовым, он, и по сей день, привлекает своей изящной архитектурой. Расположенный на углу Боброва (до 1922 года – Юшкова) переулка, как раз напротив Главпочтамта, «Юшков дом» обращает внимание прохожих на необычную полуротонду, с укреплёнными на ней мемориальными досками…
С 1844 года в этом здании располагалось Училище живописи, ваяния, а позднее и зодчества. Сколько выдающихся имён связано с ним!..
Первая выставка художников-передвижников в Москве была организована именно здесь, в 1872 году. Для этого имелось всё необходимое: просторные залы со стеклянным куполом. Во дворе Училища, в разные годы, снимали квартиры многие незаурядные личности, люди искусства: Н. Касаткин, В. Кандинский, Ф. Малявин, В. Татлин, Л. Пастернак, В. Фаворский, И. Грабарь, А. Дейнека, А. Родченко, И. Рахилло, поэты Н. Асеев и А. Кручёных, композитор Д.Шостакович…
В 1920 году, на базе Училища были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). С 1927 года они стали называться институтом (ВХУТЕИН). Среди студентов был и мой родитель, будущий архитектор-художник Кузнецов Михаил Павлович. Причём, сначала он поступил на керамический факультет. Сохранилась сахарница и молочник, которые я подарил Музею Московского Архитектурного института (МАРХи).
Папа любил рассказывать о тех далёких, двадцатых годах, вспоминая добрым словом своих однокашников и преподавателей, среди которых были имена, известные всему миру: братья Веснины, братья Голосовы, И. Жолтовский, А. Щусев, К. Мельников, В. Кринский… Для студентов это было время творческих поисков, воплощения в жизнь идей, порой самых фантастических. Во всяком случае, так тогда молодым казалось. Вместе с рассказами отца навсегда вошли в мою жизнь и имена его друзей, памяти которых он всегда оставался верен… Известно, что одно время в Училище учился и Владимир Маяковский. А во ВХУТЕМАСЕ преподавала его сестра Людмила Владимировна. В 20-е годы поэт частенько захаживал и к вхутемасовцам. С папой они были знакомы, и порой, возвращались вместе пешком, в Таганку, где оба жили. Эти воспоминания я презентовал Музею В.В. Маяковского, оставив у себя копию. Сохранился «кусочек» текста, написанный рукой папы:

Самым закадычным другом отца и приятелем Владимира Маяковского был Сергей Семёнович (тёзка Собянина, Городского головы Москвы) Минаев, приехавший в Москву, на учёбу, из глухой орловской деревушки. Минаев был огромного роста, и так же, как Маяковский, умер молодым, в тридцатые годы. Но только от туберкулёза. Всеми брошенный (женой, братьями) медленно таял в больнице села Захарьино, близ Химок. Отец, напоследок, продал в Торгсине все свои спортивные награды, чтобы купить ему килограмм апельсинов… И когда я бываю на Зацепе, невольно вспоминаю Сергея Семёновича, по проекту которого, неподалёку от Яузы, был построен, чуть ли, не первый в Москве, подземный гараж…
Всё это я рассказал неспроста. И поэтому, проходя однажды по Мясницкой, обратил внимание на это историческое здание, у входа в которое числилось, не менее десятка названий всевозможных организаций, самых диаметрально противоположных по назначению. Здесь помещался даже (с 1942 года) Московский механический институт, который был впоследствии переименован в МИФИ, а в 60-е годы перебрался на Каширское шоссе. Здесь учился и преподавал мой одноклассник Саша Аглинцев, продолжает преподавать геолог Олег Севрюков. А среди выпускников – мой внук Кирилл.
Вот тут-то, а было это в конце 1977 года, и родилась мысль обратиться к Сергею Владимировичу Образцову, который также учился во ВХУТЕМАСЕ.

2. ВОТ С ЭТОГО ВСЁ И НАЧИНАЛОСЬ…

УВАЖАЕМЫЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Извините, пожалуйста, что отнимаю у Вас время своим письмом. Но так уж получилось. Что события натолкнули меня на это. Я москвич. По профессии геолог. Но с детства рос в семье художников. И мой папа, и мой дед, и прадеды – все были художниками. Сам я пишу стихи. На днях я был на улице Кирова, и зашёл в здание, где помещался ВХУТЕМАС. Теперь здесь, как Вы, наверное знаете, размещены различные организации, а в настоящее время идёт ремонт. Мой папа много мне рассказывал о нём, и потому этот дом давно мне стал близким. Сам он учился на архитектурном факультете, знал, в той или иной степени многих художников, архитекторов, скульпторов, с кем довелось ему вместе учиться. И когда он слышал о ком-нибудь из них, то с радостью говорил: «Он, ведь, тоже учился у нас». Или: «Я помню он приходил к нам в коммуну».
И когда по телевидению смотрел спектакли Вашего театра, или передачу в защиту животных, в которой вы принимали участие, в который раз повторял: «А ведь Сергей Владимирович учился во ВХУТЕМАСе». Вы, конечно, не помните его, хотя, в студенческие годы, вероятно, судьба вас сводила. И совсем недавно, смотря передачу о ВХУТЕМАСе, я ещё раз отметил для себя, что неспроста мой отец, с неизменной гордостью, произносил это Святое для всех вас слово – ВХУТЕМАС! К сожалению, в 1976 году мой папа умер. Он был персональным пенсионером, лауреатом Государственной премии, мальчишкой участвовал в Гражданской войне, учился в детстве у Аполлинария Михайловича Васнецова, выставлял свои работы на выставках. В частности, кажется, и во дворе дома, где помещался ВХУТЕМАС. Сейчас там тоже какое-то производство. Я долго ходил по двору, заглядывал в подъезды, беседовал со старожилами. Я знаю, до недавнего времени,там жил вхутемасовец, сокурсник отца, архитектор Крестин Фёдор Нефёдович. В книге «Годы строительства в СССР», в своей статье он приводит воспоминания моего папы о посещении ВХУТЕМАСа В.И. Лениным и Н.К. Крупской, 25 февраля 1921 года…
Я бродил вокруг этого здания. И к моим волнениям прибавилось чувство обиды. И я понимал, что в этом старинном доме, по праву, должны находиться: или художественное училище, или выставочный зал, или, наконец, музей искусства. И я, невольно, подумал о Вас, уважаемый Сергей Владимирович, и решил Вам написать. Всё внутри этого здания, кажется, по-прежнему, живёт искусством, беседами, спорами, наполнено студенческим весельем, шутками… Всё затаилось в мраморных колоннах, до поры. И ждёт момента, чтобы снова выплеснуть наружу… А пока, люди приходят сюда на работу, в здание, которое им отвели и, вряд ли думают, куря на мраморных ступенях, о том высоком назначении искусства, о тех мечтах, которыми когда-то здесь вы – полусытые, полуодетые – горели и жили. Они, с таким же успехом, могли бы трудиться в любом другом здании. Честное слово, больно читать эту массу вывесок на ДОМЕ ИСКУССТВА!
… С той Вашей студенческой поры прошли многие годы, но снова услышал я Ваше имя, Сергей Владимирович, – уже из уст отца моей супруги, Богданова Алексея Дмитриевича. Он, с детства, занимается (и профессионально!) голубеводством, и рассказывал мне, что вы тоже увлекаетесь голубями. Но это я так, как говорится, к слову.
P.S. Письмо было отправлено в январе 1978 года.

Ответ С.В. Образцова

Ответ С.В. Образцова

3. «БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, ЗА ПОСЛАННИКА!».

Однажды молодой, начинающий художник Ирина Горностаева, из Ярославля, прочитала мой очерк «Благодарю тебя, Господи, за посланника!», опубликованный в журнале «Россияне». Очерк о художнике, выпускнике Московского архитектурного института, Сергее Борисовиче Симакове – отце Сергии, настоятели Храма Св. Михаила Архангела, что близ Углича, в бору. И решила повидаться с ним. Отец Сергий ознакомился с её работами и посоветовал поступать в РОССИЙСКУЮ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА, возглавляемую Ильёй Сергеевичем Глазуновым. В 2006 году она успешно закончила учёбу, и выпустила Альбом своих живописных работ. Темой диплома послужил образ отца Сергия.

И как это символично: продолжением ВХУТЕМАСа, как раз, и явился Архитектурный институт на Рождественке. Можно добавить, что Александр Петрович является Действительным членом Славянской литературной и художественной академии (г.Варна).

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Что же касается Сергея Владимировича Образцова, то встречался я с ним ещё не раз: и в его театре, и у него дома, и в Университете дружбы народов, среди молодёжи, где работал в газете «Дружба» и преподавал будущим журналистам. Но это особая тема разговора… Отмечу только, что при каждой нашей встрече, он неизменно вспоминал о моём к нему письме, которое, практически, положило начало созданию РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА. Кстати, и День рождения самого Сергея Владимировича – не за горами – 22 июня (5 июля по новому стилю).

© Copyright: Всеволод Кузнецов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: С чего всё начиналось… Проза В. Кузнецова

  1. Альбина говорит:

    Сколько же интересного Вы храните Всеволод Михайлович! С удовольствием прочитала! Спасибо!

  2. Людмила говорит:

    Всеволод Михайлович, огромное спасибо за такое замечательное Ваше повествование! Я читала все подряд, что могла найти в еще советские времена, о русских художниках (и не только русских, конечно), собирала альбомы, открытки, книги. А Вы еще так непосредственно, можно сказать, связаны с замечательной плеядой русских художников! Тем более интересно читать. А Вам бы еще было бы здорово объединить все свои воспоминания в одну книгу — мемуары! И, конечно, стихи, ну хотя бы Избранное.

  3. Всеволод Кузнецов говорит:

    СПАСИБО. МИЛЫЕ ДЕВУШКИ, ЗА ИСКРЕННИЕ СЛОВА! СЛЕДУЮЩИЙ МОЙ РАССКАЗ БУДЕТ СВЯЗАН И С СЕРГЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ, И С ЕГО РОДИТЕЛЕМ, НЕ МЕНЕЕ ЗНАМЕНИТЫМ, ВЛАДИМИРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ОБРАЗЦОВЫМ, РОДОМ (КСТАТИ, ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА) ИЗ УКРАИНСКОГО НИКОЛАЕВА.
    УВЕРЕН, ЧТО С И.С.ГЛАЗУНОВЫМ МОЙ ПРАПРАДЕД ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ — ГЛАЗУНОВ ЯКОВ САВЕЛЬЕВИЧ (ПРИБЛИЖЁННЫЙ ГРАФОВ ШЕРЕМЕТЬЕВЫХ) — НЕ В РОДСТВЕ, КАК И ЖИВШИЙ В НАШЕМ ПОСЁЛКЕ, В ЛУГОВОЙ, ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ ГЛАЗУНОВ.

  4. Иван Тимченко говорит:

    Я ВСЕГДА ,С ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ, ОТМЕЧАЮ, ЧТО ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ОБЛАДАЕТ РЕДКИМ ДАРОМ — РОДОВОЙ ПАМЯТЬЮ! ПАУСТОВСКИЙ ОСТАВИЛ ПОСЛЕ СЕБЯ ЗАНИМАТЕЛЬНУЮ АВТОБИОГРАФИЧЕСКУЮ «ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ» ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КНИГ. ВСЕВОЛОДУ МИХАЙЛОВИЧУ ГОСПОДЬ БОГ ВПОЛНЕ ДАСТ ЗДОРОВЬЯ И ЗНАНИЙ НАПИСАТЬ » ПОВЕСТЬ РУССКИХ РОДОВ» НА ПРИМЕРЕ СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ. ЭТО БУДЕТ НЕЗАМЕНИМАЯ ПОВЕСТЬ!!! К СТАТИ, Я САМ ВПЕРВЫЕ ПОЗНАКОМИЛСЯ С ПРОЗОЙ ВСЕВОЛОДА МИХАЙЛОВИЧА В ОДНОМ ЖУРНАЛЕ, ГДЕ ОН ТАК ЗАНИМАТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЛ О СВОЁМ РОДСТВЕННИКЕ, ОСТАВИВШЕМ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ИСТОРИИ МОСКВЫ.

  5. Всеволод Кузнецов говорит:

    МОГУ ДОБАВИТЬ, ЧТО МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ В 1978 ГОДУ, С КОТОРЫМ СОБИРАЛСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ, БЫЛ ДЕМИЧЕВ ПЁТР НИЛОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *