10 июня было бы 90 лет Илье Сергеевичу Глазунову. Передо мной Альбом, выпуска 1999 года, посвящённый 10-летию, со дня основания РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА.
1. ДОМ НА МЯСНИЦКОЙ
История этого легендарного дома насчитывает более двухсот лет. Построенный по заказу генерала Юшкова замечательным нашим зодчим В.И. Баженовым, он, и по сей день, привлекает своей изящной архитектурой. Расположенный на углу Боброва (до 1922 года – Юшкова) переулка, как раз напротив Главпочтамта, «Юшков дом» обращает внимание прохожих на необычную полуротонду, с укреплёнными на ней мемориальными досками…
С 1844 года в этом здании располагалось Училище живописи, ваяния, а позднее и зодчества. Сколько выдающихся имён связано с ним!..
Первая выставка художников-передвижников в Москве была организована именно здесь, в 1872 году. Для этого имелось всё необходимое: просторные залы со стеклянным куполом. Во дворе Училища, в разные годы, снимали квартиры многие незаурядные личности, люди искусства: Н. Касаткин, В. Кандинский, Ф. Малявин, В. Татлин, Л. Пастернак, В. Фаворский, И. Грабарь, А. Дейнека, А. Родченко, И. Рахилло, поэты Н. Асеев и А. Кручёных, композитор Д.Шостакович…
В 1920 году, на базе Училища были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). С 1927 года они стали называться институтом (ВХУТЕИН). Среди студентов был и мой родитель, будущий архитектор-художник Кузнецов Михаил Павлович. Причём, сначала он поступил на керамический факультет. Сохранилась сахарница и молочник, которые я подарил Музею Московского Архитектурного института (МАРХи).
Папа любил рассказывать о тех далёких, двадцатых годах, вспоминая добрым словом своих однокашников и преподавателей, среди которых были имена, известные всему миру: братья Веснины, братья Голосовы, И. Жолтовский, А. Щусев, К. Мельников, В. Кринский… Для студентов это было время творческих поисков, воплощения в жизнь идей, порой самых фантастических. Во всяком случае, так тогда молодым казалось. Вместе с рассказами отца навсегда вошли в мою жизнь и имена его друзей, памяти которых он всегда оставался верен… Известно, что одно время в Училище учился и Владимир Маяковский. А во ВХУТЕМАСЕ преподавала его сестра Людмила Владимировна. В 20-е годы поэт частенько захаживал и к вхутемасовцам. С папой они были знакомы, и порой, возвращались вместе пешком, в Таганку, где оба жили. Эти воспоминания я презентовал Музею В.В. Маяковского, оставив у себя копию. Сохранился «кусочек» текста, написанный рукой папы:
Самым закадычным другом отца и приятелем Владимира Маяковского был Сергей Семёнович (тёзка Собянина, Городского головы Москвы) Минаев, приехавший в Москву, на учёбу, из глухой орловской деревушки. Минаев был огромного роста, и так же, как Маяковский, умер молодым, в тридцатые годы. Но только от туберкулёза. Всеми брошенный (женой, братьями) медленно таял в больнице села Захарьино, близ Химок. Отец, напоследок, продал в Торгсине все свои спортивные награды, чтобы купить ему килограмм апельсинов… И когда я бываю на Зацепе, невольно вспоминаю Сергея Семёновича, по проекту которого, неподалёку от Яузы, был построен, чуть ли, не первый в Москве, подземный гараж…
Всё это я рассказал неспроста. И поэтому, проходя однажды по Мясницкой, обратил внимание на это историческое здание, у входа в которое числилось, не менее десятка названий всевозможных организаций, самых диаметрально противоположных по назначению. Здесь помещался даже (с 1942 года) Московский механический институт, который был впоследствии переименован в МИФИ, а в 60-е годы перебрался на Каширское шоссе. Здесь учился и преподавал мой одноклассник Саша Аглинцев, продолжает преподавать геолог Олег Севрюков. А среди выпускников – мой внук Кирилл.
Вот тут-то, а было это в конце 1977 года, и родилась мысль обратиться к Сергею Владимировичу Образцову, который также учился во ВХУТЕМАСЕ.
2. ВОТ С ЭТОГО ВСЁ И НАЧИНАЛОСЬ…
УВАЖАЕМЫЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Извините, пожалуйста, что отнимаю у Вас время своим письмом. Но так уж получилось. Что события натолкнули меня на это. Я москвич. По профессии геолог. Но с детства рос в семье художников. И мой папа, и мой дед, и прадеды – все были художниками. Сам я пишу стихи. На днях я был на улице Кирова, и зашёл в здание, где помещался ВХУТЕМАС. Теперь здесь, как Вы, наверное знаете, размещены различные организации, а в настоящее время идёт ремонт. Мой папа много мне рассказывал о нём, и потому этот дом давно мне стал близким. Сам он учился на архитектурном факультете, знал, в той или иной степени многих художников, архитекторов, скульпторов, с кем довелось ему вместе учиться. И когда он слышал о ком-нибудь из них, то с радостью говорил: «Он, ведь, тоже учился у нас». Или: «Я помню он приходил к нам в коммуну».
И когда по телевидению смотрел спектакли Вашего театра, или передачу в защиту животных, в которой вы принимали участие, в который раз повторял: «А ведь Сергей Владимирович учился во ВХУТЕМАСе». Вы, конечно, не помните его, хотя, в студенческие годы, вероятно, судьба вас сводила. И совсем недавно, смотря передачу о ВХУТЕМАСе, я ещё раз отметил для себя, что неспроста мой отец, с неизменной гордостью, произносил это Святое для всех вас слово – ВХУТЕМАС! К сожалению, в 1976 году мой папа умер. Он был персональным пенсионером, лауреатом Государственной премии, мальчишкой участвовал в Гражданской войне, учился в детстве у Аполлинария Михайловича Васнецова, выставлял свои работы на выставках. В частности, кажется, и во дворе дома, где помещался ВХУТЕМАС. Сейчас там тоже какое-то производство. Я долго ходил по двору, заглядывал в подъезды, беседовал со старожилами. Я знаю, до недавнего времени,там жил вхутемасовец, сокурсник отца, архитектор Крестин Фёдор Нефёдович. В книге «Годы строительства в СССР», в своей статье он приводит воспоминания моего папы о посещении ВХУТЕМАСа В.И. Лениным и Н.К. Крупской, 25 февраля 1921 года…
Я бродил вокруг этого здания. И к моим волнениям прибавилось чувство обиды. И я понимал, что в этом старинном доме, по праву, должны находиться: или художественное училище, или выставочный зал, или, наконец, музей искусства. И я, невольно, подумал о Вас, уважаемый Сергей Владимирович, и решил Вам написать. Всё внутри этого здания, кажется, по-прежнему, живёт искусством, беседами, спорами, наполнено студенческим весельем, шутками… Всё затаилось в мраморных колоннах, до поры. И ждёт момента, чтобы снова выплеснуть наружу… А пока, люди приходят сюда на работу, в здание, которое им отвели и, вряд ли думают, куря на мраморных ступенях, о том высоком назначении искусства, о тех мечтах, которыми когда-то здесь вы – полусытые, полуодетые – горели и жили. Они, с таким же успехом, могли бы трудиться в любом другом здании. Честное слово, больно читать эту массу вывесок на ДОМЕ ИСКУССТВА!
… С той Вашей студенческой поры прошли многие годы, но снова услышал я Ваше имя, Сергей Владимирович, – уже из уст отца моей супруги, Богданова Алексея Дмитриевича. Он, с детства, занимается (и профессионально!) голубеводством, и рассказывал мне, что вы тоже увлекаетесь голубями. Но это я так, как говорится, к слову.
P.S. Письмо было отправлено в январе 1978 года.
3. «БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, ЗА ПОСЛАННИКА!».
Однажды молодой, начинающий художник Ирина Горностаева, из Ярославля, прочитала мой очерк «Благодарю тебя, Господи, за посланника!», опубликованный в журнале «Россияне». Очерк о художнике, выпускнике Московского архитектурного института, Сергее Борисовиче Симакове – отце Сергии, настоятели Храма Св. Михаила Архангела, что близ Углича, в бору. И решила повидаться с ним. Отец Сергий ознакомился с её работами и посоветовал поступать в РОССИЙСКУЮ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА, возглавляемую Ильёй Сергеевичем Глазуновым. В 2006 году она успешно закончила учёбу, и выпустила Альбом своих живописных работ. Темой диплома послужил образ отца Сергия.
И как это символично: продолжением ВХУТЕМАСа, как раз, и явился Архитектурный институт на Рождественке. Можно добавить, что Александр Петрович является Действительным членом Славянской литературной и художественной академии (г.Варна).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Что же касается Сергея Владимировича Образцова, то встречался я с ним ещё не раз: и в его театре, и у него дома, и в Университете дружбы народов, среди молодёжи, где работал в газете «Дружба» и преподавал будущим журналистам. Но это особая тема разговора… Отмечу только, что при каждой нашей встрече, он неизменно вспоминал о моём к нему письме, которое, практически, положило начало созданию РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА. Кстати, и День рождения самого Сергея Владимировича – не за горами – 22 июня (5 июля по новому стилю).
© Copyright: Всеволод Кузнецов
Сколько же интересного Вы храните Всеволод Михайлович! С удовольствием прочитала! Спасибо!
Всеволод Михайлович, огромное спасибо за такое замечательное Ваше повествование! Я читала все подряд, что могла найти в еще советские времена, о русских художниках (и не только русских, конечно), собирала альбомы, открытки, книги. А Вы еще так непосредственно, можно сказать, связаны с замечательной плеядой русских художников! Тем более интересно читать. А Вам бы еще было бы здорово объединить все свои воспоминания в одну книгу — мемуары! И, конечно, стихи, ну хотя бы Избранное.
СПАСИБО. МИЛЫЕ ДЕВУШКИ, ЗА ИСКРЕННИЕ СЛОВА! СЛЕДУЮЩИЙ МОЙ РАССКАЗ БУДЕТ СВЯЗАН И С СЕРГЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ, И С ЕГО РОДИТЕЛЕМ, НЕ МЕНЕЕ ЗНАМЕНИТЫМ, ВЛАДИМИРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ОБРАЗЦОВЫМ, РОДОМ (КСТАТИ, ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА) ИЗ УКРАИНСКОГО НИКОЛАЕВА.
УВЕРЕН, ЧТО С И.С.ГЛАЗУНОВЫМ МОЙ ПРАПРАДЕД ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ — ГЛАЗУНОВ ЯКОВ САВЕЛЬЕВИЧ (ПРИБЛИЖЁННЫЙ ГРАФОВ ШЕРЕМЕТЬЕВЫХ) — НЕ В РОДСТВЕ, КАК И ЖИВШИЙ В НАШЕМ ПОСЁЛКЕ, В ЛУГОВОЙ, ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ ГЛАЗУНОВ.
Я ВСЕГДА ,С ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ, ОТМЕЧАЮ, ЧТО ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ОБЛАДАЕТ РЕДКИМ ДАРОМ — РОДОВОЙ ПАМЯТЬЮ! ПАУСТОВСКИЙ ОСТАВИЛ ПОСЛЕ СЕБЯ ЗАНИМАТЕЛЬНУЮ АВТОБИОГРАФИЧЕСКУЮ «ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ» ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КНИГ. ВСЕВОЛОДУ МИХАЙЛОВИЧУ ГОСПОДЬ БОГ ВПОЛНЕ ДАСТ ЗДОРОВЬЯ И ЗНАНИЙ НАПИСАТЬ » ПОВЕСТЬ РУССКИХ РОДОВ» НА ПРИМЕРЕ СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ. ЭТО БУДЕТ НЕЗАМЕНИМАЯ ПОВЕСТЬ!!! К СТАТИ, Я САМ ВПЕРВЫЕ ПОЗНАКОМИЛСЯ С ПРОЗОЙ ВСЕВОЛОДА МИХАЙЛОВИЧА В ОДНОМ ЖУРНАЛЕ, ГДЕ ОН ТАК ЗАНИМАТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЛ О СВОЁМ РОДСТВЕННИКЕ, ОСТАВИВШЕМ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ИСТОРИИ МОСКВЫ.
МОГУ ДОБАВИТЬ, ЧТО МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ В 1978 ГОДУ, С КОТОРЫМ СОБИРАЛСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ, БЫЛ ДЕМИЧЕВ ПЁТР НИЛОВИЧ.