Крылатые женщины России. Статья А. Крохина

Женщины лётных специальностей и гости. Фото Т. Масловой

Женщины лётных специальностей и гости. Фото Т. Масловой

В этом году, 11 марта 2017 года исполнилось ровно 25 лет со дня создания Союза женщин лётных специальностей. Членами Союза являются более пятисот человек. Это лётчики-инструкторы российских аэроклубов и лётных училищ, лётчики гражданской авиации, лётчики-испытатели, испытатели-космонавты, военные лётчики и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, абсолютные чемпионы и рекордсмены мира по всем авиационным видам спорта. Союз был создан для оказания моральной и социальной помощи женщинам, оставившим лётную работу, а также для содействия профессиональному росту и развитию женщин лётных специальностей.

Летчик-инструктор Маслова Т.В. Фото из личного архива Масловой Т.В.

Летчик-инструктор Маслова Т.В. Фото из личного архива Масловой Т.В.

Своим участием в праздновании этого замечательного юбилея я обязан своей давней знакомой, планеристке Масловой Татьяне Владимировне, в дальнейшем освоившей вертолёты, ставшей мастером спорта СССР и лётчиком-инструктором в ЦАК ССС им. В.П. Чкалова. В настоящее время Татьяна Владимировна занимается различными общественными делами, участвует в создании общенациональной фототеки «Вся Россия в лицах и биографиях» на интернет-портале «Большой Русский Альбом».
Ехал я на этот праздник, в центр Москвы, встретиться с прекрасными людьми, где в красивом здании Союза женщин России находится «Клуб женщин лётных специальностей». Для меня – это большая честь и гордость присутствовать на этом юбилее. Была твёрдая уверенность, что на конференции встречу ещё двух лётчиц, с которыми начинал свою лётную биографию в Бакинском аэроклубе, в далёком 1963 году, но реальность превзошла все мои ожидания. Я встретил более двадцати лётчиц, с которыми, так, или иначе, сталкивала судьба.
Меня давно привлекала тема: «Женщины в авиации», но наталкивался на некий барьер – стереотип, крепко укрепившийся в нашем обществе, например: «женщина за рулём – это …» и т.д.
С точки зрения логики мужчины и женщины, безусловно, должны быть равны в трудовых правах, как это сказано в Конституции, но существуют биологические ограничения, связанные с репродуктивными функциями. Мои многолетние наблюдения за женщинами, освоившими профессию лётчика, опровергают все существующие стереотипы.
Немного истории. Самой первой россиянкой, поднявшейся в небо на аэроплане в качестве пилота, стала Лидия Виссарионовна Зверева. Второй летчицей была русская спортсменка, летавшая на «Фармане», Евдокия Анатрева, получившая диплом пилота №54 в 1911 году. Галанчикова Любовь Александровна – третья дипломированная лётчица. До того как стать лётчицей, она была известной певицей. Диплом пилота-авиатора под №59 она получила 22 октября 1911 года. Стала первой русской лётчицей-рекордсменкой мира, поднявшись на высоту 2200 м на аэроплане, первой русской лётчицей-испытателем самолётов. Первой женщиной – космонавтом стала Валентина Терешкова 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». А Светлана Савицкая стала дважды Героем Советского Союза, она первая из женщин вышла в открытый космос. Елена Кондакова — третья российская женщина-космонавт. Закорецкая, единственная женщина, имеющая на своем счету свыше 7000 прыжков.

Светлана Капанина - мастер спорта международного класса

Светлана Капанина — мастер спорта международного класса

Авиационный спорт физически очень тяжелый. Перегрузки достигают величин от + и – 10 единиц и больше, сильные вестибулярные нагрузки. Из молодых лётчиц можно выделить Светлану Капанину — семикратную абсолютную чемпионку мира по высшему пилотажу, двукратную абсолютную чемпионку Всемирных воздушных игр, трехкратную абсолютную чемпионку Европы, двукратную абсолютную чемпионку России. Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира. Светлана красива не только внешне. Такого качества и красоты выполнения комплекса фигур высшего пилотажа не было ни у одного мужчины лётчика. Высший пилотаж Светланы можно посмотреть на видео по ссылке: Высший пилотаж С. Капаниной
Именно таким, как Светлана Капанина, Халидэ Макагонова, Галина Корчуганова и другим женщинам, лобненский поэт Юрий Петров посвятил строки:

 Где женщина –
 Там и любовь и вера.
 Где женщина –
 Там нежность и мечты.
 И, если жизнь –
 Есть высшей сути мера,
 То женщина –
 Есть мера красоты.

Большинство, участвующих в торжестве, прибыли на час-полтора раньше начала собрания. Объятия, восклицания, слёзы радости подруг, давно не видевших друг друга. Судьба разбросала их после лётных училищ по разным городам и весям нашей необъятной Родины и, наконец-то, встретившиеся в Москве.

Скульптура к будущему памятнику лётчице, вернувшейся с войны. Скульптор А.Топтыгина. Фото Т.Масловой

Скульптура к будущему памятнику лётчице, вернувшейся с войны. Скульптор А.Топтыгина. Фото Т.Масловой

В холле, скульптор Анна Топтыгина представила модель своей скульптуры, посвящённой женщине, живой вернувшейся с войны. Вот что она рассказала мне о своей работе:
— Идею создать такую скульптуру 20 лет назад мне подсказала Галина Гавриловна Корчуганова. Эта идея мне понравилась, но показалась очень сложной. Я знакомилась с фотографиями лётчиц и больше всего мне в душу запал образ Елены Мироновны Кульковой, лётчицы, командира звена 125-го бомбардировочного полка. Меня поразило сочетание внешней женственности и силой мужественности. Помимо моей основной творческой деятельности, я лепила одну фигуру за другой и, наконец, что-то стало вырисовываться. Я решила, что этот вариант уже можно показать».

А.Крохин и Е.Мерцалова (Аристова)

А.Крохин и Е.Мерцалова (Аристова)

Встретил я Мерцалову (Аристову) Катю, о которой писал в своей книге «Поднебесные истории». Мы с ней начинали летать в Бакинском аэроклубе. Позже, в 1969 году она закончила ЦОЛТШ, затем 25 лет летала командиром экипажа самолёта АН-2 Азербайджанского управления гражданской авиалинии. Не виделись мы 51 год.

В. Агамирова и А. Крохин

В. Агамирова и А. Крохин

Пока делились воспоминаниями, подошла Агамирова Вера, с которой мы начинали прыгать с парашютом. Вера стала мастером спорта международного класса по парашютному спорту, выполнила 5800 прыжков с парашютом. Является пятикратной рекордсменкой мира на точность приземления в ночных прыжках. Неожиданно встретился с Женей Кагаковой (Рыжовой). Женя начинала летать в Бакинском аэроклубе на планерах и самолётах. Окончила Кременчугское лётное училище в 1973 году и летала командиром корабля на АН-2, затем переучилась на ТУ-154. Окончила Академию гражданской авиации. Ещё более неожиданной была встреча с бакинкой Багировой Ириной. Она также выпускница Кременчугского лётного училища, но в 1977 году. Стала пилотом гражданской авиации. Летала на самолётах АН-2, Як-40, ТУ-154.
Не сразу узнал я Онищенко Людмилу из Ленинградского аэроклуба. Она мастер спорта по самолётному спорту, была членом сборной Ленинграда. Вместе с Багировой И. закончила Кременчугское лётное училище, стала командиром корабля на самолёте АН-2, налетала 5000 часов. Окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

Х.Х. Макагонова -абсолютная чемпионка мира по самолётному спорту

Х.Х. Макагонова -абсолютная чемпионка мира по самолётному спорту

Началась конференция. С приветственной речью обратилась к собравшимся Президент Союза «Авиатриса» Халидэ Хусяиновна Макагонова – абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. В первую очередь помянули минутой молчания женщин-лётчиц, которые ушли из жизни за последний период. Среди десяти лётчиц была названа фамилия Казаковой Татьяны Юрьевны, с которой мы вместе летали в Ленинградском аэроклубе, часто созванивались и переписывались по интернету. Она проживала в городе Королёве Московской области.
С горечью узнаю о трагической гибели совсем молодой и перспективной спортсменки, мастере спорта России Рите Афанаскиной. Рита начала летать в Орловском Аэроклубе с 1999 года. Летала на планерах, стала лётчиком-инструктором, освоила самолёт «Вильга». С 2006 года летала в Подмосковном АТСК на самолёте «Евростар» и вертолёте «МИ-2». Окончила Университет ГА в Санкт-Петербурге. В 2010 году вошла в состав сборной страны по вертолётному спорту, стала абсолютной чемпионкой в женском зачёте и серебряным призёром командного первенства на 3-ем Кубке России 2013 года. В сентябре того же года покорила сердца участников Чемпионата Бельгии своей победой, молодостью и азартом.
Х. Макагонова рассказала о том, как 25 лет назад первый президент «Авиатрисы» Галина Гавриловна Корчуганова, Заслуженный мастер спорта, лётчик-испытатель, объявила организацию состоявшейся. Далее в отчётном докладе следовал перечень достижений клуба «Авиатриса» за отчётный период. А сделано немало. Кроме налаживания связей с различными благотворительными фондами, с Домом Космонавтики, с Международным фондом мира, был совершён перелёт, посвящённый памяти экипажа в составе командира — В.С. Гризодубовой, второго пилота — П.Д. Осипенко, штурмана — М.М. Расковой, 24—25 сентября 1938 года совершивших беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) на самолёте АНТ-37 «Родина») протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км.). В ходе перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм, Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Перелёт совершил женский экипаж в составе Г.В. Расторгуевой, Г.П. Кошкиной и Л.А. Полянской на вертолёте МИ-24. Они пролетели по маршруту Москва – Чукотка – Аляска – Майами (США) почти 20000 км и провели в полёте 85 часов 46 минут.
Регулярно проводили патриотическую воспитательную работу с молодёжью, участвовали в различных выставках, в международных конференциях, в том числе и в Лос–Анжелесе, в авиасалонах «Макс» и т.д. Огромное количество выступлений по радио и телевидению. Посещаем тяжело больных членов клуба, присматриваем за могилами умерших. В этом году вышла книга «Союз Авиатриса», в которой размещены сведения обо всех членах клуба.
Действительно, деятельность Клуба весьма разнообразна и насыщена. Об этом очень живо и пламенно рассказала Галина Павловна Брок-Бельцова, ветеран ВОВ, штурман полка пикирующих бомбардировщиков. К слову сказать, Галина Павловна является героиней моего рассказа «Истории с парадоксами или парадоксы историй», опубликованная на сайте литературного объединения «Ладога».
Ссылка: Истории с парадоксами или парадоксы историй.
Затем были выступления лётчиц, награждения наиболее активно работающих в «Авиатрисе» ветеранов, отчёт ревизионной комиссии и выбор новой. В заключение, Халидэ Хусяиновна Макагонова единогласно была переизбрана Президентом Союза «Авиатриса» на новый срок.
О Х. Макагоновой я впервые услышал в 1975 году, когда оканчивал институт в Ленинграде. Халидэ стала членом сборной СССР по самолётному спорту и вскоре показала свой спортивный характер и мастерство. Стала абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу. В прессе часто появлялись статьи о российской лётчице. Она — многократная чемпионка мира, Европы, многократный победитель соревнований социалистических стран, победитель кубка Австралии, Заслуженный мастер спорта, судья международной категории. Имеет налет более 5000 часов. Освоила более 25 типов воздушных судов: — Як-18А, Як-18Т, Як-52, Як-55, Як-50, «Вильга», САР-10, Питц, Цесна-172S, «Экстра-300», Су-26, Су-29, Су-31, Z-326, Злин-50, Ан-2, вертолет «Робинсон — 44» , СМ-94, «Финист» СМ-92, СП-91, Корвет и др. Принимала участие в авиашоу в Австралии, Швеции, Швейцарии, Англии. Некоторое время тренировала сборную Испании по самолётному спорту. Была избрана Генеральным секретарём Федерации авиационного спорта России.

Монумент по библейским мотивам "Яблоко"

Монумент по библейским мотивам «Яблоко»

Конференция закончилась, но все получили приглашение на следующий день участвовать на презентации книги «Союз Авиатриса» в ресторане при Галерее искусств Зураба Церетелли.
Перед торжественной частью нам предоставили возможность ознакомиться с залами и экспонатами Галереи, в сопровождении отличных экскурсоводов. Выставочные залы Галереи искусств наполнены монументальным творчеством скульптора Зураба Церетели. Это, прежде всего, монументальные скульптуры и картины. Экспонаты Галереи наполнены глубоким философским смыслом, изумляют посетителя способами выполнения. Размах фантазии автора и присущий ему некоторый гигантизм впечатляют своей грандиозностью. Таким является, например, «Яблоко» – архитектурный плод Зураба Церетели размером с двухэтажный дом.
Под глубоким впечатлением от Галереи, мы вернулись в ресторан. Презентация книги чередовалась поздравлениями гостей и выступлениями артистов. С тёплыми речами и поздравлениями с 25-летием Союза выступили Заслуженные лётчики-испытатели, один из них Мстислав Степанович Листов — Президент благотворительного фонда «Мир Сент-Экзюпери, Президент ФАС России, Член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития АОН и ГЛОНАСС вице-президент FAI генерал-майор Владимир Константинович Иванов, представители правительства Москвы.
Проникновенно пел авиационные песни Евгений Бобков, солист группы «Экипаж». Буквально зажигала всех присутствующих исполнением русских народных песен и частушек Борискина Наталья Дмитриевна, заслуженная артистка РФ, почётный член Союза «Авиатриса». Звучали эмоциональные и завораживающие песни военных лет.
Встреча подходила к концу. Нехотя расходились домой уже поздно вечером. Начинало темнеть. Расставались с надеждой на новые встречи.

Книга «Союз Авиатриса».ООО Типография «Возрождение» 336 с. Тираж 100 экз.

Книга «Союз Авиатриса».ООО Типография «Возрождение» 336 с.
Тираж 100 экз.

Уже дома, читая подаренную мне книгу, я обнаружил сведения о многих лётчицах, которых лично знал. Например, Валя Павлова. Небольшого роста хрупкая симпатичная девушка начала свою лётную деятельность в Ленинградском аэроклубе. Освоила сначала планер, затем стала летать на самолёте, выполнила нормативы первого разряда по самолётному спорту. Пыталась поступить в отряд космонавтов. Сейчас работает Главным специалистом Санкт-Петербургского городского суда. Для меня было неожиданностью из описанной в книге её биографии, что она замужем за моим давним коллегой, лётчиком-инструктором, которого я разыскивал несколько последних лет. Мы связались по интернету и я выслал ей две книги — «Союз Авиатриса» и свою — «Поднебесные истории».
А вот, на стр.217, наша лобненская героиня, участник ВОВ, Попова Мария Николаевна. В годы войны она была заместителем командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского орденов Красного знамени и Суворова полка ночных бомбардировщиков. Совершила 640 боевых вылетов. Войну закончила с тремя орденами и пятью медалями. Встречая её на торжествах в кинотеатре «Чайка», на встречах с учащимися или на других общественных мероприятиях, я очень хотел с ней встретиться лично и поговорить о тех страшных временах, но трагическая случайность, прервавшая её жизнь в 2003 году, не дала мне этой возможности. Сейчас, в Лобненском Музее Истории есть уголок с экспонатами, посвящённый М.Н. Поповой. В школах города проходят дни памяти М.Н. Поповой, организованными её лучшей подругой Звягиной Людмилой Викторовной, председателем клуба «Экипаж». В школе №5 города Лобня с помощью Звягиной Л.В. был организован музей Марии Николаевны Поповой. Сама Людмила Звягина ветеран Аэрофлота, работала под руководством Поповой инструктором-бортпроводником. Обладает феноменальной памятью на события и лица не только в мире авиации, а её неистощимая энергия и общественная активность просто поражает воображение. Она в числе первых в Шереметьевском авиаотряде осваивала полёты на ТУ-114 и ИЛ-62, открывала рейсы в Монреаль, Гавану, Токио и другие столицы мира. Её домашний архив богат фотографиями, книгами и документами с автографами прославленных космонавтов, учёных, артистов, в том числе великого авиаконструктора Новожилова Генриха Васильевича и лётчика-испытателя, Героя Социалистического Труда Марины Лаврентьевны Попович, члена Совета Союза «Авиатриса». Недавно Л.Звягиной было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобни». До неё этой чести из когорты авиаторов удостаивались лишь полярный лётчик, Герой Советского Союза Борисов Василий Александрович и Попова Мария Николаевна.
В рамках статьи невозможно рассказать о всех женщинах, избравшими профессию лётчика. Каждая из них достойна быть героиней отдельной книги.
— Желаю женщинам Союза «Авиатриса» дальнейших успехов в популяризации авиации. Дорогие авиатрисы! Мы не забываем и никогда не забудем о Вашем неоценимом вкладе в развитие мировой авиации, о Вашем труде, терпении и любви к своей работе. Крепкого здоровья Вам, долгих лет жизни и удач.

© Copyright: Александр Крохин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Крылатые женщины России. Статья А. Крохина

  1. Евграф говорит:

    Александр Николаевич! Как всегда с интересом прочитала Вашу интересную, познавательную статью о женщинах-летчицах-героинях! Это действительно — героини нашего времени! Наравне с мужчинами ставят рекорды, осваивают новую авиатехнику, создали такой прекрасный Авиаклуб и общаются между собой. Россия всегда славилась своими героями и богатырями, среди которых были и женщины. Порадовал меня Ваш рассказ о встрече в Галерее Зураба Церетели. Я побывала там вместе с «ладожцами» в 2012 году, на церемонии награждения победителей Международной Премии «Филантроп». Юрию Васильевичу Петрову была присуждена 1-я премия в номинации «Литературное творчество — Поэзия». Эту награду пришлось получать мне в зале «Яблоко». Все награждённые были приглашены в ресторан Галереи. Мы также побывали в разных залах, познакомились с экспозициями выставок. Было сделано много снимков и фотографий. Опять в Вашей публикации я нахожу что-то общее, где побывали Вы и когда-то была и я. И спасибо Вам, что процитировали строки Юрия Петрова о женщинах!

  2. Александр Крохин говорит:

    Спасибо, Евгения Рафаиловна! О женщинах, избравших своей профессией сложные и, порой, опасные специальности, можно рассказывать бесконечно. Главное, они осваивают самолёты (я имею ввиду не только женщин-лётчиков, космонавтов. Многие спускаются в водолазных костюмах в морские глубины, другие осваивают большегрузные автомобили, третьих тянет укрощать крупных диких животных и т.д.) не ради денег, а из-за любви к избранному делу, или как говорят: — «Душа зовёт и руки тянутся к штурвалу». Юрий Васильевич очень точно написал о женщинах и трудно с ним не согласиться.
    С уважением, Александр.

  3. Алексей говорит:

    С Ритой Афанаскиной я познакомился случайно, через компьютерную сеть общежития МАИ. Я оставил ей свой электронный адрес и уже было забыл про знакомство. И вот неожиданно получил по электронке приглашение полетать на планере «Бланик» в Орле. При знакомстве в сети я и не думал, что она работает инструктором в аэроклубе Орла( а я был тога крутышкой :), закончил МАИ и работал на заводе ДОСААФ технологом по ремонту двигателей АШ-62ИР). Я ездил несколько раз в Орёл. Летал на «Бланике» с Ритой и другими инструкторами. Ещё был полёт с Ритой на «Вильге» на буксировку планера. Она давала мне порулить на буксировке планером, планер под моим управлением швыряло… Рита сказала- ты про ноги забываешь, смотри, как надо…. и планер чётко летел за буксировщиком. Рассказывала, как однажды на посадке зацепила буксировочным тросом швартовочный штопор, но сработало разрывное звено.
    На земле много улыбалась а когда буксировала Вильгой планер, была-само сосредоточение (даже фото такое осталось).
    Потом она оказалась в Дракино, где инструкторила на самолёте и начала летать на МИ-2. Она набрала опыт и начала участвовать в вертолётных соревнованиях. В МАИ ей не нравилось, перспектива инженера её не очень интересовала и она перевелась в Академию гражданской авиации в СПб. До поступления в МАИ она закончила училище ДОСААФ в Калуге (которого уже нет).
    Я встретил Риту за 2-3 месяца до гибели на выставке «ХелиРаша». Кода услышал по ТВ и в инете, что разбился вертолёт, репортёры путали фамилию. Я понял, что это она….. Её с пассажиром искали 2 или 3е суток по лесу с земли и воздуха.
    Она была простым человеком в общении. Любила полёты. Мне говорили, что одна из её мечт- летать на МИ-26. Я часто делился с ней в сети своими задумками по авиации. У неё была маленькая, смешная собака. Похоронили Риту в Чехове. Я не смог поехать, было тяжело осознать её уход. Так и осталась она в моей памяти живой….
    https://www.youtube.com/watch?v=I_kVw6VuGxU

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *