Пишут друзья. Женский образ русской поэзии. Статья Е. Борисовой

1. Александр Варнек. Портрет Анны Буниной. 1830 (хранится в ИРЛИ РАН).

1. Александр Варнек. Портрет Анны Буниной. 1830 (хранится в ИРЛИ РАН).

Анна Петровна Бунина (1774 – 1829)
Некоторые русские поэтессы, во всяком случае, те из них, что родились в XIX – начале XX вв., упоминают в письменных источниках своих творческих биографий имя Анны Буниной как некоей литературной мессии. Стихотворения А. Буниной раскрыли в робких девочках их природный дар; одухотворённые юные создания осмеливались изливать на бумаге свои восторженные чувства. В результате в России появились такие поэтические имена, как Евдокия Ростопчина, Каролина Павлова, Юлия Хвощинская, Зинаида Гиппиус, Черубина де Габриак, Галина Галина, Поликсена Соловьёва, Мирра Лохвицкая, Мария Петровых, Ольга Берггольц… Эти поэтессы, в свою очередь, явились своим последовательницам лирическими примерами для подражания…
И – ещё один аргумент: автобиографическая запись («Из черновой тетради») Анны Андреевны Ахматовой: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда Эразма Ивановича Стогова».
О самой Анне Буниной сохранились самые скудные биографические сведения. Отчасти я почерпнула их в поэтическом сборнике «Царицы муз», отчасти — в спасительных статьях Интернета. В упомянутой книге именно Анна Бунина признаётся «первой царицей российской лирической музы». Её «поэтическая тетрадка», озаглавленная «Разговор между мною и женщинами», стала вызовом общественному мнению конца XVIII – начала XIX вв., вызовом предрассудкам этого периода. Истинные русские литераторы не могли не признать, что резвый Пегас вознёс на «мужской» литературный Олимп российскую Сафо. Как нельзя было в 1812 году не заметить появления в рядах сражающихся против наполеоновских войск в Россию кавалерист-девицу Надежду Дурову и крестьянку Василису Кожину. Современники этих незаурядных женщин недаром отмечали, что «начало XIX века поражало многочисленными новациями в политике и культуре».
И среди этих поразительных открытий оказалась русская «Эолова арфа» — провинциальная дворянка Анна Бунина. «Из струн её извлекались очаровательные звуки, — написала во вступительной статье к сборнику «Царицы муз» Виктория Васильевна Учёнова. — Были и до неё писательницы — М. Сушкова, А. Вельяшева-Волынцева, княжна Евдокия Урусова, княжна Е. Меншикова. Но Анна Бунина превзошла их талантом».

 Светлое море
 С небом слилось,
 С тихостью волны
 Плещут на брег,
 Кроткие зыби
 Чуть-чуть дрожат.
 Солнце погасло,
 Месяца нет,
 Заревом алым
 Запад блестит,
 Птицы на гнездах,
 В кущах стада.
 Розовым пламем
 Светит камин;
 Скачет по углям
 Ясный огонь;
 Дым темно-серый
 Вьется столбом.
 Пламень лютейший
 Душу палит;
 Сердце томится,
 Высохло всё:
 Яд протекает
 В жилах моих.
 Слезы иссякли
 В мутных очах,
 Вздохи престали
 Грудь воздымать,
 Речь замирает
 В хладных устах!
            1806

Село Урусово, Ряжский уезд Рязанской губернии – малая Родина будущей русской поэтессы, родившейся в январе 1774 года в дворянской семье. Она принадлежала тому же старинному дворянскому роду, к которому принадлежали В.А. Жуковский и И.А. Бунин. Рано лишившись матери, осиротевшая в 1,5 года Анна жила и воспитывалась у тетки Усовой, где могла научиться только грамоте и арифметике, а также разным рукоделиям.
В детстве изумляла всех своими способностями и 13-ти лет уже стала писать стихи.
До 1802 г. Анна жила у родственников в деревне, изредка посещая Москву, а в 1802 году переселилась в Петербург, что дало ей возможность получить образование и сблизиться с некоторыми литературными деятелями (это, например, Державин, Дмитриев, Крылов), получить от них дидактические советы и адреса столичных издателей.
В 1809 г. вышло собрание стихотворений А.П. Буниной под заглавием: «Неопытная муза». Книга обратила на себя внимание государыни Елизаветы Алексеевны, которая назначила поэтессе ежегодный пенсион в 400 руб.
Началась пора расцвета творчества Анны Буниной, прихода к ней славы. В 1810 г. – издание поэмы «О счастии». В 1811 г. – избрание Буниной почетным членом Общества «Беседы любителей русской словесности» и издание сборника стихотворений: «Сельские вечера». За одно из этих стихотворений — «Падающий Фаэтон» — Бунина получила от императрицы золотую лиру, осыпанную бриллиантами, для ношения в торжественных случаях на плече. В 1812 г. издана 2-я часть «Неопытной музы». В 1814 г. написана «Песнь Александру Великому, победителю Наполеона и восстановителю царств»:

Тебя, грядущего со славой,
Врата победны не вместят.

Поэзия Анны Буниной, с лёгкой руки императрицы Елизаветы Алексеевны, заслужила особенное благоволение Александра. Павловича.
«Царские милости!» — скажете вы! Да, но лишь благодаря вниманию царствующих особ Бунина смогла издавать свои творения, что дало возможность и современникам, и потомкам вот уж два века знакомиться с её произведениями.

 Сестрица-душенька, какая радость нам!
 Ты стихотворица! на оды, притчи, сказки
 Различны у тебя готовы краски,
 И верно, ближе ты по сердцу к похвалам.
 А что пропела ты в те годы?
 Признаться, русскому не все мы учены,
 А русские писанья мудрены,
 Да, правда, нет на них теперь и моды.
 Подчас я подвиги мужей вспевала,
 В кровавый что вступая бой,
 За веру и царя живот скончали свой,
 И, гулом ратное сотрясши поле,
 Несла под лавром их оттоле,
 Кропя слезой.
              (из последних стихотворений)
Примечание: в тексте сохранены авторские знаки препинания и лексические обороты. Е.Н. Борисова.

Свою прижизненную славу Бунина пережила. В литературу ворвались новые молодые силы, а ей – под пятьдесят, и уже заявил о себе молодой Пушкин, дарование которого успел незадолго до смерти оценить Державин. Старая литературная гвардия сдавала молодым свои позиции. Литературный забияка Пушкин начал кидать камешки, как говорится, в её огород. В «Послании к цензору» он, например, писал:

…Нередко о твоей жалею я судьбе:
Людской бессмыслице присяжный толкователь,
Хвостова, Буниной единственный читатель,
Ты вечно разбирать обязан за грехи
То прозу глупую, то глупые стихи.

И хотя дерзкий молодой человек преувеличивал (остались у неё и читатели, и почитатели), – Анна Петровна понимала: время её ушло. На смену успехам пришла неизлечимая болезнь…
В 1815 году А.П.Б унина была послана для лечения в Англию на казенный счет, но в 1817 г. вернулась оттуда, не излечившись. Получила от императора Александра I пенсию в 2000 руб. В 1821 году она издала «Собрание стихотворений». Вслед за этим Бунина оставила Петербург.
«Остальную жизнь», как написано в её биографии, Анна Петровна провела в провинции: в Тамбовской и Рязанской губерниях. В последние недели она усердно читала Библию.
Занималась и литературой: переводила с английского на русский язык работы популярного в те годы в России философа XVIII века, шотландца Хью Блэра. Перевод был издан в 1829 г. под названием «Нравственные и философические беседы».
Сама Анна Бунина не увидела выхода в свет этой книги, послужившей, кстати, полезным руководством многим дворянским отпрыскам, имеющим тягу к высоким материям.

 Море, взволнуйся!
 Гробом мне будь!
 Арфа златая,
 Громом ударь!
 Пламень, разлейся,
 Бездну сожги!
                   1806

Умерла Анна Бунина осенью 1828 года. Похоронена в родной деревне Урусово Рязанской губернии. Памятник на её могиле сооружён внуком сестры Марии, путешественником П.П. Семёновым-Тян-Шанским.

 Любить меня и нет, жалеть и не жалеть
 Теперь, о ближние! вы можете по воле.
 Едва из тела дух успеет излететь.
 Нам жалость и любовь не нужны боле.
                        («К ближним»)

Её биографию взял за труд составить автор журнала «Рассвет» М.Д. Хмыров. В очерке «Русские писательницы» (№ 11 за 1861 год) сохранены сведения о первой русской поэтессе. «Большая известность Буниной в свое время, конечно, не могла быть заслужена стихотворениями, написанными по правилам напыщенной риторики, и объяснения ее следует искать в том, что женщина-поэт представляла собою тогда явление редкое», — сообщил Хмыров читателям «Рассвета». Видимо, прогрессивный очеркист хотел сказать, что после отмены крепостного права поэтесс в России стало – хоть пруд пруди.
По мнению современного российского поэта Максима Амелина, Анна Бунина «первая русская поэтесса широчайшего диапазона, от философской оды до страстной лирики, родоначальница всей женской лирики в русской поэзии. От неё остался довольно большой корпус стихов, она серьезно повлияла на Баратынского, отчасти на Лермонтова, её высокого ценили Крылов, Державин, а сейчас её никто не знает, и тексты её не присутствуют в литературе… Хотя в любой стране писательнице такого уровня стояли бы памятники» (публикация в Интернете 2013 г.).
У Евгения Евтушенко есть стихотворение, посвященное Анне Буниной.

Анна Первая
Она вздыхала так:
«Мной матушка кончалась…»,
мешая кочергой в печи свою печалость,
и ни лежать, ни сесть от боли не могла,
и так жила она в предсмертьи на коленях,
и на неё в мучительных моленьях
чуть золотой лицом от искр в поленьях
Бог, побледнев, смотрел из красного угла.
Прабабка всех — и Анны, и Марины,
Одоевцевой и Раисы Блох,
она всех женщин пишущих мирила,
но тут, к несчастью, не помог и Бог.
………………………………………………….
Есть в женщинах-поэтах постоянность
достоинства, в отличие от нас.
Та Анна на коленях настоялась
за них за всех. Вот кто — не Бог их спас.

(из книги «Строфы века». Антология русской поэзии ХХ столетия).

© Copyright: Елена Борисова

Иллюстрации получены сканированием и из Интернета.
Использованная литература:
1. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. – М., 1989. – С. 362-363.
2. Царицы муз: Русские поэтессы XIX – начала XX вв. – М., 1989. – С. 17 – 25.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА/ИМЯ В ИСТОРИИ, ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Пишут друзья. Женский образ русской поэзии. Статья Е. Борисовой

  1. Елена говорит:

    Большое спасибо Женечке Шаровой и Евгении Рафаиловне за помощь в публикации. Надеюсь, заметка окажется увлекательна по содержанию для наших «парнасцев»! Женечка, нашла в тексте описки, но не стану Вас мучить, ведь заметка останется только в нашем сайте. Благодарная сайту, Елена.

    • admin говорит:

      Это Вам спасибо, Елена, за ваши рассказы — знакомства с интересными творческими людьми! И отдельная благодарность за Ваш труд — всё найти, собрать в единый рассказ, причём этот рассказ не «грузит объёмом» — а всё лакончино, при этом — по максимуму подробно и понятно!!
      А по поводу описок — если что, Вы напишите Евгении Рафаиловне — она подправит))
      С уважением,
      Женя Ш.

  2. Елена Постоева говорит:

    Спасибо за интересные материалы, Елена! Всё читаю с удовольствием))

  3. Людмила говорит:

    Еще одно имя открыла нам Елена, полнится копилочка. Конечно же, прочитав об Анне Буниной — Анне Первой — захотелось еще почитать ее стихи, благо интернет дает такую возможность. Пусть на слух современного читателя они воспринимаются сложновато, кажутся архаичными, где-то наивными, но и нельзя не отметить лиричность, художественное воображение автора. Поэт и его время. Как далеко это от нас! Но это истоки современной поэзии, и мы, конечно же, должны знать и помнить имена. Спасибо Елене, нужно очень потрудиться, чтобы так емко и интересно рассказать нам о поэте, его времени, судьбе, зажечь искорку интереса к его личности, творчеству.

  4. Елена говорит:

    Спасибо всем за отзыв на материал об Анне Буниной. Я вижу, что восприятие искреннее, заинтересованное. Приятно работать плечом к плечу с единомышленниками.

  5. Лариса говорит:

    Присоединяюсь к предыдущим комментариям. Материал лаконичный и как всегда интересный. Спасибо за труд, Елена!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *