Благодать Крещенской купели. Статья Г. Мамонтовой

Воспоминания 20 января 2007 года.

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение»
Тропарь, глас 1-й

Праздник Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, один из двунадесятых непереходящих праздников, приходится на 19 (6) января. В этот день Церковью вспоминается как по прошествии 30 лет по Своём рождении, прежде чем выйти с Евангельской проповедью к народу, принял Иисус крещение от Иоанна в реке Иордане: «16И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». (Мф. 3, 13-17); События Крещения описываются у всех четырёх Евангелистов: Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34, и поются во многих стихирах и тропарях праздника). И всем была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трёх Лицах. Оттого праздник ещё называют Святое Богоявление. Также Крещение, в писаниях отцов Церкви, называют Просвещением и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Святитель Феофан говорил о празднике так: «в нём явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого… Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество».

Таинство Крещения было установлено Самим Христом, когда Он заповедовал ученикам: «19Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28; 19, 20). Древние христиане к принятию Крещения относились очень серьёзно. Крещение для них осмысливалось обновлением, преображением души. Апостол Павел, услышав, что некоторые принявшие Христа, грешат, писал: «4Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6: 4-6).
Вода же Богоявленская всегда почиталась великой святыней — великой Агиасмой (по-гречески «агиасма» — «святыня»). Она может храниться годами, оставаясь свежей, как будто недавно налитой. О столь чудесных свойствах Крещенской воды в IV веке Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят её домой и хранят во весь год. И так вода в существе своём не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остаётся свежей и неповреждённой, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Святитель Димитрий Херсонский о силе святой воды писал: «Освящённая вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею», а старец Серафим Вырицкий говорил, что иорданская вода «сама всё освящает», он рекомендовал окроплять продукты и пищу сей водой. Он благословлял сильно болящих принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час, говоря, что сильнее лекарств, чем святая вода и освящённое масло — нет.
Водоосвящение на праздник Крещения получило начало в Иерусалимской Церкви, оттуда же исходит и обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. «Хождение на Иордань» свойственно и Русской Православной Церкви, в самый праздник освящаются водоёмы, реки, источники. Во многих православных приходах и по сей день живёт эта традиция, идут христиане на Иордань, с верою погружаясь в купель с освящённой водой.

Здесь мне хотелось бы поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями связанными со Святым Праздником, с дорогим батюшкой, игуменом Нифонтом (Семыкиным), который ежегодно собирает свою паству у Святой Крещенской купели, с любовью вразумляет и наставляет нас немощных, направляет на путь покаяния, очищения от грехов. Воспоминания мои обращены к событиям многолетней давности — 20 января 2007 года.
Зимний вечер. Необычно тёплый зимний вечер. Попразднство Богоявления. Вечерняя служба давно закончилась, но в храме во имя святителя Филарета Московского оживлённо. (Храм в честь Святителя Филарета Московского находится в подмосковном городе Лобня, на южной его окраине. В июне 1999 года настоятелем Филаретовской церкви назначен иеромонах Нифонт (Семыкин). В настоящее время служит в мужском монастыре Николо-Берлюковской пустыни, в сане игумена). Вокруг приветливые лица, слышны радостные приветствия, поздравления с Праздником. И все с нетерпением ждут появления отца Нифонта.
Не первый год настоятель прихода вместе с прихожанами и благодетелями храма ездит на Крещение в местечко Николо-Прозорово к отцу Александру (священник Александр (Кисурин), в постриге — игумен Платон). Где в купели, воздвигнутой в честь святителя Феофана Затворника каждый мог принять в себя Божью благодать (Феофан с греческого языка переводится как Богоявление. Святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Говоров, написал немало богословских трудов. В 1872 году после Пасхи святитель ушёл в затвор. В своих келиях он устроил малую церковь во имя Крещения Господня. Жизнь проводил в подвигах телесных и духовных, в писательских трудах. В праздник Крещения Господня, в январе 1894 года, святитель мирно почил). Из монашеской кельи, наконец, вышел о. Нифонт, благословил собравшихся, каждому вручил по последнему номеру приходской газеты. Помолились перед дорогой, сели по машинам, и отправились в путь.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAДоехали быстро, отец Александр добродушно встретил гостей, пригласил в дом. Пока женщины хлопотали на кухне мужская половина во главе с отцом Нифонтом отправилась в купель. Мужчины вернулись, и очередь дошла до женщин. Вышли на улицу, темно, моросит дождь, мелкие капли сеют в лицо, а на небе удивительно мерцают звёзды. Подумалось, что так же ночью из Галилеи к берегам Иордана пришёл Иисус Христос, где крестил Его Иоанн Предтече.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНебольшой деревянный сруб — купель святителя Феофана. Каждую переполняют разные чувства: у кого-то радости, кто-то пытается перебороть вдруг подступивший страх. Зазвучали слова молитвы, и вот в прозрачную воду вошли первые из нас: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». Трижды смыкается вода над головой, и очищается тело и наполняется душа благодатью, и не чувствуешь холода телесного, и в душе радость такая, будто ангелы поют. (Во время Крещения, как говорят святые отцы, отверзаются небеса, и Господь невидимо освящает все воды мира, превращая их в стихию для совершения великого Таинства. Недаром, на Руси Богоявленские храмы строились вблизи рек. В праздник крестный ход шёл к «Иордане», где совершался молебен, по завершению которого окунался народ в ледяную воду в проруби. Кто хоть раз ощутил благодать исходящую из ледяной Крещенской купели, будет хранить её в душе своей).
На улице всё также моросит дождь. Мы спешим в храм свт. Николая, где нас ждут отец Александр вместе с отцом Нифонтом. Ставим свечи, благодарим Бога за милость к нам грешным, слушаем рассказ отца Александра о истории храма, его возрождении.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКогда мы вернулись в трапезную, и, помолившись, сели за накрытые столы, отец Александр достал книгу «Матерь Света» архимандрита Тихона (Агрикова), предложил послушать отрывки из неё. Читали об Ангеле-хранителе, о его явлениях, о том, как он печётся и плачет о нас, а мы не радеем и забываем о нём…
Настало время прощаться. Получив благословение на дорогу, отправились в обратный путь.
Зимняя ночь. Необычно тёплая зимняя ночь. Попразднство Богоявления. С неба падают дождевые капли. Машины мчат по дороге, дождевые капли стучат по стеклу, всё сильней и сильней начинают барабанить они по крыше автомобиля, перерастая в ливень. И вот уже машина, словно корабль, рассекает водные просторы. И, кажется, что Господь благословляет нас, окропляя Небесною водою, чтобы мы становились чище и добрее, чтобы научились дарить любовь ближним своим, не требуя и не ища любви взамен…

© Copyright: Галина Мамонтова

Фото Г. Мамонтовой

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *