30 июня, в этот жаркий летний день, мы отправились в давно запланированный, небольшой, но интересный поход. Маршрут был задуман следующий: от села Озерецкое (Дмитровский р-он) до села Мышецкое (Солнечногорский р-он), с заходом на место бывшей базы отдыха международного аэропорта Шереметьево «Озеро Долгое», а также на место гибели летчиков во время Великой Отечественной войны в лесном массиве на западном берегу Долгого озера и Круглое озеро.
В середине дня автобусом № 50 мы прибыли на остановку «Озерецкое-1». Название села связано с его расположением — оно находится между пятью заповедными озёрами ледникового происхождения: Нерское, Долгое, Круглое, Морозово и Мартыново. Мы перешли через региональную автодорогу «Р-113» Красная Горка-Лобня-
Рогачёво и направились к Долгому озеру. Удивило огромное количество машин стоящих у обочин, которого не наблюдалось раньше. Впрочем, день был воскресный, жаркий (+32) и поэтому стало понятно, что центром притяжения были озёра, пляжи… А на пляже — яблоку негде упасть, всё забито людьми и кто-то предприимчивый открыл продуктовый ларёк, а это — мусор. Увы, «благодаря» таким стихийным местам отдыха загрязнение реликтового заповедного озера идет полным ходом!
Однако, вернемся в прошлое — к истории базы отдыха АО «МАШ». Она была открыта 1995 году в заповедной зоне на западном берегу озера Долгое. Сначала база была исключительно летней, на территории располагались вагончики, где жили отдыхающие. В начале XXI века были построены деревянные домики: летние и зимние. Удобства и душ были оборудованы отдельно. На территории была лодочная станция, пищеблок. В зимнее время можно было взять на прокат лыжи и коньки. Нам посчастливилось несколько раз раз отдохнуть здесь как зимой, так и летом. Добирались тогда либо на такси, либо пешком. Машин в то время, по дороге, почти не было — максимум 5-6 авто. У базы был свой пляж. Мы несколько раз проводили здесь литературно-музыкальные программы для представителей общественных организаций г.о. Лобня. Профсоюзная организация АО «МАШ» использовала базу для проведения различных соревнований: спортивных или рыболовных. Два года подряд в ОПК проводились соревнования по плаванию на открытой воде «Иверская миля». К сожалению база АО «МАШ» была закрыта в 2019 году, не смотря на то, что был спрос со стороны работников аэрокомплекса. Но очевидно, что администрации аэропорта это было невыгодно. Со временем территория приходит в запустение, и на конец июня 2024 года находится в плачевном состоянии — зарастает сорняками и борщевиком, а деревянные домики постепенно гниют. Территория охраняется охранниками от аэропорта. Причём аэропорт платит за землю, но никак земля не реализовывается.
Сделав несколько фотографий мы продолжили свой поход по намеченному маршруту. Нам предстояло пройти с восточного берега Долгого озера на западный. Через территории коттеджного поселка мы вышли на дорогу, которая ведет к пансионату МВД «Озеро Долгое». А когда добрались до ворот, то выяснилось, что МВД эта территория больше не принадлежит. Сейчас это пансионат для пожилых «Маяк».
Затем мы повернули на лесную дорогу, где катаются на квадроциклах. Этот смешанный лес довольно обширный и порой непроходимый. Проход возможен только по протоптанным дорожкам. Наш путь проходил по тропе ведущей к деревням Веревское и Стародальная (неподалеку от железной дороги «Поварово-2—Икша», станция «128 км»). Противоположный выход из леса по этой тропинке находится в 9 км, налево уходит тропа на Зеленоград, до которого 11 км, а также к озерам Мартыново и Морозово, которые теперь на грани высыхания. Наш путь сначала огибал охраняемую территорию пансионата для пожилых. Вот от задней калитки пансионата и начались наши поиски братской могилы летчиков, чей самолёт был сбит 27 ноября 1941 года.
Немного истории. В конце прошлого века поисковым отрядом «Крылья Родины» поселка Габо Дмитровского района в заполненной водой яме были найдены остатки самолета «МИГ-3». Помимо деталей от истребителя поисковики нашли останки двух лётчиков: старшего лейтенанта Алексея Васильевича Рожнова 1908 года рождения, уроженца Горьковской области и старшего лейтенанта Максима Максимовича Кулака, 1915 года рождения, родившегося в городе Волноваха на Донбассе. После завершения поисковых работ на месте находки был установлен памятник. Пока работал пансионат МВД, братскую могилу посещали отдыхающие. Дорога к месту гибели была обозначена Георгиевскими лентами и располагалась примерно в 500-800 метрах от задней калитки.
Мы прошли от этой калитки в северо-северо-западном направлении 2 км. Кругом – куча поваленных деревьев, часто приходилось огибать природные завалы. Но поиски были безуспешными и памятник мы не нашли. Скорее всего после прошедших ураганов его завалило деревьями. В результате мы почти дошли до дикого пляжа на северо-западном берегу озера, куда 6 лет назад во время отдыха на Шереметьевской базе приплывали на лодке. По итогу нами было принято решение вернуться сюда ранней весной. А сейчас нам предстоял выбор куда идти дальше. Либо на станцию «128 км», до которого оставалось 7 км или же на Круглое озеро, до которого 6 км. Пошли на Круглое озеро. Мы вернулись к пансионату «Маяк», перешли через мост, под которым течет ручей, связывающий Долгое и Круглое озера, прошли сквозь деревню Рыбаки и направились к автодороге Озерецкое–Мышецкое-Пикино. Через 40 минут вышли на дорогу и направились в сторону Круглого озера. Окружающая картина была та же: вереницы машин по обеим сторонам трассы, на пляже — сотни отдыхающих. Мы нашли местечко поспокойней и сделали привал. Пообедав, направились на то место, куда в 70-х годах Елена со школьными подругами приезжала купаться на озеро. Через 20 минут мы были на месте. По словам Елены Анатольевны изменения видны невооруженным глазом — берега были не такими заросшими и да и вода была чище, и не было железного отбойника на обочине автотрассы.
Сначала мы думали уехать в Лобню с остановки, расположенной прямо на берегу озера Круглого. Но поняли, что мы просто не сможем войти в автобус, так как на остановке стояла большая толпа. Я принял единственное правильное решение в сложившейся ситуации: дойти до конечной остановки 23-го автобуса в селе Мышецкое, которое расположено в 1,5 км южнее и там спокойно сесть в автобус. По пути до старинного села, где была загородная усадьба у генерал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова, мы подошли к устью реки Мещериха. Она вытекает из реки Клязьма, близ села Дубровки Химкинского района, протекает под третьей взлетно-посадочной полосой аэропорта Шереметьево, далее русло реки лежит через деревни Чашниково, Носово, город Лобня (мкрн «Красная Поляна» до впадения в Круглое озеро на границе Дмитровского и Солнечногорского районов. Пройдя мимо заброшенного детского оздоровительного лагеря, базы отдыха авиакомпании «Аэрофлот» пришли в село Мышецкое. Ну а там мы спокойно сели в автобус и вернулись домой через 25 минут. Таким было наше путешествие, завершившее июнь.
__________
В начале июля мы решили совершить поездку в село Новосельцево, расположенное в 7 км от Лобни, за Дмитровским шоссе. Оно было основано в 1585 году князем Василием Федоровичем Скопиным-Шуйским и расположено на месте, где Канал им. Москвы впадает в Клязьминское водохранилище. Добраться до села очень просто: с Восточной стороны города Лобня ежедневно ходит автобус под номером 36.
Наше путешествие началось 13:40. Без пробок и проблем. Условия поездки были немного сложными — жара +34°С, но к счастью на небе были разрывные кучевые облака.
Прибыв в Новосельцево (остановка «Завод»), мы вышли из автобуса и направились к братской могиле жителей села, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У памятника возложили букет полевых цветов, сделали памятные фото. Далее наш путь лежал на западный берег Канала им. Москвы. По грунтовке мы подошли к крутому берегу канала. Все берега отделаны бетонными плитами, вокруг — лесок. Первым делом мы пошли к месту, где канал вливается в водохранилище. По пути наткнулись на горы мусора, оставленные нерадивыми гражданами. Затем вышли на пляж поселка и бывшую пристань, с которой прыгала в воду молодежь. Снова сделали несколько фотоснимков и направились по берегу канала в северном направлении. Немного отошли от толпы и в память о погибших при строительстве канала опустили в воду два букета полевых цветов…
Немного истории строительства канала. Канал имени Москвы называют «канал на костях», так как при его строительстве погибло более 800 тысяч человек. Трудовой подвиг при строительстве был сделан нелегкой ценой — ценой невыносимых условий труда. Кормили заключенных баландой и пайкой хлеба, и лишь при выполнении нормы. Если рабочий её не выполнял то оставался голодным. Непокорных сотрудники НКВД расстреливали близ станции Каналстрой железнодорожной линии «Москва–Сонково–Мга», на окраине города Дмитров. По сведениям из СМИ было расстреляно только на том месте 250000 человек, места захоронений погибших при строительстве водной артерии неизвестны до сегодняшнего дня. По словам очевидцев событий средний срок жизни землекопа на стройке был чуть больше месяца. То есть на каждом километре этой водной трассы лежат по 6250 жизней…
Во время небольшого привала мы заметили, что со стороны Москвы надвигается грозовое облако, поэтому решено было поспешить на автобусную остановку. Через 40 минут мы были в Лобне.
Таким получилось наше второе путешествие по окрестностям Лобни.
© Copyright: Анатолий Лешковцев
Какое удивительное, насыщенное путешествие!