ОСЕННЕЕ
Воробьи притулились под крышей,
Жёлтый лист закружил по дворам,
Водяные на мельницах здешних
Выстилают туман по утрам.
Лихоманки здесь кружат ветрами,
Сухостой разбросав по лесам,
Да и черти вредят нам местами,
Вопреки всем святым чудесам.
Но, лишь, солнце пробьёт из-за тучи,
Свет польётся по всем куполам.
Божья Матерь за хором поющим
В дом войдёт по озябшим листам…
О БОГОРОДИЧНЫХ ОСЕННИХ ПРАЗДНИКАХ
Божья Матерь является покровительницей Руси. В осенние месяца согревает своим материнским теплом нас, грешных. Припадаем к иконам с трепетом, ведь живёт в нас вера, что не оставит нас Пресвятая. Но крепки ещё и языческие образы и ритуалы, которые вплетаются в нашу жизнь и сопровождают святые праздники. В каждом осеннем месяце по нескольку таких праздников.
8 сентября отмечается день Владимирской иконы Божьей Матери в честь спасения Москвы от нашествия врагов в XIV в. При осаде Москвы хану Тамерлану приснилась Величавая Жена, приказавшая оставить пределы России, и он решил увести своё войско. В память об этом событии на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Сама икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым проходила трапеза Спасителя с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божья Мать, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшогося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В сентябре празднуется главный праздник Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Именно в этот день у Иокима и Анны родилась дочь Мария. С этого события начинается история Нового Завета. В старину в этот день пекли круглые пироги, угощали ими новобрачных. Женщины шли к реке с киселём и хлебом. Воде поклонялись, как и Матери-Земле. От воды зависела жизнь человека и его благополучие. Поэтому источникам приносили жертвы, гадали, клялись, заключали союзы. Запрещали плевать в воду, так как считали, что человек плюёт в глаза Богу или своим родителям. Запрещалось в тёмное время ходить по-воду, так как она уже спит. Весной, когда воды освобождались ото льда, нельзя было бросать в них камни и палки, так как считали, что река чувствовала себя, как роженица. Многие источники с древних времён считались целебными, святыми. У белорусов такие источники назывались прощи — от слов прощать, прощенье. В христианскую эпоху источники стали освящать иконами и называть в честь святых.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется 14 октября. Если заглянуть в историю, то увидим, что этот праздник берёт начало с X века. Во время службы в Константинополе появилась сама Богородица в белых одеждах. По окончанию службы Пресвятая накрыла всех белым покрывалом, омофором. Но в славянской иконописи мафорий (платок, плат) изображался малиновым цветом. Считается, что на Покров выпадает первый снег, землю одевает иней, приближаются холода, осень встречается с зимой. К данному празднику Богородицу стали писать с белым и голубым мафорием.
Предки начинали топить избы, загоняли скот в стойла, садились за работу пряхи и ткачихи. Приходила пора свадеб, девушки гадали на женихов, просили Ладу (с христианством Богородицу) о замужестве. Проходил ритуал «Запекания углов». Считали, что домовой в это время укладывается спать, чтобы его задобрить выпекали маленького размера блины — блинцы, делили на четыре части и разносили по углам дома. Повсеместно устраивались ярмарки, происходил обмен урожаем и народ зарабатывал деньги на зиму.
День Иверской Божьей Матери почитается 26 октября за многие происходящие с ней чудеса. Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту её пребывания над монастырскими воротами Иверского монастыря (в древности грузинское царство называлось Иверией). В IX веке святой образ находился у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом христианки, чтобы найти и уничтожить запрещённые святыни. Когда один из воинов копьем ударил в икону, из пораженного места, где был изображен лик Богородицы, тотчас потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, вертикально стоя, двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне и поместили её в соборный храм. Несколько ночей подряд она исчезала из храма, переходя вверх монастырских врат. Наконец Божия Матерь вновь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей». В Москве Иверская икона Богородицы появилась в 1648 году над Воскресенскими воротами Китай-города.
В народе 26 октября было принято наводить порядок в бане: менять сгнившие доски и лавки, чистить печь и все емкости для воды. Поэтому день прозвали Банником. По суевериям, в бане обитает дух, которого и называли банником, жихаркой, анчуткой. Это существо, согласно поверьям, очень любит париться и моется в четвертый или третий пар — то есть после двух или трех смен побывавших в бане людей. Поэтому баннику оставляли чистое помещение, горячую воду и веник. Считали, что банник сидит в бане за печкой или под полком. Имеет вид чёрного здорового мужика, всегда босого, с железными руками, длинными волосами, огненными глазами. В бане не только мылись и парились, но и лечились, рожали, пряли, гадали, играли в карты. Баня была неосвящённым, «нечистым» местом. О бане говорили, что это «хромина погана», «без креста». Если баннику не захочется пускать людей в баню, то он выльет всю воду из бочек. Чтобы задобрить банника, ему приносили в дар кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, или чёрную курицу. Верили, что у банника хранится шапка-невидимка, которую он раз в год кладёт на каменку сушить. Полагали, что у банника есть «беспереводный целковый» — то есть неразменный рубль, который постоянно возвращается к своему хозяину. Про банника народ сложил много быличек. На Святки девушки ходили к бане гадать. Они просовывали руку в приоткрытую баню. Считали, что если до неё дотронется голая когтистая лапа, то жизнь в замужестве будет бедной, а если мягкая лохматая, то богатой и счастливой.
День Казанской иконы Божьей Матери празднуется 4 ноября, в память об избавлении России от поляков в XVII в. Казанская икона — одна из самых почитаемых в России. Об этом свидетельствуют два факта: во-первых, у неё неисчислимое количество списков (точных копий), которые верующие также считают чудотворными. Во-вторых, в церковном календаре образу посвящён не один, а сразу два праздника. Прежде всего, православные вспоминают само обретение иконы. Это произошло в 1579 году, когда на пожарище в Казани девятилетняя девочка нашла не тронутый огнём лик. Событие случилось 8 июля — по старому стилю. По-новому — 21 июля. Ещё одно празднование установлено в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м. Перед решающим штурмом ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским всю ночь молилось перед чудотворным образом. Именно Божией Матери верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября. В этот день в современной России отмечают государственный праздник Дня народного единства.
На Руси с 4 ноября ждали наступления настоящих зимних холодов. Крестьяне верили: если осенью собрали хороший урожай, зима будет суровой. «До Казанской не зима, а с Казанской не осень»
4 ноября считалось благоприятной датой, чтобы сыграть свадьбу для счастливой семейной жизни. Союз ожидался крепким, а в доме всегда материальный достаток. Молодым по традиции дарили икону Казанской Божией Матери. А девушки, которым ещё не довелось встретить суженого, устраивали гадания и просили об этом Богородицу— отсюда и второе название праздника — Бабья заступница. Чтобы быстрее встретить жениха, девушки рано утром 4 ноября отправлялась в березовую рощу искать покрытый инеем лист. В него нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов и сохранить молодость и красоту весь год. Также существовала ещё одна традиция: поставить в храме две свечи возле иконы Божией Матери и сказать про себя: «Как свечи ярко горят и рядом стоят, так и жизнь моя будет яркой, а рядом будет достойный спутник. Аминь». После этого следует трижды перекреститься, поклониться иконе и идти домой, ни с кем по дороге не разговаривая. При этом 4 ноября предки опасались отправляться в дальние поездки, чтобы избежать несчастья в дороге. Сохранилась поговорка: «На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колёсах, а приехать впору на полозьях». Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней. По традиции перед восходом солнца следовало набрать хоть немного росы и, помолившись, протереть глаза.
6 ноября отмечают день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Светец), которая известна своими целительными свойствами. Свойства иконы совершать чудеса проявились в 1688 году. Тяжело больная женщина Евфимия, сестра важного священнослужителя, молилась Богородице об исцелении недуга. Голос свыше пообещал исцеление после того, как священник из Преображенского храма на Ордынке, где хранился образ «Всех скорбящих Радость», произведет молебен. Помолившись перед ликом Богородицы, страждущая выздоровела. И в последствии икона Скорбящей Божьей Матери не раз являла чудесные деяния. В 1711 году сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна, вывезла чудотворное изображение в Петербург и поместила его в церкви Воскресения Христова при своем дворце. Вскорости лик перенесли в богадельню. Позже специально для него была построена церковь. Сегодня списки чудотворного лика есть в нескольких храмах Москвы и С.-Петербурга, В Киево-Печерской лавре. У скорой помощницы просят материальных благ, заступничества в делах и поездках, о выздоровлении и здоровье детей, о разрешении семейных неурядиц.
6-го ноября шли в церковь молиться о благополучии, достатке и здоровье. Вечером начинались девичьи посиделки. Они проходили в радости и веселье. На них девушки занимались рукоделием, общались. Светом служила лучина, которая вставлялась в специальный держатель. От него пошло название праздника – Светец. В положенное время приходили парни. Зачастую на таких гуляньях они выбирали себе невесту. Девушки любили гадать на суженого. Считалось, что ночью он явится во сне, а предсказания этого дня скоро сбудутся.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860. Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.
Использованные материалы:
1. Из свободного доступа в интернете;
2. Е.Е. Левкиевская «Мифы и легенды восточных славян».
© Copyright: Лариса Литвинова