Военная тема долго питала советский театр. Как сказал когда-то в интервью журналу «Театр» Олег Ефремов — в течение четверти века. Обращение к теме войны проверяло на подлинность. Ведь в послевоенное время было много фальшивых пьес и помпезных спектаклей и мало честных, пытавшихся хоть крупицу правды сказать о том, что только что пережила страна.
Реальный счет спектаклей не «датских», подлинных начался, когда появилась первая честная пьеса «Вечно живые» ополченца Виктора Розова. Хотя не все знают, что пьеса была написана в 1943 году, и если бы она была предъявлена зрителю в то время, кто знает, как бы она была встречена. И как бы повернулась судьба драматурга…
Спектакль, который поставил в 1956 году молодой Ефремов, во многом определил судьбу «Современника» и судьбу всего поколения молодых артистов, сыгравших в нем. Они задали важный вектор этой теме на многие десятилетия: сыграли о войне как о времени общего нравственного выбора, когда каждый человек решал, как он должен жить. Спектакль был «антитеатральным».
В 1965 году, на закате «оттепели» на другом полюсе, в Театре на Таганке, Юрий Любимов поставил спектакль «Павшие и живые» по стихам поэтов Великой Отечественной войны. Тогда только что появились первые сборники поэтов, погибших в годы войны. «Имена на поверке» бессовестно крали из библиотек, заучивали наизусть. Я помню, как мои молодые родители и их гости читали эти стихи по вечерам. Стихи потрясали — невозможно было представить, что их писали в стране, измученной репрессиями: такими молодыми, свободными, яркими были эти строфы. После спектакля на Таганке (о нем откуда-то знали все) по стране начали появляться поэтические спектакли, где читали-играли стихи Когана, Майорова, Кульчицкого, Ширман. И возникло новое направление: поэтический театр.
В 2015 году «Сургутский музыкально-драматический театр» возродил спектакль «Имена на поверке» — он стал участником масштабной международной акции «Вспомним всех поименно», посвященной 70-летнему юбилею Великой Победы и прошедшей по маршруту Сургут — Берлин — Сургут. Спектакль был показан в 13 городах и вызвал очень сильный эмоциональный отклик со стороны более чем семи тысяч зрителей.
В сборник «Имена на поверке», как и в спектакль, вошли стихи 17 поэтов фронтовиков, в том числе и Павла Ильича Винтмана. Поэт родился 20 октября 1918 году в Мариуполе, погиб 21 июля 1942 года под Воронежем на Шиловском плацдарме. Окончив неполную среднюю школу, учился на рабфаке сельскохозяйственной академии, а с 1937 года — на русском отделении филологического факультета Киевского университета. Некоторое время посещал литературный кружок под руководством Ариадны Давыденко (Громовой). В 1939 году женился на однокурснице Зинаиде Сагалович. Участвовал в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. Лентейнант, командир стрелковой роты 748 стрелкового полка 206 стрелковой дивизии. После Великой Отечественной войны произведения Винтмана печатались в журналах «Знамя», «Радуга» (Киев), альманахе «Поэзия». По мнению литературоведа В.М. Акаткина, «довоенный» Винтман — поэт-романтик. Однако, с уходом на фронт творчество поэта разительно меняется, довоенные стихи Винтмана уступают место дневниковым наброскам, заметкам, непрояснённым мыслям, будто он заново учится писать». в 1977 году в Киеве была издана первая и единственная книга поэта «Голубые следы». «В этой книге — лучшее из того, что сохранилось в архиве жены поэта — Зинаиды Наумовны, лучшее из того, что поэт успел создать за 23 года своей жизни» — так написал в предисловии поэт, литературовед, переводчик Л.Н. Вышеславский.
ГОЛУБЫЕ СЛЕДЫ
Нет, не зря торжествует охотник,
Поднимая ружье на бегу, —
Остаются в просторах холодных
Голубые следы на снегу.
С этой долей поэту б сравниться,
Как ружье, поднимая строку,
А стихи на холодных страницах —
Голубые следы на снегу.
ГОЛУБОЙ ЗВОН
Степь со всех четырех сторон,
Воздух дрожит от зноя.
Вот говорят: малиновый звон,
А я бы сказал — голубой он.
Вслушайся только: звенит земля,
Морей голубые глубины.
И если у девушки глаза звенят —
Они обязательно голубые.
1937
БЫЛЬ
Шла девица — краса,
Золотая коса
Через море, через горы,
Через лес, через бор.
Шел парень лесом,
Был парень весел.
Шел парень бором,
Был парень гордым.
Шел бором, кинул взором.
Был взором взорван.
Парень ждал, не дышал:
До чего ж хороша!
Не кивнула,
Не моргнула,
Только мимо прошла.
Только…
1937
***
Не нужно слов. Слова бывают лживы.
Не нужно клятв, произнесённых вслух.
Но если мы с тобою будем живы —
Поверит мир в предназначенье двух.
Наверно, мы смешны, как могикане.
Пришла война, мгновенно развалив
Не слишком прочно пригнанные камни
И верности, и чести, и любви.
Погас в сердцах последний чистый лучик,
Возлюбленных забыты имена.
И таинству совокупленья учит
Чужих невест приезжий лейтенант.
Но мы с тобой… К чему пустые речи?
Не нужно клятв, произнесённых вслух.
И если суждено свершиться встрече —
Поверит мир в предназначенье двух.
30/III–1942
ПАМЯТЬ
Читать стихи готов везде:
И на реке при лунном свете,
И в оправданье — на суде,
И — как махорку — перед смертью.
…Зачем мне груз любимых книг:
Сельвинский, Тихонов, Багрицкий,
Когда глаза зажмурь на миг —
И перелистывай страницы?
Тебя любить готов всегда:
В тепле супружеской постели,
В разлуки чёрные года,
В порывах огненной метели.
Зачем же мне в боях твоя
Хотя бы карточка простая?
Глаза закрою — не таясь,
Со мной ты рядом вырастаешь.
Как хорошо таить в себе
Стихи и прозу, лед и пламень.
Как благодарен я судьбе
За эту дьявольскую память!
25/VI–1942
«Память» — последнее стихотворение поэта.
Ссылки по теме:
«ВЫ В КНИГАХ ПРОЧИТАЕТЕ, КАК МИФ…»
«Голубые следы» П. Винтман
Википедия. Павел Винтман
Материал подготовила Лариса Литвинова
Лариса! Спасибо за интересный рассказ и за возможность познакомиться с ещё одним литературным именем!
Светлая память поэтам, солдатам…