О выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проза А. Янковой

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершается чреда проектов о великих коллекционерах России и Франции — братьях Морозовых. Выставка называется: «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».
Старший брат Михаил Абрамович Морозов — страстный театрал и неизменный посетитель всех художественных выставок. Он был не только промышленником и коллекционером, но и литератором, автором трудов по западноевропейской истории. Он публиковался под псевдонимом, Михаил Юрьев. Благодаря Михаилу Морозову в России впервые оказались полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, а также единственная в нашей стране картина Эдварда Мунка.
Младший брат — Иван Абрамович Морозов родился менее чем через год после старшего брата Михаила.
С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у художников Егора Моисеевича Хруслова (1861—1913) и Константина Алексеевича Коровина (1861—1939). Иван — продолжатель семейной купеческой династии, директор-распорядитель, а затем председатель правления Тверской мануфактуры бумажных изделий. Меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
После внезапной кончины брата Михаила (1903) Иван Морозов укрепляется в решении продолжить коллекционирование французской живописи, продолжая параллельно заниматься бизнесом и общественными делами.
Художественная выставка, которую я посетила 8 сентября 2022 года, удивила и восхитила меня такими знакомыми картинами, которые многие из нас привыкли видеть в виде репродукций в школьных учебниках. Так, когда то давно, отдыхая семьей в Египте, меня поразил Нил — река, которую изучали в учебниках истории Древнего мира, оказалась такой реальной!
Живописная выставка братьев Морозовых — это тоже реальность и подлинность знакомых шедевров!
И вот первая картина: «Видение отроку Варфоломею» — Михаила Васильевича Нестерова. Формат картины совсем небольшой (21х16см), а мне казалось, что она должна быть огромной. Со старших классов это произведение знакомо из учебников Русского языка или Литературы, а многие писали и сочинения по этой картине.
Не претендуя на заметку об изобразительном искусстве, мне хотелось бы поделиться своими чувствами и впечатлениями о замечательной экспозиции музея.
Я подхожу к картине, где изображено море. Читаю: «Винсент ван Гог. Море в Сент-Мари,1888 год». Этот тот Ван Гог, чьи постеры, репродукции и распечатки заполонили современный мир. Пастозные грубоватые мазки… Видно, как рука художника накладывала жёсткой щетинистой кистью мазок за мазком. Зная историю мастера, чувствуется и его настроение. И это не репродукция, это сам Винсент! А дальше — Клод Мане— «Бульвар Капуцинок в Париже» и «Заросший пруд». Лёгкость, воздушность, гармония, если созерцать картины на расстоянии. Вблизи живописные полотна распадаются на цветовые сегменты, видно вдохновенный труд художника, его решение светотени. А вот ещё одно произведение Клода Мане — «Мост Ватерлоо, 1903 г.». Одна из многих работ, написанная мастером почти под одним углом, с одного ракурса. Во многих музеях мира хранятся мосты Клода Мане, завораживая неповторимой светопередачей. Свои последние шедевры художник создавал практически слепым. Понимая это, я с особым восхищением смотрела на картины Клода Мане.
До глубины души меня тронули пейзажи Поля Сезанна, его импрессия, сочность холодных зелёных оттенков. Уже не так воодушевленно я созерцала Поля Гогена и Пабло Пикассо. С любопытством разглядывала работы Марка Шагала, Пьера Огюста Ренуара, Мориса Дени, портрет Ивана Морозова кисти Константина Коровина и Валентина Серова, и ещё многие и многие работы, которые не оставляли меня равнодушной зрительницей. Важнейшая черта этого собрания – равнозначное присутствие в нем французского и русского искусства. Работы В. Васнецова, И. Левитана, С. Виноградова, В. Сурикова и Врубеля добавляют положительный заряд в эмоциональный фон выставки.
К открытию выставки приурочено издание полного каталога коллекций братьев Морозовых. Автору книги, доктору искусствоведения Наталии Семёновой, в результате многолетней исследовательской работы удалось восстановить хронологию формирования знаменитых собраний и реконструировать их состав. Книга содержит свыше 1000 цветных иллюстраций.
Масштабная реконструкция прославленных собраний объединила шедевры из разных музеев. Музыка красок и поэзия чувств, так бы я выразила свое восприятие об этой живописной экспозиции.

© Copyright: Альбина Янкова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: О выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проза А. Янковой

  1. admin говорит:

    Очень интересно, Алечка!
    И я хочу немного дополнить твой рассказ и конкретно об Иване Морозове.
    Кроме того, что у него был интерес к изобразительному искусству, он также очень активно интересовался наукой и техникой. Так вот — при Тверской мануфактуре им была организована народная обсерватория. Специально для неё был заказан телескоп-рефрактор Рейнфельдера & Хертеля (Мюнхен, Германия). Обсерватория была открыта на крыше одной из казарм для рабочих 25 ноября 1900 года. Телескоп проработал в этом месте до 1910 г. и был передан астрономическому кружку обсерватория которого располагалась в пос. Кучино (мкрн Балашихи). Затем в 30-х годах телескоп переехал в только что построенное здание ДК ЗИЛ — там, помимо всего прочего, решили организовать обсерваторию.
    При ДК ЗИЛ был и астрономический кружок, проводились наблюдения. В 90-е, понятное дело, всё заглохло и пришло в упадок. И только во втором десятилетии 2000-х, благодаря энтузиастам-астрономам телескоп был приведён в порядок — что-то отреставрировали, что-то заново изготовили. В общем, в 2018 году ЗИЛовское руководство решило возобновить наблюдения в телескоп.
    Короче, на данный момент ЗИЛ проводит наблюдения объектов неба (ну, что вполне доступно для Москвы) в этот старинный телескоп (этому телескопу, на минуточку, почти 140 лет!) и наш Московский Астроклуб, как может помогает в этих наблюдениях.
    Разумеется, если в ЗИЛе когда-нибудь начнётся масштабный ремонт, реконструкция и пр., то этот телескоп уже точно станет музейным экспонатом… А пока — он вполне рабочий и качество (вот, что значит немецкая оптика!) вполне себе нормальное.
    Вот такой штрих к портрету Ивана Абрамовича Морозова. Не искусством единым))) Благодаря ему, спустя столько лет можно полюбоваться Солнцем, Луной, планетами и другими объектами … И где — в одном из старейших ДК Москвы!

    • Альбина говорит:

      Женя спасибо за такое ёмкое дополнение! В викепедии очень много написано о брате Иване, я не стала вдаваться в подробности , но твоё дополнение особенно интересное! Читала о его увлечении науками и техникой, но про телескоп узнала от тебя! Спасибо!

  2. Лариса говорит:

    Спасибо Альбине за рассказ, а Жене за дополнение! С удовольствием погрузилась в мир искусства и науки, которые подарили потомкам братья Морозовы.

    • Альбина говорит:

      Лариса, выставка ещё идёт! Если есть возможность надо сходить!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *