Я слышу звук рожков… (часть 2). Проза Л. Литвиновой

Рассказы с элементами легенд и сказок о колыбели болгарского государства

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

НОВЫЕ ЗЕМЛИ
С той поры, когда болгары заселили каспичанские земли минуло не одно столетие. Горячая болгарская кровь перемешалась со спокойной славянской и древней фракийской кровью. Народ жил дружно до поры до времени. Но с распадом Второго Болгарского царства на отдельные владения, начались новые испытания.
В то время, возвращаясь из дальних стран, Аист приземлился на сдвоенный фракийский холм у ручья, чтобы утолить жажду и продолжить путь к своему гнезду, которое было совсем уже близко. К ручью прилетела Ласточка, насладиться чистой родниковой водой. Она рассказала Аисту, что нельзя оставаться на этом месте, а надо искать другое пристанище, так как слышала от Ветра о надвигающейся страшной жаре и засухе, которые принесут невзгоды. Аист, пускаясь в путь, облетел своё гнездо, прощаясь с ним. Он улетел в поисках нового места. Встречая своих братьев аистов, делился безрадостной новостью. Жители заметили, что аисты не возвращаются в свои гнёзда и печалились, ожидая горестей. Но беда, как известно одна не приходит. Османская империя стала завоёвывать болгарские земли и порабощать народ. По началу турки всё крушили на своём пути, но успокоившись, водворили новые порядки. Они наложили на население харадж¹. Но самым страшным был кровавый налог, мальчики из болгарских семей отдавались в янычарское войско. Многие приспосабливались к османской власти, но были верные православию и Христу люди, чтущие заветы царя Бориса I, крестившего болгар. Не могли турки до конца покорить свободолюбивый болгарский дух, возникали восстания и мятежи, которые подавлялись. Так проходили столетия, но и жизнь людей не стояла на месте. Постепенно стали развиваться ремёсла и процветать торговля. Во второй половине XIX века здесь образовался город Каспичан. Главной достопримечательностью стала железная дорога, на которой застучали колёса поездов от станции Шумла до Варны. Вскоре на помощь православным братьям пришли русские воины. Они принесли с собой свежий Ветер перемен и долгожданную свободу. В долах и горах, в землянках и окопах Ветер напевал песни про плодородные земли Украины и Молдовы. Первыми его рассказы услышали каспичане, а затем и остальные болгары. Однажды незнакомый Всадник остановил коня во дворе старца, живущего в Каспичане, и рассказал, что прилетит Орёл, чтобы увести людей на новое, плодородное место. Тогда старик поведал о нём своим соседям, а те родственникам и друзьям. Когда это случилось, то люди потянулись за парящей птицей на новые земли Бессарабии.
До сих пор в Бессарабии живут потомки первых болгарских переселенцев, не теряющих связь со своей исторической родиной, со своими корнями.

¹ Харадж (араб. خراج‎) — государственный налог в странах ислама, который взимается с иноверцев (кафиров) за пользование землей и другой собственностью согласно мусульманскому преданию. (Википедия)

ВСТРЕЧА В МЕХАНЕ¹
Однажды, во время нашей прогулки по побережью Варны, мой друг предложил посетить легендарное место, полуостров св. Константина и Елены. Я была поражена его величием и красотой. К вечеру устав, от впечатлений и пеших прогулок, мы зашли отдохнуть и покушать в механу.
Там он встретил Митко, товарища, с которым раньше работал и уже давно не виделся. Из их разговора я поняла, что его коллега вернулся недавно из села Осмар, где жил в доме брата и вёл хозяйство, пока родственник уезжал отдыхать. Какое же было моё удивление, когда узнала, что село находится на Шуменском плато². Мой друг сказал, что я русская, пишу стихи, рассказы, интересуюсь историей Болгарии. Затем я спросила, какие есть достопримечательности в той местности, где жил родственник Митко.
Но в этот вечер он не смог мне ничего рассказать, так как был в механе с компанией, мы договорились о встрече через несколько дней.
Время ожидания пролетело быстро, и увидевшись вновь с Митко, я узнала, наконец, о достопримечательностях села Осмар и легенду, которая не была широко известна. Дело в том, что через село проходят туристические тропы к скале «Око» и Костандинову скальному монастырю. Митко рассказал, что история произошла давно, когда православие только начало распространяться по стране. Монахи в скалах делали пещеры, селились там для молитв и трудов. Но раз в год, летом, они уходили проповедовать православную веру по стране, а возвращались к осени. Пещеры пустовали. Именно в это время их занимали Драконы, которые обитали обычно вдали от поселений людей, в труднодоступных горных пещерах. Но летом они слетались ближе к селениям, чтобы оставить себе потомство. Дело в том, что с рассветом, Драконы превращались в обычных мужчин и селились в крайних домах. Днём занимались сельскохозяйственным трудом и присматривали себе женщин, которые могли родить им сыновей. У Драконов всегда рождались сыновья от людей. Они уносили своих избранниц в дальние пещеры, где появлялись маленькие дракончики. Их матерей они возвращали на прежнее место, лишив их памяти о том, что с ними произошло. Однажды на окраине Осмара поселился молодой, красивый и работящий юноша. На молодёжной вечеринке он познакомился с прекрасной, скажем так, Златкой, возможно у неё было другое имя, жаль оно не сохранилось за столько лет. На неё заглядывались парни, но никто не нравился девушке. Неожиданно она влюбилась в нового юношу. Дракону тоже полюбилась Златка и он решил унести её к себе на родину. Просыпаясь рано утром, Златка видела, как её парень выходил из леса с полными корзинами грибов или ягод. Он любил угощать её ароматными лесными ягодами. Однажды рано утром, когда солнце только собиралось появится на небосклоне, Дракон слетел с горы вниз, приземлившись около лесного озера и превратился в юношу. В это время там купались Самоджуды³, и одна из них решила утащить его на дно, чтобы соединиться с ним и родить себе дочь, ведь от нимф рождались только девочки. Выйдя на берег, она стала прятаться за деревьями и смеяться, её смех околдовал юношу и он, забыв о Златке, стал догонять незнакомку. Самоджуда прыгнула в озеро, а юноша, устремившись за ней, оказался в её цепких объятиях. Она увлекла его на дно и окончательно околдовав, забеременела. Но Самоджуды не такие гуманные, как Драконы. Они уносят души мужчин в царство мёртвых, когда понимают, что беременны, а тела оставляют на земле. Так и случилось, что труп молодого Дракона увидели с вершины скалы его друзья. Они взяли и перенесли его в ущелье, где, привалив камнями и оставили. Больше Драконы никогда не прилетали в это место, где погиб их товарищ. Тем временем Златка очень тосковала о возлюбленном. Она каждое утро выходила за околицу и смотрела на кромку леса за полем, откуда раньше появлялся юноша со своими гостинцами, но никого не видела и плакала. Однажды, из-за слёз ей показалось, что возлюбленный идёт к ней. Она побежала, споткнулась и упала, превратившись в необычную скалу, на вершине которой было круглое отверстие. С той поры скалу стали называть «Златкино око», но проходили столетия и имя девушки, как было сказано выше, стали забывать, осталось только одно название Скала «Око».
В Велико-Преславской общине есть ещё одно замечательное место, это село Хан Крум. В нём на руинах старинного дворца была обнаружена надпись, что это резиденция Хана Омуртага, второе пристанище легендарной Плиски.
Мне понравилась сказочная история Митко, думаю, что такие рассказы привили мне любовь к болгарскому фольклору, который наполнен сказочными существами. Было интересно узнать, что в болгарских сказках существует Баба Яга и Ламия, которая соответствует русскому Змею Горынычу.
Страна с удивительно загадочной и героической историей, с гостеприимными и радушными людьми, безусловно полюбилась. Сейчас за окном настоящая русская зима с морозами и оттепелями, с кружевными белоснежными нарядами на деревьях и сказочными узорами на окнах. Пурпурным бархатом смотрят на меня цветы подаренных роз с разрисованного морозом окна. Возможно, они и навеяли эти чудесные воспоминания о Болгарии.

¹ Механа – традиционный болгарский ресторан.
² Шуменское плато – плато находится на востоке Дунайской равнины.
³ Самоджуды или Самовилы — негативный эквивалент нимфоподобных лесных жительниц. Духи Иуда-Самовила — злые колдуньи, которые живут в глубоких лесах, где они варят зелья и яды.

ЛЕГЕНДА О ПЛИСКЕ
Самый загадочный Каспичанский край так и остался в моих мечтах. Я трижды посетила Болгарию, но мне не удалось там побывать. Но, во истину, пути господни неисповедимы! Всегда встречались люди, которые с большой теплотой и гордостью рассказывали мне о Шумене, Плиске и национальной гордости – Мадарском всаднике. Как много загадок и тайн хранит этот легендарный край!
В марте 2017 года, в Болгарском Культурном центре Москвы, мне посчастливилось быть на презентации первой книги Андрея Павловича Кудина¹ «Болгарские тайны». Именно из этой книги я впервые узнала о загадочной Плиске и одной из версий происхождения древних болгар. Избороздив множество сайтов, узнав о разных предположениях, опять возвращалась к любимой книге. Позволю себе представить для читателей отрывок из книги Андрея Кудина:
«Согласно новому историческому тезису, древние болгары – не азиаты-монголоиды, а потомки ираноязычных племён европеоидной расы. Эти племена жили в районе Балха на территории нынешнего северо-восточного Афганистана. Они являлись частью великой империи Ахеменидов и, соответственно, её цивилизации, достигшей невероятных высот в науках²…».
А воображение рисует новые истории и легенды о первой столице Болгарского государства.
Настало время, когда великий Кан³ Кубрат4, объединивший вокруг себя болгарские народы, оставил обширную территорию земли пятерым сыновьям. Они не ладили между собой, поэтому решили разойтись в разные стороны, только сын Батбаян4 остался на землях Фанагории.
Кан Аспарух4 со своим войском отправился к Дунаю, заняв южные земли. Звук рожков оповестил славян и фракийцев, проживающих здесь, о приближении болгарской Орды. Пришлые славяне, исключительно мирные люди, в основном вели сельскохозяйственные работы, охотились и пасли стада в содружестве с коренными жителями фракийцами. Войско болгар установило юрты недалеко от местных поселенцев. Кан подумал, что пока войско будет отдыхать, он со своей дружиной объедет территорию, чтобы решить, стоит ли здесь останавливаться для проживания или искать другое место. Во время осмотра земель они услышали звук рожка, и посмотрев в ту сторону, откуда исходил звук, чуть не остолбенели. Их взору предстал Всадник огромных размеров, настоящий исполин, рядом с ним была Собака, верная спутница охотников и пастухов. Но вдруг он уменьшился в размерах и стал удаляться от них. Тогда Кан направил дружину вслед за загадочным Всадником, но исчезнув, он неожиданно появлялся в другом месте. Так они скакали до тех пор, пока опять не оказались на том месте, где разбили лагерь, но Всадник с Собакой исчезли. Утомлённый походом, Аспарух лёг отдохнуть. Он понял, что это место пригодно для жизни. Окружённые реками, болотами и холмами, оно было защищено от набегов врагов. С этой мыслью он уснул. Проснулся от того, что услышал звук рожка. Выйдя из юрты, обомлел, перед ним стоял уже знакомый Всадник с Собакой. На его плече сидел Орёл. Конник был такого же огромного роста, как при первой встрече. На этот раз Всадник заговорил с ним:
— Исперих5, ты достойный сын своего отца, а я – дух ваших иранских предков пришёл к тебе, чтобы помочь создать крепкое и процветающее государство. Слушай меня внимательно и делай то, что я тебе скажу, тогда потомки будут чтить тебя из столетия в столетие.
Лагерь в это время был окутан последним крепким сном перед пробуждением. Солнце только готовилось выкатиться на небосклон. Исперих внимал словам Всадника.
— Это место отмечено Богом Огня, поэтому ты обоснуешь столицу государства именно здесь, — продолжал Всадник, — Наши общие предки до сих пор живут на землях моих отцов, это священная земля Бактрии. Жителям процветающего Балха, угрожает опасность со стороны арабов. Я знаю, что они хотят завладеть этой землей. В этом городе развита не только торговля, но и строительство, и ремесло, и медицина, и астрология. Ты отправишь туда своих торговых людей, я дам знак – пришлю моего друга Орла. Когда он три раза облетит твоё жилище, то значит пришла пора собирать людей в дорогу. Мой верный помощник будет провожатым и охраной для твоих людей. Их задача обменять часть рабов на других – ремесленников, но к этому времени с ними захотят уйти из города и свободные люди. На этом месте они воздвигнут каменный град, построят храм и дворцы, проведут водопровод, здесь будут процветать науки. Вы станете обладателями самого точного календаря и самых умелых, обладающими знаниями медиков и астрологов, станете обрабатывать золото и чеканить свои монеты. С византийцами сохранятся сложные отношения, то торговые, то военные. Твоё государство расширит свои границы. Но так будет не всегда. Придёт время, и влияние Константинополя ослабнет. Но хитрые византийцы пришлют сюда людей, обладающих знаниями, которые вам неведомы, они придумают и распространят свои знаки и свою веру. Так разрушится вера в Бога Огня, а болгары станут преклоняться другим богам. Как только это произойдёт, то основанную тобой столицу ваши потомки покинут. А мой беспокойный дух станет скитаться в поисках новой столицы.
Горизонт светлел, солнце готово было начать новый день. Всадник исчез с первыми лучами. Аспарух никогда больше его не видел, но память хранила то, что он сказал.
Началась спокойная жизнь. Болгары жили в юртах, а славяне в землянках. Потом они научились строить дома из дерева, совместно возвели деревянную крепость и обнесли её валом и рвом. Прошло время, и к Хану прилетел Орёл. Тогда Аспарух собрал торговых людей и отправил их в Балх, а путь им указывал Орёл, оберегая в дороге, как и наказывал Всадник. В то время на Балх участились набеги арабов, и многие жители подумывали о том, куда можно уйти. Так завершалась эпоха Великого переселения народов. В новом болгарском государстве стали строить белокаменную столицу Плиску, ведь горожанам стали известны от переселенцев секреты обработки камня.
Потомки увековечили это событие в Мадарах, изобразив на скале барельеф Всадника, Коня, Собаки, Орла и пронзённого копьём Льва. В обличии Льва они представляли поверженную Византию.
Проходили столетия, в народе сохранилась память об ушедших временах, но Всадника видели то в одном, то в другом месте. В Плиске он появился перед тем, как туда пришли из Моравии святые братья Кирилл и Мефодий. Спустя время здесь закончили работу над новой азбукой их ученики. Вместе со знаками они принесли Библию. Борис I принял крещение вместе со своими родственниками и приближёнными к царскому двору, а затем начал крещение своего народа. Возврат к язычеству, который организовал его сын, был подавлен, а столица перенесена в Преслав. В Плиске, как раз в то самое смутное время, вновь заприметили огромного Всадника над стенами, окружающими город.
Я слышала от своих знакомых, что Всадника видели и в других веках, он всегда возникал перед событиями, которые меняли привычный ход болгарской истории. Всего несколько лет назад его заметили в Софии, скачущим по крышам города и увлекающим за собой Собаку. Над ними, как и прежде, кружил Орёл.

¹ А.П. Кудин – российский учёный-китаевед, окончил МГИМО МИД СССР и Богословскую академию имени святых Кирилла и Мефодия. Специалист в области истории и религий. Доктор теологии. Автор монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
² «…науках…» – до сих пор не раскрыты тайны и секреты обработки золота, обработки камня для строительства, составление точного календаря, не постигнуты методы трепанации черепа и других высокоточных операций…
³ Кан — князь, хан.
4 Кубрат, Батбаян, Аспарух — др.иранские имена.
5 Исперих — древнее иранское имя Аспарух.

ТАИНСТВЕННЫЙ КОННИК
(Послесловие)
Исторически так сложилось, что на Шуменском плато, в северо-восточной части Дуная, зародилось болгарское государство, которое получило независимость и мировое признание. Именно здесь произошли самые значимые для болгарского народа события. Потомки свято чтут память о Хане Аспарухе и о первой столице Плиске. Но по сей день много тайн хранят руины древнего города, впрочем, как и барельеф Мадарского конника. Множество легенд и предположений рассказано об этом сакральном месте. Длительное время считалось, что на Мадарской скале изображён фракийский воин, только способ изображения этого древнего сюжета можно сравнить с иранскими(!) барельефами. Но что фракийцев могло связать с иранцами или арабами? Об этом до современников дошли сведения из трудов Геродота, Критона, Птоломея, из «Илиады» Гомера. Голубоглазые и русоволосые воины, отличающиеся непревзойдённой жестокостью и смелостью, составляли части наёмных войск в различных государствах, их услугами часто пользовались персы. Может быть, часть таких фракийцев возвратилась на Балканы с персами в образовавшуюся столицу Плиску? И это событие увековечили на скале в Мадарах?
К фракийцам относятся боги Артемида, Дионис, Арес¹, полубог Орфей. Атрибутами Ареса считались собаки, коршун, горящий факел и копьё. А не из легенд ли об Аресе перенесено изображение собаки, копья и орла² в мадарское наскальное изображение?
Давно, ещё задолго до поездок в Болгарию, меня заинтересовал памятник Мадарский всадник. Я узнала множество версий его возникновения. Одна из них была планетарной. И это не удивительно, ведь культовые сооружения древней Плиски и других городов, были построены подобно обсерваториям. Колоборы, они же маги, волшебники, священники, могли наблюдать за перемещением планет и создать точный календарь.
Существует версия, что на скале представлена визуализация Хана Тревела. Дело в том, что кроме персонажей, имеются три надписи, принадлежащие к разным историческим периодам. Первая относится к управлению государством Хана Тревела.
Фракийцев причисляют к варварам. Трудно себе представить, что они были эстетами в своём роде, так как ценили музыку. Ведь и Орфей принадлежит именно этому народу.
Необычным является и тот факт, что из фракийской среды на Балканах вышло монашество. Монахов уважали, так как они обладали знаниями и мудростью. Их делили на горожан, то есть тех, кто проживал в селениях, и аскетов, живших в пещерах. Часто монахов называли не едящими молоко, постниками. Наверное, в одной из таких пещер, провёл остаток своих дней царь Борис I (в крещении Михаил), принявший православие и крестивший болгарский народ. В те времена духовная и светская власть в государствах совпадали, а города были тем местом, где сосредотачивалась власть и зарождались ремёсла. Приняв книжников³, а вместе с ними и православие, царь Борис повернул историю своего государства в единое мировое русло.
Современники свято чтут свою историю.
В Болгарии учреждёны ордена «Кирилл и Мефодий», «Мадарский конник».
Бессарабский болгарский поэт Пётр Бурлак-Волков, принадлежит к награждённым орденом «Мадарский конник» за литературную, просветительскую деятельность, за особый вклад в популяризации болгарской культуры в Молдавии и на Украине.
В Каспичанский край Шуменской области съезжаются гости не только из Болгарии, но и со всего мира, чтобы посетить славянский Национальный историко-археологический заповедник Плиска4 и пройти туристическими тропами по землям Первого болгарского государства.

¹ Арес – бог войны, входит в число двенадцати олимпийских богов.
² Орёл, как и коршун принадлежит семейству ястребов.
³ «…книжников…» – Святых братьев Кирилла и Мефодия.
4 Плиска – древнее название село Абоба.

При написании рассказов автор пользовалась информацией Википедии.

02.01.2022 – 06.02.2022г, г. Лобня

© Copyright: Лариса Литвинова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Я слышу звук рожков… (часть 2). Проза Л. Литвиновой

  1. admin говорит:

    Лариса! Спасибо тебе огромное за интереснейший цикл рассказов! Настоящее научное исследование!

  2. Альбина говорит:

    Скоро дело делается, да не скоро сказка сказывается👍

  3. Лариса говорит:

    Спасибо всем, кто прочитал мои истории и легенды. Работа была не из простых, пришлось осилить большой объём информации, на который опиралась , сочиняя сюжеты своих творческих работ. Благодарю за отзывы!

Добавить комментарий для Альбина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *