В одном из книжных магазинов Риги я увидела книгу «Дар над бездной отчаяния», автор — Жигалов Сергей Александрович. Пролистала мельком, но всё-таки решила её приобрести. И не пожалела! Книга художественная, но написана она на основе биографии реального человека — Григория Николаевича Журавлёва. К книге я обязательно вернусь, но рассказать хочу именно о том, кому она посвящена и чья история жизни легла в основу повести.
Григорий Николаевич Журавлёв. Родился в 1858 году (по другим данным — в 1860-м) в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской. И он был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.
Рождение ребёнка с такими недостатками, безусловно, стало шоком для его родных — что могла дать в то время даже самая хорошая семья… Любовь! Именно любовь близких стала основой всему. Несмотря на физический недостаток, Григорий не был обузой для своей семьи, а более того — со временем именно он стал главным добытчиком. Ещё с юности он проявлял способности к обучению — чтению и… письму! Да-да! Зажимая карандаш зубами он научился писать, и почерк его был настолько хорош, что за небольшие деньги он писал письма для своих здоровых и грамотных земляков. А ещё Григорий Журавлёв проявлял просто невероятные способности к рисованию. Бытовые картинки-зарисовки, пейзажи, портреты близких и соседей… А ещё он писал иконы, которые были в прямом смысле нерукотворными. А основам иконописи он обучался у самарского живописца Травкина, который душевно проникся к устремлённому юноше и даже на время обучения поселил его у себя.
Помогала Григорию бабушка, которая чистила кисти, готовила краски, усаживала его особым образом. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон.
Весть о необычном иконописце быстро долетела до Самары, и он начал получать заказы и от высокопоставленных жителей города. Губернское Земское собрание даже назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей — «приняв во внимание бедственное положение семейства Журавлёва и его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи».
Познакомился Григорий Николаевич и с самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым, состоял с ним в переписке. В 1884 году Журавлёв набрался смелости и обратился к своему покровителю с просьбой передать цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, специально написанную для него икону святителя Николая Чудотворца.
«Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году.
Сейчас икона Николая Чудотворца хранится в Эрмитаже и на ней есть подпись самого художника: «Писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв Самарской губ. Бузулук. уезда села Утевки». Кстати, благодаря таким подписям было идентифицировано несколько журавлёвских икон.
Существует также непроверенная легенда о том, что Григорий Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург, чтобы написать семейный портрет царской семьи. Но ни подтверждения, ни опровержения этой легенды найдено не было. Если вернуться к книге, то её автор использовал эту легенду, дополнив версией, что в Петербурге могли также встретиться два Григория — Журавлёв и Распутин. И ещё одно предположение Сергея Жигалова — неоднократно бывая в Самаре Григорий Николаевич мог там видеть и Владимира Ленина (тогда — Ульянова). Вероятно именно из-за невозможности проверить какие-то данные автор немного изменил имя героя, сделав его Григорием Никифоровичем Журавлёвым, а не Николаевичем.
Заканчивается книга тем, что Григорий Журавлёв, обращается к своему помощнику со словами, что он должен успеть построить и расписать храм. И в реальности эта задумка была осуществлена!
В 1885 году в селе Утёвка началось строительство храма в честь Святой Троицы. Все фрески храма были написаны по эскизам Григория Журавлёва, а 10-метровый купол он расписывал сам. В 1892 году работа была закончена, храм был освящён.
Скончался этот необыкновенный художник в 1916 году от скоротечной чахотки. Самарский архиерей благословил похоронить иконописца в ограде храма, благодаря усердию которого тот был построен. Над местом погребения поставлен крест, на котором высечено: «Се, человек».
В советское время, в 1934 году, Троицкий храм был закрыт. В нём было устроено зернохранилище. Здание вернули церкви в 1989 году. Сейчас здесь находится 9 икон кисти Журавлёва. По словам настоятеля храма, протоиерея Анатолия Копача, многие из них приносят родственники тех людей, которые хранили образа всю жизнь и тем самым спасли от уничтожения после закрытия и разорения церкви. Иконы, написанные Журавлёвым очень ценили в народе, потому что от них исходили благодать и доброта. Да и сам художник, по воспоминаниям односельчан, был очень весёлый, добрый и приветливый. Есть в Утёвке и музей, посвящённый талантливому земляку.
Сколько всего икон было написано Григорием Николаевичем Журавлёвым доподлинно неизвестно. Известно лишь о некоторых. Икона святителя Николая Чудотворца (он ней было написано выше), икона «Святитель Алексий, митрополит Московский», икона «Александр Невский», икона «Святой Георгий», «Святой Лев, папа Римский» (икона хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии ), икона «Вседержитель» (хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств). Пять икон хранится в Самарском епархиальном музее — иконы Божией Матери «Взыскание погибших», «Млекопитательница», «Скоропослушница», святителей Кирилла и Мефодия, Святых равноапостольных жен-мироносиц.
А икона «Семь избранных» была посвящена чудесному спасению императора Александра III и всей его семьи при крушении поезда в октябре 1888 года. На иконе изображены святые, соимённые императору и императрице, а также святые заступники (на имена которых пришёлся день крушения), не допустившие гибели.
Известно ещё об иконе Спаса Нерукотворного, что вызывает какие-то необыкновенные чувства и мысли, ведь икона и написана нерукотворно…
Известно, что Григорий Журавлёв написал ещё одну необычную картину… или икону, которую называют «Утёвской мадонной» — на доске небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. В изображении нет даже тени церковности, но она воспринимается именно как икона. Последней известной владелицей «Утёвской мадонны» была жительница села Утёвка Александра Подусова. Где и у кого она хранится сейчас — неизвестно.
А известным имя Григория Журавлёва стало после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив России позднее подтвердил эти сведения.
Вот такая необыкновенная история о необыкновенном человеке… Кстати, в интернете я нашла информацию, что в Кинельской Епархии Самарской Митрополии обсуждается возможность церковного прославления необычного иконописца. Кто знает, может быть мы скоро увидим доброе лицо утёвского живописца запечатлённым на иконе!
© Copyright: Евгения Шарова
(все изображения найдены в интернете)
Женя как интересно! Читала про Григория Журавлева, но память держала повествование не долго и вот с удовольствием и вспомнила и прочитала твой рассказ 🥰❤️👍
Спасибо за отклик, Алечка!
А я к своему огорчению настолько за 20-ый год подзабыла о всяких музеях, что не отследила по музейным афишам о выставке в музее икон, посвящённой Григорию Журавлёву — выставка была в 2021-ом. Было бы интересно на ней побывать.