Выставка «Авангард. На телеге в XXI век.» Проза А. Янковой

В России затяжные зимы…
Снежинки будто пилигримы,
то тают, то воскреснут вновь…
и хочется уж в зелень, в новь,
вступить в росу медвяных трав,
но у зимы тяжёлый нрав…

В этом году зима выдалась снежная, пышная и сказочно-красивая. В самом начале февраля завьюжило, заметелило и… потеплело. Сугробы осели, подмокли, как ромовые бабы пропитанные сиропом и из под них потекли ручьи. В общем, в такой сырой февральский день я отправилась на встречу с двумя замечательными девушками.
Познакомились мы в далекой Монголии, где пребывали в командировке наши мужья, ну и мы с ними. Встречи наши всегда сопрягались с культурными мероприятиями и приобщению к прекрасному искусству живописи. На этот раз мы встретились у метро «Белорусская» и отправились в музей Русского Импрессионизма. Выставка называлась «Авангард. На телеге в XXI век».Gu437CaCmY8 Само слово «авангард» ассоциируется у меня с моей комсомольской молодостью, когда такие лозунги, как «Комсомольцы — вы в авангарде страны!», «Пионеры — вы авангард комсомола!» встречались на каждом шагу. А сколько таким передовым названием «Авангард» было названо пионерских лагерей, стадионов, клубов, улиц — и не счесть!
Итак, с шумного Ленинградского шоссе мы свернули в тихий уютный дворик бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Мне показалось, что название экспозиции и эти старинные здания из красного кирпича очень сочетаются друг с другом. Но сам музей находится в современном футуристическом здании-цилиндре, где действует постоянная экспозиция русского искусства рубежа XX–XXI веков и организуются временные выставки — персональные и тематические. Помимо имён знаковых русских живописцев — Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря — музей представляет художников, имена которых многие могут открыть для себя впервые. Просветительские программы рассчитаны на широкую аудиторию. Выставочная экспозиция располагается на трёх этажах и начинается с нулевого.
Окунаясь в историю нашей страны, читаем об идее открытия этой выставки: «Проект «Авангард: на телеге в XXI век» посвящен сенсационному открытию забытой на 100 лет в Вятской губернии выставки нового искусства. Кураторам удалось провести почти детективное расследование, и сегодня мы представляем реконструкцию масштабной экспозиции начала 1920-х годов.
Сразу после Октябрьской революции советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них мощную силу для продвижения коммунистических идей, приобретала их работы для столичных и региональных музеев. В октябре 1921 года на 3-ю передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области) привезли более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный по числу и составу работ смотр должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на 100 лет».
Участниками передвижной выставки были не только авангардисты, но также художники-реалисты, и поэтому экспозицию в Музее русского импрессионизма разделили на три части, отражающие основные стилистические особенности. Если честно, мне больше по душе в живописи романтизм, реализм и, конечно, импрессионизм, но организаторы выставки так умело и профессионально показали работы, что я получила большое удовольствие и от авангардизма. Революционные и радикальные формы и смыслы авангардизма воспринимались вполне гармонично.
Второй этаж выставочного зала начался с полотен Валентина Серова и Константина Коровина. Эта выставка — интерактивная, поэтому рядом с некоторыми картинами на небольшом выступе располагается стеклянная колба-крышка, приоткрыв которую можно вдохнуть аромат картины — запах гиацинта или свежего утра, леса и летнего зноя.
А на третьем этаже находится интерактивный спецпроект «Искусство перевозки искусства». Интерактивные объекты и работы современных художников: Миши Most, Валерия Чтака, Джейкоба Якубова и Григория Цветкова. Зрителям представлены процессы упаковки, монтажа и демонтажа произведений искусств. И если экспонаты передвижных выставок 1920-х часто возили на телегах, то сегодня в распоряжении музеев спецтранспорт и профессиональное оборудование. Климатические и полу-климатические ящики, автомобили с пневмо-подвеской, бескислотные упаковочные материалы, микалентная бумага.
После посещения выставки мы отправились в небольшое кафе на третьем этаже музея, чтобы поделиться впечатлением от увиденного. Кстати, выставка продлится до 22 мая 2022 года, поэтому любой желающий может успеть полюбоваться шедеврами авангардной живописи.


© Copyright: Альбина Янкова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Выставка «Авангард. На телеге в XXI век.» Проза А. Янковой

  1. Лариса говорит:

    Спасибо, Альбина, за обзор выставки! Жаль. что в современных ромовых бабах рома нет, а образ прекрасный, как и рассказ. С теплом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *