Благодатный огонь. Проза Л. Литвиновой

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ (из «Вериных рассказов»)

I

Заканчивался сентябрь, который, оставаясь сравнительно тёплым, принёс долгожданную свежесть. После жаркого лета дышалось легко, только поля всё ещё хранили летний жар, но и он постепенно шёл на убыль. Знойное лето принесло свои негативные последствия, выражавшиеся в неурожае и в падеже птицы из-за недостатка влаги. Вера, вспоминая своего необычного попутчика, думала, что и бравый петушок сник по причине изнуряющей жары. Она была бы может и рада забыть эту историю, но некоторые обстоятельства жизни не давали этого сделать и наводили на размышления об этой встречи. Так, приходя на работу, она здоровалась с фигуркой петушка, который стоял у неё на рабочем столе. Эту игрушку ей подарили смежники из соседнего филиала. Простое совпадение не давало забыть эту историю. «Привет! Как наше драгоценное здоровье?» — мысленно спрашивала она своего петушка. А когда она приходила с работы домой и садилась на диванчик отдохнуть, то взор обязательно останавливался на чудесной чайной паре Ленинградского фарфора, которая была расписана яркими и нарядными петухами. В голове крутился какой-то странный вопрос, не находящий ответа: «Где же вы мужчина с петухом?» И утверждение: «Ищет вас женщина с собакой». Но жизнь шла своим чередом и впереди её ждали иные события.
Как-то в один из последних сентябрьских дней Вере позвонила подруга, и сообщила, что в Москву привезут мощи святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу. Они договорились поехать поклониться святыне. Между тем наступил октябрь, который с первыми заморозками принёс похолодание. Осень щедро украсила леса и парки, а первый шалунишка-заморозок срывал с деревьев листву и украшал ею всё ещё зелёные газоны и лужайки. В один из таких октябрьских дней Вера и её подруга Людмила поехали в Даниловский монастырь на поклонение святым мощам. Какое же было у них удивление, когда они увидели нескончаемую вереницу людей к мощам преподобного! Но они всё же решили встать в эту длинную очередь и стоять, сколько придётся, надеясь приложиться к святыне. Здесь, в очереди, они узнали, что накануне по первому каналу телевиденья Андрей Малахов подготовил и провел передачу посвящённую святителю Спиридону и его чудесам. Это был тот самый случай, когда незнание им помогло, в противном случае они вряд ли осуществили эту поездку. Во время многочасового ожидания, Вера зашла на территорию монастыря, и ей представился случай пройти вместе с детьми без очереди. Охранник открыл перед ними заграждение, дети и родители прошли, а Вера осталась стоять. «Ну проходите же», — предложил охранник. «Нет, нет, — сказала она — Я пойду в очередь». А сама подумала: «Это что? В рай без очереди? Нет уж, я со всеми, как положено». Так в терпении и с молитвами они подошли к стенам монастыря, когда смеркалось. По небу разливался рубиновый закат и впереди за очертаниями куполов, было ясно видно, как потянулся и растаял вдали птичий клин. Многие очень тяжело переносили многочасовое ожидание, у кого-то сильно болели ноги от усталости, кто-то так сильно замёрз, что даже губы синели и зуб на зуб не попадал. Но на удивление Вера и Людмила легко прошли это многочасовое ожидание. Когда они покидали монастырь, то залюбовались его красотой. Подсвеченные прожекторами церквушки были сказочно красивы, а небеса подмигивали им желтоглазыми звёздами. В душе и во всём теле ощущалась необыкновенная лёгкость. Казалось, что сама божья благодать сошла на них.
Опять замелькали дни осенних буден. Людмила, перенёсшая тяжёлую операцию, постепенно восстанавливала свои силы, по возможности помогала дочери с внучкой. У Веры потекли обыкновенные трудовые дни. Вот уже и октябрь подходил к своему завершению. В один из таких последних дней октября, Вера получила от своей подруги подарок, книгу о житии Ксении Петербургской. И по мере того, как она читала, ей нестерпимо захотелось посетить Смоленское кладбище в Петербурге и поклониться блаженной. Она стала расспрашивать своих знакомых, коллег может кто-нибудь там был и объяснит, как можно добраться? Но нет, ничего вразумительного она не услышала. Она даже подумала позвонить своей подруге Ирине, которая бывала в Питере и могла что-то ей подсказать, но за делами так и не позвонила. Настал последний рабочий день, пятница. Неожиданно, в конце рабочего дня, ей позвонила Ирина и пригласила на концерт в Международный Дом Музыки. «Ах, да как же я забыла позвонить Ире? Она, возможно, чем-то мне поможет, подскажет, ведь не раз бывала в Питере. А может, мы даже вместе возмём да и махнём на каких-нибудь выходных?» — подумала Вера. Но тут раздался телефонный звонок, опять звонила Ирина:
— Не уезжай без меня, встретимся в метро, мне надо проститься с дочерью.
— Как проститься? Что случилось?
— Всё расскажу в дороге, пока, до встречи!
Время уже поджимало, а Ирины всё не было, Вера стала переживать, как бы, не опоздать на концерт, но вот и она. Несётся, прыгая через ступеньки, с развевающимися волосами. Её подруга относилась к тому редкому типу женщин, которым, несмотря на зрелый возраст, очень идут длинные распущенные волосы. Они забежали в вагон, и Вера вопросительно посмотрела на подругу.
— Ну, Ирка, мы как всегда в своём репертуаре! Всё до последней секунды. Хорошо, что не опоздали. Так что случилось? Рассказывай.
И Ирина начала рассказ о своей дочери Надежде, и о её двоюродной сестре Любе.

II

— На этой неделе у нас случилась большая неприятность. У Нади отменилась свадьба, которая была уже намечена на январь. Дочка, да и я просто в шоковом состоянии. Ты же знаешь, они с Михаилом были вместе с первого курса. Планировали расписаться в середине пятого курса, а затем и венчаться по осени.
— Да, Михаил у вас, очень своеобразный, эпатажный молодой человек. Ликвидировал своих соперников, с первых дней, как познакомился с Надеждой. А теперь такой фортель выкинул, ну надо же! Представляю, как она расстроилась, бедняжка. — Сказала Вера.
— Ну да. И я в себя прийти не могу, всё уже решили и обговорили, — пожаловалась Ирина и продолжала – Была спокойна, что так удачно устраивается судьба дочери. Уже давно дружим семьями и такое решение жениха, как гром с ясного неба. А тут, не далее, как вчера, позвонила наша родственница, Надина двоюродная сестра Люба. Она предложила дочери съездить с ней в Петербург по святым местам. Подруга, которая с ней собиралась ехать подвернула ногу и Люба решила позвонить Наде и пригласить в поездку. Это предложение оказалось очень своевременным. Конечно, я благословила дочь в эту дорогу.
— И что? Они едут следом за нами на Ленинградский вокзал? Что бы взять билет в Питер, и поехать к Ксении Петербургской? – не веря своей догадке, спросила Вера.
— Да, — не менее изумлённо ответила Ирина, — а ты как догадалась?
— Ирка, ты не поверишь, но я тоже хотела пригласить тебя в такую поездку. И решение это созрело у меня вчера, как раз в то время, когда девочки созванивались. Невероятно, правда?
Вера рассказала Ирине свою историю, как она получила книгу, и как её охватило непреодолимое желание посетить это святое место.
— А что у Любы? Почему она-то решила туда поехать?
— У нашей Любы романтическая история, но вот чем она закончится, не знаю. Когда мои девочки были маленькие, и мы жили на посёлке, Люба была мастерицей фантазировать. Она вместе с Надей представляла, что водонапорная башня в конце посёлка была замком. А в этом замке жил принц, который каждый выходной приносил для Любы конфеты, и клал их в почтовый ящик. Моя наивная Надюха принимала эту историю за чистую монету, ведь шалунья Любочка подкладывала потихонечку от сестры конфетки в ящик. Но самое интересное то, что когда девочки выросли и превратились в очаровательных девушек, Люба познакомилась с Лёшей, который жил около этой водонапорной башни. И когда он приходил к ней на свиданье, то всегда приносил конфеты! А ещё он устраивал для неё салюты и фейерверки. Но последнее время у них что-то не заладилось, она стала к нему придираться, дуться по каждой мелочи, а он стал посматривать по сторонам и всё реже к ней приходить.
— Невероятно, как всё совпало… — задумчиво сказала Вера, — Если бы мне знать, что так сложится, может я бы тоже с девочками поехала.
Так за разговором и в раздумьях о превратностях судьбы, они доехали до Космодемьянской набережной. Вере нравилось это изумительно красивое здание, купол которого увенчан скрипичным ключом. А ещё больше нравились концерты, которые проходят в этом великолепном храме искусств, который называется Международный Дом Музыки. Она не отказывалась от поездок сюда даже тогда, когда её мучили сильные головные боли. После концерта, голова переставала болеть, и не нужно было прибегать к спазмалитикам, такое чудесное действие на организм оказывала классическая музыка. В этот раз она даже забыла спросить, что за концерт они будут слушать. Оказалось, что в Светлановском зале выступал хор Сретенского монастыря. Уже сидя в зале, Вера достала из сумочки свой паспорт и вопросительно посмотрела на Ирину.
— Давай я передам данные по SMS, и девочки возьмут тебе билет, — предложила подруге Ирина.
— У меня денег мало, — ответила Вера.
— Ничего, денег у Нади хватит, потом отдашь. А?
На сцену вышел хор, исполняли духовную музыку, созвучные голоса представляли собой живой орган. Переливы голосов завораживали и рождали в Вериной душе единственно правильное решение – надо ехать. Она раскрыла и отдала Ирине свой паспорт. В антракте они позвонили Надежде и узнали, что билеты куплены. Вера смотрела на Ирину, до конца ещё не осознав, что произошло.
— А ты смогла бы так поступить?- спросила она подругу.
Ирина задумалась, и, покачивая головой, ответила:
— Наверно нет.
Вера позвонила своей дочери Наташе:
— Доченька, не жди меня сегодня. Твоя ненормальная мать едет в Питер. Я уезжаю с тёть Ириной Надей. Приеду в воскресенье, тогда всё расскажу.
В московском метро они распрощались, Ирина поехала домой, а Вера направилась на Ленинградский вокзал.

III

Девушек она нашла довольно быстро у касс дальнего следования. Потолкавшись среди ожидающей публики, они нашли свободные места, и присели отдохнуть. Чтобы скоротать время Вера рассказала девушкам свою петушиную историю и каждая из них вспомнила о своём. Как оказалось, поезд у них следовал через Курский вокзал заполночь. Пообщавшись, ближе к полуночи они направились на другой вокзал. Там сёстры пошли в кафешку, а Вера взяла «Молитвослов» и погрузилась в чтение молитв. Наконец объявили их поезд. Вере достался билет в соседнем вагоне, простившись со своими попутчицами, она зашла в вагон, отыскала свою верхнюю боковую полку, аккуратно разобрала постель, и легла, засыпая, под размеренный стук колёс. Проснулась она от того, как ей показалось, что включили тихонечко радио, из которого доносились звуки мужского хора, сначала зазвучали низкие голоса, затем звук усилился, и прибавились высокие голоса. Но их стал перебивать какой-то диалог, и голоса хора стали растворяться и совсем пропали. Вера теперь окончательно проснулась. На нижних местах тихо разговаривали две женщины, остальные ещё спали. Она посмотрела в окно и обомлела, пригородные леса Петербурга были укутаны первым снегом.
На вокзал они прибыли утром, и сразу же направились в метро. Девушки хорошо подготовились к поездке, просмотрев в интернете путь следования, поэтому задержек у них в дороге не было, и они быстро нашли то, что им было нужно. День прохладный, но солнечный, радовал наших паломниц. Жёлтый лист, прикрытый первым снегом, вызывал чувство тоски по уходящей золотой осени. Но в то же время лёгкий морозец одаривал всех удивительной чистотой. В голове у Веры рождались строчки:
Под белым снегом жёлтый лист
У Петербургской Ксении.
Морозный воздух свеж и чист,
Как души при молении…
Посетив Смоленское кладбище, они приложились к мощам блаженной, написали записочки и поставили свечи. Затем они вернулись в город, и зашли в кафе пообедать. Люба обратила внимание, что на салфетках и подставках был изображён петушок. Даже здесь петушиная история напоминала о себе. Затем они направились на берег реки Карповки в Свято — Иоанновский монастырь, чтобы поклониться святому праведному Иоанну Кронштадтскому Чудотворцу и помолиться. Далее их путь лежал на Невский проспект. Выйдя из метро, они увидели величественный Казанский собор. Им удалось подойти к иконе Казанской Божьей Матери, ведь доступ к ней был ограничен. Начиналась вечерняя служба.
Краем глаз Вера увидела, что к ней приближаются трое мужчин азиатской внешности. «Что они здесь делают?» — подумала Вера. И, как будто услышав её вопрос, они обратились к ней: «Извините, мы мусульмане, зашли сюда, чтобы помянуть наших русских друзей, воевавших с нами в Афганистане и погибших там. Подскажите, пожалуйста, куда можно поставить свечи?» Вера подвела их к прямоугольному столику-подсвечнику и объяснила: «Вот это канун, он всегда прямоугольной формы рядом с распятьем. Здесь ставят свечи Богу на помин души. Все остальные подсвечники в храме круглые». Мужчины, поблагодарив её, затеплили свечи. А она сказала: «Какие вы молодцы, что так помянули своих боевых друзей! Большое дело сделали, большое дело…».
Отойдя в сторону, она подумала, что сегодня суббота и возможно будет проходить обряд помазания, о чём и спросила у сестёр, следящих за порядком на подсвечниках. Оказалось, что именно здесь, в храме Казанской Божьей Матери, проходит самый красивый обряд во всём Санкт-Петербурге. Ей даже подсказали то место, где будут открывать доступ к помазанью, по той причине, что им после службы необходимо поторопиться на вокзал. С благоговением в сердце Вера наблюдала за священным действом. А ещё она часто останавливала свой взгляд на иконе Спасителя, и ей казалось, что он в ослепительно белых, развивающихся одеждах, спускается и идёт навстречу именно к ней.
Удобно устроившись в поезде, обменявшись впечатлениями с девушками, Вера подумала, что только вчера мечтала о поездке, а сегодня она уже возвращается домой. А ещё она с удивлением подумала: «Надо же было приехать из Москвы в Петербург, что бы указать иноверцам путь к канону…» И вероятно именно здесь впервые она задумалась над тем, что называют Божьим Провидением.

IV

Москва встретила их солнечным погожим днём. В отличие от заснеженной северной столицы, конец октября здесь выдался тёплым, на газонах красиво лежал ковёр из жёлтых листьев, а до зимы казалось очень далеко. Но, тем не менее, смену времён года невозможно отодвинуть или отменить. В след за октябрём пришёл ноябрь, а затем и переменчивый декабрь ворвался во дворы с морозцами, сменяющимися небольшими оттепелями.
В один из таких дней, когда началась оттепель, Вера решила съездить проведать дачный домик, посмотреть, не капает ли с потолка вода. Когда она ждала свой автобус, то невольно услышала диалог двух женщин. Они обсуждали какого-то мужчину, который искал себе подругу. И тут одна сказал: «А, петух-то, у него какой красавец! Голландский, элитный!» Вера сразу поняла о ком идёт речь. Подошёл автобус, она села и представила вдруг три жизни, свою, Анатолия и Виктора, в виде трёх ручьёв, которым уже никогда не суждено было соединиться, в одной полноводной реке, которая называется Жизнь.
Всё чаще Вера задумывалась над тем, что с ней происходило в последнее время. Может та встреча была ей дана, чтобы пройти этим путём? И к Рождеству из глубины её души вышли строки:
Матронушка Московская сама меня вела,
Я оберег взяла у Ксении Петербургской,
И к Спиридону святителю пришла,
Чтоб покаяньем вымыть душу,
Что бы согреться мне в лучах Добра,
Надежды и великой Веры,
Что бы судьба мне шанс ещё дала,
Принять святой Покров Пречистой Девы.
Размышляя о православии, она пришла к тому, что решила соблюдать посты и регулярно читать молитвы, да и в жизни стараться соблюдать заповеди Божии, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. Разговаривая со своей подругой, она поделилась, что у неё есть одна мечта, ей очень хотелось посетить Иерусалим.
— Ну, ты даёшь, Вера! В Израиль это тебе не в Питер на выходные съездить, да и средств таких у тебя нет. Еле-еле концы с концами сводишь!
— Ничего ты не понимаешь, Ирка! У человека должна быть мечта! – ответила Вера подруге.
К началу поста Вера приобрела «Святое Евангелие» и аккуратно читала по несколько глав каждый день, размышляя над событиями тысячелетней давности и стараясь постичь смысл прочитанного. В трудах и молитвах подошло Вербное воскресенье, а за ним и Пасха. Вера сама испекла куличи и сходила в церковь, что бы их освятить. Вот и настало Святое Воскресенье.
Утром раздался телефонный звонок. Вере звонила приятельница, жившая по соседству:
— Христос воскрес!
— Воистину воскрес! – ответила Вера
— Подруга, у меня горит Благодатный огонь из Иерусалима, если хочешь взять, то приходи со свечой.
— А как же это? Откуда?
— Дело в том, что сегодня ночью была моя смена в Шереметьево, и через нас везли Огонь из Иерусалима, мы, конечно же, зажгли от него свои свечи и постарались довезти его до дома.
Так в Верин дом пришёл Благодатный огонь. А приходящие к ней в дом люди, уносили частицу этого огня, и в душе рождалось ни с чем несравнимое счастье. Подруга Ирина ещё долго потом удивлялась:
— Надо же, Вера, ты не смогла поехать в Иерусалим, но он сам пришёл в твой дом!
Да так было, но чудеса на этом не закончились. Впереди Веру ждали ещё открытия. Но это уже другая история.

© Copyright: Лариса Литвинова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Благодатный огонь. Проза Л. Литвиновой

  1. Альбина говорит:

    Лариса, я прям с большим удовольствием читаю твою прозу!
    Ты молодец👉👍🥰

    • Лариса говорит:

      Спасибо, Альбина, это моя первая прозаическая работа, во многом автобиографическая. В основном за меня писала сама жизнь. А над текстами ещё надо бы поработать…

  2. admin говорит:

    Как здорово написано, Ларис!
    Специально поставила эту главу на сайт — ко дню памяти святой Ксении Петербуржской. Хотелось бы тоже побывать на Смоленском кладбище в Питере!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *