Под крыльями музыки. Проза Л. Литвиновой

Сегодня в нашем чате «Ладоги» Александр Петров  дал ссылку на видео «Скрипач в метро» — о том, как известный скрипач Джошуа Белл, один из лучших музыкантов в мире, играл на скрипке Страдивари в метро Вашингтона. Его никто не узнал, мало кто останавливался послушать музыку. А ведь за два дня до этого, музыкант давал свой концерт в Бостоне при аншлаге. Так проходила часть социального эксперимента газеты «Вашингтон Пост» о восприятии, вкусах и приоритетах людей…
Этот сюжет мне напомнил несколько моментов собственной жизни, счастливых мгновений соприкосновения с прекрасным.
В одно время исполнитель с мировой известностью, певец, обладающий уникальным голосом Дмитрий Хворостовский предложил проект, в результате которого в столице организовывались открытые концертные площадки, на которых выступали лучшие певцы и музыканты. Уже после того, как певца не стало, я попала в Москве в День города на одно из таких выступлений. Это была площадка Большого театра, выступали певцы и музыканты, собравшие довольно много народа. Мне досталось место недалеко от сцены, но сбоку. Когда концерт закончился, я стала обходить сцену с задней стороны и встретилась лицом к лицу с Анной Нетребко. Помню, как растерялась от неожиданности… В памяти остался прекрасный голос, шуршание платья и стук каблучков о ступени, когда она спускалась со сцены, да обворожительная улыбка оперной примадонны…
Ещё воспоминания. Лет двенадцать назад у меня имелась прекрасная возможность посещать концерты в Международном Доме Музыки на Краснопресненской набережной. Приглашала меня на эти культурные мероприятия приятельница. Поездки были неожиданные, спонтанные, так как мы пользовались возможностью стать обладательницами невостребованных билетов брони, о которых нам сообщали за два часа до начала концерта. Отказываться было нельзя, так как желающие были всегда — возможностью посетить концерт известных мировых исполнителей, могли воспользоваться другие люди. Ни разу не пожалела ни об одном концерте в том плане, что время прошло зря. Проигрышных вариантов просто не было! Вспоминаю, как уставшие, голодные мы неслись после работы, мимо своих домов, мчались по лобненскому железнодорожному мосту через две ступеньки, дабы не опоздать на электричку. Чаще всего бежали с пустыми карманами, проездных билетов не покупали. В метро, также проскакивали с кем-то из пассажиров или нас пропускали по своим проездным, чаще молодые люди. А говорят, что у нас плохая молодёжь! Об исполнителях узнавали, когда получали билеты на концерт. Однажды я впала в ступор. Дело в том, что нам предстояло слушать оперу в концертном исполнении на итальянском языке. До этого момента, к моему стыду, я никогда не была в опере, а теперь мне предстояло прослушать концертное исполнение. В моей душе всё протестовало, я хотела уйти во что бы то ни стало, но сдержалась, уговорив саму себя прослушать первое отделение. Тогда мы слушали одно из замечательных произведений Джузеппе Верди. Я была поражена: звуки музыки, голоса, накал страстей сюжета так меня увлекли, что еле дождалась, когда закончится антракт и услышу сказочное продолжение гениального музыкального произведения. В этот день я поняла как прекрасна опера. В дальнейшем посещала оперы в различных залах и всегда уходила вдохновлённой и обновлённой, словно очищалась от суеты будней, от быта, от собственных житейских проблем, от болезней. После концертов мы  с подругой всегда хорошо себя чувствовали, смеялись и говорили о том, что подлечились, теперь никакого анальгина не надо принимать. И это правда…
Вы не утомились? Тогда ещё одно воспоминание.
Я работаю в почтовых перевозках в Шереметьево, на дворе декабрь две тысячи десятого года, предновогодние нагрузки. Почта вся завалена посылками, еле проходим в свою комнату: документы на полу, столах, подоконниках… Рабочих рук не хватает. Вдруг звонят из отдела кадров и говорят, что у меня остались десять дней от отпуска, срочно пишите заявление и отдыхать! Неожиданно!!! Людей снимают с одного места на другое, просят выходить сверхурочно, а меня – в отпуск… После работы вышла на станции «Лобня», взгляд упал на кассы дальнего следования. Подхожу. Очередь. Встала и думаю, что в бюветах-то вода круглый год течёт… Спрашиваю билеты на нужные мне числа до Львова. Да, места есть. Так начинается ещё одно путешествие в полюбившийся Трускавец.
Чемодан, казалось, собрался сам, и вот я стою на платформе, жду электричку. Вдруг объявляют, что есть отмены рейсов. В груди — неприятный холодок. Еду на следующей электричке. Спускаюсь в метро. Эскалатор тормозит и вновь, дёргаясь, продолжает движение. Сажусь в поезд метро, он останавливается, по радиосвязи предлагают не беспокоиться и что отправимся минут через пять. У меня такое ощущение, что город держит меня, поймав в свои цепкие объятия, словно морская сеть удерживает рыбу. Я уже нервничаю, думаю, как бы не опоздать на поезд. Наконец, поднимаюсь по эскалатору. Вдруг слышу, будто настраивают инструменты. Поднявшись, вижу на площадке перехода метро молодых людей со скрипками. Аккуратные ребята в белых рубашках настраивают скрипки, начинает звучать знакомая мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка. К юношам подходят девушки, достают свои скрипочки и присоединяются к оркестру. Я останавливаюсь возле одной из колонн, здесь уже стоят другие пассажиры по одиночке или группами. Люди зачарованно слушают юных музыкантов, возможно, играют столичные студенты. Я будто оказываюсь в другом мире. Звуки музыки уносят меня далеко от действительности, которая пропадает. Она улетает словно в воронку времени, словно в неведомую бездну, а я шагаю по пушистым облакам налегке и меня окутывают щемящие сердце звуки, увлекая ввысь. Как впереди лазурно, светло и приятно! Вместе со мной парят и другие люди, удаляясь от городской суеты, проблем, проникая в другое пространство, иное измерение… Но мозг контролирует ситуацию, глаза останавливаются на циферблате часов, пора продолжать свой путь. Закинув рюкзак на плечи, подхватив чемодан, удаляюсь под звуки полонеза Огинского «Прощание с Родиной».
В Трускавце отдых складывается замечательно. Считаю, что это одна из интереснейших моих поездок.
Быстро нахожу жильё в доме недалеко от автовокзала, напротив православного храма. Хозяйка — украинка польского происхождения, доброжелательная, но обращение к ней строго «пани». Оставляю чемодан в комнате, беру рюкзак и спускаюсь с горы через железнодорожную станцию в курортную зону. Сразу — в бювет. Народу не очень много, не так, как летом или осенью. Сейчас зима, теряюсь в догадках будут ли петь вечером в бювете — в тёплое время года здесь собирались любительницы народных песен. Придётся подождать до вечера. Прогуливаясь по парку, замечаю изменения — на месте скульптуры, изображающей молодых людей, теперь стоит католическая скульптура Божией Матери. По дороге в квартиру, захожу на улицу Рички, дом 5. Здесь расположилась «Пельменная». Абсолютно совковое помещение, с объявлениями на столиках: «Пальцами и яйцами в соль не тыкать», чашками с отбившимися ручками, алюминиевыми ложками и вилками. Кроме пельменей тут готовили полноценные обеды — первые и вторые блюда, чай, кофе, компот или морс. Несмотря на обшарпанный вид, обеды здесь готовили вкусные, как дома, котлеты из натурального мяса, чему я была приятно удивлена. Потом мне предложат трапезничать в санатории, но первое время «Пельменная» очень выручала. Отдохнув после обеда, вечером я отправилась на бювет. Там познакомилась с компанией, с которой провела почти весь свой отпуск. Одним из новых знакомых был одессит, который переехал жить в Закарпатье. С ним в компании было всем весело, мужчина сыпал шутками и знал массу анекдотов, а звали его все просто Алексеевич. Он снимал комнату у директора Концертного зала. Можете представить, но мы ходили на все концерты, как почётные гости!
Музыка сопровождала меня везде. Пока пили водичку, я заметила, как у противоположной стены собираются женщины, любительницы народных песен. Из своих сумок они доставали потрёпанные временем толстые тетради с песнями, многие из которых все хорошо знали. А тетради они давали отдыхающим, которые присоединялись к их стройному хору. Пели великолепно, то лирически-душевно, то с надрывом, то игриво, то щемяще-протяжно, то весело, то грустно, то нежно. Слова и мелодии исходящие от самых корней народа и восходящие до небесных вершин никого не оставляли равнодушными. Говорливый бювет затихал, когда там царствовала песня. До сих пор остаются в душе отзвуки мелодий прошлых лет. «Зелёный сад, вишнёвый сад…» — звучат слова в памяти. Возле бювета располагалась импровизированная танцплощадка под открытым небом. На ней отдыхающие не давали покоя своим, натруженным ходьбой, ногам, отплясывая по полной.
В канун Рождества я посетила Львовский театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой, посмотрев балет «Щелкунчик». Этот театр входит в число крупнейших театров Европы.
Несколько раз посещала знаменитые концерты органной музыки в католическом храме города.
Ближе к концу своего отдыха я побывала с другими туристами в приграничном с Польшей городе Самбор. Интересна его история, но я расскажу её вкратце, а желающие всегда могут посмотреть подробную информацию в интернете. Впервые город был присоединён к Киеву князем Владимиром и считался русским. На протяжении истории он переходил в разные руки, то к полякам, то к австро-венграм, то к шведам, то к украинцам. Знаменит он тем, что здесь нашёл приют у городского Главы Ежи Мнишека Григорий Отрепьев. Наша группа посетила Греко-католический храм Рождества Пресвятой Богородицы, где расположена рака с мощами Святого Валентина. В храме хранится Грамота Ватикана, подтверждающая подлинность мощей. В монастырский комплекс входит костёл Святого Станислава, в котором расположен Концертный зал органной и камерной музыки, считающийся долгое время одним из лучших в Европе. Там мы прослушали концерт органной музыки. Моё путешествие закончилось под звуки всё того же полонеза Михаила Клеофаса Огинского «Прощание с Родиной»…
А ещё хочу добавить, что мой дед Фёдор Константинович во время Великой Отечественной войны освобождал эту землю от фашистов…
Так, под крыльями музыки, прошли одни из лучших дней моей жизни.
Спасибо, Александр, за то, что видео навеяло мне приятные воспоминания.

23.01.2022

© Copyright:Людмила Королёва

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Под крыльями музыки. Проза Л. Литвиновой

  1. Людмила говорит:

    Лариса, спасибо за твоё чудесное повествование! За твою восприимчивость к прекрасному, за умение так живо и интересно рассказать!

  2. Александр говорит:

    Ты всё сплела в узор волшебный повествованием таким!Двенадцать лет прошло,а воспоминания живы,как будто всё было неделю назад!Прекрасно!Рад,что смог всколыхнуть пласты памяти и родился такой живой рассказ!Ты молодец!

  3. Лариса говорит:

    Спасибо, Александр, за путешествие в прошлое.

  4. Альбина говорит:

    Лариса, какой замечательный рассказ! Как живо, образно, увлекательно! Браво!!! 👌👍🌹

  5. admin говорит:

    А вот бывает так — какой-то маячок выуживает из памяти сначала ассоциации, потом — воспоминания… Как бусинки всё нанизывается и рождается рассказ о пережитом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *