#ПроГероя. Блистательный генерал. Проза А. Крохина

МарковМарков Валентин Васильевич
(21 января 1910 года – 1 июля 1992 года).
Советский военачальник, генерал-лейтенант авиации. В Красной Армии с 01.10.1927.
Участник советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн.
Окончил Военную академию Генерального штаба в звании генерал-лейтенанта, занимал должность начальника штаба ВВС Московского военного округа.
Имеет награды: два ордена Ленина; пять орденов Красного Знамени; орден Суворова III степени; два ордена Отечественной войны I степени; орден Красной Звезды; медали, в том числе, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За победу над Японией».

Валентин Васильевич Марков родился в п. Пахомово ныне Клинского района Московской области. По национальности русский. До службы в армии в октябре 1927 года работал на заводе, а после зачисления в армию обучался в 1-м советском объединённом военном училище, затем окончил 1-ю советскую объединённую военную школу РККА имени ВЦИК и 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного Флота в 1933 году. Член ВКП(б) с 1938 года.
В Великой Отечественной войне начал участвовать с 22 июня 1941 года. В 1942 году был назначен командиром 723-го ближнебомбардировочного авиационного полка 223-й ближнебомбардировочной дивизии. В составе войск Юго-Западного, Брянского и Воронежского фронтов полк под его командованием совершил 309 боевых вылетов, уничтожил 93 танка, 236 автомашин и другую технику, в воздушных боях было сбито семь немецких истребителей.
26 мая 1942 года во время вылета бомбардировщик под командованием Маркова был подбит, а сам он был тяжело ранен. Сила воли и мужество помогли раненому лёт­чику довести колонну до своей территории, занятой со­ветскими войсками, и только затем командир приказал экипажу покинуть горящий самолёт и сам выпрыгнул по­следним. Приземлился уже без сознания.
В женский полк пикирующих бомбардировщиков Мар­ков попал через месяц после гибели Героя Советского Со­юза майора Марины Михайловны Расковой при перелёте на фронт 4 января 1943 г. Вот как он сам описывает обсто­ятельства его назначения на должность командира полка:
«В январе 1943 года меня срочно вызвали в Москву к начальнику Управления формирования ВВС генералу Никитину. Расспросив, как дела в полку, которым я ко­мандовал, он сказал:
– Вы, конечно, знаете о гибели Марины Расковой. Что, если мы назначим вас командиром женского полка пи­кирующих бомбардировщиков?
Предложение было неожиданным. Я колебался. Гене­рал прервал мои размышления:
– Приказ уже подписан.
Шагая по длинному коридору, я то и дело встречал сво­их старых друзей. На их вопросы – откуда и куда? – я только махал рукой:
– И не спрашивайте! В женский полк.
Друзья смотрели на меня с явным сожалением.
Второго февраля мы прилетели на аэродром, где бази­ровался полк. Меня встретил начальник штаба полка ка­питан Казаринова. Познакомились… . Меня беспокоило, как в сложной боевой обстановке будут исполнять мои команды. Хватит ли у них муже­ства? Достаточна ли боевая выучка?»
Первый боевой вылет лётчицы полка совершили 28 ян­варя 1943 г. на бомбежку окружённой группировки про­тивника в Сталинграде. Но опыта у девушек было мало­вато. Поэтому начались усиленные тренировки, в том числе и взаимодействия с истребителями. Марков учил лётчиц летать в плотном строю, отработали навыки в вы­сотных полётах и прицельное бомбометание с пикиро­вания. Научились летать слаженно и чисто, да так, что командиры соседних мужских полков вызывали к себе провинившихся лётчиков и гневно выговаривали при­мерно одну и ту же фразу:
– Видал, как девчата садились? Как им теперь на глаза показаться? Срам и только!
Заместителем командира полка была майор Евгения Тимофеева, заместителем командира полка по политча­сти – Лина Яковлевна Елисеева, начальником штаба – ка­питан Милица Александровна Казаринова, штурманом полка – капитан Валентина Кравченко.
Полк был под Сталинградом до 6 марта 1943 г. Затем перебазировались и стали совершать успешные боевые вылеты на бомбардировку немецких объектов в Крас­нодарском крае: ст. Крымская, Меберджаевская, Молда­ванская и другие. Несмотря на то, что Марков был ко­мандиром полка, он часто участвовал в боевых вылетах, выступая пилотом Пе-2.
В сентябре 1943 года 587-й бомбардировочный авиаци­онный полк под командованием подполковника Маркова был преобразован в 125-й гвардейский бомбардировоч­ный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. 7 ноября 1943 года «за умелое руко­водство боевой работой полка и выполнение 42 боевых вылетов» гвардии подполковник Марков был награжден орденом Суворова III степени.
Заслуженный военный лётчик генерал-майор Бельцов Г. в своих воспоминаниях писал о Маркове: «Это высоко­подготовленный, удачно подобранный командир, в полку его все звали «Батя». Разумный, авторитетный и требо­вательный, Марков никому не давал никаких поблажек, что помогло избежать больших потерь. Шесть Героев Со­ветского Союза вырастил полк, в этом немалая заслуга командира – В.В. Маркова».
Подготовка лётчиц 125-го БАП была настолько высо­ка, что на боевое задание водил полк не только сам ко­мандир В. Марков, он доверял это и комэскам-женщинам. Иногда полк сопровождали лётчики-истребители полка «Нормандия – Неман», которые восхищались советски­ми лётчицами…».
Нельзя не познакомить читателя с исторической справ­кой, которую дал нам лётчик-испытатель полковник Сер­гей Соловьев: «В СССР в 1944 году из французских до­бровольцев был сформирован бомбардировочный полк «Лангедок» (бывшая авиагруппа «Бретань»), планирова­лось обучить экипажи летать на самолётах Пе-2. Из-за сложности самолёта половина экипажей так и не смогли его освоить. До окончания войны полк так и не был го­тов и не ввелся в боевой состав действующей советской армии. В отличие от своих именитых коллег полка «Нор­мандия – Неман», которые вернулись домой с победой и почётом, неудавшиеся пикировщики покинули СССР тихо.».
В июле 1944 года за отличия в боях при форсирова­нии реки Березины и при освобождении города Борисов 125-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование Борисовский, а его командир был награждён вторым орденом Красно­го Знамени.
В марте 1945 года подполковник Марков назначен за­местителем по лётной части командира 326-й бомбарди­ровочной авиационной Тарнопольской ордена Кутузова дивизии Дальней авиации России. Уже не командую­щий 125-м бомбардировочным авиационным полком, Марков помогал пилотам своей дивизии в боях за Ке­нигсберг и Берлин. За умелое руководство войсками ди­визии во время Кенигсбергской и Берлинской операций был награждён 10 мая 1945 года третьим орденом Крас­ного Знамени. Руководил перебазированием полков ди­визии на Дальний Восток, где принял участие в войне с Японией, во время которой подполковник Марков совер­шил три успешных боевых вылета. А вскоре «за образцо­вое выполнение боевых заданий командования на фрон­те борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество» был награжден 13 октя­бря 1945 года орденом Отечественной войны I степени. В 1948 году стал командиром этой дивизии и командо­вал ею до 1950 года.
По окончании войны с Германией Марков признался в любви Галине Джунковской, штурману эскадрильи, с которой он часто летал во время войны. В то время они общались друг с другом на строго формальной осно­ве в качестве военнослужащих. Со временем у них заро­дились и крепли чувства друг к другу. Пара поженилась вскоре после войны, позже у них родилось двое детей – Виктор и Наталья. Семья часто переезжала из-за воен­ной карьеры Валентина, проживая в Кировграде, Белой Церкви, Москве, Иванове, Манзовке и Благовещенске, прежде чем, в конце концов, поселиться в Москве.
Штурман пикирующего бомбардировщика Пе-2 Галина Павловна Брок-Бельцова на своих встречах с авиатриса­ми, с учениками, волонтерами и ветеранами всегда под­черкивает необыкновенные качества своего командира полка и называет его блистательным генералом. Вот что она рассказала мне о любимом командире:
– Это Марков Валентин Васильевич – наш Батя, коман­дир полка. После гибели Марины Расковой руководство долго искало достойную замену на должность команди­ра полка. Не ошиблось! Сильнейший, умнейший, отлич­ный лётчик, тяжелораненный в воздушном бою, награж­денный несколькими полководческими орденами, чтобы продолжать воевать, летая, согласился возглавить жен­ский 125-й полк. И это наше счастье! Пример во всем! Всегда опрятен, свеж, оптимистичен. А в бой водил ко­лонны бомбардировщиков, шагая в воздушное пекло, па­мятуя – в одно и то же место снаряд дважды не залетит. Потерь почти не было. Строй держали плотный, дисци­плина отменная. Он постоянно отмечал благодарностью экипажи, отличившиеся в боях. С почестями хоронили боевых друзей.
После окончания ВОВ полетел с экипажем на Восток бить японских милитаристов. В послевоенный период всегда знал, кому можно поручить почётное ответствен­ное дело. Призывал, поручал, напоминал, благодарил, ничего не забывал. Можно пройти огонь, воду, но, самое трудное – «медные трубы».
MarkovVV2В последние годы его жизни однополчане навещали Батю. Личная жизнь его в эти годы усложнялась. Дети, а их было пятеро от двух браков, попросили отца по­зволить временно пожить у него и, постепенно, большая квартира заполнилась семьей сына с детьми, и он вынужден был готовить себе еду на электроплитке в своей комна­те. А в комнате-музее жены, Героя Советского Союза Га­лины Джунковской (стала Марковой после двадцати лет совместной жизни, когда первая жена, наконец, дала со­гласие на развод), расположились многочисленные вну­ки… За несколько дней до ухода из жизни Валентина Ва­сильевича соседи видели его, сильно прихрамывающего (очень болела раненая нога) в магазине. Нам же они ска­зали, что не удивляются – ведь ещё Сократ говорил, что молодёжь любит деньги и не уважает стариков.
«Меня не было на похоронах, – добавила Галина Павловна, – муж был и говорил мне: «Проводили в последний путь так достойно, как каждый ветеран мог бы желать». Глядя на толпы людей, пришед­ших проститься, из разных полков, служивших под его командованием, удивлялись одному – как только он мог командовать таким количеством полков!
Не забудем тебя, Батя!»

© Copyright: Александр Крохин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МЫ ПОМНИМ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: #ПроГероя. Блистательный генерал. Проза А. Крохина

  1. Евгения Шарова говорит:

    Александр Николаевич! Спасибо вам за ваши рассказы о настоящих Героях нашей страны!
    Какие биографии, какие люди… слов нет.

  2. Александр Крохин говорит:

    О генерале Маркове меня попросила написать Галина Павловна Брок-Бельцова — штурман полка пикирующих бомбардировщиков. 8 октября исполнится ровно 80 лет со дня образования трёх женских авиаполков Мариной Расковой: ночного лёгкого бомбардировочного полка, лётчиц которого немцы называли «ночными ведьмами». Одной из них была наша Мария Николаевна Попова; дневного женского полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и женского истребительного полка. Валентин Васильевич Марков — один из многих легендарных лётчиков, о которых мы должны писать и свято хранить о них память!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *