Литературные имена. Лариса Васильева. Проза Л. Литвиновой

Смотрю на книжные полки и думаю о том, сколько книг ушло отсюда другим людям. Что-то отдала на благотворительность, что-то принесла в библиотеку в отдел обмена. На моих полках остались книги любимых классиков и современников. Отдельное место выделено книгам наших «ладожцев» и наших друзей, как русских, так и болгарских литераторов. Сегодня домашняя библиотечка не перестаёт пополнятся.
Пробегаю взглядом по рядам книг, останавливаю своё внимание на небольшом сборнике стихов Ларисы Васильевой. Этот сборник «Лирика» в розовато-перламутровом переплёте, подарила мне на день рождения Евгения Рафаиловна Титова, наш чуткий, внимательный друг и организатор. Вспоминаю, как мне посчастливилось быть на двух творческих встречах с нашей знаменитой соотечественницей. Одна из встреч проходила в выставочном зале ЦГ библиотеки, а другая в Художественной галерее нашего города и была организована «ладожкой» Светланой Наумовой-Чернышовой, в рамках проекта «Загадка серебристых облаков». Обе встречи проходили при большом скоплении людей, очень многим лобненцам хотелось увидеть воочию и услышать живую легенду. Несмотря на то, что было много слушателей в зале стояла удивительная тишина, люди ловили каждое, сказанное писательницей слово, боясь что-либо пропустить. Низкий тембр голоса, простота общения, захватывающие и ясное изложение, обаятельная улыбка, многогранность судьбы автора, всё располагало к приятным встречам со слушателями. Сожалею, что не смогла пойти на последнюю встречу, проводимую в нашем городе в Художественной галерее, так как жестоко простудилась и лежала с высокой температурой. Хорошо, что сообщила о мероприятии дочери и своим приятельницам, которые были несказанно счастливы встречей со знаменитостью русской современной литературы, общественным деятелем, основательницей и президентом музейного комплекса «История танка Т-34». На творческом вечере моя дочь приобрела книги: «Альбион и тайна времени» и «Кремлёвские жёны. Кремлёвские дети» последние две объединены под одним переплётом. Книги были прочитаны на одном дыхании. Я тогда очень расстроилась, что дочери не досталось ни одного сборника со стихами. Но вот и мне улыбнулось счастье. Заветный сборник, пополнил мою библиотеку, а стихи из него нашли место в моём сердце. Хочу заметить, что из-за неоднократных нарушений авторских прав издательствами, автор приняла решение распространять книги на своих творческих вечерах. Поэтому каждая приобретённая книга была большой удачей для поклонников творчества автора.
Лариса Николаевна Васильева, рождённая в 1935 году в Харькове, была человеком исключительно счастливой судьбы, но главное, что она была духовно богатым человеком. Возможно, что душевное спокойствие, уверенность в себе, были заложены ещё с детства, оберегаемой и горячо любимой родителями. В стихотворении «Эвакуация» она показывает себя маленьким наивным и счастливым ребёнком, не понимающим ужаса действительности, осознание которой пришло позже. Она весело воспринимала эвакуацию:
«Бегут, как овечки теплушки,
Коровой ревёт паровоз…»
С таких позитивных ноток начинается стихотворение. Страшное слово «бомбёжка» для неё весёлое и напоминает «картошку», а страха нет и в помине:
«Вся в дырочках крыша, как сито,
не страшно мне – мама со мной.
Неведеньем детства прикрыта
я, как неприступной стеной».
В конце стихотворения показано пришедшее позже осознание чудовищного страха за жизнь:
«И время разверзлось, как яма,
и ночи волна наплыла,
и страшно подумать, что мама
на волос от смерти была.»

Лариса Николаевна начала писать стихи ещё в детстве. Однажды её детские опусы попали в руки Анна Андреевны Ахматовой, но встретиться им так и не пришлось. Как потом рассказывала Лариса Николаевна, что и с творчеством Ахматовой она познакомилась гораздо позже, но не только, Анна Андреевна стала героиней её рассказа «Мишень». В 2014 году Лариса Васильева стала первой женщиной, получившей интернациональную премию «Этна – Таормина» им. Анны Ахматовой. Переехав в Москву с семьёй, после окончания школы она поступила на филологический факультет МГУ. Началась московская жизнь в среде кремлёвских детей, т.к. отец Николай Алексеевич Кучеренко был одним из создателей танка Т-34 и руководителем в Министерстве транспортного машиностроения СССР. Наверно потому, что дочь беззаветно любила своего отца, она не нашла единомышленников в молодёжной среде, а больше всего тянулась к писателям фронтовикам. Её творчество охватывает два раздела в литературе: лирика и история, а в них четыре темы о которых она сама говорит: «Любовь, семья, война, мечта». С возрастом она становится знаменитой исторической писательницей. Её занимает женская тема в истории, а романы становятся бестселлерами. Самым любимым её женским образом в нашей истории, стал образ Евдокии Московской. Лариса Николаевна была автором и ведущей серии телепередач «Москва первопрестольная».
В своих стихах она сродни поэтам-пророкам разных эпох, размышляющих о судьбе мира, сама становится пророком:
Человечество цикл завершает,
и неведомо, что впереди,
и никто ничего не решает
на изгибе такого пути.
Мир ломается, рушится, бьётся,
жизнь сгорает в жестоком огне –
неизменным пока остаётся
тихий свет в одиноком окне…
…Подойди, постучись у порога.
тронь прохладу окна, позови,
и откроют – проси ради Бога
не свободы, не правды – любви.

В лирических стихах она подводит символическую черту жизненным вехам:
«А время катится к закату,
но кажется – грядёт рассвет,
и сердце бьётся – нет с ним сладу,
так, будто вправду смерти нет».

Большое влияние на её жизнь и творчество оказала одна нежданная любовь, это любовь к Англии. Муж, Олег Васильев, был направлен в Великобританию на работу в качестве корреспондента газеты «Известия». Она очень скучала за границей по родине, но оказавшись в России стала скучать по Англии. У неё родились книги об этой стране и появились многочисленные переводы. Живя и работая в этой стране, она так и не научилась говорить на английском языке без акцента, чем снискала уважение среди британцев, считающих, что эта черта её характера говорит о беззаветной любви к своему отечеству.
В моей домашней библиотеке есть ещё одна замечательная книга, но уже о её творчестве: рецензии, отзывы, критика с 1966 по 2015 год. Книга называется «Лариса Васильева. Женщина своего времени». Книга выпущена в московском издательстве «У Никитских ворот» в 2015 году. В ней нашла своё место статья нашего земляка Геннадия Красникова «Окно раскрыто в завтра», написанная к юбилею Ларисы Васильевой в 2005 году. Хочу привести небольшую выдержку из статьи: «…среди всех её открытий, предчувствий, заблуждений, признаний неизменным остаётся главное – опыт души и сердца, выстраданный опыт народа и родной земли, где у тебя всегда остаётся счастье чувствовать себя своим в своём доме.»
Женщина свободная в своём выборе, любившая и любимая, увлечённая поэзией, с головой окунувшаяся в историю, и увлекающая в её перипетии, показывающая её новые грани своим неординарным мышлением и изложением, писавшая вроде бы простыми словами, но о главном, навсегда останется в нашей памяти. 27 февраля 2021г исполнится три года, как она ушла от нас, ушла на нашей лобненской земле. Светлая память…
В заключение, ещё немного лирики от Ларисы Васильевой:

Метель весь день перемела
в предчувствии свободы.
Я всех спасла, кого могла,
порастеряла годы.

И все спасённые пошли
по собственным дорогам,
забыв, что их уже спасли,
отдав себя тревогам.

А я зимою жду грозу
и, словно виновата,
надеюсь, что ещё спасу
кого-нибудь, когда-то.

© Copyright: Лариса Литвинова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА/ИМЯ В ИСТОРИИ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Литературные имена. Лариса Васильева. Проза Л. Литвиновой

  1. admin говорит:

    Лариса!
    Спасибо тебе огромное за рассказ о Ларисе Николаевне!
    Светлая память…

  2. ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ КУЗНЕЦОВ говорит:

    ИЗ ЛИЧНОГО:
    С Ларисой Николаевной Васильевой я был знаком, что называется «с незапамятных времён». Не раз бывал у неё дома и в, основанном ей Музее, куда передал оригиналы документов военного времени, в частности, Пропуск, выданный папе, на поездку в Луговую, в 1943 году. Бережно храню, подаренные ей книги стихов… Даже, когда-то писал пародии на её строки. А, перед тем, как её помошником по Музею стал быший Глава администрации Луговой Владимир Васильевич Станков, она не раз предлагала мне эту «должность»… Безусловно, незабываемы встречи с Ларисой Николаевной, в том числе и по приезде к нам из Варны прекрасной Елки Няголовой… В 2010 году, ко Дню юбилея Ларисы Николаевны, 23 ноября, я написал ей стихотворение, которое было опубликовано в книге: «ЕДУ Я СЛУШАТЬ ЦЫГАНСКУЮ ОСЕНЬ»:
    ПОКЛОН ДРУЗЕЙ ПРИМИТЕ НИЗКИЙ
    ЛАРИСЕ НИКОЛАЕВНЕ ВАСИЛЬЕВОЙ,
    ПО СЛУЧАЮ СЛАВНОГО ЮБИЛЕЯ

    Вернулся из села Тополи , –
    Как говорится, – с корабля на бал. –
    На ВАШ я юбилей попал, –
    В места, знакомые до боли.

    Я был в Болгарии, скучая
    По Клинско-Дмитровской гряде
    И по колодезной воде…
    Прекрасна наша Луговая!

    Поля и говорливый лес, –
    Всё вдохновляет здесь ПОЭТА,
    Что юбилей справляет днес …
    ВАМ шлёт Болгария приветы!

    Поклон коллег примите низкий, –
    Рука сама бокалы полнит,..
    И пусть мускалочка и «Плиска »
    ВАМ о стране друзей напомнят!
    18 – 23 ноября 2010
    года, София – Москва – Луговая.
    ————————————
    днес — сегодня (болг.).
    мускалочка — флакончик для розового масла (по-болгарски мускал).
    «Плиска»- болгарский коньяк, популярный в нашей стране, в 70-80-е годы.

  3. Иван Тимченко говорит:

    И Вы Лариса, и Всеволод Михайлович,и все другие ладожцы и лобненцы, обладаете удивительным даром видеть, слышать, помнить и передавать прекрасные мгновения жизни! Это удивительный человеческий дар! Помню, что Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что жизнь состоит из мгновений и надо запоминать эти мгновения и жить ими. И пожалуй Л.Н. прав. Чем дольше живёшь, тем меньше или больше (кому как) остаётся в памяти таких мгновений.
    И Вы Лариса, своими заметками наполняете жизнь более насыщенным содержанием. Удачи Вам на творческом пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *