Жизнь удалась. Проза А. Крохина

Поднимая в небо самолёты,
Вы летите в двадцать первый век,
Девушки бесстрашные пилоты.
М. Хромова

001Авиатриссы предложили мне поехать с ними на аэродром Щёкино в Клинский район. Я без колебаний согласился, так как душа и тело пожилого лётчика-планериста стремились, если не подняться в небо, то хотя бы посмотреть, как летают спортсмены сейчас, вновь услышать характерный рокот легкомоторных самолётов, почувствовать аромат аэродромной травы и запах авиационного бензина.
В микроавтобусе я расположился на широком заднем сидении. С этого места мне было видно всех попутчиков. Многие были возбуждённые, в дороге вели нескончаемые разговоры между собой на самые разные темы. Смотрю на них, размышляю: — Вот они, уже немолодые, но до сих пор неунывающие и активные женщины, а сколько в их авиационных биографиях было интересных событий, не счесть. У каждой сложилась своя собственная судьба, но любовь к авиации осталась в их сознании и в сердце. Вот и сейчас, они отложили свои домашние и прочие дела, едут на аэродром. Небо — это своего рода наркотик. Кто хоть раз самостоятельно поднимался в небо, своё стремление и любовь к высоте, полёту, сохранит на всю жизнь.
Рядом со мной пристроилась Любовь Александровна Рылова. Во время прошлой встречи выяснилось, что у нас очень много общих друзей и знакомых.
— Вы знали Тамару Насонову, чемпионку Советского Союза? – спросила Любовь Александровна.
— Нет, — ответил я, — такую фамилию не встречал.
— Потом она стала Загайновой.
— Это другое дело. С Тамарой Загайновой я встречался на Чемпионатах СССР по планерному спорту в 1972 и 1973 годах.
Я хорошо знал Загайнову, неоднократную чемпионку Советского Союза и России по планерному спорту, и её мужа, лётчика. Валерий летал в качестве лётчика-буксировщика на ЯК-12. Тамара Загайнова стала первой в мире женщиной, покорившей «королевский треугольник» на двухместном планере. Имея на борту пассажира, она прошла 500-километровую замкнутую дистанцию с рекордной скоростью – 69,598 км/ч. Ее достижение в течение многих лет числится в таблице мировых авиационных рекордов.
Зная, что я поеду с авиатриссами на полёты, Любовь Александровна принесла мне несколько фотографий и вырезку из газеты о своём первом инструкторе-наставнике — Тамаре Загайновой и я, в свою очередь, показал Рыловой несколько фотографий, где я вместе с Загайновой в Орле, на аэродроме «Пугачёвка». Поездка в автобусе располагала к доверительному разговору и Любовь Александровна рассказала мне о своём нелёгком пути в авиацию.
Когда-то ещё школьницей, Люба написала письмо Русаковой Нине Ивановне — Заслуженному лётчику-испытателю: «Я, Люба Суворова, Мне 15 лет. Я хочу быть лётчицей, как Вы. Я очень хочу водить пассажирские лайнеры. Самолёты мне снятся по ночам. Я хочу летать, и только летать…». Нина Ивановна ей ответила, завязалась переписка. Немного позже это письмо прочла военный лётчик-испытатель Марина Лаврентьевна Попович. Немного позже между Любой и знаменитыми лётчицами возникла крепкая дружба. Любовь Александровна до сих пор с любовью и благодарностью вспоминает своих друзей-наставников, которые помогли ей обрести крылья и стать пилотом реактивного пассажирского самолёта ТУ-134.
Родилась Люба 23 февраля 1946 года в Северной Корее, в семье майора СА Александра Тимофеевича Суворова и Валентины Васильевны. Девочка росла упрямой, настойчивой и серьёзной. Когда Любе было 7 лет семья переезжает в Йошкар-Олу и Люба уже в таком раннем возрасте мечтает поступить в аэроклуб. Окончила семилетку и поступила в радиомеханический техникум. Пришла в аэроклуб, приписав себе два года. Была зачислена в планерное звено. Почти через год успешно сдала экзамены, прошла наземную подготовку, выполнила парашютный прыжок и приступила к полётам на планере. Радость от полётов её переполняла, указания инструктора выполняла безукоризненно и вскоре вылетела самостоятельно. Выполнила нормативы 2 разряда.
Подружилась с мастером спорта планеристкой Тамарой Загайновой. Тамара предложила Любе слетать с ней на планере «Бланик» и побить мировой рекорд Ольги Клепиковой на дальность полёта. Выдающийся мировой рекорд дальности полёта – 749,2 км. Почти 12 лет этот результат оставался самым высоким достижением и для мужчин, а среди женщин был непревзойдён в течении 30 лет. Тамара и Люба готовились, проложили маршрут, изучали метеорологические карты.
Первая попытка, предпринятая 10 июля 1964 года, окончилась неудачей из-за плохих погодных условий на маршруте. Через несколько дней они второй раз взлетели и взяли намеченный курс, но и вторая попытка, после семи с половиной часов полёта, привела к вынужденной посадке с недолётом до финиша около двухсот километров.
— А как Вы пришли в Гражданскую авиацию? – поинтересовался я.
— Ой! Это целая история. – улыбнулась Любовь Александровна. — После попыток установить рекорд, в этом же году я поехала поступать в Калужскую лётно-техническую школу. Сдала вступительные экзамены, но мандатная комиссия не пропустила меня из-за возраста и недостаточного налёта.
Домой решила не ехать, поехала в Ростов. Здесь был хороший учебно-лётный центр. Знакомые по личной переписке лётчик-истребитель Тамара Устиновна Памятных и лётчик, Герой Советского Союза Евдокия Андреевна (Дина) Никулина помогли мне с пропиской и работой.
С утра работала в Ростсельмаше, а по вечерам училась в аэроклубе в самолётном звене. Попала в группу легендарного лётчика-инструктора Касума Гусейновича Нажмудинова. Начала летать самостоятельно на самолёте ЯК-18. Перешла на работу в ремонтно-авиационный завод, где руководство меня понимало и не препятствовало занятия в аэроклубе. Вторая попытка поступить в Калужскую лётно-техническую школу вновь закончилась неудачей. Документы оказались не те и не все, пока из Ростова пришли нужные документы, набор закончился.
В Ростов не вернулась, а решила поехать домой в Йошкар-Олу. Стала летать общественным лётчиком-инструктором на планере и тренироваться на самолёте ЯК-18.
Третья попытка поступить в Калужский ЦОЛТШ опять чуть не сорвалась, но счастливый случай помог мне преодолеть экзамены и строгую мандатную комиссию.
После двухлетнего обучения и окончания лётной школы с отличием, меня зачислили вторым пилотом на самолёт АН-2 в Республике Марий Эл. С утра до вечера с командиром-наставником летала по маршрутам Горький – Чебоксары – Казань – Киров, перевозя пассажиров и грузы. Приобрела необходимый лётный опыт.
Должен отметить, что твёрдость характера, воля и любовь к небу помогли Любовь Александровне стать командиром экипажа. Познакомилась с лётчиком Юрием Рыловым. Вскоре они поженились. Любовь Александровна продолжала рассказывать:
0-11— Закончила Академию гражданской авиации в Ленинграде и школу высшей лётной подготовки в Ульяновске и приступила к полётам на самолёте ТУ-134 вторым пилотом. Переехала жить в город Горький. Здесь география полётов значительно расширилась. Летала в Красноярск, Новосибирск, Ереван и в другие города Советского Союза. В последние годы работала в авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» в Шереметьево. Налетала более 9000 часов.
У Любови Александровны две дочери Надя и Вера, и сын Алексей. Она любит внука и пятерых внучек и помогает детям их воспитывать. Сын пошёл по стопам родителей, летает на самолёте «Боинг-737».
С одной из её внучек я познакомился 9 мая 2019 года на праздновании Дня Победы в саду «Эрмитаж». Неутомимая маленькая Агния клеила из бельевых прищепок и плоских палочек от мороженного «эскимо» замечательные самолётики и дарила их всем присутствующим авиаторам. Когда она положила передо мной готовый самолётик-биплан, я пообещал подарить ей свою книгу с цветными вкладками «Легенда у нас дома». Эта книга – сборник рассказов о моих путешествиях по Средней Азии, Закавказье и по России, о природе, о певчих птицах нашей Родины. Своё обещание я выполнил.
Находясь на пенсии, Любовь Александровна Рылова продолжает активно участвовать в общественной жизни страны, встречаться с молодёжью в школах и колледжах, рассказывать об авиации, о знаменитых лётчиках-героях и, конечно же, о своей жизни лётчика Гражданской авиации. Иногда находит время в выходные дни полетать на планере или на воздушном шаре. Она член совета Союза «Авиатриса», в Союзе с года его основания. Её приглашают на ежегодные международные авиационные конференции в разных странах и на разных континентах: в США, Канаде, Латинской Америке и Австралии.
Закончить свой рассказ о замечательном человеке, профессиональном лётчике, матери и бабушке, хочется её же словами: «Я довольна своей лётной судьбой и считаю, что всё, о чём я мечтала, сбылось, а жизнь удалась!»

© Copyright: Александр Крохин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Жизнь удалась. Проза А. Крохина

  1. Евгения Шарова говорит:

    Интересный рассказ об интересном человеке!
    От всей души поздравляю Любовь Александровну с днём рождения!!! Желаю счастья, здоровья, любви!!!

  2. Иван Тимченко говорит:

    Благодарю Вас за интересный и познавательный рассказ о судьбе нашей соотечественнице и буднях Советского Союза.

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Хорошее послевкусие осталось от истории. Чем-то сродни с ощущением после прочтения Джека Лондона. Сила духа, воля к достижению цели… Хотя, ситуация не экстремальная, вопрос жизни и смерти не стоял (как в рассказах у Д.Л.), а знал человек чего хотел, воплотил свою мечту в жизнь. Так устроил свою судьбу, что она удалась!

Добавить комментарий для Иван Тимченко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *