Поездка в музейный комплекс Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Проза Е. Шаровой

В один из последних, относительно тёплых октябрьских дней мы с мужем отправились в район Кубинки — решили посетить недавно открывшийся музейный комплекс «1481 — Дорога памяти» и, конечно, Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации — Патриарший собор во имя Воскресения Христова.
Надо сказать, что и издалека храм производит впечателение, ну а вблизи — тем более! Именно с посещения храма мы и решили начать. 20201015_145701-1Немного не доходя до храма мы остановились у камня, а точнее у верстового столба-указателя со старой Смоленской дороги — свидетеля бегства наполеоновской армии… На одной из сторон столба нанесена цифра 41 — 41-а верста до Москвы (разумеется, до Москвы XVIII-XIX вв.) и своего рода символ, ведь Великая Отечественная война началась в 1941 году.
Об истории храма очень много написано в интернете, поэтому я просто приглашаю вас войти внутрь здания…
Сначала мы спустились в нижний храм, посвященный Равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. В центре установлена украшенная мозаичными крестами купель, состоящая из трех резервуаров с лестницами и подсветкой. Убранство нижнего храма выполнено из фарфора, а на стенах — потрясающие мозаичные полотна!

Затем мы поднялись в верхний храм, посвященный Воскресению Христову, — главному христианскому празднику. Кроме этого в верхнем храме есть четыре придела, каждый из которых посвящён святому — покровителю одного из родов войск и видов Вооружённых сил России: придел Святого Илии Пророка — покровителя Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск; придел Святой Варвары Великомученицы — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения; придел Святого Апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота и придел Святого Александра Невского — покровителя Сухопутных войск. Кстати, для отливки ступеней лестницы, по которой поднимаешься в верхний храм, помимо всего прочего, использовали оружие врага, которое находилось на местах боёв поисковыми отрядами. Честно скажу — впечатление произведённое убранством верхнего храма не передаст никакая, даже высокохудожественная фотография! Одиннадцатиметровая барельефная икона Христа Воскресшего в главной апсиде собора создана скульптором Даши Намдаковым. Если в центре зала запрокинуть голову вверх, то вы увидите, что в куполе находится огромный мозаичный образ Спаса Нерукотворного, а в витражных сводах можно увидеть и узнать изображения всех воинских орденов, включая награды советского времени. Эти необыкновенные витражи были выполнены преподавателями и студентами академии Сергея Андрияки. А какие необыкновенные мозаичные картины на стенах храма! От них реально трудно было оторвать взгляд! Мастера мозаики во главе с народным художником Василием Нестеренко спроектировали настоящие уникальные полотна. Каждая мозаика — произведение искусства!
IMG-20201015-WA0107-1Главной иконой главного храма Вооружённых сил РФ является «Спас Нерукотворный». Икона Спас Нерукотворный представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа. Лик на иконе окружают образа Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещённые на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории Российского государства. В ковчежце, сопровождающим икону, находятся восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеимона Целителя, а также праведного воина Феодора Ушакова.

20201015_154906-1Мы вышли из храма и отправились ко входу в музей «1418 — Дорога памяти». Мне очень сложно писать именно об этой части нашей поездки — настолько велико впечатление… Однако, попробую…
Длина музейного комплекса — 1418 шагов — в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны, на протяжении которых шли боевые действия. Музей состоит из 35 залов, пройдя которые можно отследить буквально каждый день войны — в залах музея, слева и справа на информационных табличках кратко написано о том или ином событии на разных фронтах. Но если над подобными табличками слева — витрины и стенды с экспонатами, то в каждом из залов справа, во всю длинну стены — фотографии, фотографии, фотографии… Все эти фото — результат работы проекта «Дорога памяти». Проект заключается в том, что каждый может увековечить имя героя своей семьи, зайдя на сайт ресурса и добавив информацию о герое и (если есть) и фотографию. Дорога памяти — пополняемый ресурс и постоянно обновляется, так что желающие добавить данные по своим близким могут это сделать в любой момент…
Возвращаюсь ко входу в музей. Первый зал посвящён последнему мирному дню — самая короткая ночь в году, прекрасная погода, гуляют выпускники, звучат весёлые песни. 20201015_155348-1Но вот мы входим во второй зал… и оказываемся в огне! Горят стены, слышны звуки взрывов… Даже пол под ногами — горит! Это Брест — город, принявший на себя первый удар… Ну, а дальше — 1418 страшных дней страшной войны…
Мы медленно шли по залам музея, создатели котрого продумали всё, включая не только визуальное сопровождение, но и звуковое. Обычные музейные залы с экпонатами чередовались с так называемыми эмерсивными — с диорамами или голографическими инсталяциями. Так вот в некоторых из них продуманы дополнительные эффекты! Первый зал, который буквально ошеломил этим эффектом был зал №7 — Зал «Блокада Ленинграда». Входишь в него и буквально кожей чувствуешь холод, порывы студёного ветра. Думаю, что если бы не маски на лицах, то от дыхания шёл бы пар, во всяком случае у меня начали холодеть пальцы рук!  В зале №12 «Сталинградская битва» явно пахло гарью… А в зале, посвящённом теме «Тыл — фронту» ощущался запах оружейного масла…

Мы рассматривали экспонаты, некоторые из которых были даже в затеклённых витринах в полу, читали сопроводительную информацию, но настоящее наше внимание было приковано к портретной галерее справа — лица солдат, труженников тыла, детей войны — нескончаемая лента памяти… Мы воспользовались одной из интерактивных возможностей музея — выделить из общей реки этих фотографий портреты своих героев. Ещё до 9 мая мы внесли в базу данных проекта «Дорога памяти» фотографии и рассказы о наших дедушках. 20201015_160406-1Воспользовавшись поисковой системой на специальной сенсорной панели поочерёдно набирали данные о наших близких (ФИО) и на стене с галереей портретов появлялась увеличенная фотография героя, которую можно было дополнить — зажечь виртуальную свечу памяти. Героев нашей семьи в этой галерее пять и каждому из них мы зажгли такую свечу…
Мы всё шли и шли по музею… И вот осталось несколько залов. Поменялась тональность музыки, визуальные эффекты приобретали яркие радостные тона… Взятие Берлина, Праги… Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года… И наконец мы перешли в последний зал — «Никто не забыт. Ничего не забыто». И вот тут был самый яркий из всех спецэффектов музея — по полукруглым сводам, так же как и в музейных залах проплывали портреты героев, но теперь из общего их количества на переднем плане можно было без проблем увидеть лица своих родных — то есть то, что несколько ранее мы искали их в общей базе и ставили виртуальные свечи проявилось именно тут. Под пронзительную песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса мы всматривались в лица наших родных… Поставив теперь уже настоящие свечи (в этом зале предоставлена такая возможность), мы буквально заставили себя пойти на выход…

А когда оказались на улице, то были поражены не только тем, что за эти 2-2,5 часа успело стемнеть, но и то, что Храм приобрёл новый вид.
20201015_174700-1
Увы, всё более сгущающиеся сумерки не позволили нам прогуляться по территории 20201015_183644-1храмово-музейного комплекса, но мы всё же решили дойти до скульптурной композиции «Матерям победителей». А ещё обратили внимание на большие уличные стенды с гильзами — оказалось что в этих гильзах по горсти земли с братских воинских захоронений. Мы не отыскали землю с лобненских братских могил, но зато обнаружили гильзы с землёй с захоронений, находящихся в Латвии — как раз тогда, когда мы были в Риге, материалы из латвийских захоронений отправляли в Россию.
Мы пробыли в музейном комплексе без малого 4 часа, но пролетели они слишком быстро и мы не всё успели посмотреть до темноты, поэтому мы пообещали себе обязательно побывать здесь снова. И снова пройти дорогой нашей памяти…

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Поездка в музейный комплекс Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Проза Е. Шаровой

  1. Людмила говорит:

    Женя, потрясающе! Я ничего не знала ни об этом храме, ни о музее…. Спасибо! Может, выберусь когда-нибудь тоже…

    • Александр Крохин говорит:

      Обязательно надо поехать и лично всё увидеть. Я поехал на первую службу и Крестный ход во славу Военно-космических сил. Впечатления переполняли и я снял небольшой фильм об этом событии. А музей вообще уникален. Ничего подобного нет ни в одной стране. А Жене спасибо за замечательный репортаж и фотографии.
      Ссылка на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=ZRcle70ENZs&t=45s

    • admin говорит:

      Спасибо за отклик! А об этом храме и музее говорилось уже давно и мы о нём знали. Только ждали, когда появится время, чтобы съездить. Там всё производит такое впечатление, что слов нет, не опишешь…
      Кстати из-за эпидемиологической обстановки с 22 октября по 7 ноября подмосковные музее закрыты, придётся подождать…

  2. Альбина говорит:

    Женя как будто прошла вместе с Вами! Но нет надо по возможности и самой побывать в этом месте!
    Спасибо за рассказ!

    • admin говорит:

      Спасибо, Алечка!
      Да, там по-возможности надо побывать обязательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *