#ПроГероя. Памяти подвига моего деда, посвящаю! Рассказывает Т. Чеглова

Меня с детства поражали глаза и руки деда: внимательные, добрые, грустные глаза и мозолистые руки, испещрённые морщинами! Это были глаза человека прожившего тяжёлую жизнь и руки великого труженика (дед, по специальности, был фрезеровщиком высшего разряда). Только позже я стала понимать, через что пришлось пройти людям того поколения.
В 41-ом, мой дед Иван Иванович Гуров из Москвы ушёл на фронт и сражался в мотострелковом отделении 158-го полка, на Ленинградском фронте.
Уходя на фронт, дед взял с собой маленькую книжицу – сборник стихов Ивана Щипачёва «Лирика», вышедшую накануне войны. В книжку он вложил фото жены и дочери (моей бабушки и мамы).

О войне дед вспоминать не любил, но одну историю из своей военной жизни он мне всё-таки рассказал.
Произошёл этот случай летом 42-го. Мотоциклетный полк, в котором воевал дед, остановился в лесу, вблизи какой-то деревни, название которой я не запомнила, поскольку была тогда ещё мала. Разведка донесла, что по дороге к деревне движутся немецкие войска. Наши готовились встретить гитлеровцев в засаде, но противник, по какой-то причине задерживался. В деревне появилось всего несколько фрицев с автоматами, возможно разведка. Они разбрелись по домам, хозяйничали, отбирая у населения продукты и самогонку.
Наши бойцы затаились в лесу и наблюдали за обстановкой. Было указание руководства: до прихода основных вражеских сил не обнаруживать себя, чтобы потом разом внезапно атаковать. В полдень палило солнце и дед, взяв только флягу, спустился в овраг, поискать речку мимо которой проходили, следуя к деревне. Речушка протекала внизу оврага, не широкая, скорее была похожа на ручей. Прозрачная вода была ледяной, в речке били родники, плескались лучики солнца. Дед окунул флягу в воду и почувствовал чьё-то присутствие. Оглянувшись, буквально в 5-ти метрах, за кустами он увидел немецкого солдата, тот что-то внимательно рассматривал. Приглядевшись, дед увидел у него в руках свою книжечку, которую, очевидно, выронил пока бродил в поисках воды. Дед не растерялся, схватив палку, которая, кстати оказалась под ногами и громко закричал: «Руки вверх! Хенде хох!» Немец остолбенел, их взгляды встретились. Из-за кустов он не мог видеть, что у деда в руках. Дед сделал решительный шаг вперёд, немец, наверное, от неожиданности, зажав книжечку и фото в руке, поднял руки. Дед скомандовал: «Пошёл! Вперёд!» Фриц оказался без оружия, послушно повернулся и почувствовав конец палки, которая уткнулась ему в спину, пошёл. Так дед и привёл его в отряд. Бойцы потом, по доброму, подтрунивали над дедом: «Вань, а Вань! Винтовка тебе зачем? Ты ведь и палкой отлично воюешь!»
Вскоре, при очередной атаке, дед получил контузию и ранения, был отправлен в госпиталь.
В тот период шли ожесточённые бои, линия фронта то продвигалась вперёд, то сдавала позиции. При отступлении, архив был утерян.
Маленькая книжечка стихов Степана Щипачёва, прошла с дедом весь его военный путь и хранилась в книжном шкафу на самом видном месте. Я хорошо помню стихотворение из сборника, которое прочла ещё в детстве и запомнила:

«Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.»

Вот так маленькая книжечка любовной лирики спасла деду жизнь! Не заинтересуйся тогда немец находкой, неизвестно, чем бы закончилась эта встреча! Мне кажется, это фото самых дорогих и любимых да и строки любви из книжечки, невидимой силой отвели беду! Ведь любовь – это самое великое чувство на земле, которое творит чудеса!
Где и когда это произошло я, конечно, не помню, была слишком мала, чтобы запомнить такие подробности. Однако, 30 лет спустя после войны, я хорошо помню день, когда моему деду вдруг пришла повестка о том, что он награждён орденом Красного Знамени!
Дед встал рано утром, наточил, по-походному об ремень, бритву (он не любил электрическую), начисто побрился, надел белую рубашку, начистил до блеска ботинки, надел новый костюм и ушёл.
К обеду он возвратился с орденом на груди и четвертинкой водки. Мы его поздравляли, но, казалось, что он нас не слышит! За обедом дед выпил фронтовые сто грамм, а потом махнул рукой и, добавив, ушёл. Я запомнила его глаза, глаза мужчины в которых застыли слёзы! Где он был, о чём он думал, мы никогда не узнаем.
Я помню, что последнее время он часто садился в трамвай 23-его маршрута – остановка была рядом с домом. Трамвай катился через весь Тимирязевский район Москвы… У меня много позже родилось стихотворение:

ПОБЕДИТЕЛЬ
Мой дед Иван войны хлебнул,
На память – у виска осколок.
Он смерть в санбате обманул,
Был он тогда отчаян, молод.
Его отметила война,
И больше никакой награды.
Забыла про него страна,
Со скорбью он смотрел парады.
Одно – бесплатный проездной –
Ему страна определила.
Садился дед в трамвай порой,
По рельсам жизнь его кружила,
А он, прикрыв глаза рукой,
За каждым новым поворотом
Встречал тот страшный смертный бой
И на себе тащил кого-то.
Бежал вперед он на прорыв
С святой наивностью мальчишки.
Пришел с войны он, победив!
Войну узнал он не из книжки.
Давно его средь нас уж нет,
Но только подхожу к трамваю,
Сажусь в вагон, беру билет
И тут же деда вспоминаю.
Где в отражении окна
Рекламы яркие мелькают,
Я вижу – дедовы глаза
С тоской за жизнью наблюдают…

Мне помнится, что дед часто сидя у окна смотрел куда-то вдаль… Он, вообще был молчалив. Через десять лет, после награждения, его не стало…
Когда я прихожу к нему на могилу, а захоронен он на Ваганьковском кладбище, в Москве, я вспоминаю эту историю.
Маленькая книжечка любовной лирики Степана Щипачёв потом хранилась в книжном шкафу, как реликвия, на самом видном месте! Я беру в руки эту книжку и чувствую тепло дедовых рук, тех рук, которые поражали меня с детства.
В заключение рассказа я хочу поклониться всем, кто дал нам возможность родится и жить на этой земле! Без это великого подвига не было бы нас!
Низкий поклон всем, кто воевал с врагом, кто отдал свою жизнь за наше будущее! Для них звучит ежегодно на праздничных площадках в день Победы песня на мои стихи! Песню можно найти в интернете на Ютубе — «Бессмертный полк». Музыку написал композитор Роберт Марцваладце.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
Когда настал час роковой,
Взрывали тишь раскаты,
Непробиваемой стеной
Вставали в строй солдаты.
И стар и млад шёл в смертный бой,
Не гнулся перед немцем,
И каждый жертвовал собой,
Своим отважным сердцем!
России не сломить народ,
Запомнил враг отныне:
Кто к нам с оружием придёт,
Тот от него и сгинет!
И в майский день звучит салют
В честь каждого солдата,
Герои снова в бой идут,
И слышен зов комбата.
Они сегодня с нами тут,
На фото перед боем,
Портреты правнуки несут,
Чеканя в ногу, строем!
По главной площади пройдут
Под звучный марш Победы,
Смотрите, вот они идут –
Сыны, отцы и деды!!!

© Copyright: Татьяна Чеглова

От Администратора сайта: краткий рассказ об Иване Ивановиче Гурове уже был на нашем сайте немного раньше — Гуров И.И.. А совсем недавно Т.Л. Чеглова предоставила более подробный рассказ о своём дедушке, который и предложен вашему вниманию.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МЫ ПОМНИМ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: #ПроГероя. Памяти подвига моего деда, посвящаю! Рассказывает Т. Чеглова

  1. admin говорит:

    Татьяна! Спасибо за интересный рассказ! Сколько таких тружеников уходило на фронт и вмесо рабочих инструментов брали в руки оружие… У мужа дед (что характерно — Иван) тоже был после войны простым работягой, работал на заводе.
    Но… Если бы фашист был поопытней, то находка потерянной дедом книжки могла бы закончится печально… Но удача оказалась на стороне вашего деда!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *