#ДетиВойны. В мои два года началась война… Рассказывает Ю. Соколова

Родилась я в 1939 году в г. Мытищи в семье служащих. Мама по образованию учитель младших классов, но по специальности не работала т.к. документы затерялись во время войны. Отец имел среднее-техническое образование и работал в сфере благоустройства города. Жили мы в бараках от Мытищинского машиностроительного завода. Общий коридор с керосинками у каждой двери. Общий выгребной туалет на улице. Первые годы жизни не четкие. Помню только свои немудреные игрушки: набитую ватой кошку, узбечку с косичками, матросика. И еще — как тяжело болела корью. Через некоторое время нам дали комнату 18 м² с подселением, тоже без удобств и с печным отоплением в двухэтажном доме.
В мои 2 года началась война. Бомбили ММЗ. Отца мобилизовали в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, остался инвалидом. Служил в частях, обеспечивающих фронт всем необходимым из эвакуированных предприятий на Урале. Мы с мамой очень нуждались в топливе, продуктах. Всегда хотелось есть. В памяти кусочек сахара, который я носила в кармане и украдкой лизала. А еще всегда нюхала, чем пахнет у соседей, которые работали в заводской столовой.
Небо над заводом, а мы жили рядом, по ночам высвечивали прожектора. Это световые столбы, ходящие по кругу и, собирающиеся в точку, если находили самолет немцев. При угрозе завывала сирена и мы бежали в укрытие – землянку где было холодно, сыро и валялись дохлые мыши, которыми мы играли как с куклами. Кода повзрослели, купались в воронках от авиабомб. Видели пленных немцев, которые строили мост через реку Яузу. Мы им показывали язык, грозили кулаком. Что бы как то прожить мама устроила меня в детский сад. Помню только несколько эпизодов: как я ненавидела рыбий жир, который нам давали в обед по столовой ложке, как зимой в непогоду по дороге в садик самодельные санки перевернулись и я укутанная в шали до глаз лежала в сугробе и мама не скоро поняла, что потеряла дочку. Отец иногда приезжал на побывку и есть фото в детском саду, где я у него на руках.
С фронта отец присылал нам нарисованные от руки трогательные открытки. Он был каллиграф и художник-самородок. Демобилизовался он только в 1946 году. Родились братья-близнецы. Я помогала маме и в школу пошла почти в 9 лет. Всю нашу жизнь мы прожили в одной комнате. Правда со временем провели воду и отопление. Отец все время переставлял мебель, и это было как новоселье. Погиб он трагически в 48 лет. Мне было 19, а братьям по 12 лет. Я пошла работать в детский сад. Перед этим, очень тяжело переболела дифтерией. Мама всех вырастила, мы получили высшее образование.

© Copyright: Юлия Соколова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МЫ ПОМНИМ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: #ДетиВойны. В мои два года началась война… Рассказывает Ю. Соколова

  1. admin говорит:

    Спасибо нашей Юлии Леонидовне, что поделилась воспоминаниями…
    Я видела рисунки отца Ю.Л. — чудесно — не то слово! Деталицация, чувство пространства — потрясающе! А сюжеты — настоящие, живые. С таким талантом, как у её отца в иллюстраторы можно идти было смело!

  2. Евгения говорит:

    Юлия Леонидовна, спасибо Вам, что поделились своими воспоминаниями в год 75-летия Победы в Великой отечественной войне!

  3. Лариса говорит:

    Спасибо, Юлии Леонидовне, что поделилась своей историей, важен каждый штрих ушедших лет. А я, хоть в дочки гожусь по возрасту, но с улыбкой вспомнила, что и нас поили отвратительным рыбьим жиром в детском саду. А теперь это воспринимается совсем по-другому, какая забота о детях, о здоровье нации!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *