Лекция Игоря Оболенского. Проза Е. Шаровой

Бывает так, что что-то увидишь, где-то побываешь и на память пишешь заметочку, но как бы для себя — «в стол». Я тут покопалась в своём «столе» и решила всё же опубликовать одну из таких мини-зарисовок. Прошу не судить меня строго — я ведь отлично понимаю, что про каждую из героинь моего рассказа можно написать отдельную статью. А я просто набросала эскиз по памяти и на память…

Побывать не только на лекциях, но и на экскурсиях, которые проводит Игорь Викторович, без проблем можно и в Москве, Но у нас так получается, что мы попадаем на встречи с ним именно в Риге. Вот и лекция о русских музах проходила в самом конце февраля в старейшем рижском кинотеатре Splendid Palace.

Пабло Пикассо, Антуан де Сент-Экзюпери, Сальвадор Дали, Анри Матисс… Что может объединять этих знаменитых людей? – В жизни каждого из них была русская женщина – русская Муза. Лекция И. Оболенского так и называлась «Русские Музы гениев начала ХХ века». Лектор, разумеется, рассказывал о творческих периодах и работах каждого из героев, но основой всех историй были всё-таки русские женщины, оставившие свой след в судьбах великих мастеров.

Игорь Оболенский начал свою лекцию с Пабло Пикассо, женой которого в течение всей его жизни была Ольга Хохлова – русская балерина из труппы «Русских сезонов». Он познакомился с ней в Риме, когда готовил макеты костюмов и декораций для постановки Сергея Дягилева. Дягилев тогда предупредил художника: «Будь осторожен, это русская девушка, на таких следует жениться». И они поженились! Их обвенчали в Париже в русском соборе Александра Невского, по православному обряду.
Говорят, мать Пабло Мария Пикассо, когда сын первый раз представил ей Ольгу в качестве невесты, сказала: «Бедная девочка. Ты не знаешь, на что себя обрекаешь. Если бы я была твоей подругой, я бы уговорила тебя этого не делать. Вряд ли кто-то будет счастлив с моим сыном. Он сосредоточен на себе, до других ему дела нет». Так в итоге и вышло – брак художника и балерины не выдержал испытания временем и характерами. У Пикассо были после Ольги другие женщины. Но они так и не развелись и официальной женой до конца его жизни оставалась Ольга.

Сальвадор Дали и Гала. «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо, и даже больше денег», – это, пожалуй, самая известная цитата художника, обращенная к его музе.
Русская муза Дали – девушка из Казани Елена Дьяконова, взявшая себе имя Галá. Она не была красавицей, но наповал сражала мужчин колдовским магнетизмом. С ней не могли соперничать никакие признанные красавицы.Дали не смутило ни то, что Елена была старше его на 10 лет и не была католичкой, ни то, что в итоге отец лишил его наследства.
Рассказывая о юности Дьяконовой, наш лектор упомянул о том, что семья Елены была очень дружна с семьёй Цветаевых – девочка дружила с Анастасией и Мариной, бывала у них в гостях, часто обедала у них. В дальнейшем девушки не очень часто, но обменивались письмами. А я вспомнила «теорию шести рукопожатий»¹ – и выстроила цепочку внезапно соединившую с Сальвадором Дали: Дали – Гала – Анастасия Ивановна Цветаева – Всеволод Михайлович Кузнецов и все мы – «ладожцы». До Сальвадора Дали буквально рукой подать! (««Да святится имя твоё!» Проза В. Кузнецова»)

Наталья Палей и Антуан де Сент-Экзюпери. Эта часть рассказа была в большей степени посвящена ей – Наталье Павловне Палей – внучке императора Александра II, кузине последнего русского царя Николая II.
В 1920 году вместе с матерью и сестрой она эмигрировала во Францию. В 1927 году Коко Шанель рекомендовала Натали в престижный модельный дом Люсьена Лелонга, который не устоял перед изысканной красотой и грацией русской княжны. В 1927 году они обвенчались. Она стала лицом модного дома Л. Лелонга и покорила европейские подиумы и сцену. Брак продержался 10 лет. И в жизни русской княжны появился Эрих Мария Ремарк, у которого на момент знакомства с Натали был роман с великой Марлен Дитрих. Он теряет голову от Натали и охладевает к Дитрих.
Но самая лирическая любовная страница биографии Натали – связь с Антуаном де Сент-Экзюпери. Не так давно были обнаружены и опубликованы письма Экзюпери к Наталье Павловне. Вот отрывок из одного:
«Я сказал тебе «любимая», потому что это правда. Не сомневаюсь, что больше никогда и никому не скажу этого. Озарения сердца редки. Я встретил любовь, может быть, последнюю.»
Глядя на фотографии этой женщины реально понимаешь, что устоять перед такой невероятной красотой было невозможно…

Матисс и Лидия Дилектóрская. Она была одной из многочисленных русских эмигранток, наводнивших Францию в начале 1920-х годов. Русские девушки становились манекенщицами, актрисами… А Лидия однажды увидела объявление о том, что некий художник Анри Матисс ищет натурщицу для одной из картин. Так она впервые оказалась у Матисса.
После окончания работы заболела мадам Матисс, и Лидия стала её сиделкой. Позже она начала вести домашнее хозяйство, помогать воспитывать детей, а затем стала постоянной натурщицей мастера – он написал более 90 картин, в которых присутствует образ прекрасной Лидии. Вместе они провели более 20 лет.

После мероприятия мы медленно шли по заснеженной Риге, припоминая и напоминая друг другу о каких-то моментах лекции. Но я честно признаюсь, что не являюсь почитателем или знатоком работ художников, о которых рассказывал И. Оболенский. Мне не очень понятны их художественные приёмы и стили. И после лекции я тоже не стала их почитателем. Наверное, это не очень хорошо, но… так уж вышло… Но зато меня абсолютно заворожили невероятные зигзаги судеб гениев, промыслительные переплетения, сближения…

¹ Теория шести рукопожатий — социологическая теория, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей).

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА/ИМЯ В ИСТОРИИ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Лекция Игоря Оболенского. Проза Е. Шаровой

  1. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Да, Женя, как говорится, знай наших! Это я о русских музах.

  2. Альбина говорит:

    Чудесная зарисовка!
    … есть женщины в русских селеньях))))

  3. Людмила говорит:

    Женя, очень интересно! А на всех изображениях, которые я видела, Гала кажется такой непривлекательной, мягко говоря… Но, видать, на них не увидишь «огня, сверкающего в сосуде»…

    • admin говорит:

      Ну… На вкус на цвет, как говорится)) Главное, что она Сальвадору Дали нравилась!
      Спасибо за отклик!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *