Война застала нашу семью (10 человек) в трудное время.
Мы только что переселились в маленькую времяночку на опушке леса, на болотистом месте, где был распланирован посёлок. Первыми поселенцами были мы. Брёвна и доски, заготовленные на постройку нового дома, пошли на блиндаж.
Фронт быстро подошёл к Москве. Оказалось, что наш домик удобно расположен для размещения штаба, поэтому пришлось переселиться в блиндаж. Лес был полон всевозможной техники. Нас часто бомбили, обстреливали из дальнобойных орудий.
Мама каждый день, попрощавшись с нами, шла в дом. Топила печь, грела воду для чая, готовила военным еду и перевязывала раненых, если было надо. А вечером возвращалась к нам и приносила что-нибудь поесть. Она оплакивала каждый сухарь, который давали солдаты для нас, уходя в разведку. Всю жизнь она помнила по имени погибших.
К началу войны мне было только двенадцать лет. Мне пришлось из московской школы перейти в местную, сухаревскую, на станции Катуар. Помимо школы нам приходилось работать в колхозе, где выполняли и мужскую работу. Выполняли и общественные работы по поручению школьного военного штаба. Порой некогда было спать. Несколько раз на колхозном поле нас обстреливали с самолёта, а один раз даже бомбили. Все обязательно проходили курсы медсестёр. Я была начальником санитарного поста школы и носила полевую сумку с медикаментами, а на нашем доме был нарисован красный крест. Больница находилась далеко, поэтому всю войну и даже после неё ко мне шли за первой помощью. Тогда мне казалось, что я уже выбрала профессию. Но однажды под поезд попал мужчина. Ему отрезало ногу, и были другие многочисленные травмы. Прибежали за мной, я оказала ему первую помощь, и пострадавшего отправили в больницу. А со мной произошёл шок. Я долго не могла вспомнить, что делала этому человеку. Потом из больницы пришла благодарность на имя нашей школы. И вот тогда я решила: медиком не буду.
Я стала керамиком, но война мою память не покидает до сих пор.
© Copyright: Нина Кузнецова
Простота и правда военного времени. Всё живое!
Согласна со Светой — простые воспоминания, но… в них — жизнь и история…