Звёздам навстречу. Проза А. Крохина

Звоню Людмиле Александровне Полянской, поздравил её с юбилеем, ведь ей исполнилось ровно 80 лет. Договорились утром вместе добираться до Звёздного городка. Встречу назначили на 10-30, в электричке Москва – Монино, в четвёртом вагоне от хвоста поезда. Людмила Александровна, как всегда, пришла в лётной форме со всеми наградами, со своим внуком Фёдором. Поговорили, обменялись последними новостями, вспомнили перелёт двадцатишестилетней давности из Москвы в Майами (США) на вертолёте МИ-24В, на котором она летела в качестве штурмана. Командиром была лётчик-испытатель Галина Расторгуева, а вторым пилотом Галина Кошкина.
Мелькающие за окнами электрички города, посёлки, промышленные предприятия, леса и перелески с речками и ручейками вызывают особое состояние. Ощущается странная трансформация сознания, будто с каждой секундой перемещаешься из настоящего в прошлое. Давно проехали крупный промышленный город Мытищи, приближаемся к станции «Чкаловская». Справа знаменитый аэродром. В памяти всплывает 1973 год, шестидневная война на Ближнем Востоке между Израилем и Египтом и приземляющийся на аэродроме «Чкаловский» самолёт АН-22 «Антей», пилотируемый моим братом Дудиным Александром Николаевичем. На борту ценный груз – новый пятидесятидвухтонный израильский танк «Центурион», захваченный нашими разведчиками на поле боя и своим ходом доставленного на каирский аэродром. Сейчас этот танк демонстрируется в «Центральном музее бронетанкового вооружения и техники» в Кубинке.
Воспоминания прерывает голос диктора, объявляющего, что следующая остановка – «Бахчиванджи». И снова резкий бросок в более далёкое прошлое. 15 мая 1942 года прошло испытание первого советского ракетного истребителя-перехватчика БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Именно полёты на первом реактивном самолёте ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос. 27 марта 1943 года, лётчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи геройски погиб во время седьмого испытательного полёта, достигнув рекордной скорости для ракетоплана — 800 км/час. Самолёт неожиданно перешёл в пике и врезался в землю.
Лишь через несколько лет при испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, с которым тогда не умели бороться. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А.Г. Кочетковым и другими испытателями. БИ-1 разбился из-за особенностей обтекания прямого крыла и оперения на околозвуковых скоростях и возникающего при этом явления затягивания самолета в пикирование, преодолеть которое лётчик не мог. Появилась идея стреловидных крыльев, которая была успешно воплощена в новые модели самолётов. Появились новые двигатели, работающие на совершенно новых принципах.
Лишь спустя тридцать лет, 28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с реактивными двигателями», лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, посёлок в Щёлковском районе, улицы в городах.
Прошлое, настоящее, будущее… Можно ли подвергнуть анализу собственное восприятие времени, или мыслительные процессы в мозгах мало зависят от нашей воли и сознания? Нужно ли знать историю нашей Родины? Можно цитировать самых разных авторов, которые от собственного лица или устами своих героев утверждают: «прошлое — ничто, существует только настоящее, а изучением и анализом давних событий пусть занимаются профессиональные историки». Жизнь показывает, что эти утверждения пусты и неприемлемы в России, соотношение между памятью и историей генетически закреплено в каждом из нас, за исключением, так называемых, «этнических мутантов», которые никак не определились со своей этнической принадлежностью.
Приближаемся к остановке Циолковская, пора выходить. С платформы спустились на заросшую травой тропинку. Вокруг ничего особенного, будто оказался в сельской глубинке. По ходу поезда перешли железнодорожные пути и вышли на прямую и широкую аллейку, которая привела нас к воротам и зданию Центра подготовки космонавтов. Прошли паспортный контроль и через мгновенье оказались внутри огромной территории Звёздного городка; широкая дорога, ровные ряды деревьев вдоль аллей и далее за деревьями виднеются корпуса жилых и нежилых строений. По аллеям ходят космонавты, прогуливаются молодые мамы с детьми. На детских площадках играют и резвятся дети. На первый взгляд жизнь здесь течёт размеренно и спокойно. В одних зданиях живут около 6700 человек, в других сидят учёные мирового уровня и находится уникальное оборудование.
Идём по широкому прямому тротуару до памятника первому космонавту планеты — Юрию Алексеевичу Гагарину. С противоположной стороны подошли участники 7-го Фестиваля авторской самодеятельной песни «Звёздам навстречу». Увидел несколько знакомых лиц – Скробову-Кошкину Галину Петровну — полковника ВВС, Фесенко Валентину Николаевну — консультанта-эксперта Общественной палаты Звёздного городка, лётчицу Борисову Ольгу Евгеньевну. Поздоровались, обнялись.
У памятника состоялся митинг, а затем возложили венки, цветы, в том числе ромашки, которые Юрий Алексеевич очень любил.

После возложения цветов к памятнику Юрию Алексеевичу Гагарину

После возложения цветов к памятнику Юрию Алексеевичу Гагарину

К Дому космонавтов шли напрямик, через лесок, встретили несколько белок. Валентина Николаевна рассказала, что белок в парках очень много и они охотно дружат с местными жителями. Подошли к подъезду дома №2, где проживали наши великие лётчики-космонавты.
Слева, памятная доска Юрию Алексеевичу Гагарину, справа, лётчику-космонавту дважды Герою Советского Союза Береговому Георгию Тимофеевичу. Первую звезду Героя он получил в годы Великой Отечественной войны. Совершил 185 боевых полётов на штурмовку и бомбардировку вражеских войск и техники на самолёте Ил-2. Герою Советского Союза Николаю Федоровичу Кузнецову. Кузнецов в годы войны выполнил 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил 25 самолётов противника лично и 12 — в группе с товарищами. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1963 — 1972 годах возглавлял Центр подготовки космонавтов. С 1978 года генерал — майор авиации в отставке. В декабре 1999 года удостоен второй медали «Золотая Звезда» Героя. Автор книг: «Фронт над землёй» и «Годы испытаний».
Рядом, лётчик-космонавт Беляев Павел Иванович. Весной 1965-го года, на космическом корабле «Восход-2» вместе с Алексеем Леоновым – первым в мире человеком, совершившим выход из космического корабля в открытый космос. Этим великим событием руководил Павел Беляев – именно от него зависела техническая часть операции: ориентация корабля, наблюдение за техникой безопасности, а также организация выхода космонавта за пределы корабля. По завершении программы полёта, из-за потери ориентации космический корабль «Восход-2» приземлился в снежной замёрзшей тайге, где Леонов и Беляев двое суток ждали помощи спасателей.
Наш путь по Звёздному городку закончился на полянке за Домом космонавтов. Через несколько минут начался 7-й Фестиваль самодеятельной песни «Звёздам навстречу».

Полянка за Домом космонавтов

Полянка за Домом космонавтов

Авторы-исполнители приехали в Звёздный из десяти разных городов России. Александр Старцев из города Анадыря, Андрей Катович из Байконура, Владимир Столяров из Волгодонска. Много участников было из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Были и семейные ансамбли. До самого вечера звучали песни на авиационно-космические темы. Атмосфера праздника была тёплой и доброжелательной, ведь гости и участники встречались уже много раз и хорошо знали друг друга.
Подошёл старейшина Звёздного городка Сергей Александрович Киселёв. Мы поздоровались:
— А где Ирина Баяновна? – спросил я его.
— Сейчас придёт, ответил Сергей Александрович и добавил, — Александр Николаевич, я приготовил для вас фотографию, но не думал, что сегодня встретимся. Чуть позже схожу домой и принесу.
Через пару часов Сергей Александрович принёс мне не одну, а две фотографии с дарственными надписями. На одной он в свободном падении в небе Татарстана, а на другой изображён фрагмент его родного города Тобольска. На фото — самый северный в нашей стране Кремль, единственный в Сибири, построенный из камня. Тобольск – это город, с которого началось освоение Сибири. Фотографии оказались высокого качества.

С.А. Киселёв в свободном падении

С.А. Киселёв в свободном падении

Сергей Александрович Киселёв — первый в России воздушный оператор, а также лауреат Государственной премии СССР и создатель курса специальной парашютной подготовки космонавтов. Десятикратный Чемпион мира — Сергей Киселёв являлся первым тренером моего друга – абсолютного Чемпиона мира по парашютному спорту Леонида Ячменёва. В 1968–1988 гг. Сергей Киселёв – ведущий специалист Центра подготовки космонавтов по лётным испытаниям объектов космической техники и по подготовке космонавтов к работе в условиях невесомости. На службу его принимал сам Юрий Гагарин. На счету более 6400 прыжков, в том числе несколько сотен испытательных. В апреле 2018 года, в возрасте почти 85 лет участвовал на 14-м Чемпионате Мира ветеранов парашютного спорта в Австралии, в городе Мельбурне. Рассказывая об этом событии, Сергей Александрович не забыл упомянуть и о полученной им одной из главных наград Чемпионата – козлиной шкуре. Посмеялись мы от души!
Не менее интересна жизнь и космическая судьба его жены — Ирины Баяновны Соловьёвой. В 1967 году она окончила инженерный факультет Военно воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, получила квалификацию «лётчик космонавт инженер». Соловьёва И.Б. с 1962 по 1969 годы — космонавт отряда космонавтов центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, первый дублёр Валентины Владимировны Терешковой.
Дважды, в 1965 году и с января по май 1966 года проходила подготовку в качестве второго пилота (выходящего) первого экипажа (вместе с Валентиной Леонидовной Пономарёвой) для полёта на космическом корабле «Восход» длительностью 15 20 суток с выходом в открытый космос. Полёт был отменён в связи с закрытием программы «Восход».
Соловьёва И.Б. — двукратная чемпионка СССР по парашютному спорту, установила 8 мировых рекордов. Участник и психолог женской полярной экспедиции «Метелица». Полковник. Имеет 2500 парашютных прыжков. Работала старшим научным сотрудником 50 отдела РГ НИИ Центра подготовки космонавтов. Имеют двух детей – сына Алексея и дочь Елену.
Внимание моё привлекла песня в исполнении Галины Петровны Скробовой-Кошкиной.

Поёт военный лётчик, полковник Г.П. Скробова-Кошкина

Поёт военный лётчик, полковник Г.П. Скробова-Кошкина

Галина Петровна – давняя моя знакомая, она, собственно, и пригласила меня в Звёздный городок. С самого раннего детства мечтала стать лётчиком, но после школы её ждала неудача, в Высшее военно-авиационное училище девушек не брали, и Галя поступила в Уфимский авиационный институт, на факультет «Авиационные двигатели», одновременно начала заниматься в аэроклубе. В 1986-м окончила институт, получив специальность инженера-механика по самолётам и двигателям. Но мечту о военно-лётной специальности не оставляла. С огромным трудом уговорила руководство Волчанского лётного училища допустить её к полётам на вертолёте МИ-2, который сама же и обслуживала. Затем, работала преподавателем в лётном училище. В 90 году освоила вертолёт МИ-8, затем МИ-24.
Важным событием в жизни Г.П. Скробовой-Кошкиной является межконтинентальный 111 часовой перелёт по маршруту: Москва (Тушино) – Майами (США) в 1992 году. Перелет был приурочен к 500-летию открытия Америки и 50-летию Ленд-Лиза. Этот беспримерный полёт в Америку преследовал две цели:
– реклама нашего боевого вертолёта, надежности работы всех его систем при перелёте на сверхдальние расстояния в различных климатических и метеорологических условиях;
– заключить торговые сделки по продаже вертолётов Ми-24 и Ми-8.
К этому очень важному перелёту была проведена исключительно серьёзная подготовка. Экипажу вертолёта Ми-24В (вместе с вертолётом сопровождения Ми-8) нужно было пролететь расстояние 19156 км. Маршрут проходил через 50 населённых пунктов.
Командир экипажа – лётчик-испытатель первого класса Расторгуева Галина Викторовна, второй пилот Кошкина Галина Петровна, штурман первого класса Полянская Людмила Александровна. И только один единственный мужчина всё же был в экипаже – это техник вертолёта Гайворонский Игорь Геннадьевич. Экипаж блестяще выполнил это задание.
В арсенале освоенной Галиной Петровной техники значится вертолёт Ка-50. «Это не вертолёт, а мечта. Не летает, а словно танцует вальс. Загляденье, просто дух захватывает», — с любовью отзывается она о «Чёрной акуле», которая стала предметом её диссертации в Академии ВВС им. Ю.А. Гагарина. Тема научной работы связана с профессиональной подготовкой лётчиков армейской авиации. Теперь никто не удивляется, что представитель «слабого пола» не только отлично летает, но является сильным и опытным преподавателем. В свободное от службы время, Галина Петровна пишет стихи и музыку. Г.П. Скробова-Кошкина является Вице-президентом Союза женщин лётных специальностей «Авиатриса».
Лицо одного из присутствующих на фестивале мужчин показалось мне очень знакомым. Выяснилось, что наши пути неоднократно пересекались, последний раз встречались неделю назад 18 августа на Новодевичьем кладбище, на митинге, посвящённому Дню авиации. Собрались заслуженные военные лётчики, лётчики-испытатели, командующие дальней авиацией, вертолётчики. После митинга мы возлагали венки и цветы на могилы наших прославленных лётчиков, от Виктора Талалихина, до авиационных военноначальников и космонавтов. Кстати, Виктору Васильевичу Талалихину 18 сентября исполнилось бы ровно 100 лет!
Мой новый знакомый — Николай Викторович Пырин, со сложной, но замечательной судьбой. В светлом костюме, без наград, он прост и скромен. Но в то же время привлекает внимание его военная выправка и доброе лицо. Никогда не признаешь в нём начальника службы безопасности полётов в Арктике, полковника, заслуженного военного лётчика 1-го класса. Николай Викторович родился в 1953 году в Ярославской области, в 1974 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. До назначения начальником службы безопасности полётов был лётчиком-инструктором, командиром экипажа вертолётного звена, эскадрильи, заместителем командира отдельного вертолётного полка по воспитательной работе. Николай Викторович участвовал в боевых действиях в Афганистане и Чечне, вывез с поля боя сотни раненных бойцов. За боевые заслуги награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Мужества, медалью «За отвагу». Пырин — не просто летчик. Он лётчик от Бога.
Сейчас занимается общественной работой. В Клубе заслуженных военных лётчиков (штурманов), лётчиков — испытателей (штурманов-испытателей) Московского Дома ветеранов он в числе самых активных деятелей. Под руководством Председателя Клуба, одного из самых достойных и любимых учеников А.И. Покрышкина генерал-полковника авиации, заслуженного военного лётчика СССР Николая Ивановича Москвителева он активно занимается военно-патриотической работой, помогает семьям военных лётчиков, погибших в войнах и конфликтах при выполнении воинского долга.
Под шквал аплодисментов на полянке появились легендарные Галина Павловна Брок-Бельцова, штурман полка пикирующих бомбардировщиков, десятикратная абсолютная чемпионка Мира и Европы по высшему пилотажу Халидэ Хусяиновна Макагонова, космонавт Ирина Баяновна Соловьёва. С ними планеристка, мастер спорта международного класса Амина Шибаева и наши любимцы — Евгений Бобков, автор и исполнитель авиационных песен и Алла Сурич — солистка ансамбля «Золотые звёзды», Заслуженная артистка России.

В.Н. Фесенко, А. Крохин, С.П. Костылина, Г.П. Брок-Бельцова, Х.Х. Макагонова, Г.П. Скробова-Кошкина, Л.А. Полянская. Справа, подполковник А.А. Гордеев. Рядом с ним стоит Алла Сурич

В.Н. Фесенко, А. Крохин, С.П. Кастылина, Г.П. Брок-Бельцова, Х.Х. Макагонова, Г.П. Скробова-Кошкина, Л.А. Полянская. Справа, подполковник А.А. Гордеев. Рядом с ним стоит Алла Сурич

Существуют огромное множество теорий о происхождении человека, для начала можно вспомнить наиболее распространённую библейскую легенду об Адаме и Еве. А вот южноамериканские индейцы считают, что женщины сделаны из другого исходного материала, чем мужчины. По моим личным наблюдениям, огромное число женщин стремятся, вольно или невольно, связать свою судьбу с небом и, как максимум, с космосом. То, что женщины ещё и, в отличие от мужчин, отлично сложены и красивы, то можно предположить версию об их внеземном происхождении.
Я написал несколько статей о женщинах-авиаторах. Сейчас хочется ещё раз рассказать о моей давней знакомой, с которой мы время от времени встречаемся на различных мероприятиях, так или иначе относящихся к авиации, на Праздниках 2 мая или Дня Победы. Это не просто женщина авиатор, это – символ нашей Страны, символ мужества и любви к своей Родине, своему народу. Она мне как мать. Имя этой удивительной женщины – Галина Павловна Брок-Бельцова.

В.В.Путин поднял упавшую медаль и поздравил Г.П. Брок-Бельцову с Днём Победы

В.В.Путин поднял упавшую медаль и поздравил Г.П. Брок-Бельцову с Днём Победы

Галина Павловна Брок попала на фронт в 1944 году в полк, сформированный Героем Советского Союза Мариной Расковой. Туда она рвалась с первого дня войны. За время войны Брок-Бельцова успела совершить 31 боевой вылет, два из которых могли стать последними. В феврале ей исполнилось 93 года, но она помнит каждый свой полёт, всех своих однополчан и может часами рассказывать школьникам, молодым пилотам, друзьям о подвигах своих боевых подруг.
Семь лет назад Галина Павловна подарила мне свою книгу «По примеру Марины Расковой» — сборник воспоминаний женщин-авиаторов, участниц войны, рассказывающих правду о своей боевой жизни. Многих из авторов уже нет в живых, но они живы в наших сердцах. Новое и дополненное издание этой книги Галина Павловна подарила Лобненскому школьному Музею лётчиц-расковцев. Помню 9 мая, ожидая Галину Павловну с Парада на Красной площади в парке «Эрмитаж», увидел видеозапись репортажа с Парада Победы. Во время выступления Владимира Владимировича Путина у Галины Павловны отстегнулась одна медаль, куда-то закатилась и она никак не могла её найти. Путин заметил, где находится награда и после окончания речи подошёл, поднял и отдал медаль, пожав руку Ветерану.
Через час в парке, встречая Галину Павловну, я спросил:
— Галина Павловна, можно ли мне вас обнять и поздравить после Путина, — на что она, улыбаясь, ответила:
— Можно! — И мы трижды, по старому русскому обычаю обнялись и поздравили друг друга с Праздником.
Халидэ Хусяиновна Макагонова в 1980 году закончила МАИ им. Серго Орджоникидзе, факультет «Самолетостроение». С 1975 по 1992 годы член сборной команды СССР по высшему пилотажу, на многочисленных международных соревнованиях на пяти континентах завоёвывала только высшие награды. Как она сама говорила в одном из интервью: «Высший пилотаж — это очень тяжёлый вид спорта. Нужна хорошая физическая подготовка, выносливость, хорошая реакция, нужны знания по авиационным дисциплинам, чтобы понимать, что происходит с самолётом, когда мы отклоняем рули управления в ту или другую сторону. Быть готовым не только к победам, но и к поражениям, понимать, что они временные. А самое главное — любить этот вид спорта. И всегда ставить перед собой цели, которые чуть выше, чем доступные вам на сегодняшний день».
В 1996 году завершила обучение в Калужском авиационном училище. С 2004 года — президент общественной организации «Клуб женщин летных специальностей «Авиатриса», а с 2006 года избрана генеральным секретарём Федерации авиационного спорта России.
В 1998 году Халидэ Макагонова была организатором и участником (в качестве пилота) Российско-Американского перелёта, посвященного 60-летнему юбилею полёта по маршруту легендарного экипажа В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой: Москва – Дальний Восток.
Из Москвы вылетели два самолёта. Самолет Ан-2 пилотировала российская лётчица, летающая на Ту-154 Магаданских авиалиний, Наталья Ильинична Винокурова, вторым пилотом была американка — лётчик-любитель Никки Митчелл. С американской стороны она была инициатором этого перелёта.
На самолёте «Маул-5», принадлежавший лично Никки Митчелл, полетели американка Ронда Майлс и российская лётчица Халидэ Макагонова.
5 августа 1998 года самолёты прилетели в посёлок Осипенко (бывший посёлок Кэрби). Здесь состоялась торжественная встреча с жителями. Наши лётчицы проводили Никки и Ронду до Эвенска и на Ан-2 вернулись домой, а американки через Аляску вернулись к себе в Америку, то есть совершили кругосветный перелёт.
А на полянке продолжают звучать песни. После Вадима Муравьёва из Астрахани вышел на «сцену» военный ансамбль ВИА «Град» из дивизии особого назначения Чкаловского аэродрома. Привёз ансамбль подполковник Андрей Анатольевич Гордеев — заместитель командира воинской части по работе с личным составом.
В перерыве между отделениями прошла церемония награждения наших прославленных лётчиц медалями им. В.П. Чкалова, в ознаменование 80-летия знаменитого беспосадочного перелёта на самолёте «Родина», в составе командира – В.С. Гризодубовой, второго пилота – П.Д. Осипенко, штурмана М.М. Расковой. Награды получили Галина Петровна Скробова-Кошкина, штурман 1-го класса Людмила Александровна Полянская и Халидэ Хусяиновна Макагонова.

Награждение медалью им. В.П. Чкалова участниц перелётов

Награждение медалью им. В.П. Чкалова участниц перелётов

Пользуясь перерывом, Людмила Александровна Полянская пригласила нас в кафе «Космос» отметить её восьмидесятилетний юбилей. Стол был уже накрыт. Много в адрес юбиляра прозвучало добрых слов и пожеланий. Евгений Бобков пришёл с гитарой и спел своим приятным тембром множество своих песен. Женщины-авиатрисы любят Евгения, считают его своим вторым другом. Первое место отдали лётчику-испытателю, руководителю московского клуба Антуана де Сент Экзюпери Мстиславу Степановичу Листову.
Моими соседями за праздничным столом справа была Ирина Баяновна Соколова и Сергей Александрович Киселёв, слева Андрей Анатольевич Гордеев с семьёй. Напротив, моя коллега-планеристка Амина Шибаева – мастер спорта международного класса. Окончила МАИ и тридцать лет проработала в РКК имени С.П. Королёва.
Рядом с Аминой расположилась её подруга — Ольга Евгеньевна Борисова, также спортсменка планеристка, лётчица. Летала на самолётах ЯК-18А и ЯК-18П. Окончила МАИ. В настоящее время занимается обработкой лётных испытаний в ГЛИЦ ВВС имени В.П. Чкалова.
О каждой женщине можно бесконечно много рассказывать. Валентина Николаевна Фесенко спела песню редким меццо-сопрановым тембром, чем удивила даже бывалых старожил Звёздного городка. В песне, звучащей негромко для относительно небольшого помещения, она камерно, красиво и тонко передала голосом все эмоциональные краски текста. Валентина Николаевна давно поёт в ансамбле «Звёздный», но такого сольного исполнения от неё никто никогда не слышал.
Начинался третий этап конкурса, и мы возвратились на поляну. Сергей Брусницын исполнял песню «Притяжение звёздного пространства», его сменил ансамбль ВИА «Открытый космос», исполнители — Татьяна Назаренко-Матвеева, Юлия Курняко и Елена Колумбекова. Они спели песню «Ты была и ты есть». Их сменяли всё новые и новые исполнители.
День был необыкновенно тёплым, безветренным и безоблачным. Всё ещё ярко светило солнце, но и оно уже склонилось к горизонту.
Снова мы отправились в кафе «Космос» и снова слушали песни Евгения Бобкова и Аллы Сурич. Пили кто чай, а кто кофе, ели арбузы. Беседы, тосты и добрые пожелания продолжались, за столом находилась ещё одна юбиляр – Светлана Порфирьевна Кастылина. Галина Павловна подарила Ирине Баяновне Соколовой хрустальный колокольчик, а Галина Петровна Скробова вручила мне диск «Королева неба», посвящённый светлой памяти Марины Лаврентьевны Попович – лётчика-испытателя 1 класса, полковника-инженера, доктора технических наук, освоившей 40 типов самолётов и вертолётов, установившей 102 мировых рекорда, Героя Социалистического труда.
Прекрасно проведённый праздничный день в Звёздном городке заканчивался. На улице уже изрядно стемнело. Часы показывали девятый час вечера. Халидэ Макагонова предложила мне место в своей машине. Рядом расположились Людмила Александровна Полянская и Амина Шибаева. В субботний день, естественно не обошлось без небольших пробок. Мелькающий яркий свет от рекламных щитов на Щёлковском шоссе навевал лёгкую дремоту.
Вспомнилась недавняя поездка в Монино, в гости на дачу к легендарному лётчику дальней авиации, генерал-полковнику Василию Васильевичу Решетникову, Герою Советского Союза. Приехали мы к нему по предварительной договорённости. Возглавляла нашу небольшую делегацию замечательная женщина, писательница Калерия Васильевна Боброва. Всю свою сознательную жизнь она со своим отцом собирала биографические данные о первом дважды Герое Советского Союза Григории Пантелеевиче Кравченко и других лётчиках Героев. Последняя объёмная книга «Рождённые летать и сражаться» является бестселлером. Это фолиант о советских лётчиках – Героев авиации, защищавших в боях своё Отечество. Калерия Васильевна пришла со своей взрослой внучкой Ириной.
Второй частью нашей маленькой делегации была Лидия Владимировна Сикорская и я. Лидия Владимировна – внучатая племянница авиаконструктора И.И. Сикорского, хирург, писательница, поэтесса, путешественница, представитель детского клуба «Авиатор». Активна по жизни и неутомима в делах, занимается воспитательной работой в школах и лицеях.
Приехали мы на охраняемую территорию, нашли по указанному номеру дом. Калитка оказалась открытой. На территории дачи растут плодовые деревья, клумбы с цветами, во всём чувствовалась ухоженность и забота хозяина о своём участке.
До последнего момента не верилось, что вот сейчас я увижу, и буду разговаривать с исторической личностью, человеком, который в 1942 году, выполняя задание Верховного главнокомандующего, летал бомбить Ангербург. Он бомбил Берлин в ночь на 10 сентября 1942 года. Его дважды сбивали, но всё же добирался до своих. За период войны совершил 307 боевых вылетов. Рассказывал: « в те годы был молодой, чуть больше 20 лет, а на самолётах не было автопилотов и отопления, а организм выдерживал самые длительные полёты в любую погоду».
В 1959 году установил мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой 17150 км, проведя за штурвалом 20 часов. С 1969 по 1980 годы – командующий Дальней авиацией. С 1981 по 1986 годы – заместитель командующего ВВС Страны. В последний раз Василий Васильевич в возрасте 83 года управлял американским бомбардировщиком «Б-25» на Авиашоу в Монино в 2003 году.

В.В. Решетников, Л.В. Сикорская, К.В. Боброва и А.Н. Крохин

В.В. Решетников, Л.В. Сикорская, К.В. Боброва и А.Н. Крохин

Василий Васильевич встретил нас радушно, пригласил на веранду и сразу усадил за стол. Я осмотрелся, на стене размещалось множество фотографий разных периодов жизни нашего Героя, на холодильнике стоял макет учебно-тренировочного самолёта У-2, в углу, на лежанке стояли две гитары. Глядя на Василия Васильевича, никак не скажешь, что 23 декабря 2018 года ему исполнится 99 лет.
О чём только мы не говорили, Калерия Васильевна интересовалась техническими характеристиками фронтового бомбардировщика ТБ-3, его отличия от ИЛ-4, об особенностях скоростного бомбардировщика СБ, показывала фотографии, а Василий Васильевич подробно и терпеливо разъяснял различия и особенности той, или иной модификации.
Рассказывал о своих друзьях, с которыми воевал, о дружбе с поэтом Михаилом Светловым. Наизусть прочитал своё стихотворение, написанное в 1946 году и вариант с изменениями, который Светлов напечатал в своём журнале, улыбнулся и добавил: «Светлов мне тогда сказал, что рукопись – это чистейший родник, пока в нём не искупался редактор». Все засмеялись.
Лидию Сикорскую заинтересовала фотография молодых офицеров в рамке — морского капитан-лейтенанта и самого Василия Васильевича в лётной форме. Решетников подробно рассказал о своём друге детства Гене Каминском, как он на своём торпедном катере топил вражеские корабли в Чёрном море, и с которым он после войны дважды встречался совершенно случайно, один раз в Днепропетровске, а второй раз в Одессе, в магазине, куда он зашёл со своей женой. К сожалению, Геннадий Каминский погиб в Тихом океане. Во время встречи меня поражала его феноменальная память на события, на детали, живая и образная речь.
Доехали до Москвы, раздумья мои прервались. Вот и метро «Щёлковская». Мы вышли из машины, попрощались с Халидэ. На малом кольце метро разошлись в разные стороны. Людмила Александровна с рюкзачком вышла первая, затем вагон покинула Амина. Домой я попал только в полночь. Включил ноутбук, с камеры и фотоаппарата перенёс в компьютер около 400 фотографий, отснятых за этот день и около трёх часов видеозаписей. День, заполненный встречами и приятными впечатлениями, закончился. Осталась надежда на новые встречи и на мои новые очерки о людях, достойных нашей памяти, о друзьях к которым тянется душа, о встречах, где все рады общаться и друг другу.

© Copyright: Александр Крохин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Звёздам навстречу. Проза А. Крохина

  1. Людмила говорит:

    Александр Николаевич, Вы просто «кладезь» интересных историй! Какие личности уникальные, какая память у Вас превосходная!

    • Александр Крохин говорит:

      Спасибо! Память пока в норме, надеюсь до старческого маразма ещё далеко.

  2. Надежда Игнатенко говорит:

    Саша, мои поздравления с интереснейшей публикацией! Ты — молодец!!!

    • Александр Крохин говорит:

      Спасибо, Надя! Рад, что этот рассказ до Самары долетел!

      • Альбина говорит:

        Александр Николаевич, сколько интересных людей вы знаете! Ах, дух захватывает!
        Евгений Бобков участник литературного объединения «Московские окна» и мы встречались с ним на выступлениях литературного сообщества в парке Сокольники и в библиотеках Москвы.
        Он всегда приглашает послушать его песни, там где выступает)
        Спасибо за рассказ!

        • Александр Крохин говорит:

          Евгений Бобков — поющий авиатор, поэтому участвует почти во всех наших мероприятиях, также, как Елена Седова и Наталья Борискина, Заслуженная артистка РФ. Я с авиацией связан с 16 лет и за последующие 56 лет, естественно, оброс многочисленными друзьями не только в авиации, но и в искусстве, поэзии и литературы. Я благодарен судьбе знакомству с Вами, вы мне симпатичны как человек, как замечательная поэтесса.

          • Альбина говорит:

            Александр Николаевич я тоже очень благодарна всем сложившимся обстоятельствам нашего знакомства!

  3. Всеволод говорит:

    КАК ВСЕГДА — !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *