Феврали каждый год бывают разные, совсем не похожие друг на друга, В прошлом году февраль был относительно «тёплым», а уж в этом году выдался особенным, богатым на различные события, и не только природных.
Месяц начался с того, что Гидрометцентр России сообщил населению об объединившимися над Украиной балтийским и средиземноморским циклонами. Предупреждалось, что они принесут к конце недели в московский регион сильный снег с метелью, гололедицей, снежными заносами на дорогах.
Действительно, всё так и произошло. В субботу, 3 февраля, мощнейшие за всю историю метеонаблюдений снегопады (впервые за 146 лет метеонаблюдений в России) обрушили на Москву за последующие двое суток 125% месячной нормы осадков. Снегопад продолжался в течение недели.
От сильного ветра падали деревья, не выдержавшие тяжести льда и снега, повредив десятки автомобилей. Соответственно, происходили сбои в работе авиационного и наземного транспорта.
Многие учёные связывают климатические аномалии с взрывом нефтяной платформы Deepwater Horizon, произошедшем 20 апреля 2010 года, в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на месторождении Макондо. Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Разлив нефти продолжался 152 дня с 20 апреля по 19 сентября 2010 года, за это время из скважины в Мексиканский залив вытекло около 5 миллионов баррелей нефти.
Учёные проводившие специальные исследования отметили, что за два года Гольфстрим отклонился от прежнего направления на 800 километров и теперь вместо того, чтобы двигаться на северо-восток и отапливать Европу, теплое течение поворачивает на северо-запад в сторону Канады. Именно поэтому, начиная с 2012, в Канаде наступило аномальное потепление, зимой вместо морозов плюсовая температура и дожди.
Несмотря на небывалые для средней полосы снегопады, 9 февраля страна отметила 95-летие Гражданской авиации. В Лобне это событие в ДК Чайка праздновали особенно торжественно. В нашем городе живут уважаемые ветераны — авиаторы Н. Гроховский, М. Воротынов. Н. Кузнецов, Н. Мордовкин, Е. Пичугин, Б. Малышев, В. Нечаев, В. Вощенко, Н. Чудин и другие.
Особенно приятно было встретить знакомых пилотов и работников Шереметьевского аэропорта, пилота самолёта «Ан-24» Уретя Нину Анатольевну.
Песню о Лобне исполнил Почетный гражданин города Лобня, певец Владимир Губанов. Тёплыми словами приветствия вечер открыла почётный житель нашего города, бортпроводник с 1963 года, бессменный руководитель Клуба ветеранов лётных специальностей «Экипаж» Звягина Людмила Викторовна:
«Здравствуйте уважаемые ветераны аэрофлота, почётные гости и жители нашего города! «Экипаж» приветствует вас на борту корабля, кинотеатра «Чайка». Гражданскому воздушному флоту исполнилось 95 лет и сегодня 25-летний юбилей Клубу ветеранов лётного состава аэрофлота «Экипаж». Далее Людмила Викторовна рассказала об истории создания Клуба, пожелала всем крепкого здоровья, спокойствия, радости в сердцах и счастья в душах.
Ведущие вечера рассказали, как после окончания гражданской войны, в 1921 г. состоялся Всероссийский съезд работников Красного воздушного флота. В качестве первоочередной выдвигалась задача привлечения к строительству авиации широких народных масс. Резкой критике подверглись взгляды, сводившиеся к тому, что сейчас стране не до авиации. Подавляющее большинство участников съезда высказались за немедленное принятие мер по возрождению воздушного флота. Впоследствии значительная часть рекомендаций съезда была претворена в жизнь. В 1921 г. начались нерегулярные перевозки пассажиров и почты на авиалинии Москва — Харьков.
Однако оказалось, что все не так легко и просто, как думалось. Не было самолётов для перевозки гражданских лиц, а переделанные военные самолёты с мощными двигателями расходовали слишком много топлива, а стоимость билетов оказалась очень высокой.
Выяснилось также, что организация воздушных сообщений требует подготовительной работы. Нужно было создавать аэропорты, промежуточные посадочные площадки, службу связи, маяки и так далее. Так что первоначальные оптимистические предположения о быстром развитии воздушного сообщения не оправдались.
Важным событием явился принятый в 1921 г. декрет Совета Народных Комиссаров «О воздушных передвижениях». Он заложил основы воздушного законодательства, способствовал развитию гражданской авиации и её широкому применению в народном хозяйстве.
Военная авиация стала фундаментом развития гражданской авиации. В 1922 г. при Главном управлении воздушного флота была создана Инспекция гражданского воздушного флота.
9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны (уже СССР) принял постановление об организации при Главном управлении воздушного флота Совета по гражданской авиации. Постановление СТО об организации Совета законодательно закрепило гражданскую авиацию в качестве самостоятельной отрасли народного хозяйства страны. 9 февраля 1923 г. стало официальной датой рождения ГА СССР.
В том же году образовались первые авиатранспортные предприятия СССР. Это были общества с акционерным капиталом: «Добролет» – Российское общество добровольного воздушного флота, «Укрвоздухпуть» – в Украине и «Закавиа» – в Закавказье.
Почти одновременно с созданием авиатранспортного предприятия «Добролет» в 1923 г. была создана массовая общественная организация общесоюзного значения – «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ), а затем подобные общества были образованы в союзных республиках: Украине, Белоруссии, Азербайджане, Армении, Грузии. Организации и ячейки ОДВФ образовывались в городах и селах, на фабриках, заводах, в школах, воинских частях. ОДВФ в короткий срок стало одной из самых массовых общественных организаций. В 1927 г. в результате объединения ОДВФ с двумя другими обществами образовалась ещё более массовая и влиятельная организация – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (Осоавиахим), сыгравшая важную роль в развитии отечественной авиации.
В гражданскую авиацию поступало пополнение и из учебных заведений. Высококвалифицированные кадры для авиации готовило Московское высшее техническое училище. Среди его воспитанников всемирно известные ученые и конструкторы С.П. Королев, А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев, Б.С. Стечкин, В.Я. Климов, А.А. Микулин и другие. МВТУ стало родоначальником ряда других авиационных вузов, в частности, Московского авиационного института. Подготовка кадров высшей квалификации осуществлялась также Военно-воздушной академией им. Н.Е. Жуковского, часть выпускников направлялась в гражданский воздушный флот с зачислением в резерв Красной армии.
Инженеров для гражданской авиации выпускал с 1920 г. факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения, а также Киевский политехнический, Харьковский технологический и некоторые другие институты. Пилоты и авиатехники готовились в Московской, Ленинградской, Качинской, Борисоглебской, Оренбургской и Вольской авиационных школах. Важной ступенью в подготовке летных кадров без отрыва от производства стали школы спортивной авиации.
Рассматривая историю авиации в целом и отечественную авиацию в частности, сразу стоит отметить, что сегодня различают несколько видов авиации, в том числе, например, деловую и малую. Но самые значимые для большинства были и остаются все-таки
В 1932 году в Советском Союзе создаётся Главное Управление гражданского Воздушного флота «Аэрофлот». Новинки в разработках Алюминий шёл в основном на строительство судов военного флота. Андрей Туполев предложил решение – легкие алюминиевые сплавы для конструкции. Машины строили на основе военных самолётов. Например, АНТ-9 строился на базе «разведчика» Р-6. Другая популярная модификация АНТ-14 рассчитана на перевозку 36 пассажиров. В 1934 году появляется самый большой самолёт АНТ-20 на 72 пассажира. В размахе крыла машина имела больше 60 метров, весила 42 тонны. Построили ПС-124 на 64 пассажира. В 1932 г. был создан ХАИ-1 (самолет на фото ниже), первый скоростной самолёт – 300 км/час. Конструктор Иосиф Неман. Над скоростными гражданскими самолетами работали также Роберт Бартини и инженер Лявиль. Андрей Туполев построил скоростной самолёт на базе скоростного бомбардировщика, АНТ-35.
В 1938 г. советские инженеры, переработав чертежи американских пассажирских самолётов, создали ПС-84, переименованный в войну в Ли-2. К 1940 году было построено 150 аэропортов, протяжённость воздушных линий достигла 150 000 километров. Гражданская авиация в военные годы Во время войны гражданские самолёты в основном совершали рейсы для переброски солдат, обеспечения армии боеприпасами, заброски диверсантов и вывоза раненых. Скоро Ли-2 сменил Си-47. В 1945 г. в два раза по сравнению с довоенным временем увеличились гражданские перевозки. Создают Як-16, Ил-12, Ил-14. Эти машины прошли испытания в критических ситуациях, конструкторы предусмотрели работу судов на одном двигателе. Возросла скорость, дальность полёта и безопасность.
В 1947 году Олег Антонов создаёт знаменитый Ан-2. До девяностых годов «аннушки» перевезли более трехсот семидесяти миллионов пассажиров. В первый мирный год в Советском Союзе были построены первые лайнеры Ил-18 и ТУ-70, удобные и комфортные суда с отоплением, кухней и холодильниками. Они опередили свое время и оказались невостребованными. Но в 1955 году советские самолетостроители совершили революцию в гражданском флоте. Они первыми в мире разработали реактивный лайнер ТУ-104. Самолёты были оборудованы радиолокаторами и работали на керосине. Первый рейс состоялся пятнадцатого сентября 1956 года из Москвы в Иркутск, длительность чуть больше семи часов. История русской авиации начинает писать новую страницу.
11 июля 1967 года в аэропорту Шереметьево была образована самостоятельная служба бортпроводников. Во главе ее встала легендарная женщина Мария Николаевна Попова — командир ночного бомбардировщика из 46 –го женского полка, летчиц которого немцы прозвали «Ночными ведьмами». Лётчик-инструктор, до и после начала Великой Отечественной войны, Мария Николаевна подготовила немалое количество пилотов для фронта, и добилась разрешения самой отправиться на фронт воевать с фашистами. За годы войны совершила 640 боевых вылетов на ночные бомбометания врага. Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева в своей книге «Ласточки над фронтом», посвятила М.Н. Поповой главу «Такие трудные и долгие экзамены…». С любовью описывая её военные подвиги, отмечает:
«Смотрю на Марию Николаевну, теперь уже Попову, — такую женственную, мягкую и улыбчивую — и думаю: «Наверно, когда Маша проходит по тихим зеленым улочкам Лобни, никто, глядя на нее, не подумает, что это идет военный летчик, человек незаурядной смелости, выполнивший 640 полетов ночью».
Пилот лёгкого ночного бомбардировщика оказалась отличным руководителем и наставником в мирное время. Она лично беседовала с каждой девушкой, желающей работать на международных авиалиниях. Многие ветераны «Аэрофлота» добрым словом поминают свою первую начальницу.
В настоящее время Россия, традиционно считающая себя мировой авиационной державой, потеряла часть важнейших позиций и может столкнуться с реальной перспективой утраты научно-технической базы авиастроения и рынков авиаперевозок.
Теплится надежда, что наше государство начнёт снова развивать отечественное самолётостроение. Компания «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) начала производить самолёты Sukhoi Superjet. В Иркутске состоялась презентация нового российского среднемагистрального самолёта МС-21-300. Это знаковое событие, т.к. лайнер воплотил в себе все самые современные технологии самолётостроения – его композитные крылья, изготовлены по технологии, которая пока нигде в мировом авиастроении не применялась, а уровень комфорта для пассажиров сравним с комфортом широкофюзеляжных самолётов — диаметр его фюзеляжа больше, чем у прямых конкурентов — А320-321 и В737.
В 2016 году было принято решение о финансировании работ по возобновлению производства турбовинтового самолёта местных воздушных линий Ил-114-300 и широкофюзеляжного дальнемагистрального Ил-96-400М.
А концерт продолжался. На сцене командир Корабля «ИЛ-96» Игорь Сухов. Он исполнил песню «Сигнальные огни».
Со словами приветствия выступили: Первый заместитель главы города Куманова Анна Акимовна, Почётный гражданин города Лобня, композитор, директор кинотеатра «Чайка» Гридунов Вячеслав Васильевич, ветеран аэрофлота, инструктор авиационной школы Галина Архипова, заслуженный пилот России, командир корабля «ТУ-154» Сорбин Владимир Николаевич, Почётный работник культуры города Лобня, выдающийся деятель искусств, поэт, писатель Елена Фёдорова и другие.
Порадовал зал своей песней «Московское время» и песней, посвящённой ветеранам аэрофлота поэт и бард Дука Николай. Пела Екатерина Мирошниченко, а Галина Архипова вышла с гитарой и спела юмористическую песню «Я твоя полоса». Ансамбль народной песни «Тынды – Рынды» исполнил песни: «Я влюблён в тебя Россия, влюблён» и «Шереметьево под боком, до Москвы подать рукой». Выступили ансамбль танца «Карнавал» под руководством Заслуженного работника культуры Московской области Ольги Седовой, фольклорный ансамбль «То-да-Сё», фольклорный ансамбль «Покатигорошек» и «Клуб — тем кому за 40…» руководитель Почётный гражданин города Лобня Галина Журкина.
Вице-президент профсоюзов лётного состава России Вечирко Вилли Петрович поздравил всех с праздником и вручил знак «Полярник» Людмиле Викторовне Звягиной, за её первый пассажирский перелёт через Северный полюс в Америку.
Не прошло и двух недель, после празднования дня Аэрофлота, 22 февраля 2018 года в большом зале Центрального Дома литераторов прошла торжественная церемония вручения высоких гражданских наград «Общественное признание», которая проходила в рамках Общероссийского духовно — патриотического проекта «Нашим Героям» и была посвящена Дню защитника Отечества.
Кавалерами Высоких гражданских наград, в том числе, стали: легендарный советский разведчик, ветеран Второй мировой войны, Герой Российской Федерации Алексей Николаевич Ботян; Ветеран ВОВ, Герой Советского Союза, Ветеран Службы внешней разведки Сергей Дмитриевич Романовцев; Ветеран Службы внешней разведки, полковник Тонконог Анатолий Андреевич; советский и российский путешественник Фёдор Филиппович Конюхов; дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лётчик-космонавт СССР Владимир Александрович Джанибеков; генерал-лейтенант ФСБ России, Герой Российской Федерации Олег Михайлович Дуканов; командир 45-й отдельной гвардейской бригады специального назначения, Герой Российской Федерации, гвардии полковник Вадим Иванович Паньков; Начальник Управления подразделений полиции специального назначения Главного управления сил специального назначения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-майор полиции Владислав Александрович Ершов; Заместитель командира СОБР «Булат», участник боев за высоту легендарной 9 роты, полковник полиции Андрей Михайлович Медведев, генерал-майор МВД Валерий Евгеньевич Беев; поэт, прозаик, заслуженный работник культуры РФ, автор-составитель Антологии современной патриотической и военной песни России «Работайте, братья» Соколкин Сергей Юрьевич.
В кресле, рядом со мной сидел Герой России Задорожный Игорь Сергеевич, получивший общественную награду «Серебряный крест». 28 января 2003 года разведывательно-поисковой группе под командованием капитана И.Задорожного была поставлена задача обнаружения и уничтожения базы боевиков в районе населенного пукта Ялхой. В 11.50 база бандитов была обнаружена. Капитан Задорожный принял решение сковать боем обнаруженную бандгруппу и, вызвав огонь артиллерии, уничтожить её в базовом лагере.
В ходе вспыхнувшего боя стало ясно, что группа спецназовцев вступила в единоборство с хорошо подготовленной и многочисленной бандой. Учитывая сложность обстановки и возможность окружения разведывательно-поисковой группы, капитан И.Задорожный принял решение, с целью избежания потерь среди личного состава, основной группе покинуть место боя, а сам с двумя разведчиками выдвинулся к лагерю боевиков для корректировки огня артиллерии. Мощный огневой удар артиллерии нанес серьезные потери бандитам, дезорганизовал их оборону и управление. Остатки банды предприняли попытку выйти из зоны артиллерийского огня, но на пути их прорыва оказалась группа капитана И. Задорожного, которая вступила в бой, открыв автоматный огонь по прорывающейся группе бандитов.
В критический момент боя, когда боевики попытались окружить офицера и двух его подчиненных, Задорожный вызвал огонь артиллерии на себя. В результате точного артиллерийского огня бандиты были рассеяны, чудом оставшись в живых, получив тяжелую контузию, капитан И. Задорожный организовал преследование остатков бандгруппы. В ходе преследования отходящих бандитов произошел подрыв управляемого фугаса. Спасая подчиненного, капитан И. Задорожный закрыл его своим телом, в результате чего получил контузию и множественные тяжелые ранения. Бойцы из группы Задорожного сумели вынести с поля боя своего командира и доставить его в полевой госпиталь, где ему ампутировали обе ноги и правую руку. Ему было присвоено воинское звание майора. В отряде, где он продолжал служить, его называли вторым Маресьевым. В 2006 году Задорожный выступал на международном легкоатлетическом пробеге спортсменов-инвалидов в Нью-Йорке.
Вновь встретился с генерал-лейтенантом Александром Николаевичем Осипенко, заслуженным военным летчиком, прошедшим путь от курсанта Брянского аэроклуба до начальника управления подготовки и распределения кадров – член Военного совета Военно-воздушных сил Российской Федерации. Он написал книгу «В небесах летали одних…», 2011 г. Александр Николаевич родной племянник легендарной Полины Осипенко, совершившей беспосадочный перелёт в составе экипажа Марины Расковой и Валентины Гризодубовой по маршруту Москва – Дальний Восток.
Случай позволил мне познакомился с очень интересным человеком, Героем РФ полковником Магомедовым Дибиргаджи Гасановичем. Многие материалы о деятельности подразделения под командованием Д. Магомедова ещё не рассекречены. Но известно, что разведгруппа находилась на самых опасных участках: в Кизляре, Первомайском, Буйнакске… В задачи группы, кроме разведки, входило обезвреживание банд, предотвращение терактов, освобождение заложников, оборона населённых пунктов. Магомедов выполнял спецзадания по установлению местонахождения полевого командира Хайруллы, руководившего захватом Кизлярского роддома в январе 96-го года, по вытеснению из Дагестана бандформирований Хаттаба…
Группа Магомедова вела наблюдение за базой боевиков, расположенной в селе Кинхи, заняв позицию на горе Годобери. Для этого бойцам пришлось подниматься в гору 30 км с грузом под 80 кг на плечах. Рацией не пользовались, чтобы не быть обнаруженными, и с каждым донесением отправляли связного. Боевики высылали разведку (ведь Годобери – стратегический объект) и, наконец, выдвинулись к селу отрядом в 400 человек. Бойцы встретили боевиков шквальным огнем. Перебегая от орудия к орудию, рискуя жизнью, они меняли огневые точки, создавая эффект своей многочисленности. В итоге бандиты отступили, не предполагая, что им противостоят всего 13 человек.
Нос к носу, перед началом торжественного вечера, столкнулся со своим давним знакомым Листовым Мстиславом Степановичем, полковником, лётчиком-испытателем. Он так же, как и мой брат, закончил Балашовское высшее военное лётное училище, но чуть позже. Сейчас руководит Клубом и библиотекой им. Антуана де Сент Экзюпери в Москве, член Союза журналистов СССР и России, киносценарист, лауреат международных премий, президент Благотворительного фонда «Мир Сент-Экзюпери» в России; создатель Ассоциации «Экстремальное детство», которая помогает детям и родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Листов пригласил меня посетить его клуб и сказал, что 27 февраля будет встреча с интересными людьми. Я много раз бывал у Мстислава Степановича на различных мероприятиях, где действительно встречаются знаменитые люди нашей страны: полярники, космонавты, лётчики-испытатели, художники. Всего не перечислишь.
В назначенное время встреча состоялась с замечательным человеком, генерал-лейтенантом авиации, человеком, который достиг и Северный, и Южный полюса на своём вертолёте «МИ-8». Легендарная личность! Николай Фёдорович Гаврилов – Герой России, начальник Управления авиации Федеральной службы безопасности РФ.
С 1979 по 1987 гг. участвовал в боевых действиях в Афганистане. Авиация Пограничных войск наносила удары по базам душманов и прикрывала действия советских войск в приграничных районах Афганистана. Однако поскольку при этом вертолетчики Пограничных войск летали с аэродромов на советской территории, то они официально считались проходящими службу на территории СССР. Поэтому Николаю Гаврилову выпало воевать в Афганистане целых 7 лет, совершив более 2000 боевых вылетов. Летал на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-26.
Потом была Чечня, Осетия и ещё длинный список «горячих точек» и войн. Он 14 раз летал в горячие точки на вертолете вместе с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.
За проявленный героизм при выполнении специального задания Указом Президента РФ Николаю Федоровичу Гаврилову в 2002 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда»
Николай Гаврилов в рамках летно-тактического учения авиации ФСБ России доставил на самую высокую гору России Эльбрус (5642 м) генерала армии Николая Патрушева вместе с сотрудниками Центра специального назначения.
Жизнь этого человека вместила столько удивительного, невероятного, а подчас и просто невозможного, С детства, в сказках мы читали о былинных богатырях, витязях, и здесь вдруг понимаешь, что такие люди реальны, вот, рядом с тобой сидит человек, к нему можно подойти, поговорить, задать любые вопросы.
Н.Ф. Гаврилов и я пришли в клуб одними из первых. Постепенно зал стал наполняться людьми. И снова встречи с друзьями. Некоторых видел совсем недавно, например, Нину Анатольевну Уретя, командира корабля «АН-24». Рад был встретить Заслуженного военного летчика, героя Афганистана, полковника Рыжкова Валерия Петровича, Афанасьеву Тамару Кондратьеву – штурмана полярной авиации. На вертолёте «МИ-26» установила девять мировых и всесоюзных рекордов. Мастер спорта СССР. Штурман научно-спортивной экспедиции «Метелица», совершившей походы на лыжах по островам Северного Ледовитого Океана.
Татьяна Владимировна Маслова – мастер спорта по вертолётному спорту, также давний мой друг. Неутомимая труженица и общественный деятель Союза «Авиатриса», неизменно своим фотоаппаратом фиксирует для потомков всех и вся. Участвует в создании общенациональной фототеки «Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов» на интернет-портале «Большой Русский Альбом»,
Героя России Сергея Ивановича Нефёдова — космонавта-испытателя. То, что ему пришлось выполнять, не каждому человеку под силу. Сергей Иванович Нефедов проработал на 8-кратной нагрузке 17 минут — в это никто не верил ни в нашей стране, ни в мире. На 10-кратной нагрузке – 7 минут вместо 20 секунд, а на катастрофической перегрузке в 12 единиц – 2 минуты 45 секунд. Эти значения опасны для любого живого существа, поскольку может случиться непоправимое. Ещё есть один аспект, который характеризует результат испытания – те, кто за испытателя отвечает – не только инженерный, но и медицинский персонал были в полуобморочном состоянии.
Благодаря его наработкам и рекомендациям, космонавты намного легче адаптировались и переносили различные экстремальные факторы в космическом полёте. В 1997 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях, связанных с освоением космического пространства, Нефёдову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя РФ. Юрий Алексеевич Гагарин уважал Нефёдова за мужество. Однажды Гагарин спросил его: «Сереж, скажи честно – страшно?». Нефёдов ответил: «Юрий Алексеевич, нам, комсомольцам Советского Союза…», но соврать ему, конечно, не мог и рассказал, что действительно страшно. Как ребенок в тёмной комнате: преодолел или не преодолел. Гагарин засмеялся и говорит: «Сережа, запомни, страшно всем, но страх – такая великая движущая сила, ты себе не представляешь! Не преодолеешь эту черту, в состоянии трусости ты парализован, ты убьешь всё – и ракету, и коллектив, и бригаду, и себя. Наша задача преодолевать и достигать».
Вечер начался! М.С. Листов представил присутствующим в зале Николая Фёдоровича Гаврилова и предоставил слово для приветствия телевизионному ведущему, лётчику Леониду Якубовичу.
Леонид Аркадьевич рассказал о своих встречах с Гавриловым»: «Помню чеченскую кампанию и я с группой «Альфа» садимся в вертолёт. Командир подозвал меня в кабину и научил держаться за ручку управления. Но что делает с машиной этот человек в полёте, я не понимаю. Понимаю, что он делает, но повторить не могу. Это виртуоз своего дела. А когда услышал его позывной, у меня мурашки пробежали по коже и даже сейчас бегают. У него позывной «Маэстро»! Якубович рассказал о некоторых эпизодах афганской войны, в которой участвовал Николай Фёдорович, о посадках на вершинах гор и о полёте в Антарктиду и закончил свою речь словами: «Я счастлив от того, что судьба свела меня не только с Гавриловым. Я знаю, примерно, десять человек, не более, не считая моего отца. Я счастлив, что могу сказать ему о своём уважении, что горд и сейчас присутствую с таким легендарным человеком, с позывным «Маэстро».
Н.Ф. Гаврилов поблагодарил собравшихся за то, что, несмотря на плохую морозную погоду, в зале собрались его друзья. Напомнил, что был в этом зале, когда собрание было посвящено памяти космонавта Волка Игоря Петровича. Рассказал, не утаивая ни малейших деталей, как совершалась экспедиция в Антарктиду на вертолёте, какие трудности встречались им на пути. Антарктида – это не относительно ровный Северный полюс. Горы там достигают 5300 метров: «Здесь присутствует генерал-майор Соболев Андрей Николаевич, мой заместитель по лётной подготовке, участник этой экспедиции».
Первый посадочный пункт в Антарктиде была международная станция «Беллинсгаузен». Вот какие впечатления были у экипажей вертолётов: «Впервые выполнив вертолетный перелет из Южной Америки на станцию «Беллинсгаузен», мы увидели воодушевленные лица и счастливые глаза наших 18 полярников. Они с гордостью поглядывали на корейцев, японцев, чилийцев, всем своим видом показывая: наши прилетели! А межконтинентальный перелет из Южной Америки в Антарктиду через пролив Дрейка – тем более туда и обратно – на вертолетах никто никогда не выполнял».
Далее был показан 45-минутный фильм о полёте в Антарктиду и обратно, а Николай Фёдорович подробно комментировал особенности и смертельные опасности этого легендарного полёта. В основном, комментарии были обращены к молодым лётчикам, чтобы они не повторяли его ошибок.
На самом Южном полюсе находится американская станция «Амундсен-Скотт». Когда связались со стацией, то даже опытные полярники не поверили своим ушам, услышав наше радиосообщение. «Войдя в зону радиослышимости, мы на английском языке поприветствовали американских коллег. Сказали, что мы — экспедиция из России, имеем честь к вам прилететь на двух вертолетах. Они – давай переспрашивать: кто, куда, да зачем… Американцы замолчали на пять минут… Видимо, «переваривали» информацию решали, не шутит ли кто в эфире!», — вспоминает Н.Ф. Гаврилов.
Южный полюс. Высота 3150 м, температура минус 26° С. Американские полярники встретили экспедицию хорошо, была очень доброжелательная атмосфера. Николай Фёдорович трижды был на Северном полюсе. У полярников есть такая шутливая примета: «Кто подержится за символическую ось вращения, ему прощаются все грехи». Когда он объявил об этом на СП, немцы, поляки, французы и русские бросились подержаться за ось — на всякий случай, от греха подальше!
Очень много переживаний доставил обратный полёт на Южно-американский Континент:
«Вначале ещё было ничего, а во второй половине пути появился встречный ветер, более 100 км/час. Мы практически «висели» на одном месте и считали топливо… Страшно! Впервые, пожалуй, после «горячих точек» я осознавал: могу погибнуть. И ладно бы – один, но ведь два экипажа…», — признается Николай Гаврилов.
Был момент, когда фактически вертолеты уже падали в море — когда ветер достиг 180 километров в час. При скорости вертолета 200 км/час реальная путевая скорость составляла всего 20 км/час. Истекал уже восьмой час полета, топливо было на исходе, а тут еще ухудшилась видимость, начался дождь.
Неординарное, но единственно верное решение – выйти за облака до высоты в 5 тысяч метров. За счёт высоты надо было вырвать у смерти ещё несколько минут жизни. К счастью, на этом этапе полета топливо было уже почти выработано, вертолеты стали легкими. А на высоте экипажи вертолетов ждал штиль! Путевая скорость увеличилась до нормальной, и участники экспедиции благополучно достигли чилийского аэродрома.
После приземления Николай Фёдорович поцеловал левый блистер вертолёта. «В знак благодарности, что машина нас не подвела», — рассказал он.
После фильма многие выразили желание высказать Николаю Фёдоровичу искренние слова благодарности и уважения.
Вот таким знаменательным оказался для меня февраль 2018 года.
*Владимир Бадоевич в полёте открыл огонь из личного оружия по 9 террористам, пытавшихся захватить самолёт и направить его в Турцию. Самолёт приземлился в Тбилиси, а банда была частично уничтожена, другая часть арестована. Пассажиры были освобождены.
Аккаунт А. Крохина на Ютюб — видеосюжет: «Вечер в клубе А. де Сент-Экзюпери 27.02.2018».
© Copyright: Александр Крохин
Как всегда обстоятельно, со знанием всех подробностей событий, очень интересно. И как всегда восхищаюсь Вашей кипучей энергией, направленной на познание, участие во многих мероприятиях, поражаюсь, как Вы всё это успеваете! Желаю не сбавлять темпов и жить на всю катушку!!!
Какой у вас февраль получился — интересный, насыщеный событиями и встречами! Просто замечательно!
Спасибо за интересную статью, Александр Николаевич!
Спасибо! А вчера в 5-й школе состоялся концерт учащихся в честь Дня Победы. Были ветераны, в том числе четверо ладожцев. Журкина Г.П., Можаева Р.А, я и наш дорогой Владимир Владимирович Демьянов, чуть не написал Путин. Были представители администрации, культуры и др. общественных организаций. Выступили все, в том числе и я. Концерт был подготовлен основательно, пели военные песни. Я передал книгу Г.П.Брок-Бельцовой»Расковцы в небе фронтовом» , с её пожеланиями и подписью конкретно 5-й школе, а библиотеке школы подарил свои книги. Также был передан видеоролик беседы Галины Павловны с волонтёрами, воспитательное значение которого трудно оценить, а ведь ей уже идёт 94-й год. Ссылка на ролик:http://www.aviatrisa.ru/news.php?rowstart=0 Я его записал 09.05.2018 года. После концерта на аллее у школы, мы с учениками посадили сирень. Мне лично было интересно участвовать в этом мероприятии.