«На душе возвышенно…» Проза А. Янковой

На душе возвышенно, тревожно.
Я иду по тихому апрелю…
Пью весну по каплям, осторожно.
Жизнь люблю и только Богу верю…

С этих строк 1 апреля начался литературно-музыкальный вечер, который прошёл в библиотеке Посольства РФ в Монголии. И хотя волей обстоятельств я нахожусь уже не в Монголии, мне всё же хотелось рассказать об этой встрече.
Итак, наш вечер был посвящён весне и женщинам — женщинам творческим, ищущим, вдохновляющим, женщинам современным и женщинам серебряного века.
Сестры — Мария и Надежда Лохвицкие, Надежда Одоевцева и Нина Берберова… Их имена почти забыты… Но в свой — Серебряный век они блистали! Все красавицы, все хорошо образованы, поэтессы, писательницы, музы для многих знаменитых поэтов. Они прожили долгую, яркую жизнь, оставив после себя незабываемый след.
Звучала музыка в исполнении Светланы Николаевны Рыжовой и стихи Ирины Владимировны Одоевцевой — русской поэтессы и прозаика.
Она родилась в конце 19 века 1895 году, настоящее имя – Гейнике Ираида Густавовна.
Отец — присяжный поверенный, практиковавший в Риге. В 1914 переехал в Петербург. Стихи писала с детства. Первое выступление в печати в петроградской газете «Эхо» в 1918 году. Одоевцева называла себя ученицей Николая Гумилева. В сентябре 1921 вышла замуж за Георгия Иванова и в 1922 году эмигрировала через Ригу в Берлин.
Но это только сухая хроника…
Красивая, обаятельная, всегда со вкусом одетая, увенчанная «огромным бантом» — неотъемлемой деталью «поэтического имиджа», выглядевшая настолько юной, что и через пять лет после замужества блюстители порядка в казино сомневались в её совершеннолетии… Наверное, можно понять современников, которым было трудно воспринимать всерьёз поэта и прозаика Ирину Одоевцеву.
«Это Вы написали? Действительно, Вы? Вы сами?.. Простите, мне не верится, глядя на Вас», — повторял её будущий муж, поэт Георгий Иванов, услышав «Балладу о толчёном стекле». Дмитрий Мережковский, когда Одоевцева выступила с докладом в его литературном салоне «Зеленая лампа», признался: «Не ожидал…». А недвусмысленнее всех выразился Владимир Набоков, с которым она познакомилась в Нью-Йорке: «Такая хорошенькая, зачем она ещё пишет…»
Георгия Иванова Ирине Одоевцевой представил Николай Гумилев: «Самый молодой член цеха и самый остроумный, его называют «общественное мнение», он создаёт и губит репутации. Постарайтесь ему понравиться». «Первая ученица» выполнила совет Гумилёва и даже, можно сказать, перевыполнила. Она понравилась Иванову так сильно, что тот развёлся с первой женой. Иванов и Одоевцева поженились, прожив вместе 37 лет.
Весной 1987 года на волнах «перестройки» Одоевцева вернулась на берега Невы.
Мемуарами, которые были изданы огромным тиражом, зачитывалась вся Россия. Третья книга мемуаров – «На берегах Леты» – осталась недописанной.
Ирина Одоевцева скончалась 1990 года, в возрасте 95 лет.
И снова музыка и стихи Нины Берберовой…
Из всего обширного литературного наследия этой женщины – прозаического, поэтического, мемуарного, журналистского, драматургического, – лирику знают меньше всего. А ведь именно с этой лирикой она пришла записываться в гумилевскую студию, что и предопределило всю её дальнейшую бурную судьбу.
Её стихи оценивались по-разному. Гумилев и Ходасевич интересовались явно не ими, а ею. Правда, будь она немолода и некрасива, она таких стихов не написала бы – всё в них дышит силой, ещё носит следы того энергетического заряда, который она получила при рождении и, кажется, так и не истратила до конца за свои 92 года.
Нина Николаевна Берберова родилась в самом начале 20 века в Петербурге. Говорят, её дед был прототипом Обломова. Гончаров ездил к нему прорабатывать своего героя и однажды забыл чехол для очков, который стал для маленькой Нины любимой игрушкой.
Берберова уехала из России с Владиславом Ходасевичем в 1922 году, будучи младше него почти на 15 лет и навеки заразившись его высоким, одухотворенным цинизмом; она ушла от Ходасевича семь лет спустя.
Нина Берберова – автор знаменитых мемуаров “Курсив мой”, раздражающе смелого исследования собственной личности и судьбы в контексте XX века.
Нину Берберову с лёгкой руки Вознесенского часто называют “Мисс Серебряный век”: когда она выступала в Москве в 1989 году, держась удивительно бодро и естественно, было почти невозможно поверить, что она была последней, кого любил Гумилев, и первой, кто положил цветы в гроб Блока.
Её собеседниками были: Гиппиус и Мережковский, Куприн, Бунин, Цветаева, Набоков, Горький, Жаботинский, Милюков и Керенский.
В продолжение вечера были представлены сестры Лохвицкие.
В конце девятнадцатого века в семье известного адвоката Александра Лохвицкого и его жены Варвары, с разницей всего в два с половиной года, рождаются две дочери. Эти девочки, удивительно талантливые, ярким светом озарили литературную жизнь России начала 20 века. Старшая Мария (Мирра) Лохвицкая и младшая Надежда Лохвицкая – знаменитая Тэффи. Отношения Мирры и Надежды были непростыми. Яркая одарённость той и другой при очень небольшой разнице в возрасте привела скорее к взаимному отталкиванию, чем притяжению. В рассказах и воспоминаниях Тэффи нередки ощутимые «шпильки» в адрес покойной сестры. Но всё же, придавать им слишком большое значение было бы несправедливо. «Двуликая» Тэффи, смеющаяся и плачущая, и здесь верна себе. Её поэзия даёт некоторые образцы лирической грусти, содержащие узнаваемые реминисценции поэзии Мирры и явно навеянные воспоминаниями о ней. А в своем рассказе «Как я стала писательницей» вот, что она пишет о своём детстве:

«Помню, как сейчас: входит самая старшая сестра в нашу классную комнату и говорит:
— Зуб заострился, режет язык.
Другая сестра уловила в этой фразе стихотворный размер, подхватывает:
— К этакой боли я не привык.
Тотчас все настраиваются, оживляются.
— Можно бы воском его залечить,
Но, как же я буду горячее пить? —
спрашивает чей-то голос.
— И как же я буду говядину жрать? — раздается из другого угла.
— Ведь не обязаны все меня ждать! — заканчивает тоненький голосок младшей сестры.
Стихи сочиняли мы все. Конечно, и я».

Мирра Лохвицкая к концу 1890-х годов достигшая творческого пика и массового признания, вскоре после смерти была практически забыта. В 1980—1990-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился; некоторые исследователи считают её основоположницей русской «женской поэзии» XX века, открывшей путь А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.
«Это счастье — сладострастье …» Эти строки девизом прошли через всю жизнь Мирры Лохвицкой.
В её стихах любовь проходит путь от еле уловимого зарождения до бурных всплесков чувств. Её любовные стихотворения растворены в музыкальной стихии. Поток рифм, образов, сюжетов плавно перетекает из одной темы в другую. Читая строки, будто растворяешься и подчиняешься этому течению, забывая об окружающем.
Действительно, по единодушному свидетельству мемуаристов, несмотря на «смелость» своей любовной лирики, в жизни Лохвицкая была «самой целомудренной замужней дамой Петербурга», верной женой и добродетельной матерью (у неё было 5 сыновей). Стихов, обращённых к детям, у неё немного, но они составляют неотъемлемую часть её поэтического наследия.

Михаил мой – бравый воин,
Крепок в жизненном бою,
Говорлив и беспокоен,
Отравляет жизнь мою.

Мой Женюшка – мальчик ясный,
Мой исправленный портрет,
С волей маминой согласный,
Неизбежный, как поэт.

Мой Володя суеверный,
Любит спорить без конца,
Но учтивостью примерной
Покоряет все сердца.

Измаил мой – сын Востока,
Шелест пальмовых вершин,
Целый день он спит глубоко,
Ночью бодрствует один.

Но и почести и славу
Пусть отвергну я скорей,
Чем отдам свою араву:
Четырех богатырей!

А вот и образ другой сестры: вряд ли кто из русских писателей или писательниц начала прошлого столетия мог похвастаться тем, что наслаждался вкусом шоколадных конфет с собственным именем и красочным портретом на обертке.
Это могла быть только Тэффи. В девичестве Надежда Лохвицкая (как было сказано ранее, младшая сестра Мирры Лохвицкой,) обладающая редким даром подмечать смешные моменты в обыденной жизни людей и талантливо обыгрывать их в своих рассказах-миниатюрах. Тэффи гордилась тем, что могла дарить людям смех, который в её глазах был равноценен куску хлеба, поданному нищему.
Всероссийская слава обрушилась на неё после выхода в свет двух томов «Юмористических рассказов». Сам император Николай – II-й гордился таким самородком своей империи.
Родилась она в северной столице Российской империи весной 1872 года в дворянской семье, увлекающейся литературой. С юных лет Надежда писала стихи и рассказы, а в 1907 году, чтобы привлечь удачу, взяла псевдоним Тэффи.
Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже.
Надежда Александровна дожила до 80 лет. Она покинула мир, в её восприятии смешной и одновременно трагичный, 6 октября 1952 года, оставив потомкам огромное количество изумительных стихов, рассказов, пьес.
Мы с детьми подготовили инсценировку по мотивам её рассказа. Рассказ небольшой, юмористический, хотелось бы, чтобы и вы, дорогие читатели, познакомились с ним.
Мы познакомили наших гостей с четырьмя талантливейшими женщинами 19-го века.
Но на этом вечере звучали и стихи современных женщин — поэтов. Трудно пройти мимо творчества Ларисы Рубальской, искромётный юмор которой пронизан женской красотой:

Я бываю такая разная –
То капризная, то прекрасная,
То страшилище опупенное,
То красавица – мисс Вселенная,
То покладиста, то с характером,
то молчу, то ругаюсь матерно,
то в горящие избы на лошади,
то отчаянно требую помощи,
дверью хлопну – расставлю все точки,
то ласкаюсь пушистым комочком,
то люблю и тотчас ненавижу,
то боюсь высоты, но на крышу
выхожу погулять тёмной ночкой,
то жена, то примерная дочка,
то смеюсь, то рыдаю белугой,
то мирюсь, то ругаюсь с подругой.
Не больна я, не в психике трещина…
Просто Я – стопроцентная ЖЕНЩИНА!!

Ещё одна наша современница Вера Павлова начала писать в 20 лет. Лауреат Литературной премии имени Аполлона Григорьева в 2000 году. Прозвучали на этом вечере и её стихи. А так же, я с удовольствием познакомила слушателей с творчеством наших «ладожцев»: Евгении Шаровой и Галины Мамонтовой! Я прочитала и несколько своих стихотворений. Прозвучали два стихотворения, посвященные Светлане Рыжовой, написанные её сестрой ещё в юности.
Вечер вели Татьяна Постигова и я, Альбина Янкова. Встреча получилась яркая и позитивная. По окончании вечера было традиционное чаепитие.

© Copyright: Альбина Янкова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев: «На душе возвышенно…» Проза А. Янковой

  1. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Прекрасная статья, Альбина!

  2. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Несколько смущает эпиграф…
    «На душе возвышенно, тревожно.
    Я иду по тихому апрелю…
    Пью весну по каплям, осторожно.
    Жизнь люблю…» — замечательно!
    «и ТОЛЬКО Богу верю»
    Настроение возвышенное, апрель, весна, любовь к жизни и — противопоставление этой самой жизни: ТОЛЬКО! Вроде, к остальному недоверие, вроде, как разочаровали человека, но он выше всего остального, идёт весь такой восторженный, поднялся над суетой… Только он, только апрель, только Бог…

    • Альбина говорит:

      Светочка! Спасибо большое за отклик на мою статью! Эпиграфом взяли строки из стихотворения современной поэтессы Аллы Войцеховской. Само ее творчество на этом вечере не стали освещать, но четыре строки очень хорошо отразили наши чаяния и искания в современной поэзии и в поэзии серебряного века)

  3. Лариса говорит:

    Присоединяюсь к Светлане. Как много интересных имён хранит русская литература и история!…

    • Альбина говорит:

      Лариса, а сколько ещё имён хотелось вспомнить, но решили не слишком перегружать вечер и так 1,5 часа думаю достаточно чтобы полученная информация позитивно отразилась на всех присутствующих)

  4. admin говорит:

    Алечка! Спасибо тебе за интересный рассказ! И, что характерно — и тут Рига возникла!
    Молодцы, что провели такой чудесный вечер. И… спасибо тебе за то, что мои и Галины стихи прозвучали в далёкой Монголии! Приятно)))

    • Альбина говорит:

      Женечка! Когда писала сценарий сразу подумала, как вот все сплетено в этом мире и Рига тут как тут)))

  5. елена николаевна борисова говорит:

    Альбина, очень понравился Ваш очерк! Что-то я знала, но многое Вы мне открыли, о чём-то кстати напомнили. Интересно, действительно интересно. Поздравляю Вас с удачно проведённым Поэтическим Вечером, — это очередная вспышка просвещения и постижения прекрасного в суетном мире забот и тревог.

    • Альбина говорит:

      Спасибо ,Елена за отклик! Вы знаете пройдет какое то время и если такой вечер провести ещё раз, будет так же интересно… Мы так устроены, что что то забываем и позже воспринимаем все по новому!
      Спасибо ,Вам за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *