Карта. Проза Ю. Петрова

В период блокады Ленинграда зимой 1941 – 1942 года наша семья жила на Васильевском острове в доме дореволюционной постройки, расположенном на 14-й линии вблизи Малого проспекта. В это тяжёлое время, время трескучих морозов и голода, к нам часто заходил дальний родственник по материнской линии, русский умелец и знаток уральских самоцветов по фамилии Пивоваров, который работал в одной из мастерских Эрмитажа над выполнением государственного заказа – географической карты Советского Союза, сделанной из наклеенных на неё уральских самоцветов. Заказ был сложным и ответственным, и забегая вперёд, хочу сказать, что главным специалистам и руководителю заказа по исполнении его была присуждена Сталинская премия!
Вполне возможно, что карта сохранилась и лежит где-то в запасниках Эрмитажа. Мой родственник охотно и часто рассказывал об уральских самоцветах. Для него такие камни, как малахит, изумруд, корунд, карборунд, агат, были словно живые существа, и мне казалось, что он понимал их внутренний мир. Его увлечение самоцветами помогало ему как художнику найти точное место того или иного камня на карте. И я порой чувствовал алмазную твёрдость его точных, убедительных фраз в искрящихся глубоких глазах. И в этот миг я был уверен в том, что нет замены этому мастерству в порученной ему ответственной работе. Да он никогда и не думал о своей замене потому, что сам был, как драгоценный камень в ожерелье мастеров, которому было отведено особое место.
Через три недели мой родственник вновь зашёл к нам и радостно сказал, что огромный труд завершён. Я хотел было спросить его, можно ли увидеть этот шедевр, но он жестом остановил мой вопрос. Эту карту в то время могли увидеть только большие руководители. В послевоенные годы я несколько раз посещал Эрмитаж, но мне так и не удалось увидеть это прекрасное творение, хотя слышал, что специалисты давали ему высокую оценку.

© Copyright: Юрий Петров

О судьбе карты можно прочитать ЗДЕСЬ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Карта. Проза Ю. Петрова

  1. Евграф говорит:

    Женя, спасибо тебе огромное за такое яркое, удивительное дополнение к рассказу Юрия Васильевича! Видимо тебя заинтересовал сам факт существования этой карты и ты, благодаря интернету, проделала полезную, интересную работу — нашла такой прекрасный материал. Даже на фотографиях эти работы советских, русских мастеров выглядят грандиозно.
    Е.Р.

    • admin говорит:

      Я просто помнила об этом рассказе Юрия Васильевича, а тут ещё и вспомнила, что подобная, но всё-таки другая карта имеется в Минералогическом музее им. Ферсмана в Москве. Посмотрела про неё (про московскую) — точно, не та… А тут и вот нашлось то самое дополнение именно о ТОЙ САМОЙ карте, ссылку на которое я и дала. Кстати, рекомендую при случае посетить музей в Москве — очень интересно! Мы там, помнится, зависли часа на три — было не оторваться и хотелось каждый экспонат рассматривать и рассматривать!
      Так что рассказ стал катализатором к поиску информации — однозначно!
      Спасибо Юрию Васильевичу!

  2. Людмила говорит:

    Видимо, карта все же не была завершена в довоенные годы, раз во время блокады велась работа. Очень интересная информация, никогда о такой карте не слышала!

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Да, крайне интересный дуэт получился у вас, милые Женечки!Спасибо огромное за доставленные приятные познавательные моменты. Впечатлила публикация!Обязательно побываю в Минералогическом музее. К вопросу о тесноте мира: как же всё взаимосвязано в нём!
    Здорово, девушки!

  4. Всеволод говорит:

    Да, материал великолепный! Действительно, спасибо ЖЕНЕЧКАМ! А мне он —
    особенно близок, как геологу. Конечно же, я знал о существовании этой удивительной карты, из минералов. И знал, практически, о каждом из них. Так, к примеру, государственная граница страны была составлена из родонита. Каждый и сегодня может увидеть, и даже, потрогать этот чудесный уральский камешек, которым облицованы колонны станции метро «Маяковская». Каюсь: лет 70 тому назад, я не мог удержаться, чтобы не отковырнуть пластинку, себе на память. Правда, совесть, всё же, меня заела, и я «посадил» её на цементный раствор, на прежнее место. И теперь, когда бываю там, непременно подхожу, чтобы погладить, поздороваться… И здесь нет ничего удивительного: камни для меня, как и вся природа, — живые существа. А великолепное разнообразие, в частности, минералов можно увидеть в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана (с 1917 по 1945 годы он возглавлял его), о котором говорилось выше. Советую почитать его увлекательные, познавательные, книги: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия»,»Воспоминание о камне» и другие. Так, в последней, говоря о русских резчиках по камню, Александр Евгеньевич называет имя и моего предка Прокопия (Прокофия) Васильевича Кузнецова . А самого учёного часто называли «Поэтом камня». В Москве, в районе станции метро «Академическая», находится улица Ферсмана. Выдающимся был и его родитель: Евгений Александрович. С 1905 по 1908 годы он возглавлял Александровское военное училище (в чине — генерал-майора, генерал-лейтенанта). И как тут не упомянуть об очередных совпадениях. С 1909 по 1917 годы начальником Училища состоял Геништа Николай Иванович. А его сын, Лев Николаевич, талантливый проектировщик, долгие годы, рука об руку, работал и дружил с моим родителем, главным архитектором проектного института. И оба были удостоены, в начале 50-х, Сталинской премии (в тоже время, когда и А.Е.Ферсман) — за изобретение «Большепролётной шедовой конструкции» (на её основе строят сейчас стадионы и заводские цеха). И вместе они проектировали Комбинат искусственного волокна в Болгарии, в городе Свищов…

  5. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Прекрасное дополнение, Всеволод Михайлович!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *