«Мы живем, чтобы жить…»: полвека с Лобней Анатолия Капустина. Статья Е. Ратниковой

Анатолий Алексеевич Капустин родился в Московской области, в рабочем поселке Куровское (сейчас это город), в многодетной семье. Всю жизнь он живет в Подмосковье: сначала в Куровском, а с 1968 года и по настоящее время — в Лобне,

Где царство птиц с оттенками подвидов,
С таким задорным посвистом скворцов,
Где в Мышецком творил Денис Давыдов
И храм в Киово строил Воронцов.

За это время Анатолию Алексеевичу довелось заниматься многими важными, ответственными делами: машинист электрокрана, слесарь, сварщик (со временем — главный сварщик Лианозовского электромеханического завода), корреспондент газеты, главный режиссер культурного центра в Долгопрудном… Сложная, насыщенная жизнь. Но с самого детства важной частью этой жизни, при всей ее разносторонности, была и остается поэзия. Стихи, как признается Анатолий Алексеевич, он начал писать со школьного возраста, и продолжал это делать на протяжении всех прожитых лет. После неудачных попыток опубликоваться несколько раз бросал творчество, но неизменно начинал писать снова. Сейчас поэт признан и любим своими читателями, имеет опыт выступлений во многих библиотеках Подмосковья и Москвы, отмечен большим количеством поэтических премий. В 2004 году он стал лауреатом Московской областной литературной премии им. Роберта Рождественского, в 2005 — Всероссийской премии им. Н.М. Рубцова, в 2006 году — членом Союза журналистов России и членом-корреспондентом МАНЭБ, в 2007 — действительным членом МАНЭБ по секции «Культура».
Чем же так привлекают его стихи, отмеченные столь громкими наградами (которых у Анатолия Алексеевича, конечно, намного больше, чем озвучено здесь)? Как пишет в своем предисловии к сборнику поэта Лев Котюков, «поначалу может показаться, что поэтический мир Анатолия Капустина наивен и прост, если не простоват. Да, есть в его стихах наивность, и в больших количествах. Но это именно та светлая наивность, которой пронизано наше детство, которая остается с нами до конца, как дар Божий». Поэзия Капустина действительно проста и искренна, он пишет только о том, что действительно видит и чувствует сам, но именно поэтому его строки, такие, казалось бы, простые, привлекают и дают радость сопричастия каждой внимательной душе. Есть чувства и мысли, знакомые каждому — и вот поэт напоминает нам о них:

Эту боль не унять.
В жизни катится все по спирали.
Кто-то в вечности канет, а кто-то рождается вновь.
Как все это понять?!
Мы так много еще не сказали:
Почему мы уходим, а здравствует вечно любовь?

В то же время у каждого человека — свой уникальный опыт, свое уникальное физическое местопребывание, свой путь в работе, жизни, взаимоотношениях с другими… В этих стихах мы видим личность конкретного поэта — вот он, перед нами:

Войну я знал совсем не понаслышке.
На фронте не был — не моя вина.
Но нас тогда непризнанных мальчишек
Захлестывала буднями война…

И еще:

А жизнь меня ковала, как металл,
Тяжелой целиною Казахстана,
Где я стога пшеничные взметал,
Валился с ног у полевого стана.

Я столько матч с антеннами сварил
В краю, где пляшут северные ветры,
Наверно, от Печоры до Курил
Пешком измерив эти километры.

Конечно, важное место в поэтическом мире Анатолия Капустина занимают подмосковные пейзажи, виденные им на протяжении всей жизни. Разумеется, это далеко не всегда стихи именно о природе, но природа в его стихах — вовсе не фон, а такой же действующий персонаж, как и люди.

Столетний дуб, готовый распуститься,
Застыл, раскинув ветви, как рога.
Черемух подвенечный цвет кустится.
Река с ворчанием входит в берега…

…А я на лыжах в упоение
Брожу по лобненским полям,
И жизнь моя, как сновиденье
С морозом легким пополам…

В один из светлых, солнечных дней мы с Анатолием Алексеевичем встретились поговорить: о творчестве, жизненном пути, главных ориентирах и важных воспоминаниях.

— Анатолий Алексеевич, сейчас Вы — признанный и уважаемый многими жителями Подмосковья автор, выпустивший сборники стихов, прозы, много публиковавшийся в периодике. Думаю, читателям было бы интересно узнать, как Вы начинали, как заинтересовались литературой. В каком примерно возрасте Вы стали писать стихи? Кто поддерживал Вас в Вашем стремлении к литературным успехам? Наверное, в многодетной семье, даже будучи довольно взрослым, посвящать периодически некоторое время своим собственным занятиям непросто…
— В школе я хорошо умел излагать свои мысли, писать сочинения. Моя учительница начальных классов, Мария Петровна, заметила это, помогала мне, когда требовалось. Я писал забавные стихи и прозаические тексты для школьной стенгазеты. Еще я много читал, запоем. Включал по ночам свет и читал, за что меня ругали — электричество стоило дорого. В семье как-то спокойно относились к моим литературным опытам, всерьез не воспринимали, жизнь тяжелая была у нас.
А вот первая серьезная моя публикация появилась во время армейской службы, в центральной газете советских войск в ГДР «Советская армия». Во время службы я много участвовал в самодеятельности, победил в конкурсе чтецов, за что меня даже отпустили в отпуск домой на несколько дней. В эти годы было много впечатлений. Например, меня поразили публикации о неизвестном поэте-узнике из нацистского лагеря Заксенхаусен, и я написал о нем стихи.

— Есть ли у Вас учителя в сфере литературы? Вдохновлялись ли Вы книгами, или были люди, которые помогали Вам, объясняли что-то, советовали нужные книги и учили работе над текстом?
— Я всегда хотел серьезно учиться творческой работе, так как это было важно для меня. Узнал о литобъединении в подмосковных Мытищах, стал туда ездить, но это было очень далеко, трудно, в итоге хватило меня раза на три, не больше. Стал читать теоретические книги о том, как писать стихи, старался даже тренироваться по этим правилам. Потом познакомился с В.А. Потиевским, заместителем руководителя Международного сообщества писательских союзов. Принес стихи на публикацию, а он заинтересовался ими и стал помогать мне. Мы договаривались, я приезжал к нему заниматься литературным мастерством; в целом он очень много объяснял практических вещей, делал маленькие, но всегда конкретные замечания. Вторым моим учителем стал Л.К. Котюков, от него я перенял строй стиха, его структуру и стилистику. Вообще я всегда очень хорошо запоминал и впитывал то, что мне говорили, не обижался на критику, если она была справедливой, по делу. Я любил учиться и был благодарен за учебу. В прозе для меня много сделал Ю.А. Кувалдин, напечатавший сборник моих рассказов «Куровское-Лобня».

— Долгие годы Вашей верной спутницей, товарищем и вдохновительницей была супруга. Я помню, каким хорошим, теплым, открытым человеком она была, с какой любовью встречала гостей, помогала в организации Ваших вечеров и выступлений… Расскажите историю вашего знакомства. Как вам удалось на протяжении стольких лет сохранять такую трепетную, искреннюю любовь друг к другу?
— Мы прожили вместе 55 лет. Я обратил внимание на свою будущую супругу еще в детстве, а предложение сделал, когда пришел из армии. На самом деле, никто так искренне, так серьезно не верил в меня как поэта и человека, как она. Братьям и сестрам, как я уже говорил, было не до стихов. Друзья занимались своими делами. А Нелли понимала, что это все для меня очень важно, и она меня поддерживала, помогала как только умела, старалась сгладить неприятные впечатления, не мешала, не прерывала. Я много стихов посвятил своей любимой, она очень хороший человек…

— Вы живете в Лобне много лет, за это время, конечно, город стал для Вас родным. Лобня описана в Ваших стихах и прозе. Расскажите, пожалуйста, как Вы приехали сюда, как прошло Ваше первое знакомство с городом? Есть ли какое-то яркое воспоминание первых дней в Лобне, может быть, месяцев или даже лет?
— Многое, конечно, я могу вспомнить. Приехал сюда по обмену: изначально работал на монтажном заводе Куровское-Овсюнино, это не самое оживленное место, мягко говоря. А мне хотелось учиться, иметь культурный досуг. И я поменялся квартирами с другим человеком, которому надо было обязательно жить рядом с Овсюниным — у него там были родственники, которых нельзя было оставлять надолго. Я был рад, конечно, хотя поначалу было тяжело: прошло полтора месяца, пока смог устроиться инженером на завод в Долгопрудном. Эти полтора месяца я работал грузчиком на фабрике по изготовлению мебели.
Еще из первых впечатлений — волейбольные матчи на стадионе, куда съезжались команды отовсюду. А так много всего было и есть.

— Есть ли у Вас творческие планы на ближайшее будущее, которыми Вы можете поделиться? Какие темы Вас сейчас интересуют как автора?
— Хочу издать диск песен <многие стихотворения Анатолия Алексеевича стали известными песнями. — Е.Р.>, подготовил очередную книгу. Пишу, планирую выступать и издаваться.

— Есть ли современные авторы, за творчеством которых Вы следите и читаете их публикации с интересом? Какую книгу Вы читали недавно (необязательно поэтическую) — и можете порекомендовать ее своим друзьям к прочтению?
— Сейчас я интересуюсь в основном книгами о Великой Отечественной войне, любыми — художественными, научными, мемуарами… Читаю все на эту тему. А из современных поэтов мне нравятся Сергей Соколовский, Лидия Рыбакова.

— Что Вы могли бы посоветовать нынешним молодым поэтам, которые только начинают заниматься творчеством и пока не знают, насколько далеко их занятия могут зайти?
— Я могу посоветовать учиться. Мне в свое время очень не хватало учебы в этом направлении. Важно быть специалистом в том, чем ты занимаешься. Важно обращаться за помощью, когда начинаешь писать стихи или прозу, обычно старшие не отказывают. Сейчас я мог бы, например, и сам помогать другим: объяснять, в чем ошибки, править, рассказывать… Еще важно читать словари — чтобы употреблять слова не как придется, а в строгом соответствии с их правильным значением. Я сам всегда тщательно проверяю значение какого-то слова, в котором не уверен. К тому же, в словарях много слов небанальных, интересных, которые могут здорово обогатить поэтическую речь.

© Copyright: Екатерина Ратникова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: «Мы живем, чтобы жить…»: полвека с Лобней Анатолия Капустина. Статья Е. Ратниковой

  1. admin говорит:

    Мне очень понравились стихи Анатолия Алексеевича. Они образные, интересные, душевные… И технически — браво автору!
    Мне пока, увы, не предоставилась возможность познакомиться с ним лично, надеюсь по возвращении знакомство состоится!
    И, кстати, я разделяю симпатии Анатолия Алексеевича к такому чудесному поэту, как Лидочка Рыбакова — чудесная, обаятельная женщина, великолепный поэт и человек, с которым просто, легко и очень приятно общаться!)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *