Пишут друзья. Чудо, воплощённое на сцене. Статья Е. Борисовой

«Велик тот артист, который заставляет
зрителей забыть о деталях».

Сара Бернар (1844–1923), французская актриса

«Теперь подумай: вот пианино. Начало клавиш. Клавиш конец. Восемь десятков и восемь их, знаешь, никто не посмеет оспорить это. Положен конец им. А ты бесконечен, внутри этих клавиш, и музыка, что ты играть умеешь, она бесконечна. Всего их восемь и восемь десятков. А ты бесконечен. Мне нравится это. Так можно жить».
Александр Барикко. 1900. Легенда о пианисте (Новеченто)

Зарисовка-воспоминание о Литературной гостиной «Есть глаза у всех цветов»

16 июня 2017 г. мною было выполнено давно задуманное творческое намерение: проведена Литературная гостиная с участием Владимира Жукова. Не менее всего прочего, я испытываю чувство радости оттого, что с творчеством этого удивительного, превосходного драматического актёра познакомилась та зрительская аудитория, которая на спектакли МДТ «Турандот», с вероятностью 99% , не попадёт. И пусть люди, столь охотно посещающие библиотечные Вечера, даже не пытаются этот факт отрицать. Большинство людей традиционно признают «театром» лишь то, хорошо известное им, действо «мастодонтов» театрального мирка Москвы, к которому они были приобщены в 1960-80-е годы. Деятельность театров и студий, сравнительно недавно родившихся в отечественном искусстве и не имеющих в своих труппах «громких имён», предсказуемо не является для подавляющего большинства потенциальных зрителей интересной. Отсутствие таких привычных деталей театрального антуража, как величественная сцена, бархатные кулисы, обилие реквизита и т.п., попросту пугают «традиционного зрителя»: им так и мерещится непредсказуемость, авангард, абстракционизм, надругательство над классикой и прочая абракадабра. Спорить не стану: бывает и такое на современной сцене. Ещё И. Ильф и Е. Петров в «12 стульях» сатирически представили убожество постановки «Женитьбы» Н.В. Гоголя, наспех созданной силами бездарной бродячей труппы, которая превратила прелестную комическую драму в ужасающий фарс (напомню: Агафья Тихоновна в цирковом трико ходила по проволоке…).
Уверяю – подобных аналогий с МДТ «Турандот» не существует в природе! Что касается самого В.Ю. Жукова – этот человек, родившийся для театра, наделён природным чутьём на истинное, настоящее, без примеси фальши и наигранности… Воплощая на сцене «Турандот» современные пьесы, Жуков понятен и близок любому зрителю, от 18 лет и до бесконечности. А если он берётся за классику, например, произведения О`Генри либо А.П. Чехова, то безошибочно ориентируется на возрастное восприятие («Вождь краснокожих» легко воспринимается самым младшим школьником) и подаёт пьесу мастерски, без малейшей деструктивности изначального материала.
Возможно, я вошла в ту область, где не являюсь профессионалом, и выражаю свои суждения дилетантски. Я – всего лишь зритель и пытаюсь говорить о собственном восприятии. Уверена, уже понятно: то, что делает Владимир Жуков на сцене, не оставляет меня равнодушной, восхищает, побуждает делиться своим восторгом с «непосвящёнными», вовлекать людей в эту замечательную сферу, где блистает актёрское дарование…
И вот – замечательный случай: Литературная гостиная, в программе которой заявлено 9-10 стихотворений отечественной классики. Обычно, если отсутствуют аудио- и видеозаписи, я читаю стихи сама. При том, что я вообще не чтец. Идея привлечь «крутого профессионала» давно меня терзала. Конечно, быть знакомой с выпускником «Щуки» (Театральным училищем имени Бориса Щукина) и не попытаться «использовать его «по прямому назначению» (известно, что «Щука» готовит превосходных чтецов), было бы преступным расточительством.
Встречаемся мы с В.Ю. Жуковым редко. Обременять его, крайне занятого режиссёрскими и актёрскими обязанностями, своими просьбами, мне не позволяла, врождённая и культивированная воспитанием, деликатность (поклон моим родителям). Я обратилась к Владимиру через Фейсбук, опубликовав пост с красивейшим пейзажным стихотворением А.А. Фета и выразив надежду на его возможное сотрудничество…
Нельзя не восхититься самообладанием Жукова: он достойно принял очередную мою «заморочку». Честно сказать, я не ждала его появления, несмотря даже на полученное в ответ «был бы счастлив» и т.п. Вежливость – привилегия королей, а Владимир более чем галантен. Но его сверхзанятость не давала мне твёрдой веры в успех… Но всё же я подготовилась: все стихотворения программы «Есть глаза у всех цветов…» были сохранены на «флэшке» и ждали того часа, когда они появятся в бумажном варианте. Получилось 13 страниц. А до назначенной даты – 3 дня: вторник, среда, четверг. В пятницу – мероприятие. Я немного беспокоюсь, но проявляю выдержку, терпение, стойкость и готова ко всему. И я вознаграждена: в среду, часов в 15–16, — явление! Может, хочет, будет! Ура-а-а!!!
Напаивая Владимира Юрьевича кофеем, вручаю ему мгновенно «испечённые» принтером листочки со стихотворными текстами. И опять, нельзя не признать очевидное (и так редко встречающееся мне!): удар Владимир держит. Но слегка ошарашен. Не ожидал такого объёма… Стихотворения в диапазоне от князя Петра Вяземского до Сергея Красикова (1970-е); пиитическое ожерелье я нанизала то ещё! Почему и трепетала в ожидании… Ведь мне самой пришлось бы это исполнять! О, боги Парнаса!
Но речь не обо мне. Вижу главное: Владимир, слегка волнуясь, перебирает листочки, а я с радостью, граничащей с восторгом, с крепнущей надеждой наблюдаю, как творческое озарение овладевает артистом, актёрский «зуд» заставляет трепетать его жилки, наполняет сиянием его глаза, в которых будничный жемчужно-стальной оттенок вытесняется небесной лазурью… Совершенно, как июньское небо прошедшего года: откуда ни возьмись, заволоченный дымно-серыми облаками небосвод словно «прибрала» заботливая ангельская длань, смахнувшая с небесных окон осевшую на них городскую пыль; и рассеявшиеся тучи открыли истинные небеса, вспыхнувшие чистым бирюзовым светом!
Итак, листочки, уложенные аккуратной стопочкой трепетной актёрской рукой, уплыли в ту обитель, где в неведомой мне лаборатории волнение и беспокойство мятежной творческой души преобразуются в уверенное публичное действо.
То, что «натворил» Владимир Жуков из собранного мною стихотворного многоцветного венка, вряд ли может быть изображено словесно. Попробуйте представить себе некое живописное полотно, на котором представлено священнодействие, магический ритуал, составленный из самобытных и самоценных категорий. Вот как я вижу их я:
1. Данный Природой талант, развитый непобедимым желанием играть на сцене, и направленный в профессиональное русло;
2. Умение внимать педагогам, умение учиться и перенимать азы актёрской науки у мастеров;
3. Понимание, что в текст вложены душевное состояние сочинителя, а в тексты хорошие – ещё и глубина размышлений, мудрость автора;
4. Обладание (отчасти – вложенное умелыми учителями, отчасти – врождённое) мастерством со-творчества (совместного творчества) с партнёром. Им может быть и автор произведения, и задействованный в представлении человек;
5. Высший актёрский Дар – использование возможности импровизации, дающей чувство свободы, окрылённости, полёта, раскованности на сцене.
Вы увидели красочный холст? Узрели палитру, благодаря которой он создан? Возникает вопрос: в чьих руках кисть, наносящая в должном порядке очертания и мазки на полотно? Ответ зависит от того, кто вы по своей мыслящей сути: материалист или идеалист, веруете ли Вы в Высшие Силы, управляющие земным промыслом, или вы – атеист. Собственно говоря, ответить не смог и А.С. Пушкин, вопрошающий:

Чья мысль восторгом угадала,
Постигла тайну красоты?
Чья кисть, о Небо, угадала
Сии небесные черты?

Может быть, это немного отвлечённо, высокопарно и, уж точно, восторженно. Но чудо на импровизированной сцене библиотечной Литературной гостиной присутствовало. Я являлась его участником и свидетелем. Главное – были довольны не только зрители, это было совершенно предсказуемо. Был доволен сам Владимир Жуков, а уж это, уверяю, ох как непросто! И, благодаря Александру Пушкину, смогла выразить именно то, что я чувствую, что думаю об этом… Завершить очерк я должна откровением: волшебство происходит всякий раз, когда Владимир Жуков играет. И происходит это не всегда на сцене. Наше общение – всегда либо репетиция, либо импровизация, либо мини-спектакль. Работает Владимир «по высшему классу». Его профессионализм меня восхищает и заставляет прощать ему многое.
А эпилогом статьи послужат лишь два слова, для артиста — бесценные (если они искренние, что, в случае со мной, не подлежит сомнению Владимира): «Браво!», «Бис!».

© Copyright: Елена Борисова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

17 комментариев: Пишут друзья. Чудо, воплощённое на сцене. Статья Е. Борисовой

  1. Людмила говорит:

    Елена, откуда у Вас столько сил, энергии, энтузиазма, творческого заряда?! Совершенно понятно, что Вы абсолютно на своем месте, и это большая удача, и не только для Вас!

    • елена николаевна борисова говорит:

      Людмила, как Вы умеете заставить меня поверить в приличное исполнение задуманного! Спасибо Вам за Ваше доброе отношение. Делаю-то я мало, в самом деле. По сравнению с задуманным. Много ещё того, что просится под перо, но руки вечно заняты другими делами… Что касается данного очерка — Владимир Юрьевич «вошёл» в моё сердце с первой же встречи, и он неосознанно вернул меня в театр после 30-летнего перерыва. И, стоило только начать… Такой уж он человек. Режиссёрское его начАло действует не менее магически, чем актёрское. Например: он всего лишь попросил, и я сделала то, чего не могли добиться многие иные — вышла на сцену и прочитала зрительному залу лекцию о Чехове (давалась премьера «Предложения»+»Юбилея»). Даже муж этого не ожидал от меня! Очень ценю я людей, которые для меня — словно искры, из которых «возгорается пламя» (переиначила Александра Сергеевича, но куда ж без него!).

  2. Людмила говорит:

    В этом, наверное, Ваш секрет — Вы умеете «загораться»! Вам в радость постигать, открывать новое, интересное, и щедро делиться этим! Я по-хорошему Вам завидую, Вашему горению, это значит, что душа молодая, силы молодые, и дай Бог, чтобы это надолго! Сама я давным-давно была в театре, и даже грустно, что и не тянет… Но вот прочитала Ваши восторженные слова о Владимире Жукове, и даже что-то встрепенулось! А Вы ведь тоже «зажгли» его, раз получили от него, занятого человека, желаемое, вовлекли его в свою орбиту! Очень рада за Вас! Удачи Вам!

    • елена николаевна борисова говорит:

      Спасибо вновь и вновь! Людмила, очень хотела бы пригласить Вас в Химкинские театры. В апреле и мае будут даваться, в нашем ДК, «Антигона» и «Над пропастью во ржи», а в городском театре Жуков обещал повторить в мае Чехова. Ещё в ЦДРИ Жуков посулил спектакль своего театра «Итальяно море», я не видела, но уверена, что отличный. Уверена также, что Вам понравилось бы всё! Осталось решить, как назад Вам в Лобню добраться в 22 часа… Можно забронировать номер в гостинице, она близко ко всему!

  3. Людмила говорит:

    Спасибо, Елена! А Вы нам на сайте дайте информацию, если все сложится, то с удовольствием!

  4. Евгения Шарова говорит:

    Не, ну это просто хулиганство — теперь я хочу не только домой — в Лобню, но и в Химки — побывать на ваших, Елена, литературных мероприятиях!
    А вот вынуждена сидеть в Риге… И завидовать!
    А если серьёзно — очень-очень интересное было у Вас мероприятие и здорово, что ваш рассказ об этом так удачно подошёл именно к 27 марта — к дню театра!
    С теплом,
    Женя Ш.

    • елена николаевна борисова говорит:

      Ой, Женя, насмешили… Спасибо за одобрение!

    • Светлана Наумова-Чернышова говорит:

      Жень, ну что ты ей Богу! «Хочу-хочу в Любню…» Кокетничаешь? В Лобне ещё набудешься, а в Ригу потом опять когда попадёшь? Столько нового, интересного, необычного в другом месте — вбирай в себя, впитывай, копи! Эта поездка кончится. Пребывание — временное! Человеку удача выпала в жизни — попутешествовать, мир посмотреть. Такая у тебя работа и судьба!
      Я расстраиваюсь, когда ты так пишешь…

      • admin говорит:

        (буду ворчать))) Тебе — кокетство, а мне, между прочим, проблема! Отпуск в этот раз будет короче, даты его — на редкость неопределённы. И никто не даст гарантию, что его ещё не придётся сократить. А в Лобне (и в Москве) ждут не великие, но дела…
        И, в конце концов, мне может просто-напросто не нравится Рига? Может. Обветшалый, но пока ещё красивый, но чужой и холодный (в том числе в погодном смысле) город. Сюда хорошо заглянуть на выходные, сюда можно приехать на пару недель летом… туристом, не заморачиваясь — действительно просто путешествуя… Это касается любой, и, увы чужой, страны.
        Боюсь, тебе меня никогда не понять, Свет — каково это долго жить в другой стране, обустраиваться, а потом — заново обустраиваться, вернувшись домой… А дома-то — столько интересного… и без нас!)))) Поверь — судьба не очень-то завидная… Так что я тоже расстраиваюсь, когда ты так пишешь… ты — дома, я — нет… Я вот тоже могу — «везёоооот тебе — ты дома» и фиг ты мне докажешь, что завидовать нечему))))

        p.s. Елена, извините за наш диалог не по делу))
        я и правда хотела бы попасть на ваши мероприятия, но думаю, что придётся отложить уже на окончательное возвращение, так как летом, наверное, каникулы-отпуска и мало что проводится… Но, как только будет возможно — обязательно побываю у вас в библиотеке!

        • елена николаевна борисова говорит:

          Женя, спасибо Вам великое! Мы с Евгенией Рафаиловной ведём неустанные переговоры «кому — куда…» и как это всё же воплотить… Летом мы работаем так же как зимой, мероприятия проводим. Как только прибудете, из дальних странствий возвратясь, сможем всё порешать. Сложнее всего мне выбить себе выходной для поездки в Лобню, поскольку мы работаем уже не только в субботу, а и в воскресенье. Возможно, летом график изменится. Спасибо Вам за всё, в том числе — за «рижско-лобненские» диалоги! Мы тоже пока замерзаем, сегодня в ночь вновь снегов намело…

          • admin говорит:

            О! Если летом тоже что-то проводится — тогда я иду к вам)))) Спасибо за информацию!
            Надеюсь в ближайшие 2-3 недели решится вопрос с датами отпуска и я реально смогу пусть и приблизительно, конечно, но планировать — когда, куда)) Это реально — классно! А я думала, что затише у вас…

  5. Иван Тимченко говорит:

    Елена Борисовна, совершенно удивительное повествование! Так живо и интересно Вы описываете события, что это уже не просто информация о том,что было, а настоящий писательский дар. Даже за теми небольшими Вашими заметками на сайте Ладоги, уже видится интереснейшая книга о людях и событиях, которые привлекли Ваше внимание. Удачи Вам. Буду ждать Ваше повествование. Искренне Ваш, И.И.

  6. елена николаевна борисова говорит:

    Иван Иванович, спасибо за прочтение и Ваше бесценное мнение. Буду стараться, конечно, но пока очень много текущей работы! К Международному дню танца в конце апреля надеюсь «наваять» для Сайта очерк о танго. Может быть, Вы сможете приехать 6 или 20 апреля к 17 часам и послушать меня «вживую»? Вернуться в Лобню в 19 часов можно через Москву.Признательная Вам, Елена Николаевна.

    • Иван Тимченко говорит:

      Спасибо за приглашение. На 20-е апреля ,подумаю. Где предполагается действо? Я живу в Москве. Искренне Ваш, И.И.

      • елена николаевна борисова говорит:

        О, прекрасно! Я в Химки Вас зову. Предполагается Библионочь (в самом деле обычная Литературная гостиная в библиотеке, точнее Вечер, посвящённый Международному дню танца «Танго — порыв, танго — желания, танец надежды, любви и страдания». После этого — заседание Краеведческого общества (планируется, пока не точно). Платформа на Москву в 2-х шагах от моей библиотеки, автобусы до метро Речной вокзал и Планерная — тоже! Елена.

  7. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Я просто балдею от текста! Лёгкость, изысканность, игра, настроение…

  8. елена николаевна борисова говорит:

    Ой, Светлана, растрогана Вашим комментарием… прямо до слёз! Спасибо, теперь с лёгким сердцем «вставляю»очерк в готовящуюся книгу «Любовь к иным искусствам»!

Добавить комментарий для Иван Тимченко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *