Святыни России. Проза Е. Лешковцевой

В великой России вера и надежда, любовь и терпение всегда были спутниками в жизни. Слава Богу, что и в наш прагматичный 21 век это не пустые слова.
На благом поприще многие века трудились и трудятся бессребреники, мудрые пастыри, готовые к подвигу ради истины, имеющие глубокие познания основ религии и перипетий истории, пережившие смутные времена. И всё это с любовью и во благо, ради будущего страны и новых поколений. Историю страны делают и сохраняют для потомков неравнодушные, творческие люди. Наш рассказ пойдет об истории одной обители России и подвижнике, который с 1991 года во славу Божию, денно и нощно исполняет свой пастырский и человеческий долг.
В декабре 2017 года осуществилась наша с сыном мечта – посетить русскую святыню, храм Святого Архангела Михаила «что близ Углича, в Бору». Углич – один из самых очаровательных городов «Золотого кольца России», находится он в Ярославской области. Мы узнали об этом интересном месте от руководителя ЛИТО «Ладога» Всеволода Михайловича Кузнецова…
К паломничеству мы прикипели в период: с 2004 по 2006 годы, когда посетили благословенный Крым и его святыни. В последующие годы были посещение святых, исторических мест и поездки в разные города России и Украины. Всеволод Михайлович считает, что паломничество, – должно стать частью мирской жизни россиян, как это повелось на Руси исстари – для укрепления стержня человеческого и православного. Поэтому, в очередной раз, мы и собрались в поездку. На этот раз опять своим ходом, как это бывало не раз.
С большой радостью, перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы, отправились с сыном Анатолием, заядлым путешественником (с трёхлетнего возраста), хмурым зимним днём – к настоятелю Святыни игумену Рафаилу, художнику Фёдору, матушке Елене, матушке Галине.
Обитель находится в 11 км от Углича. А сам город, как известно, был основан в 937 году. Название получил от большого водного загиба – угла реки Волги. При одном воспоминании о старинном граде, всплывает в памяти печальная история, короткой жизни царевича Дмитрия Иоанновича Угличского – младшего сына Иоанна Грозного от Марии Нагой.
История обители «что близ Углича, в Бору» начиналась с 12-го века, а упоминалась в летописях 15-го. На этом месте первоначально воздвигли Михайло-Архангельский мужской монастырь. Имя основателя скрылось за пеленой времени, но первое упоминание о храмовых постройках описано в жизни Паисия Угличского: игумен Михайло-Архангельского монастыря Георгий в 1482 году был приглашен в Угличский Покровский монастырь на освящение первого храма.
По старинным преданьям монастырь возник на необычном месте. По первоначальному плану хотели построить храм неподалёку от Ярославского тракта: «Как в Фёдотове мостик пройдешь, направо тропинка по реке, там и быть храму». Но не тут-то было!
Днём строители начинали возводить стену, вечером уходили домой. Утром постройка была порушена. Сколько не пытались строить – разруха. Местному старцу сон приснился, что надо строить храм на болоте, в глухом бору, подальше от града. Из этого места вывозили дрова и строевой лес.
«Там леса были великие и рощи непроходимые». В Угличской летописи 1506 года было написано: князь Димитрий Иоаннович просит «… пожаловать его душу и помянуть… и на Угличе в монастыри: к Михаилу Святому в Бор…».
В 1610 году, в смутное время, Михайло-Архангельский монастырь был разорён. Монастырь был деревянный и захватчики без труда захватили обитель, действуя мечом и огнём, не гнушались и грабежами. В пламени погибли игумен Михаил, 40 иноков и 300 мирян. Всех защитников схоронили в братской могиле на кладбище, при церкви. Эта могила сохранена до наших дней. До разорения на территории святого места были «Церковь Архангела Михаила и тёплая церковь зачатия Иоакима и Анны, деревянные клети, и на колокольнице колокола».
По историческим сведениям известно, что разорение Углича и его окрестностей происходило перед Пасхой, а уничтожение монастыря в страстную среду, 4 апреля, по старому стилю. И много лет монастырь стоял в ветхости. Очень медленно восстанавливался, развитие хозяйства прервалось. К концу 17 века монастырь был не жизнеспособен. «Здесь была только келья, в которой жил нищий Юфим Марков, да две кельи было пустых».
В 1654 году царь Алексей Михайлович повелел по просьбе Ростовского владыки Иона (Сысоевича) приписать оскудевший монастырь к Воскресенскому монастырю «что в луже», так как «крестьяне отцов духовных не имеют и живут без пастыря». Архангело-Михайловский монастырь стал обустраиваться.
В 1719 году монастырь уже владел сельцом Каменки и 14 деревнями, где проживало 281 душа крестьян мужского пола. По приказу Екатерины Второй монастырь перевели в разряд сельских церквей.
В 1787 году прихожане построили на месте обветшалых деревянных построек каменный двухэтажный храм. В верхнем храме престол во имя Архистратига Михаила (летний), в нижнем (теплом этаже) — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1880-х годах воздвигли высокую кирпичную колокольню, ограду с двумя большими воротами. Но место это так и было уединённым, не заселялось простыми жителями. Многие жилые строения были уничтожены в разное время, по разным причинам. Позже храм стал приходским. Место это прозвали «сельцо» Архангельское. В 19 веке здесь нашел приют старец, инок Василиск Макарыч.
Но ещё одно памятное место есть у сельца – Святое озеро, «чистый» пруд. Озеро глубокое, никогда не мелело. Озеро питается сильными родниками.
Когда-то сюда ходили местные жители. Три раза в год освящали воду (Крещение, Преполовение, Первый Спас). По воспоминаниям старожилов на дне озера находится святыня. На месте озера когда-то стояла часовня, потом ушла под воду. «С колокольни упал колокол – озеро образовалось». Польские захватчики в озеро бросали церковную утварь, книги.
Научный сотрудник Угличского краеведческого музея В.А. Калганов подтвердил, что в этой местности, на самом деле, уходили здания под воду. И связано это с сильно заболоченной местностью.
Сельцо Архангельское окружено болотом «черная лужа». Прозвище болоту дали за то, что в него бросали «польских панов», разорителей Угличской земли.
Важно отметить, что на территории обители, на древнем кладбище при храме Михаила Архангела, «что во Бору», и в 21 веке особо почитается могила братьев, мирян и игумена Михаила. С давних времён не угасала память о защитниках Русской земли. Могилы обихаживали, служились.
В 1986 году, к храмовому празднику (19 сентября), местными крестьянами Михаилом Бурдаевым и Александром Кашиным был установлен большой деревянный крест, который они несколько километров тащили на себе. На следующий год могильный холм покрылся ландышами.
Удалось восстановить надпись на кресте. Когда читаешь старинную надпись, из глубины веков доходят до современников священные слова о подвиге и месте гибели страстотерпцев.
На территории обители есть могила инока Василиска. Блаженный Василиск был родом из Тверской губернии. В детстве 12 лет был прикован к постели. Ножки были слабые. Но мальчик не впал в уныние. Выучился грамоте, стал читать священное писание. Вскоре, немного окрепнув, Василиск ушёл из родного дома скитаться, чтобы не быть обузой родным. И было ему видение, после которого переселился он в город Углич. Много бед перенёс юродивый скиталец, пока не узнал об уединённой обители «что в Бору». Василиск Макарыч 22 года жил при храме. Великодушный инок всех привечал добрыми словами. Жил, как монах, обучал детей грамоте, исцелял от болезней, давал важные советы.
Перед своей кончиной было ему ещё одно видение. Предстала перед ним величественная Дева, в сопровождении другой девы, держащей сосуд с елеем. Елеем девы помазали инока и видение исчезло. Почил Василиск 8 марта 1863 года на 73 году жизни. В 1991 году местный крестьянин Михаил Бурдаев поставил деревянный крест на могиле мученика за веру. Не успела просохнуть краска на кресте, как в церковной кладовой обнаружили железную табличку с надписью о блаженном иноке Василиске и его делах. В доме хранительницы архангельской церкви, после её смерти было найдено жизнеописание старца Василиска 1892 года издания и его прижизненный портрет. На могиле старца выросла большая берёза – свидетельница святости подвижника. Береза представляет собой три дерева, стволы которых срослись в одно!
Много святых мест находится на территории обители. Сколько связано людских жизней с этим небольшим наделом русской земли, где долгие века новые поколения россиян будут сохранять память о мучениках и иноках, настоятелях и служителях храмов, простых жителях, которые своими делами и подвигами дают нам примеры большого труда, неистребимой любви и верности Отечеству, вере православной.
И должно сберечь святыни, не предать забвению простые и великие дела наших соплеменников.
От исторических деталей и фактов вернёмся в наш 21 век. Когда–то до храма ездил автобус. Сейчас можно добраться до обители либо на личном автомобиле, либо пешком, от трассы Углич – Ярославль 6 км. Есть другой вариант: за 20 минут вас довезут таксисты Углича. Они благоговейно относятся к батюшке Рафаилу и святому, историческому, намоленному месту.
Когда подъехали к месту, открылась перед нами живая картина человеческих рук и дел: белый храм, как корабль возвышался среди леса, занесённого первым декабрьским снегом и высокая колокольня, как безмолвный маяк, среди моря лесного. Так и хотелось перенести на холст величие, красоту и простоту монументальных, православных строений.
В недалекие 80-е годы 20 столетия это место изобразил в своей манере молодой художник Сергей Борисович Симаков, который позже стал игуменом и настоятелем Михайло–Архангельского храма «что близ Углича, в Бору».
Родился будущий игумен 22 января 1949 года в Москве, в семье Бориса Дмитриевича и Риммы Григорьевны, инженеров-строителей из Москвы, предки которых были связаны с древним городом Зарайском… В роду Симаковых был Потомственный Почётный гражданин Москвы, казначей Ольгинского благотворительного общества при больнице Императора Александра III (президентом общества был Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович) Николай Александрович Симаков, прадед Сергея Борисовича. Супругой прадеда была Елизавета Михайловна Попова – дочь Потомственного дворянина. Завод водочных изделий вдовы М.А. Попова, что находился у Каменного моста в Лебяжьем переулке был славен на всю Россию. Михаил Андреевич Попов с Саввой и Федором Ивановичами Мамонтовыми и другими пайщиками, приобрели тогда пивомедоваренный завод. Прадед Николай Александрович был владельцем Янковского стекольного завода под Вышним Волочком. Поставлял в Москву бутылки «Цветные, полубелого и разного стекла». Бабушка отца Рафаила, Мария Альбертовна Лянц, окончила в Смоленске Мариинскую женскую гимназию, занимала ответственные посты. Во время Великой Отечественной войны была начальником санитарной авиации Минздрава РСФСР. Мать Марии Альбертовны происходит из Московского рода Кузнецовых. И среди Кузнецовых было много художников. Так, Василий Иванович и Прокофий Васильевич (мастерская – на Тверской, в подворье Саввино-Сторожевского монастыря, с 1789 года), были резчиками на крепких камнях. Последнего Академия художеств удостоила в 1833 году звания – свободного (неклассного) художника, с потомством. Позже, его сын Федор получил то же звание. Родной брат прабабушки игумена Рафаила, Веры Павловны Кузнецовой, Павел Павлович (дед Всеволода Михайловича Кузнецова) был профессиональным художником-живописцем. В Третьяковке имеется его личный фонд, под номером 84… Среди родственников семьи Отца Рафаила был архитектор Дмитрий Михайлович Корин, сын Михаила Дмитриевича Корина, также художника, старшего брата Павла и Александра. Вот из каких могучих родов и кровей черпал художник С.Б. Симаков – игумен Рафаил великую силу искусства. Радует своими акварелями и его сводный брат (по отцу), Геннадий Борисович Пылаев.
С.Б. Симаков окончил Московский архитектурный институт. Первые полотна выставлялись с 1977 году на Малой Грузинской, 28 в группе творческих неформалов «20 Московских художников». От авангарда до духовной живописи, от простой жизни до служения Богу и Православию прошел художник, священнослужитель, подвижник батюшка Рафаил. Такой поворот судьбы был предначертан свыше. Однокурсник Сергея Борисовича Геннадий Огрызков, ставший протоиереем, воцерковлял С.Б. Симакова и его верную жену и соратницу Елену Александровну Котикову. Елена Александровна была дочерью коменданта поверженного Берлина, легендарного генерала Александра Георгиевича Котикова. Трогательная история семьи Котиковых – пример настоящего русского характера, способного идти на жертвы, ради Святого дела, истины, настоящей любви и преданности Родине, семье, родным, друзьям, работе. Но это другой исторический факт, который стал частью жизни нашего художника.
Шло время. Талантливый художник написал много картин, сюжеты которых брал из природы, жизни, истории. Вот только малая часть работ неутомимого мастера: «Витязь» (эскиз к картине «Спор жизни со смертью»), «Дружина Евпатия Коловрата», «Град Москва», «Деревня Загайново», «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской», «Преподобный Иосиф Волоцкий», «Осень», «Святой благоверный царевич Дмитрий моли Бога о нас!», «Серафим Саровский благословляет семью Царя Николая Второго, «Явление Богоматери преподобным Зосиме, Савватию и Герману, основателям Соловецкого монастыря».
Полотна Отца Рафаила хранятся в музеях и частных собраниях, как в нашей стране, так и зарубежом, в монастырях и церквях России. Персональные выставки проходили во многих городах России. 27 мая 1997 года Отец Сергий Симаков стал лауреатом Международной премии Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. На выставке в Ярославском художественном музее картина о явлении Богоматери Соловецким святым Зосиме, Савватию и Герману замироточила… Пришлось продлить выставку.
Великая работоспособность этого удивительного человека, долготерпение, широта познаний, преданность и боголепное служение главному делу жизни удивляет и простого мирянина и человека, облечённого властью.
Часто приходит мысль, что священнослужители, как солдаты – в чрезвычайных обстоятельствах ревностно и просто исполняют свой долг. Мужественные поборники веры веками сохраняли культурное и духовное наследие, основы, устои и традиции Православия. Земные Ангелы в образе людей. В свой срок прибывают они на единственную живую планету среди мертвых небесных тел и созвездий гигантского, чёрного космического пространства, чтобы описать неповторимую природу всего живого, спасти чью-то заблудшую душу, не дать забыть – кто мы, для кого мы, что после нас, как спасётся человек и человечество от грехов, скверны, войны?
Земля-кормилица, мирное небо, светлые воды рек, озёр и святых источников – это простое счастье, которое дал нам Бог. Пока мы живы, нужно беречь земные богатства, природу, святыни, не забывать свою историю и с вниманием и теплотой относиться друг к другу.
Так и Игумен Рафаил благими делами продолжает свои богоугодные дела. Огромная работа сделана была художниками для храма. Федор Иванович расписал храм, батюшка Рафаил – Алтарь.
Но многое необходимо постоянно преодолевать, особенно, в холодные времена года. Храм, дом батюшки, подсобные дома отапливаются по старинке – дровишками, которые из брёвен превращаются в поленья с помощью рук и силы человеческой. И много ещё простой и важной работы в храме, домах, подсобном хозяйстве. Низкий поклон всем людям за бескорыстные труды и участие.
Ушла в иной мир супруга игумена Рафаила, матушка Анна; уходят близкие, друзья, помощники, гнетут болезни… Но не сдаёт своих позиций верный служитель Богу и Отечеству. Пока бьётся горячее человеческое сердце и чётко работает мысль, шепчет он слова благодарной молитвы Всевышнему, Богородице, Архистратигу Михаилу, иноку Василиску, всем, пострадавшим за веру и верность братьям-мирянам, монахам, во главе с игуменом Михаилом, и многим святым, чьи иконы особо почитаются в обители «что близ Углича, в Бору».
Пожелаем же, Отцу Рафаилу и безустанным и работящим его помощникам: матушке Елене Николаевне Нестеренко, матушке Галине Дмитриевне Лозбяковой, художнику Фёдору Ивановичу Куницыну крепкого духовного и телесного здоровья, долгих лет жизни, земной радости, новых помощников, больше прихожан и «приезжан», как говорит батюшка Рафаил. Пусть ваша неугасимая свеча жизни горит долго и ярко. Благодарим Всеволода Михайловича Кузнецова и его супругу Людмилу Алексеевну за художественный материал и литературу, возможность побывать в Святом месте Архангела Михаила «что близ Углича, в Бору».

15.12.2017

Р.S. Будучи после службы в храме Архангела Михаила «что близ Углича, в Бору», по совету матушки Галины приобрели два диска с документальными фильмами «Попы» и «Обратная сторона Земли».
Фильм «Попы», 1999 года, кинокомпании «Ракурс» увидела в последнем году уходящего 20-го столетия, по телевидению. Через 18 лет, волею судеб, вновь его просмотрела, но впечатление было другим. В фильме поднимается тема религии, основного дела священнослужителей 90-ых годов и вспоминается красный террор против Православия и его служителей 20-30-х годов, в период становления молодого государства рабочих и крестьян. Тогда атеизм расходился по стране огромным цунами и приветствовался повсеместно. Результат плачевный – обители уничтожались, приходили в негодность или использовались под хозяйственные нужды. Батюшек, монахов, помощников приходов отправляли в ссылки или на верную смерть.
В конце фильма действие снова переносится в 90-ые годы. Основой сюжета являются интервью со священнослужителями: отцом Сергием (Правдолюбовым), настоятелем храма Живоначальной Троицы (в Голенищеве), город Москва; отцом Михаилом (Щербатовым), настоятелем храма Живоначальной Троицы в Елатьме, Касимовской епархии, Рязанской области; отцом Сергием (Симаковым), настоятелем храма Архангела Михаила «что близ Углича, в Бору».
Теперь стало понятно, почему по-другому восприняла фильм, его участников и основную идею режиссёров В. Золотухи и Л. Улановой. С годами изменилось отношение к религии, к людям, жизни. Было очень приятно увидеть молодого игумена Рафаила и его матушку Елену (в монашестве – Анна) в подвижническом и крестьянском труде.
Второй фильм – «Обратная сторона Земли». ПИА «Русская Летопись». 2016 год. Режиссёр и постановщик игумен Рафаил. Философский фильм — размышление о новом времени, людях, ценностях жизни. В основе – интервью людей разных профессий, их отношение к новому времени, религии, правде жизни.
Фильмы рекомендуем посмотреть всем. Есть, о чём поразмыслить, если, не дай Боже, все мысли человека не направлены только внутрь себя и своего «Я».

© Copyright: Елена Лешковцева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Святыни России. Проза Е. Лешковцевой

  1. admin говорит:

    Интересно как! И история этого местечка удивительная и история самого отца Рафаила — тоже!
    Спасибо за рассказ, Леночка!

  2. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Мне тоже понравился рассказ. Я, кстати, до сих пор не была в Угличе, только мимо проезжала. Нравится, что ты, Елена, вместе с Анатолием много путешествуешь, что вам обоим всё интересно и всё надо — живёте на полную катушку. Здоровья вам, любви и понимания окружающих. С Новым годом!

  3. Всеволод говорит:

    ВСЁ ХОРОШО! ВСЁ ПО ДЕЛУ! Могу добавить про родственников-художниках: папа мой, Кузнецов Михаил Павлович, окончил ВХУТЕМАС, по профессии — архитектор-художник. Лауреат Государственной премии. В детстве учился у Аполлинария Михайловича Васнецова. Я дружил с его сыном Всеволодом и его супругой Екатериной Константиновной. Частенько бывал у них дома, в Фурманном переулке, в доме 6, где раз в месяц проходили «ВАСНЕЦОВСКИЕ ЧТЕНИЯ». Теперь здесь Музей.
    Фёдор Дмитриевич Кузнецов, двоюродный брат деда, также был талантливым художником. Как, впрочем, и Павел Дмитриевич Кузнецов, мой двоюродный дядюшка, друг, всем нам известного художника, Василия Васильевича Куракина. Когда-то они вместе жили в Дмитрове…

  4. Всеволод говорит:

    А по материнской линии, как не вспомнить нашего родственника, художника Староносова Петра Николаевича!
    Пётр Николаевич Староносов (18.01.1893, Москва — 18.11.1942, там же) — русский советский художник-гравёр, работавший в технике ксилографии и линогравюры. Профессионального образования не получил. Много путешествовал по стране, был в Сибири, на Урале, на Кавказе. Гравюры Староносова отличались смелыми, новаторскими решениями композиций, эмоциональным, романтическим видением мира, высоким художественным уровнем.

  5. Всеволод говорит:

    По женской отцовской линии был ещё очень талантливый художник Белкин Владимир Алексеевич (8/20 октября 1895, Москва — 1966, Канарские острова)

    График.
    После революции эмигрировал через Болгарию, Югославию и Чехословакию в Германию. Жил в Берлине. Сотрудничал в русских издательствах «О. Дьякова и К°», «Отто Кирхнер и К°», ревельском издательстве «Библиофил». Иллюстрировал книги «Падучая стремнина» И. Северянина (1922), «Онегин наших дней» Лери (1922), Я. Воинова «Горюнова радость» (Ревель, 1922), «Басни» Козьмы Пруткова (1923) и др. Входил в литературное содружество «Веретено» (1922). В 1920-е был в Лондоне и Париже. Рисовал для журнала «Сатирикон» (Париж, 1931). Сотрудничал в местных периодических изданиях, книжных издательствах и отделах рекламы различных предприятий. Затем обосновался в Нидерландах. В годы Второй мировой войны во время оккупации работал переводчиком. В 1943 для берлинского издательства «Новое слово» оформил книгу Ивана Иванова «Это и есть большевизм». В 1947 с его иллюстрациями в Амстердаме вышли «Двенадцать» А. Блока (на голландском языке).
    О нём уже упоминалось на нашем сайте.

  6. Лариса говорит:

    С наступившим Новым годом, Лена. Какие вы молодцы с Анатолием, совершили такое полезное дело, как паломничесьво, для душ своих. Спасибо, что поделились с нами этой удивительной историей -частицы нашей православной и героической родины, судьбами людей созидающих, хранящих память и веру. Мне довелось смотреть несколько фильмов о батюшке Рафаиле и его супруге Елене, в монашестве Анне. Фильм «Попы» тоже смотрела с удовольствием. Некоторые фильмы есть на моей страничке вв «Моем мире». С удовольствием пересматриваю их, переосмысляя путь человека к Богу. Недавно написала рассказ «Столица мировых культур», куда поместила небольшой эпизод из жизни иегумена. Мне кажется, что помогает ему с небес Архангел Михаил, да и матушка, она и теперь рядом! С верой и надеждой, с любовью к Богу и людям творит свои добрые дела батюшка, из той плеяды, что названы Тихоном( Шевкуновым) » несвятые святые».
    Спасибо тебе за такой подробный , интересный рассказ!
    Особое спасибо Всеволоду Михайловичу за комментарии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *