Путешествия по Подмосковью. Павловский Посад. Проза Л. Литвиновой

О, эти русские провинциальные города!
Тихие и спокойные, овеянные военной и трудовой славой. Живущие воплощёнными помыслами необыкновенных людей, которых вскормила мать-земля и приняла на вечную память в свои недра, под тихий разговор колоколов старинных храмов, под журчанье чистых речных вод или похрустывание снега, укрывшего их своим покровом. Одним из таких городов является известный не только в России, но и во всём мире Павловский Посад, куда отправились мы со Всеволодом Михайловичем Кузнецовым этим летом.
Путешествие своё я начала с Курского вокзала, а он подсел ко мне в вагон, на своей родной станции «Новогиреево». Время в пути 1,5 часа, но за разговором прошло незаметно. На площади у вокзала путешественников встречал памятник «Воинам-освободителям». DSC08169 Сделав памятные снимки, мы вышли на улицу Герцена. На ней располагались пятиэтажные дома и постройки малой этажности. Конечно и сюда проникла цивилизация, о чём говорили яркие вывески магазинов, всевозможных салонов и реклама. Пройдя Дворец бракосочетания, Дом культуры «Октябрь» мы подошли к одной из целей нашего путешествия — к знаменитому магазину павлопосадских шалей, что по-прежнему, как и в старинные времена, работает напрямую от знаменитой фабрики.
Недалеко от магазина я увидела прикреплённый к флагшокам герб города. На нём был изображён угол шали с кистями и силуэт Воскресенского храма.

DSC08183 Но вот и заветная дверь! Войдя в зал, почувствовала, что оказалась как будто в другом времени. За прилавком, на стенах по всему периметру магазина располагались необыкновенной красоты шали. Они висели в несколько рядов, некоторые были искусно драпированы, так, что казалось вот бери и накидывай на плечи. Ассортимент товара богатый, это шали и платки разного размера и расцветки, представлены шарфы для мужчин, а также шёлковые и сатиновые платки и шарфики. Роспись выполнена разнообразно — как в старинных традициях, так и в современном дизайне. Выбор было сделать не просто. Купив голубой шарф с розанами в подарок Румяне (я же собиралась в гости в Варну!), увидела великолепный шёлковый платок «Весёлая масленица», не устояла, приобрела и уговорила Всеволода Михайловича, сказав, что женщины дома оценят по достоинству. Платок – глаз не отвести, расписан сюжетами народного масленичного гуляния. Здесь и сжигание Масленицы, и катание на санях, и разряженный по случаю праздника народец. Дома по сердцу пришлись подарки нашим близким, родным людям.

Но вот наконец покупки, сделанные нами, нашли приют в сумках новых хозяев. Всеволод Михайлович конечно завёл беседу с милыми продавщицами, рассказав, что и его родственники имели прямое отношение к фабрике, поведав про Елагиных. Тогда одна из продавщиц заинтересовавшись, показала подарочный экземпляр книги об истории фабрики, о людях, которые вошли в историю, о художниках и мастерах с основания и до настоящего времени. Книга называлась «Платочной радуги узор». Авторы проекта Владимир Стулов и Вячеслав Долгов, автор текста Анатолий Баровский. В книге использованы фото материалы из архива и личные фотографии семейработников, теперь уже ОАО «Павлопосадская мануфактура». Когда мы вышли из прохладного и красивого помещения на улицу, нас обдало летним зноем июльского дня. Солнце, наконец разыгралось, как будто вспомнив, что наступило лето, а то дожди и холод долго не давали в этом году Московским жителям, поверить, что лето всё-таки наступило.
DSC08196
DSC08198 Всеволод Михайлович обратил моё внимание на двухэтажный старинный дом, что стоял напротив магазина. Первый этаж кирпичный, а второй бревенчатый. На табличке написано «27 ул. Герцена». Такие добротные дома раньше строило купеческое сословие. Да, я интуитивно угадала, здесь раньше были необычные обитатели. Мой друг и руководитель по литературе, рассказал, что дом принадлежал Ольге Яковлевне Лобзиной, одной из дочерей хозяина фабрики Якова Ивановича Лобзина, человека набожного и щедрого благотворителя, Почётного потомственного гражданина Павловского Посада. Женат он был на сестре почитаемого в Посаде и за его пределами старца Василия Ивановича Грязнова Акилине. Всего у них было три дочери Ольга, Анна и Наталия. Супругом Анны был директор фабрики, потомственный почётный гражданин Иван Анисимович Елагин. Как рассказывал Всеволод Михайлович, Иван Анисимович Елагин бабушкин дядя и крёстный его отца, архитектора-художника Кузнецова Михаила Павловича. В 1920 году состоялся суд новой власти над Ольгой Яковлевной Лобзиной, Василием Никифоровичем Грязновым (племянником старца и мецената Василия Грязнова) и игуменьей женского монастыря Алевтиной. На момент суда Ольге и Василию удалось скрыться, судьба их дальнейшая неизвестна и по сей день. Их заочно осудили на 10 лет каждого. Алевтину не тронули, так как ей на тот момент шёл девятый десяток лет. Пройдя знаменитый дом, наш дальнейший путь пролёг по улочкам частного сектора Посада, сохранившего старинный колорит.DSC08212 Впереди, немного левее дороги, за домами и разросшейся растительностью виднелась колокольня собора Воскресения Христова, того самого, что изображен на гербе города. Меценатами храма были Яков Лабзин и Василий Грязнов, который помогал в управлении фабрикой.
У Василия Грязнова семьи не было. Он стал набожным человеком, после того, как получил исцеление у иконы «Лобзание Христа Иудой». Всю свою жизнь он занимался благотворительностью и молился, часто к нему обращались за советом люди из разных мест, прослышавшие о благочестивом молитвеннике Божием. Когда он почил и был похоронен на кладбище, его брат, купец I гильдии Иван Иванович Грязнов и Яков Лабзин решили построить храм над могилой. Рано ушла из жизни и супруга Якова Акилина. По предписанию Московского Епархиального начальства было разрешено построить двухэтажный храм. Так был построен Покровско-Васильевский храм.
Постепенно место у кладбища облагораживалось. Была построена богадельня, мужское общежитие и женская православная община, так же здесь находили приют дети-сироты и увечные. На территории был обустроен сад и пруд. Женщины занимались хозяйством и рукоделием, шили, стегали одеяла, делали кисти для шалей, играли на скрипках. Несколько раз подавалось прошение об устройстве монастыря, но изначально был отказ, в виду того, что место располагалось вблизи городской суеты. В 1874 году строительство Покровско-Васильевского храма было закончено. С тех пор, храм имеет четыре предела: верхний во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами по правую сторону Всех святых, по левую св. мученицы Акилины, нижний во имя Преподобного Василия-Спостника Прокопиева. После смерти самого Якова Ивановича в конце 1891 года заботу о храме, постройках и всём хозяйстве взяли на себя его дочери. Прах Якова Ивановича покоится в алтарной части Покровско-Васильевского храма. Только в 1903 году Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром община была преобразована в монастырь, а сестёр Анну, Ольгу и Наталию утвердили в звании попечительниц. В разное время храм посещали Митрополит Филарет (Дроздов), патриарх Тихон. В советское время повсеместно начались гонения на верующих, эта горькая чаша не обошла и Павлопосадские храмы. Иконы сжигали, монашек и священников арестовывали, постройки использовали не по назначению. В 1989 году храм вернули верующим, состоялся первый молебен. С этого момента началось возрождение храма и монастыря.
Сегодня наш путь лежал именно сюда. Храм Воскресения Христова остался левее, а мы подошли к мостику через речку Вохна. О чём напевали воды Вохны, о чём перешёптывались прибрежные заросли? Вода утекала, смывая все наносное, ненужное, оставляя нам чистоту и свежесть. И хотелось верить, что воды унесли весь негатив прошлого, а обновившись принесли покаяние, а земля хранила память нескольких поколений посада. В просветах между листвой смеялось солнце и звало пройти нас по мосту, соединяющему прошлое и настоящее. Здесь же, под сенью деревьев, в холодке, нашли пристанище коты, спасаясь от летнего зноя.

На реке Вохна, являющейся притоком реки Клязьма, в старину стояло село Вохна, или, как его ещё называли Павлово. Историки утверждают, селение здесь было ещё в начале нашей эры, заселяло это место угоро-финское племя-меря, до недавнего времени сохранялись их названия сёл Старая Меря, Курово, Саурово. Первое письменное упоминание содержится в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года. Торжественное открытие Павловского Посада Богородского уезда Московской области состоялось 13 мая 1845 года в соответствии с указом Николая I от 2 июня 1844 г. Во времена польско-литовской интервенции Вохненский район сильно пострадал. Расцвет же пришелся на XIXв, с открытием фабрики, где начали изготавливаться шерстяные набивные шали.В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. На Нижегородской ярмарке 1896 г. продукция мануфактуры была удостоена Большого государственного герба. Павлопосадские изделия получили высокую оценку на Международных выставках, в том числе и в Париже – законодателе мод! Так и прославились русские расписные шали на весь мир. По сей день остаются признанными и высоко ценятся.
Монастырь предстал перед нами обновлённым. Добротный кирпичный забор, Святые ворота, новые храмы и воскресная школа, ухоженная и облагороженная территория, келейные и братские корпуса. Всеволод Михайлович хотел побеседовать с настоятелем игуменом Андреем (Тонковым), но батюшка отдыхал после службы. Очень душевно пообщались с сестрой Татьяной за свечным ящиком.
Приложились к святым праведным мощам старца Василия Павлово-Посадского (канонизирован в 1999г). В день канонизации в монастырь приезжал Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, ожидали приезда Патриарха Алексея, но он не смог приехать по причине болезни.
В храме находятся чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница» , св. великомученика и целителя Пантелеймона, по молитвам перед которыми наступают исцеления. Помолились и мы, зажгли свечи.
В храме я приобрела по рекомендации Всеволода Михайловича книгу краеведа Елены Васильевны Жуковой* «Покровско – Васильевский монастырь». Которую с удовольствием читаю и вспоминаю наше летнее удивительное путешествие по Подмосковью.
Павловский Посад — это то место, куда хочется вернуться ещё раз. Прогуляться по тихим старинным улочкам, вспомнить историю, посетить сказочный магазин платков и шалей, заглянуть в музей Истории русского павлопосадского платка и шали, куда, кстати, мы не попали, зайти в храм Воскресения Христова, пройти по мосточку через реку Вохна, чтобы посетить Покровско-Васильевский монастырь и поклониться нашей истории, затеплив свечи у образов.

* о Е.В. Жуковой и её книге «Старый Павловский Посад», с историко-краеведческими зарисовками можно почитать интересную статью Игоря Голубева «Были старого города» на сайте http://vseo.pp.ru/byili-starogo-goroda
Так же приглашаю к путешествию по сайту музея платков: http://pavloposadskie-platki.ru/video-o-pavloposadskih-platkah/muzey-istorii-pavloposadskogo-platka/

Сейчас читаю последний раздел книги «ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Летопись по благословлению игумена Андрея (Тонкова) ведёт иеромонах Корнилий (Апухтин).
«Из монастырской летописи 2005 года
4 декабря, воскресенье. Введение. Литургию служил о. Андрей, о.Корнилий исповедовал. Было причастников двести человек. Вечером ездили в Назарьево.»

4 декабря, 2017г, понедельник. Введение, Лобня

В статье использованы материалы:
Е. Жукова «Покровско-Васильевский монастырь», Москва, 2014;
http://pavlovskyposad.livejournal.com

© Copyright: Лариса Литвинова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: Путешествия по Подмосковью. Павловский Посад. Проза Л. Литвиновой

  1. Евграф говорит:

    Лариса, спасибо тебе за подробное освещение поездки в Павлоский Посад! Очень было интересно читать. Очень познавательная статья для тех, кто там не был. А фотографии яркие, притягательные. Или изображение храмов и старины так и манят туда, прикоснуться к истории. Ты с душой и, присущим тебе, чувством прекрасного всё это описала.
    Е.Р.

  2. admin говорит:

    Ларис! Присоединяюсь к словам Евгении Рафиаловны — написано замечательно, интересно! Умничка!
    Какая история и как много у Всеволода Михайловича с этим городом связано… Просто фантастика!
    Мы с мужем как-то всё до Павловского Посада никак не доедем, а вот платки павловопосадские ооооченно уважаю)) По-моему, у меня 6 или 7 шалей, причём три из них я взяла с собой в Ригу)))

  3. Всеволод говорит:

    Да, написано Ларисой превосходно! У меня имеется материал, который мог служить, своего рода, продолжением и расшифровкой некоторых деталей. Сегодня мне позвонила Ольга Николаевна Васильева известный краевед из Химок, и сообщила, что 12 числа, в Дмитрове, в 14 часов, будет показан фильм о Священномученике Серафиме Звездинском, епископе Дмитровском. Скорее всего, в Доме- музее его имени,в Подлипичье, неподалёку от вокзала. Так вот, духовной дочерью владыки была схимонахиня Иоанна (Анна Сергеевна Патрикеева), наша родственница А это прямая связь с персонажами, о которых пишет Лариса Викторовна.

  4. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Анна Сергеевна Патрикеева не из того ли знаменитого княжеского рода Патрикеевых, потомков великого князя литовского Гедимина?
    Иван Юрьевич Патрикеев, по прозвищу «Гвоздь», был первым (во всяком случае, первое упоминание о селе связано с его именем) владельцем села Киово. Существует документ — духовная грамота, в котором он, среди прочего, завещает старшему сыну Василию, впоследствии постриженному «царской милостью» в монахи под именем Вассиан (тот самый — лидер течения нестяжателей), село Киово «у Москвы за Клязьмою…». Возможно, что наследство Ивану Юрьевичу досталось от его отца Юрия Патрикеевича — знатного московского боярина, женатого на царской дочери.

    • Всеволод говорит:

      Известно, — совершенно определённо, что род ПАТРИКЕЕВЫХ, о которых идёт речь, — старинный московской купеческий род.
      «Между Московской кольцевой автомобильной дорогой и каналом имени Москвы в старину стояло село Космодемьянское, получившее название от местной церкви во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана. Рядом протекала речка Химка. Сейчас от села остался храм, восстановленный в 1994 году, и сказочный, похожий на средневековый замок дом Патрикеевых (архитектор Ф.О.Шехтель), в народе прозванный «Белые столбы» (по столбам у въезда в усадьбу)»…
      Ольга Васильева. Русские судьбы. «Московский журнал», №9 — 2000 г.

  5. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Нет, ошиблась я. Княжеский род Патрекеевых-Гедеминовичей угас в 16 веке. Не «уладили» они царю Ивану 111. Кого казнили, кого в монахи постригли — истреблён был род. Не спасло их многолетнее верное служение.
    Купцы Патрикеевы — совсем другие люди…

    • Всеволод говорит:

      Патрикеевы были удостоены звания потомственных почётных граждан Москвы. А Сергей Павлович дворянства. Он был членом Московской городской думы. В 1914 году он был кандидатом на пост городского головы. Но внезапная смерть помешала этому. Женат он был на Анне Алексеевне, ур.Споровой. Анна Сергеевна — была их любимой дочерью. А её племянник, сын брата (старосты Храма Христа Спасителя) Сергея Алексеевича Спорова — Иван Сергеевич женился на Лидии Ивановне Елагиной, дочери Ивана Анисимовича и Анны Яковлевны, ур.Лабзиной, о которых пишет Лариса.

  6. Людмила говорит:

    На нашем сайте можно уже черпать разные энциклопедические сведения!
    Интересно, познавательно

  7. Елена говорит:

    Удивительно, но в пятницу меня посещала Павлово-Посадская библиотека. Увлечённо рассказывали о своей краеведческой работе, в том числе — о восстановлении дома, в котором родился Вячеслав Тихонов. Приглашали в гости, но сейчас я плохой ездок. А что касается великолепного очерка Ларисы Литвиновой и замечательных комментариев, могу добавить, что существует книга «Оставляю вам Анну…», 2006 год. Очень жалею, что не купила ещё один экземпляр на недавней книжной ярмарке «Нон-Фикшн № 19». Хотела сейчас заказать в интернет-магазине — распродано….

  8. Всеволод говорит:

    Книга эта, уважаемая Елена Николаевна, у меня, в частности, имеется. А что касается совпадения («посещала Павлово-Посадская библиотека»), то я, к примеру, уже перестал удивляться. Так и сегодня, в День Празднования иконы Б.М.»ЗНАМЕНИЕ», отмечается 140-летие со времени Освобождения ПЛЕВНЫ и 130 летие создания Памятника-часовни нашим гренадёрам… (информация на нашем сайте) Да и День Ангела — 10 числа — у людей православных, с именем ВСЕВОЛОД.

  9. Елена говорит:

    Спасибо за столь хороший ответ! Про праздник у Китай-города я прочитала. С большой радостью поздравляю Вас с Днём Вашего Ангела. Надеюсь, Он к Вам милостив, по-прежнему даёт силы и дарит творческие восторги.
    Е.Н.

  10. Всеволод говорит:

    СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО, ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА! И вспомнил я своё стихотворение, которое уже было на сайте, летом этого года:
    «НЕЗАМЕТНА, НЕПРИМЕТНА»…
    Настоятелю Покровско-Васильевской обители, священноигумену Андрею (Тонкову)

    Незаметна, неприметна
    Вохна, малая река, –
    И стократно, и столетно
    Бьёт в седые берега.

    На весь мир сыскал ты славу,
    Город Павловский Посад, –
    Два столетия Державу
    Прославлял российский плат…

    Вот паломник в путь пустился,
    Наводя сюда мосты, –
    Это значит, – возродился
    Наш Покровский монастырь. –

    Поднимается Россия
    На волне духовных сил,
    Святый праведный Василий
    Край родной благословил…

    Незаметна, неприметна
    Вохна, матушка-река, –
    Ей стократно, ей столетно
    Бить в Святые берега.

    7 августа 1999 года Павловский Посад

  11. Лариса говорит:

    Отличное стихотворение, Всеволод Михайлович, и… с Днём Ангела! Многие лета!!!
    С теплом, Лариса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *