Биоритмы и модальность в творчестве. Статья А. Крохина

Зазвенел мобильный телефон. Я обратился к сыну, сидящему рядом:

— Серёжа возьми, послушай. Кому я вдруг понадобился?

Сергей взял телефон и через несколько секунд передал его мне.

— Какой-то капитан ГАИ.

Я остановил машину на обочине и приложил телефон к уху.

— Вы знаете Абрамова Романа Сергеевича? Я звоню с его мобильного телефона.
— Да. Это мой коллега по работе и друг.
— Так вот, он сейчас лежит на обочине мёртвый. Его машина на большой скорости съехала в кювет и перевернулась. Вероятнее всего, он заснул за рулём. Сообщите руководству по месту работы и его родным. Катастрофа произошла на одиннадцатом километре за городом Павловск на трассе «Дон». Тело будет находиться в морге города Павловска. Всё поняли?

-Да, сейчас же передам.

От неожиданного тяжёлого известия голова стала наливаться тяжестью, мысли остановились, глаза стали застилаться слезами. Сын по громкой связи слышал весь разговор и тоже был ошарашен новостью.

— Сергей, меняемся местами, я не могу вести машину в таком состоянии.

Через двадцать минут позвонил ректор института и сообщил о гибели декана экономического факультета.

— Вот что, Александр Николаевич, вы его лучший друг, поэтому кому, как ни вам следует поехать к нему домой и сообщите семье тяжёлое известие. Завтра возьмите микроавтобус «Тойота», снимите лишние сидения и вместе с женой Романа Сергеевича отправляйтесь в город Павловск. Деньги на командировку получите в бухгалтерии. Я уже отдал распоряжение.

Прошло одиннадцать лет после этого события, а на душе так и осталось чувство собственной вины за гибель друга.
Несколько лет назад Роман Сергеевич стал жертвой институтской интриги со стороны одного пожилого профессора и был вынужден взять длительный творческий отпуск для написания докторской диссертации. Учебную нагрузку в институте ему не дали, а я предложил читать лекции в филиале института, которым в то время руководил. Загрузил его на полную ставку. Примерно через год, после Учёного совета, ректор института, Валентина Николаевна Демичева пригласила меня в кабинет и спросила:

— Кого вы хотели бы видеть деканом факультета экономики и управления?

Я, не задумываясь, ответил: — Абрамова Романа Сергеевича. Молодой перспективный учёный, талантливый организатор. Студенты его уважают. Поговорите с ним. Я думаю, это самая достойная кандидатура.
Не могу утверждать, моя ли рекомендация повлияла, или ещё кто-то его порекомендовал, но через неделю вышел приказ о назначении Абрамова Р.С. деканом.
Романа Сергеевича увлекла идея научиться управлять автомобилем. Он окончил какие-то краткие курсы, сдал экзамены и получил права, а летом купил синий автомобиль ВАЗ четвёртой модели. Водителем был, прямо скажем неважным, часто попадал в какие-то истории, к счастью, заканчивающими только крепкими выражениями возмущённых водителей, недовольными его ездой. По типу личности относился более к флегматикам и, соответственно, скорость реакции на опасность оставляла желать лучшего.
В сентябре в Сочи должен был состояться семинар деканов экономических факультетов и Роман Сергеевич решил поехать на юг на своём новеньком автомобиле. Мне он объяснил своё решение тем, что хотел добраться поездом, но билетов для поездки именно в купе не оказалось. На машине, мол, возможностей познакомиться с городом гораздо больше.
Я более двадцати лет изучал влияние биологических ритмов¹ на человека, набрал достаточно большой материал, подтверждающий, что к этим явлениям необходимо относиться серьёзно. Я исследовал доступные мне случаи, когда люди попадали в автомобильные аварии, падения с высоты, получали тяжёлые травмы, или погибали. Зная дату рождения и дату травмы или смерти, составлял график биоритмов. Почти все случаи приходились на тот день, когда синусоида эмоционального биоритма пересекала нулевую линию, то есть имело место критическое состояние биоритма. В этой точке его значение равно нулю.
Мне не составило особого труда рассчитать биоритмы Абрамова на день поездки. Эмоциональный биоритм был «нулевым», а это значит, что скорость реакции на опасность низкая, при солнечной погоде по прямой дороге для его психологического типа, вероятность наступления сонного состояния была велика. В этот день рекомендуется жить по правилу: «семь раз отмерь, а один раз отрежь», возможны производственные травмы, растяжения голеностопных связок, глубокие порезы кухонным ножом при приготовлении пищи. Кирпич или сосулька могут упасть на голову именно в этот день. Дорогу переходить надо осторожно, внимательно посмотреть направо и налево. Интуиция сильно ослаблена.

Рис.1 График биоритмов Р.С. Абрамова (16.05.1959 – 18.09.2006)

Рис.1 График биоритмов Р.С. Абрамова (16.05.1959 – 18.09.2006)

На мои уговоры поехать в Сочи поездом Роман Сергеевич не реагировал, но пообещал ехать осторожно и если почувствует сонливость, остановится и отдохнёт. Зная моё внимание к ритмам, спросил:

— Что, мои биоритмы рассчитал? Я им не доверяю. Это всё псевдонаучные теории, ничего общего не имеющие с действительностью.
— Ничего я не рассчитывал, но у тебя ещё мал опыт вождения автомобиля, даже я, со своим тридцатилетним водительским стажем, не рискнул бы отправиться в столь далёкое путешествие, да ещё на новой машине не прошедшей обкатку.
— Как раз в длительной поездке наберу опыт и заодно машину обкатаю. — парировал Роман Сергеевич.

В день его отъезда была безоблачная солнечная погода.
Почти годом раньше в городской школе я увидел портрет мальчика в траурной ленте. Татарова Сергея, ученика этой школы, сбил автомобиль. По дате рождения и смерти вычислил его биоритм. Именно 07.12.2005 года его эмоциональный биоритм был нулевым.

Рис.2. График биоритмов Сергея Татарова (04.02.1990 – 07.12.2005)

Рис.2. График биоритмов Сергея Татарова (04.02.1990 – 07.12.2005)

Другой случай — сосед по дому, забыв ключи дома, решил залезть в свою лабораторию КИП² через окно, сорвался со второго этажа, получил тяжёлую травму головы и на всю оставшуюся жизнь остался инвалидом. Как и следовало ожидать, в этот день эмоциональный биоритм оказался «нулевым».
После урагана я отправился в ближайший лес погулять. Лес представлял ужасное зрелище. Десятки поваленных деревьев. Я с лёгкостью спрыгнул со ствола упавшего дерева на зелёный мох, под которым оказался старый пенёк, сильно подвернул голеностопный сустав и еле добрался до дома на одной ноге. На стене в коридоре висел график биоритмов, на который я давно не смотрел. И совершенно напрасно. Именно в этот день надо было быть предельно внимательным и осторожным. Подобных случаев в моей копилке много — анализы фатальных последствий и травмы разной степени тяжести. Есть над чем задуматься.
Первые систематические научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими. Но до последнего времени природа и все физиологические свойства биологических ритмов не выяснены, хотя понятно, что они имеют в процессах жизнедеятельности живых организмов очень большое значение. Поэтому исследования биоритмов пока представляют собой процесс накопления информации, выявления свойств и закономерностей методами статистики. В результате, в науке о биоритмах возникло два научных направления: хронобиология³ и хрономедицина5.
Некоторые учёные считает теорию трёх ритмов псевдонаукой, но у меня другое мнение на этот счёт. Бесполезно слепому доказывать о преимуществах того или иного цвета, а с глухим спорить о достоинствах музыки. Так уж устроено природой, что ритмичность процессов окружает человека на каждом шагу, будь то секундные и часовые ритмы, смена времени суток, времени года, вращение Земли вокруг солнца, фазы Луны, приливы и отливы, и многое другое.
К настоящему времени у человека и животных описано около 400 биоритмов. Естественно, что возникла необходимость их классифицировать. Предложено несколько принципов классификации биоритмов. Чаще всего классифицируют их на основании частоты колебаний, или периодов. Условно выделили около ста двадцати ритмов влияющих на физическое тело и назвали его физическим биоритмом, 200 ритмов влияют на эмоции (эмоциональный биоритм) и 80 ритмов отнесли к интеллектуальной сфере (интеллектуальный биоритм).
Пусковым механизмом этих ритмов является только момент рождения человека, при котором возникают ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности. Ребенок разгибает головку в родовых путях. На этом этапе он готов к своему последнему движению — выталкиванию. Приспособляемость головки ограничена известными пределами и зависит от смещаемости костей черепа в области швов и родничков, а также от способностей костей черепа изменять форму (уплощаться, сгибаться) при прохождении через малый таз. Мозг при этом испытывает колоссальные нагрузки. Именно в первый момент после рождения ребёнок ослаблен физически, эмоционально, а об интеллекте, в его истинном значении, и говорить нечего.
Помимо негативных моментов процесс родов дает новорожденному фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества, позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, на полную мощность включается иммунная система и радость воссоединения с мамой после рождения. Рождение ребёнка посредством кесарева сечения сильно ослабляет иммунную систему и требуется длительное время для её восстановления.
Графическим изображением каждого из этих ритмов является синусоида. Однодневные периоды, в которые происходит переключение фаз («нулевые» точки на графике) и которые отличаются снижением соответствующего уровня активности, получили название «нулевых» или «критических» дней. Если одну и ту же «нулевую» точку пересекают одновременно две или три синусоиды, то такие «двойные» или «тройные» критические дни предполагаются особенно опасными.
Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Выявлена трехнедельная периодичность в эндокринной системе человека. Доказано существование 23-дневного ритма динамики выработки гормонов стресса и половой активности: тестостерона, кортикостероидов, адреналина. В «нулевой» точке физическое состояние и иммунная система человека ослаблены, обостряются хронические заболевания. Активизируются внешние воздействия, например, болезнетворные бактерии и вирусы могут овладеть организмом. Для тренированного и закалённого человека, ведущего здоровый образ жизни, этот период проходит сравнительно благополучно.
Необходимо отслеживать за физическим биоритмом – это очень важно для людей, активно занимающихся спортом, чтобы правильно формировать нагрузку на свой организм. Когда биоритм, находится в нижней части амплитуды – не стоит осуществлять проверку своей силы, выносливости, наоборот следует ослабить нагрузку, делать более длительные паузы, больше отдыхать. Как только биоритм достиг верхней части амплитуды – можно давать максимальную нагрузку, естественно под стать своим способностям. Надо помнить – переусердствовать не следует.
Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение. Каждые две недели синусоида пересекает нулевую линию. В этот период люди обидчивы, невосприимчивы к критике, болезненно реагируют на любые неудачи. В эти моменты могут случаться неожиданные вспышки эмоций, которые провоцируют сильнейшие конфликты. Впоследствии люди жалеют о том, что произошло. Отслеживая такие дни, можно правильно располагать своими возможностями, а также уберечь себя от неприятных ситуаций. Само осознание возможных состояний в «нулевые» дни, позволяет гораздо легче сохранять спокойствие при низком уровне эмоционального биоритма. При этом стоит помнить, что плохие новости могут снизить настроение даже при высоком уровне биоритма, но, человек справляется с этим лучше.
Ещё одна особенность эмоционального биологического ритма в том, что его период кратен 7 дням. Одно и то же значение всегда будет приходиться на тот же самый день недели. Если для конкретного индивида каждый «понедельник — день тяжелый», надо проверить, не приходится ли на этот день недели критическая фаза эмоционального биоритма.
Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности. Каждые 16,5 дней человек чувствует недостаток интеллектуальной нагрузки и пытается снизить дискомфорт чтением книг, разгадыванием кроссвордов или другими способами. Это не означает, что в разных фазах человек глупеет или умнеет, просто мыслительные процессы замедляются или напротив, активируются.
Первая половина этого цикла (16 дней) — лучшее время, когда работники умственного труда (учащиеся, ученые, руководители, художники, писатели, поэты и др.) в наибольшей мере способны к восприятию новых знаний, глубокому анализу информации, рождению новых гипотез, художественному вдохновению и т.п..
Мы все знаем, что порой обучение происходит на одном дыхании, а в другое время приходится зубрить часами напролёт, чтобы запомнить какую либо информацию. Это, одно из проявлений интеллектуального биоритма. В первой половине цикла информация легко воспринимается и усваивается, это время для творческого мышления, достижения прогресса в новых предметных областях, быстрого решения задач, требующих точной и немедленной психической реакции. Люди, занятые умственной деятельностью, чувствуют прилив сил и энергии в момент подъема интеллектуального биоритма, даже если их физические силы находятся на стадии спада Восприятие любого человека всегда субъективно. Этот период считается лучшим для принятия решения. Оптимизируются лучшие свойства мышления – быстрота и гибкость, скорость и объём запоминания информации, концентрация на основной идее и наблюдательность.
Отрицательный период – не лучшее время для активной мозговой деятельности, поскольку даже самые простые задачи могут показаться невероятно сложными, и займут в несколько раз больше времени, чем обычно. Концентрация снижена, часто допускаются ошибки. «Нулевые» дни интеллектуального цикла биоритма человека становятся причиной серьезных ошибок. Такие моменты лучше провести в состоянии покоя, ни в коем случае не браться за решение важных дел, так как в голове – сплошная путаница. Невозможно правильно оценить ситуацию и сделать верные выводы. От интеллектуального биоритма в достаточной степени зависит творчество.
Важно понаблюдать за собой: когда нам лучше всего удается творческая работа, а когда — сугубо механическая, и соответственно спланировать свой рабочий день, выделив то время, когда выполняется основная масса заданий. Конечно, далеко не всегда мы выбираем работу по своему желанию, не всякая работа соответствует нашим ритмам на 100%. Однако не стоит усугублять этот дисбаланс собственной неорганизованностью. Вот для чего необходим хотя бы примерный распорядок дня. Ритмы человеческого организма могут подстроиться под внешние воздействия — важно только, чтобы они также обладали определенной периодичностью.
Часто мне задают вопрос: — не является ли знание своих биоритмов одной из форм самовнушения? Ответ очень прост. У женщин есть собственный, четвёртый ритм или цикл, равный примерно 28 дням, и наступает независимо от веры или неверия. Самовнушение здесь не причём.
На данном этапе своего бытия, находясь на пенсии и занимаясь любимым увлечением – это наблюдением за птицами и литературной деятельностью, я стараюсь учитывать влияние на свою жизнь биологических ритмов. Часто отмечал в художественных фильмах, в жизни моих знакомых-учёных, как люди творческого труда рвут горы исписанных бумаг, переживают, что в какой-то день ничего путного не приходит в голову, слабый проект, пошлая скульптура, не та рифма, не так описан сюжет, не та мелодия и т.д. Основная причина подобных неудач – незнание биоритмов.
После института, работая на Лобненском заводе строительного фарфора, я увлекался научной организацией труда и подавал различные рационализаторские предложения по улучшению работы цеха. Начальником работала замечательная женщина, Ткац Мария Григорьевна. Я приносил ей распечатанные на листах бумаги предложения, с расчётом экономических эффектов. Она, как правило, прочитав, откладывала бумаги в ящик стола и говорила:

— Пусть отлежится, а потом обсудим.

Проходил день, другой, третий. Никакой реакции со стороны начальника. Меня такое отношение к моему инженерному «творчеству» раздражало. Вдруг, через несколько дней, в голове рождалось новое решение этой задачи, гораздо более простое и намного эффективнее. Старый проект летел в мусорную корзину.
Работая над книгой, постоянно думаешь о том, как описать какой-либо сюжет так, чтобы читатель погрузился в него с головой. Чтобы воспринял его как свой жизненный опыт. Чтобы прочитанный рассказ или очерк остался у него в памяти надолго. Чтобы написанное вызывало бы не только различные эмоции, но и новые мысли, вегетативные и двигательные реакции и поведение.
Представьте, например, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-жёлтый лимон. В одну руку вы берёте лимон, в другую острый нож, чтобы разрезать цитрус на мелкие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок ещё не появился. Отрезаете вторую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете ещё одну дольку лимона, взяв его одной рукой, и кладёте себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается.
Писатель, поэт – люди наблюдательные, свободные, волевые, решительные. Умеют создавать образы, используя слова и обороты речи, которые присуще системе: вижу, слышу, чувствую. Это личности с широким кругозором знаний и умением их применять в своей творческой деятельности.
Хочу обратить внимание ещё на одну особенность литературного творчества. Каждый поэт или прозаик мечтает, чтобы его произведение запало в душу и полюбилось большему числу его читателей, а для этого надо учитывать особенности индивидуального восприятия информации. Почему произведение, написанное вроде бы с соблюдением всех правил грамматики и стилистики нравятся лишь малой части читателей, другим даются тяжело, им надо переводить с языка одной модальности на другой, а третьи плохо или совсем не воспринимают прочитанное. По этому признаку все люди делятся на три типа.
К первому типу относятся люди, воспринимающие или передающие информацию, используя преимущественно зрительный канал. Такие люди относятся к визуалистам. Естественно, в тексте используются такие слова, как перспектива, смотри, точка зрения, осветить, сиять, искриться, чистый, яркий, цветистый, седой и т.п.
Ко второму типу относятся люди, в основном, использующие красиво звучащие слова. Это аудиалисты: мнение, слушай, объясни, звучит, безмолвный, громкий, намёк, глухой, обстрел, стонал и т.п.
К третьему типу относятся люди, для которых главное — чувства. Таких людей называют кинестетиками. Им близки такие понятия, как: взвился, дрожит, немеет, замер, уклон, сжать, тепло, касаться, прикинуть, охватить, любить и т.д.
Не существует людей, которые пользуются только одной модальностью на все случаи жизни. Мы пользуемся всеми тремя, но предпочтение отдаём определённой последовательности. Исходя из этой последовательности, всех пишущих и читателей можно классифицировать на шесть подтипов:

  1. визуалист – аудиалист – кинестетик;
  2. визуалист – кинестетик – аудиалист;
  3. аудиалист – визуалист — кинестетик;
  4. аудиалист – кинестетик – визуалист;
  5. кинестетик – визуалист – аудиалист;
  6. кинестетик –аудиалист кинестетик.

Из последнего сборника «Чайки над Лобней» выбрал наугад одно из стихотворений, под названием «Подмосковный рубеж». Анализ использованных слов показал, что автор относится к пятому подтипу. Это означает, что кинестетики будут в восторге от стихотворения, так как информация представлена в понятном для них виде, а визуалистам и аудиалистам (второго и четвёртого) придётся приложить силы, чтобы внутри себя перевести содержание произведения на свой язык, а затем принять решение — нравится стих, или так себе. Первому и третьему подтипам, для которых чувства являются малозначимыми факторами, стихотворение может и не понравиться.
А, уж о прозе — отдельный разговор. Редко кто будет перечитывать рассказ дважды. После прочтения двух – трёх абзацев содержание покажется скучным, если оно не соответствует модальности читателя. На мой личный взгляд, писатель должен учитывать паттерны5 при окончательной правке текста.
Конечно, в этой статье отмечены только два штриха, влияющих на творчество человека, пытающегося передать свои мысли и идеи другим. Знать технологии подбора удачных слов и выражений конечно надо, но вложить душу в своё произведение и зажечь других, способности и талант нужен. А воспитать в себе эти качества, познать богатство русского языка, возможно благодаря знакомству с творениями мастеров слова – поэтов и писателей, мастерски владеющих словом.

¹ Биологический ритм — (от греческого βίος — bios, «жизнь»[1] и ῥυθμός — rhythmos), любое повторяющееся движение, ритм.
² КИП – контрольно-измерительные приборы.
³ Хронобиология — наука о периодичности изменений всех функций и процессов в организме от клетки до целостного организма.
4 Хрономедицина — раздел медицины, занимающийся уточнением и постановкой диагноза болезни на основе изучения периодичности функций биохимических и физиологических систем с учётом фактора времени.
5 Па́ттерн (англ. «pattern» — модель, образец, шаблон, стиль, узор, выкройка, система) — заимствованное слово.

© Copyright: Александр Крохин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Биоритмы и модальность в творчестве. Статья А. Крохина

  1. Людмила говорит:

    Тема очень интересная! Действительно, давно уже заметила, что иногда хочется «отпустить вожжи», что называется, бросить все на самотёк, понимая, что усилия в данный момент напрасны. Или на гребне энтузиазма стараешься реализовать момент на всю катушку. Рассчитывать теоретически эти ритмы, наверное, непросто, но каждый, видимо, ощущает их. Мы все еще и космические существа, там тоже какие-то свои ритмы, которым мы подчиняемся… Теория сложна, но Вы, Александр Николаевич, умеете глубоко копать, преподносите нам на «блюдечке с голубой каемочкой» свое собственное видение, свой глубокий анализ, пользуясь еще и собственной статистикой! Нам остается в очередной раз удивляться и радоваться Вашей многогранности, глубине, Вашей жизненной энергии!

  2. Галина Дриц говорит:

    Очень интересно! Я только что-то не поняла: график биоритмов постоянно меняется у одного человека или постоянный? Вот бы Вы нам вычислили, если это не очень трудно! И как только столько знаний сохраняется в Вашей голове или дневник ведёте?

  3. Евграф говорит:

    «Каждый поэт или прозаик мечтает, чтобы его произведение запало в душу и полюбилось большему числу его читателей…» Александр Николаевич, у Вас это получается всегда во всех Ваших публикациях. Не знаю, каждый ли делает свои выводы и меняет ли свои взгляды, но в Душу, то, о чём Вы пишите, западает точно. Всегда приятно читать и открывать для себя что-то новое и интересное, и полезное. Прочла на одном дыхании. Спасибо Вам!
    С уважением, Е.Р.

  4. admin говорит:

    Я не могу назвать себя совсем уж скептиком и биоритмы, было дело, рассчитывала. Но мне, как обычно, не хватило усидчивости и терпения это всё вести и отслеживать)) Лентявка я)))
    Я думаю, что мои стихи говорят о том, что я отношусь ко второму типу: визуалист – кинестетик – аудиалист. Ну, во всяком случае я саму себя так вижу. А так-то, конечно, со стороны виднее!
    Спасибо вам за интересную статью, Александр Николаевич!
    С теплом,
    Женя Ш.

  5. Александр Крохин говорит:

    Ещё раз спасибо Вам за добрые слова! Выражусь немного витиевато по содержанию статьи. Природа, если верующие, Господь, даёт нам способность познавать мир и выделять из общего фона сигнал, необходимый для познания истины. В Новом Завете это характеризуется словами «Дух Святой — наставник на всякую истину». Это озарение различением или, другими словами, если мы приходим к правильным умозаключениям, то нам даётся подтверждение правильности, например, долгая совместная супружеская жизнь, крепкое здоровье, здоровое продолжение рода и само счастье жизни.
    Если мы ошибаемся, то, даются предзнаменования, возможные неприятности, отреагировав на которые, мы должны обратиться к новому шагу постижения истины методом последовательных приближений. Задаться вопросом: А что я не так сделал? В наиболее тяжёлых случаях эти неприятности могут послужить предостережением уже для других на тему: «так жить нельзя». Важно настроить свою психику таким образом, чтобы свои представления об истине, не принять за саму истину. Галина Петровна, все биоритмы с момента рождения не меняются. На очередном занятии я покажу на мобильном биоритмы свои и моей жены, которые я регулярно прослеживаю. Есть программа и её легко установить на компьютер или мобильный. То, что я отметил в этой статье, это всего лишь пара методов из множеств, которые мы используем в своей жизни, как, например, мыло, ножницы или зубную щётку.

  6. Лариса говорит:

    Очень интересная статья, Александр Николаевич, а к ней бы немного и практики (присоединяюсь к Галине Дриц). Я заметила по себе,что перед днями рождения бывает ослабление организма, усталость, уязвимость. Но по Вашему тексту поняла (а может и нет), что перед рождением наоборот должен быть прилив сил и энергии. Наверное что-то не поняла. С уважением, до следующей консультации на занятии!

Добавить комментарий для Галина Дриц Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *