Пишут друзья. Тема розы в поэзии и романсах. Статья Е. Борисовой

«Ты во всех садах яхонт несравненный,
Ты из всех цветов цвет предрагоценный…».

75. ti_rozuyС давних пор роза считается воплощением красоты и величия, символом совершенств а и любви. Трудно назвать известного поэта, который не отдал бы дань этому «изящному, самому великолепному цветку». В поэзии роза приобрела целый спектр символических значений, благодаря которому стала одним из самых ярких и ёмких цветочных образов. В лирических текстах она олицетворяет собой радость, любовь, поэтическое творчество. В русской поэзии этот цветок появляется в период классицизма. Весной природа пробуждается, радует глаз великолепием красок, и роза сравнивается с ней в поэзии. «Дочь юная весны младой» — так называет ее Д. Давыдов. Например, «весна» в стихотворении Г.Р. Державина «Прогулка в Царском Селе» предваряет восприятие образа розы:
«Там — шёпоты ручьёв,
Здесь — розы воздыханье!».

Поэтическая синонимия этих двух образов присутствует и у В. Жуковского:
«О, предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как юных роз дыханья,
Там душа оживлена».

«Ода в похвалу цвету розе» Василия Тредиаковского выражает восхищение этим олицетворением красоты:
«Красота весны! Роза, о прекрасна!
Всей, о госпожа, румяности властна!
Ты во всех садах яхонт несравненный,
Ты из всех цветов цвет предрагоценный…».
Роза становится обозначением лучшего цветка вообще:
«Роза ль ты, розочка, роза душистая!
Всем ты красавица, роза цветок!» — написал Антон Дельвиг.
Сравнивая женскую красоту с розой, поэты создают образы, в которых роза выступает в прямом значении «красота».
«О дева-роза, я в оковах;
Но не страшусь твоих оков» (А. Пушкин).
Если ранее красивая девушка сравнивалась с розой, то теперь образ розы полностью сливается с образом девы, и получается уже совершенно новый контекст. А.С. Пушкин даже употребил эпитет русская роза:
«И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе».
Увядшие розы в пушкинской лирике символизируют ушедшую молодость и утраченное счастье:
«Я ей принёс увядши розы
Отрадных юношества дней» (Стансы)
«Опали вы, листы вчерашней розы!
Не доцвели до месячных лучей.
Умчались вы, дни радости моей» (Элегия, 1816)
«Доселе в резвости беспечной
Брели по розам дни мои…» (Послание к Юдину).
К образу розы обращались представители реализма (Тургенев) и Серебряного века. Русские поэты видели в розе символ абсолютной красоты и чистоты, ценили её божественное происхождение, восхищались красотой живых цветов.
Роза являлась символом совершенства и девственной чистоты, а также символом победы и гордости в Древнем Риме.
В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Европы роза занимает ведущее место. Это образ безукоризненности. Роза являлась символом безупречности в западной геральдике. Эта же символика использована в живописных изображениях Пречистой Девы.

Иван Метляев

Иван Метляев

Иван Петрович Мятлев — светский поэт из рода Мятлевых, камергер. Друг А.С. Пушкина. Иван Мятлев известен, главным образом, как автор слов романса «Как хороши, как свежи были розы…»:
«Как хороши, как свежи были розы,
Как взор они прельщали мой.
Как я молил жестокие морозы
Не трогать их холодною рукой!».
Мотив прощания с тем, что ушло безвозвратно, прозвенел и в стихах Игоря Северянина:
«В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны.»
Реминисценция на стихи Мятлева и Северянина прозвучала в романсе Александра Вертинского «Классические розы».
«Чайная роза». Теофиль Готье (перевод с франц. Н.С. Гумилева):
Средь связки роз, весной омытой,
Прекрасней чайной розы нет.
Её бутон полураскрытый
Слегка окрашен в красный цвет.
То роза белая, так ровно
Краснеющая от стыда,
Внимая повести любовной,
Что соловей поёт всегда.
Она желанна нашим взглядам,
В ней отсвет розовый зажжён,
И пурпур вянет с нею рядом,
Иль грубым делается он…

Романсы и песни, в которых прозвучала темы розы:
1. «Розы, вы увяли…» (музыка Э. Григ, стихи И.-В. Гёте)
2. «Восточный романс» («Роза и соловей») (музыка Н.Римского-Корсакова, стихи А.Кольцова)
3. «К розе» (музыка А. Спендиарова, стихи А. Цатуряна)
4. «Однообразные мелькают…» (музыка А.Бальчева, стихи Н.Гумилёва)
5. «Я зову дождь» (музыка А.Иванова (?), стихи М.Цветаевой)
6. «Классические розы» (стихи И.Северянина)
7. «Песня о волшебной розе» из кинофильма «Не покидай» (музыка Е.Крылатова, стихи Л. Дербенёва)
8. «Роза красная моя» (запись 2003 г. в исполнении Дениса Перевозчикова, авторы неизвестны).

Иллюстрации получены в Интернете.

© Copyright: Елена Борисова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Пишут друзья. Тема розы в поэзии и романсах. Статья Е. Борисовой

  1. Людмила говорит:

    Елена, Вы точно угадали момент — как раз вовсю цветут розы! Действительно, изобрести такую красоту могла только матушка-природа! Замечательный экскурс поэтический! Под впечатлением у меня вот даже родился экспромт в тему :
    Бушуют ливни с градом, грозы —
    Да, лето ныне с преизбытком вод.
    И никнут царственные розы,
    Головки падают под тяжестью невзгод…
    Жалко… Хоть зонтик над ними ставь!
    Спасибо, Елена, за чудесную, такую своевременную, статью!

  2. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Очень вдохновляющая тема!

    • Елена говорит:

      Сердечно благодарна вам обеим, Людмила и Светлана, и за чуткие комментарии, и за ваше нежное отношение к содержанию очерка. В каждую статью я вношу своё образное вИдение и душевный настрой, поэтому всегда трогательно воспринимаю отклики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *