«Древнерусский распев» в Домском соборе. Проза Е. Шаровой

А вы когда-нибудь путешествовали во времени? Кто-то скажет: «Нет, никогда», а кто-то скажет, что да, путешествовал – читая книги, смотря фильмы… И ведь это правда, согласитесь – благодаря фантазии, таланту авторов мы можем заглянуть и прошлое и в будущее. А вот мы с мужем 29-го марта отправились в путешествие в прошлое благодаря музыке!
С интереснейшей концертной программой «Византия и Древняя Русь» в Ригу приехал камерный хор Московского Патриархатa «Древнерусский распев»! Немного об этом коллективе. Хор был основан Анатолием Гринденко в 1983 году в Троице-Сергиевой Лавре, а затем он был реорганизован в Хор Московского Патриархата. Главной своей задачей коллектив хора видит в том, чтобы постепенно, по возможности полнее, восстановить невероятно интересный пласт певческой богослужебной культуры. Это не только музыка – это настоящее скрупулезное научное исследование, результатами которого хор делится во время своих выступлений!
Хор совершил многократные турне по Австрии, Англии, Венгрии, Израилю, Испании, Исландии, Польше, Сербии, США, Франции, Финляндии, Швейцарии и другим странам. Хор имеет множество наград и в их числе орден Русского (бывшего Императорского) Палестинского общества в Иерусалиме.
DSCN5007По названию концертной программы, я думаю, понятно в какое время отправились мы… А палитру впечатлений дополнил зал, в котором проходил концерт. Точнее не зал, а Рижский Домский собор! Внушительное, я бы даже сказала – основательное здание лютеранского храма является доминантой старой Риги. Можете себе представить, что это здание было построено в 13-ом веке! Конечно, оно менялось, перестраивалось, дополнялось, что в результате и создало необычный микс из разных стилей и эпох!
Однако, вернусь к концерту. Начался он с исполнения одним из певчих хора знаменного распева XVI века «Плач Адама» под аккомпанемент колёсной лиры – необычного, старинного струнного музыкального инструмента. Его звук одновременно похож и на скрипку и на гусли. А потом Анатолий Гринденко с помощью ещё одного старинного музыкального инструмента – пастушьего барабана созвал на сцену других участников хора! Кстати в Греции подобный инструмент (симандра) призывает народ к богослужению. И началось наше музыкальное путешествие в прошлое.
В исполнении хора мы услышали старинные (XVI-XVII вв.) распевы – византийские, русские, болгарские. Кстати, византийские распевы исполнял протопсалт (главный певчий в византийском хоре), магистр древневизантийских песнопений монах отец Иаков. О. Иаков родился в Салониках и уже более 20 лет живёт на Святой горе Афон в скиту в Карее.
Программа была выстроена так, что хор нас как бы вёл от времён Адама («Плач Адама») и Ноя («На реках Вавилонских») до страдающего Иисуса Христа («Се, жених грядёт»), которого предали и распяли («Поставили тридесять сребреников», «Днесь бдит Иуда», «Днесь висит на древе»). Как же душевно звучали слова знаменного многоголосия «Свете тихий»:
«Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».
И снова зазвучали распевы Страстной недели – «Не рыдай мене, Мати..», «Да молчит всяка плоть человеча», «Тебе одеющегося» и другие. И, наконец финальный распев – «Многолетие». А в самом конце выступления хор приготовил слушателям небольшой сюрприз – были исполнены песни «Степь да степь кругом» и «Чёрный ворон»! Цветы, аплодисменты и крики «Браво!» были самой искренней благодарностью зрителей!
Как жаль, что невозможно описать словами, как звуки голосов хора буквально наполняли большой, с очень высокими потолками, зал Домского собора. Мелодия поднималась к высоким сводам собора, проплывала вдоль стен и витражей… и рассыпалась волшебными звенящими искрами… Сочетания древнерусских и древневизантийских распевов просто завораживало, вело за собой и наполняло душу умиротворением и каким-то внутренним порядком… Как будто душа настраивалась на что-то хорошее, правильное!..

© Copyright: Евгения Шарова

Фото Е. Шаровой

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: «Древнерусский распев» в Домском соборе. Проза Е. Шаровой

  1. Людмила говорит:

    Женя, спасибо тебе большое за такой чудесный рассказ, такой яркий и эмоциональный, просто заразила желанием увидеть и услышать все это!

    • admin говорит:

      Спасибо за отклик, Людмила!
      Мы сами не ожидаем тут порой — какие ещё интересности доведётся посетить. Рады, что побывали на таком вот невероятном концерте. Я хоть и написала по свежим впечатлениям, но, по-моему, всей полноты ощущений от всего сразу — от распевов в сочетании с антуражем собора не передала… слова тут малоинформативны, слишком много всего на нас подействовало!

  2. Евграф говорит:

    Женя, очень интересная статья. Увидела прекрасные фотографии и вспомнила предновогоднюю турпоездку в Юрмалу. Новый 1989 год встречали в частном кафе, там уже началась приватизация мелких предприятий, хозяином был амянин. Внизу было кафе, а на втором этаже располагалась и жила семья, работали семейным подрядом. Мы жили в местной большой гостинице. И, конечно, ездили на экскурсию в Ригу. Были и в старой Риге, побывали на улице «Цветочной», где гулял профессор Плейшнер , и в новой Риге тоже были. Старая Рига — это несомненно Европа. Побывали и в Домском соборе. Впечатление необыкновенное. Вот правда, как будто побывали в другом времени, в другой реальности. Не помню, что именно исполнялось. Что-то католическое. Волшебное звучание Большого органа заполняло пространство зала и уходило вверх, к небесам. И с каждой минутой сердце наполнялось чем-то необъяснимым, неизведанным ранее, глубоким чувством. Сознание уносило далеко, в другой мир. Не знаю, о чём думали в этот момент рядом сидящие со мной люди. Но я выходила их собора со слезами на глазах. И не сразу освободилась от нахлынувших чувств. Ведь я раньше никогда не была на концертах органной музыки. Вот такое сильное впечатление произвело на меня посещение Домского собора.
    Е.Р.

    • admin говорит:

      Спасибо за отклик, Евгения Рафаиловна!
      А я вот вас читаю и тоже представляю — как всё было… потрясающее место — Домский собор… Он и сам по себе производит впечатление чисто архитектурное, а уж в сочетании с музыкой — просто завораживает окончательно! Мы пока не были там ни в музейной части, ни на органных концертах, но планируем!

  3. Елена Постоева говорит:

    Интересно читать, Женечка! А я в 16-летнем возрасте, с мамой, побывала в Домском соборе на концерте Тамары Синявской, оперной дивы. Запомнила на всю жизнь! А после концерта на той же площади зашли в кабачок «13 стульев», где реально было 13 стульев, ни больше — ни меньше)) Наверное, он не сохранился до наших дней.

    • Евгения Шарова говорит:

      Спасибо за отклик, Лен!
      А местечко, где вы ели нынче называется ресторан «13 кресел»)))) Мы там ещё не были, правда, и кресла не считали)))

      • Елена Постоева говорит:

        Кофе там хороший был, с бальзамом, рижским, конечно))

        • admin говорит:

          )))
          Бальзам я как-то не очень, не прониклась)) А вот местный кофе латте пью литрами — тут почти в каждом кафе делают оооочень вкусный латте, а я — кофеманка)))

  4. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    «Как будто душа настраивалась на что-то хорошее…» — вот и твой рассказ, Женя, настроил на очень хорошее, вызвал приятные ассоциации. Комментарии Людмилы и Елены дополнили позитивные ощущения, а отклик Евгении Рафаиловны, вообще, получился самостоятельным произведением — изюминка!
    В Риге не случилось пока побывать, а в Таллине и Львове ходила на органные концерты. Несколько раз довелось слышать орган в Римско-Каталическом кафедральном соборе, что на улице Малая Грузинская в Москве. Последний раз была прошлой осенью. Остались фотографии — приехала задолго до концерта, бродила по территории, снимала. Цветочное изобилие! Потом уже, после концерта, и сам собор на фоне тёмного неба в ослепительном ореоле подсветки сфотографировала. Золотым огнём горел сказочный, готический замок. Горел и не сгорал — как Неопалимая Купина.

    • admin говорит:

      Мы пока ещё не бывали на большом органном концерте, но слышать-слышали — как-то тут в Старой Риге гуляли и как раз мимо церкви святого Иакова шли, а оттуда звуки органа — зашли послушали… Очень понравилось! Тут в любом подобном соборе можно услышать орган — только надо подловить момент.
      Спасибо за отклик, Свет!

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *