Пишут друзья. «В прошлом ответа ищу невозможного…» Статья Е. Борисовой

0Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893)
Поэт Алексей Николаевич Апухтин — самый проникновенный русский лирик послепушкинской поры. Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку Петром Ильичом Чайковским («Ночи безумные» и др.), Антоном Степановичем Аренским («Разбитая ваза», 1892).
«Потомок знатного, но обедневшего рода» — нередко в биографиях известных деятелей российской культуры встречаются подобные слова… Действительно, по линии отца поэт Алексей Апухтин имел прямое отношение к старинному боярскому роду. Отставной майор Николай Федорович родился в 1806 году в городе Болхов Орловской губернии.
Болхов известен с XIII века. В средние века являлся центром удельного княжества. В XVI веке являлся укреплённым пунктом на южной границе Московского государства, упоминается в летописях с 1556 года. Бабка по отцу, Прасковья, урождённая княжна Друцкая-Соколинская, относится к 20-му колену Рюриковичей. А фамилия Апухтиных начинается с Фёдора Юрьевича Опухтина, жившего в конце XV-нач.XVI веков.
Мать — Мария Андреевна, урождённая Желябужская (1821-1859). Желябужские (в старину — также Желябовские) — русский дворянский род, происходящий от Станислава Желябужского, выехавшего в середине XV в. из Польши в Москву и пожалованного поместьями в Козельском уезде.
1Алексей стал первенцем в этом браке и получил домашнее образование под пристальным руководством матери. Мать осталась главной душевной привязанностью А.Н. Апухтина на всю его жизнь.
Но только ли знатным происхождением мог гордиться Алексей Апухтин? Безусловно, определёнными привилегиями урождённого русского аристократа он пользовался, данные привилегии дали юноше прекрасное домашнее образование, отворили для него двери Петербургского Императорского училища правоведения (с 1852 по 1859), дали возможность после окончания Училища служить в Министерстве юстиции… Но всё вышеперечисленное занимало молодого Алексея Апухтина гораздо менее интереса к поэзии, и эта страсть являлась для него поистине глубинной и неутолимой. А службой в департаменте он и вовсе не увлекался, вёл жизнь «золотой столичной молодёжи».

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

Творчество – вот главная составляющая жизни молодого аристократа, навеки занявшего почётное место в анналах русской литературы. И в том, что имя Алексея Апухтина не забыто в России, немалую, если не сказать – великую – роль сыграл тот факт, что в Петербургском Императорском училище правоведения в 1852 году случилось знакомство Алёшеньки Апухтина и Петруши Чайковского. Обоим было по 12 лет. И эта удивительная дружба, продлившаяся всю жизнь, привела к созданию нескольких замечательных лирико-музыкальных произведений, получивших определение «русский романс».

Ночи безумные...
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного...

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные...
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

«Музыка Чайковского, стихи Апухтина», — какая ассоциация возникает у многих из нас при этих словах? Не ошибусь, предположив, что почти все сразу вспомнят «День ли царит…» и «Ночи безумные». Да, верно! На стихи А.Н. Апухтина Пётр Чайковский создал 6 романсов! И о себе замечу: интерес к творчеству Апухтина возник у меня, когда я готовила программу литературного вечера, посвящённого А.П. Чехову. Ведь романс «День ли царит, тишина ли ночная» являлся не только любимым вокальным произведением Чехова, но и стал связующей нитью между ним и Лидией Мизиновой…

День ли царит, тишина ли ночная...

День ли царит, тишина ли ночная,
 В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
 Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
 Дума все та же, одна, роковая, -
 Всё о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого,
 Сердце воспрянуло, снова любя...
 Вера, мечты, вдохновенное слово,
 Всё, что в душе дорогого, святого, -
 Всё от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы,
 Скоро ли сгину я, жизнь загубя, -
 Знаю одно: что до самой могилы
 Помыслы, чувства, и песни, и силы
 Всё для тебя!

Многие вокалистки включали это произведение в свой репертуар, широкой популярностью он пользуется и по сей день. А при жизни Алексея Николаевича его исполняла Александра Валерьяновна Панаева-Карцова (1853, Санкт-Петербург–1941, Ленинград) – русская певица, сопрано. Пётр Чайковский посвятил певице 7 романсов. В «лучезарную красавицу» Сандру Панаеву поэт Апухтин был не на шутку влюблён, более того – нет упоминаний о других увлечениях прекрасным полом…

При имени Апухтина возникают воспоминания ещё об одном романсе с «счастливой судьбой». Ведь «Пара гнедых» — вокальное произведение, поистине «обласканное» как исполнителями, так и публикой. Автор музыки — Сергей Донауров, композитор ныне забытый. Среди «классических» исполнителей «Пары гнедых» почётное место занимает имя Леонида Утёсова.

Пара гнедых
(Перевод из Донаурова)

Пара гнедых, запряженных с зарею,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредете вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.
Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарелась с вами,
Пара гнедых!

Ваша хозяйка в старинные годы
Много имела хозяев сама,
Опытных в дом привлекала из моды,
Более нежных сводила с ума.
Таял в объятьях любовник счастливый,
Таял порой капитал у иных,
Часто стоять на конюшне могли вы,
Пара гнедых!

Грек из Одессы и жид из Варшавы,
Юный корнет и седой генерал —
Каждый искал в ней любви и забавы
И на груди у нее засыпал.
Где же они, в какой новой богине
Ищут теперь идеалов своих?
Вы, только вы и верны ей доныне,
Пара гнедых!

Вот отчего, запрягаясь с зарею
И голодая по нескольку дней,
Вы подвигаетесь мелкой рысцою
И возбуждаете смех у людей.
Старость, как ночь, вам и ей угрожает,
Говор толпы невозвратно затих,
И только кнут вас порою ласкает,
Пара гнедых!

В 1860-е годы, когда Россию сотрясали реформы и глобальные общественные перемены, А.Н. Апухтин не желает участвовать в деятельности литераторов социально-общественного направления, объявляет себя «литературным дилетантом» и удаляется в родовое имение. Со службой «на благо Отечества» он распрощался ещё раньше. Но добровольное лишение себя общества, в котором Апухтин прославился экстравагантным поведением и искромётными эпиграммами, роковым образом сказывается на здоровье поэта: резко обострилось наследственное заболевание, Апухтин сильно прибавляет в весе. Из-за болезненного ожирения Апухтин почти не мог передвигаться и едва вставал с дивана, чтобы сделать несколько шагов по комнате. В течение целых десяти лет Апухтин не выступает в печати и только в 1880-х гг. вновь привлекает к себе внимание поэмой «Год в монастыре».
«Одну лишь память праздного кутилы оставлю в мире о себе…»,- позже запишет он в альбом близкому другу Георгию Карцову. Да, ожирение стало причиной преждевременной смерти поэта: в жестоких страданиях он покинул «мир подлунный» в томительно жаркие дни августа 1893 года.
Но Апухтин недооценивал свою литературную одарённость – и при жизни, и в последующие десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня, русский читатель знает и любит тонкую пронзительность одухотворённой лирики Алексея Апухтина, находит много занимательного и остроумного в его поэмах и наслаждается великолепными романсами, созданными на его стихотворения Петром Чайковским.
А его современник, поэт Константин Случевский (1837-1904), оставил вот такую «рецензию» о творчестве А.Н. Апухтина:

«Пара гнедых» или «Ночи безумные» —
Яркие песни полночных часов,-
Песни такие ж, как мы, неразумные
С трепетом, с дрожью больных голосов!

Что-то в вас есть бесконечно хорошее…
В вас отлетевшее счастье поет…
Словно весна подойдет под порошею,
В сердце — истома, в душе — ледоход!

Тайные встречи и оргии шумные,
Грусть… неудача… пропавшие дни…
Любим мы, любим вас, песни безумные:
Ваши безумия нашим сродни!

Иллюстрации из Интернета:
фотографии А.Н. Апухтина, П.И. Чайковского, А.В. Панаевой-Карцовой,
Маковский К. Портрет А.В. Панаевой-Карцовой

© Copyright: Елена Борисова

В работе использованы книги:
Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений /Вступительная статья М. Отрадин. Примечания Р. Шарцева. – (Библиотека поэта. Большая серия). – Л., 1991.
Апухтин А.Н. Сочинения: Стихотворения. Проза /Вступительная статья М. Отрадин; Примечания Р. Шарцева. – М., 1985.
Апухтин А.Н. Песни моей Отчизны: Стихотворения. Проза /Предисловие, послесловие Р. Иезуитова. – Тула, 1985.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА/ИМЯ В ИСТОРИИ, ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Пишут друзья. «В прошлом ответа ищу невозможного…» Статья Е. Борисовой

  1. Елена говорит:

    Дорогая Женечка! Благодарю сердечно за Вашу огромную работу! Стихотворения, несомненно, очень украсили биографическую статью. Спасибо Вам за внимание к моему предложению о публикации. С любовью, Елена.

    • admin говорит:

      Это Вам спасибо, Елена! Очень интересная статья у Вас получилась.
      А я только добавила стихотворения Апухтина и всё)

      С теплом,
      Женя

  2. Людмила говорит:

    Елена, ( думаю, все со мной согласятся) на нашем литературном сайте подобные публикации более чем уместны. Поэзия, литература в целом — это наш культурный слой, без которого немыслимо было бы и современное творчество.
    И чувствуется, что это сфера Ваших интересов, Вам удаётся передать основное в жизни, творчестве поэта, причём не сухим энциклопедическим языком. И это тоже Ваш дар, способности, труд, которые необходимы всем нам, сайту. Успехов Вам и новых публикаций!

  3. Елена Постоева говорит:

    Спасибо Елене и Женечке за интересную статью! Ждём продолжения))

  4. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    С большой радостью прочла публикацию. Замечательно, что появились обе статьи Елены. Надеюсь на продолжение. И пожелание — несколько дозировать подобную информацию, а то не успела «остыть» после Белого, почитать больше о нём и его стихи — «пожить» им — уже новый интересный поэт!
    На курсе психологии творчества у нас был очень любопытный (в хорошем смысле слова) преподаватель, нейропсихолог Татьяна Визель — Апухтин приходился ей каким-то дальним родственником. В детстве, гостя у тётки (по-моему) она держала в руках прижизненные издания поэта. Ой, предмет свой вела чрезвычайно увлекательно и столько мы от неё узнали! Сидели заворожённые…

    • admin говорит:

      Светочка о дозированности отвечу я — и у Белого и у Апухтина недавно были годовщины со дня рождения и хотелось далеко от этих дат не отходить. А вот в будущем, если Елена будет продолжать присылать такие статьи, то уже буду распределять дозировано))
      А вообще, было бы здорово, если бы к написанию таких статей присоединялись и «ладожцы» — интересно такие мини-лекции почитать о поэтах, писателях!

  5. Елена говорит:

    С большой радостью прочитала отзывы на статью об Алексее Апухтине, потому что приятно сделать что-то для любимого сайта. Людмила, Вы совершенно правы — в области информации о деятелях отечественной культуры лежит основная сфера моих интересов. Вот 30 ноября я побывала на Торжественном награждении лауреатов конкурса имени Р.Рождественского и М.Пришвина в Звенигороде, и это также стало для меня весьма интересным событием. Правда, на сайте своей организации очерк я не размещала, «там» дали лишь скупые факты. Так что иногда работаю напрасно, излишествами балуюсь. Но себя я духовно обогатила. Спасибо за отклики, дорогие Женя, Людмила и Светлана!

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *