Пишут друзья. «ЗОЛОТОМУ БЛЕСКУ ВЕРИЛ, А УМЕР ОТ СОЛНЕЧНЫХ СТРЕЛ…» Статья Е. Борисовой

%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%b1%d1%83%d0%b3%d0%b0%d0%b5%d0%b2АНДРЕЙ БЕЛЫЙ /Борис Николаевич Бугаев/ (1880 – 1934).
Сегодня мы вновь прикасаемся к сокровищнице, таящей в себе тот «алмаз бесценный», который носит загадочное имя «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ». Рождением этого течения в искусстве можно считать конец ХIХ века, когда Россия познакомилась с западным декадансом, иначе говоря, упадничеством.
Московским вождем символизма являлся Валерий Яковлевич Брюсов. Позднее выделилась еще школа «младосимволизма», к которой принадлежал и поэт Андрей Белый.

Николай Васильевич Бугаев

Николай Васильевич Бугаев

Родился Борис Бугаев в Москве, на улице Арбат, в доме № 55. 31 августа 2000 года здесь состоялось открытие музея «Мемориальная квартира Андрея Белого». Дом, в котором в детстве и молодости жил Борис Бугаев, назывался «профессорский». Отец будущего поэта — Николай Васильевич Бугаев (1837-1903), весьма даровитый русский математик и философ, соседствовал и дружил с семьёй профессора Михаила Александровича Соловьёва. Женился Николай Васильевич романтически, по большой любви, на Александре Дмитриевне Егоровой. Эта девушка отличалась удивительной красотой, которую запечатлел Константин Маковский в одной из групповых картин, в образе русской боярышни. К сожалению, остальные добродетели Александры Дмитриевны значительно уступали её внешности… Привыкшая к восхищённо-снисходительному восторгу мужа, Александра Дмитриевна усвоила привычки избалованной барышни с капризами и причудами, не уделявшей домашнему хозяйству должного внимания. Неудивительно, что Борис предпочитал проводить время в квартире своего друга Сергея Соловьёва, где приветливо кипел самовар и ждал гостей изысканно и обильно накрытый стол. Но, возможно, благодаря неровным отношениям в семье и причудливому характеру матери, наша литература обогатилась такими романами, как «Крещеный китаец» и «Котик Летаев», которые сам писатель просил считать автобиографическими.
Подлинным увлечением студентов Сергея Соловьёва и Бориса Бугаева становятся философские основы будущего «миропреобразования», предчувствия новой эры человечества.
По настоянию отца, желающего видеть сына учёным, в 10 лет получивший начальное домашнее образование Борис поступил в частную московскую гимназию (директор Лев Иванович Поливанов, выдающийся педагог). «Поливановская» школа дала Борису необходимую подготовку, юноша хорошо сдал вступительные экзамены на естественный факультет Московского университета. Получив образование согласно желанию отца, Борис поступает в 1904 году на историко-филологический факультет Московского университета.
20-летний студент, увлекающийся литературой, по настоянию недовольного отца взял псевдоним (Андрей Белый – соединение имени апостола Андрея с чистотой белого цвета) и посвятил своё дарование русскому символизму.
Пылкий Борис Бугаев – человек искусства. Всё, что он узнаёт и испытывает, юноша хочет претворить в литературное сочинение. С отроческих лет его чрезвычайно увлекает греческая мифология, позднее – всемирная история. В 20 лет он входит в мир музыки Эдварда Грига и Генрика Ибсена. Результатом стал первый сборник поэзии – «Золото в лазури». Но главным результатом в своём раннем творчестве сам Андрей Белый считал «Симфонии». Первая «симфония» – «Северная» – вышла в печать в 1901 году и явила миру литератора Андрея Белого. В этот же год Борис Бугаев впервые вкусил сладость и яд любви – он страстно увлёкся прекрасной женщиной по имени Маргарита Кирилловна Морозова.

В. Серов. Портрет М.К. Морозовой

В. Серов. Портрет М.К. Морозовой

«Меня закрутил мгновенный «вихрь переживаний», приведший к первой глубокой, мистической, единственной своего рода любви к М.К.М.». Супруга одного из богатейших московских предпринимателей, Михаила Абрамовича Морозова, славилась многими превосходными качествами, и благотворительность входила в их число. Сама испытавшая жестокую нужду, Маргарита щедрой рукой давала помощь. Но полюбить против своей воли она не могла. Бориса Бугаева ожидало первое жестокое разочарование. Но героиня его «Второй Симфонии» – Сказка – осталась навсегда прекрасным символическим персонажем, восхитительным, манящим образом женской неприступности.
Второе увлечение постигло Андрея Белого на одном из собраний московских символистов. Предметом новой страсти стала поэтесса и переводчица Нина Ивановна Петровская, возлюбленная Константина Бальмонта. Взаимоотношения, закрутившие в клубок двух символистов и нервозную девушку, подарили Валерию Брюсову сюжет романа «Огненный Ангел», в котором главные участники трагического любовного треугольника получили имена Рената, ангел Мадиэль и граф Рупрехт.
В пучину многолетних страданий ввергло Андрея Белого самое трагическое его увлечение. С невероятным, поистине одержимым пылом влюбился он в жену Александра Блока. «Вечно танцующий Боря», как назвала Бугаева Зинаида Гиппиус, в силу своей неуправляемой эмоциональности не мог принять того факта, что Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок не испытывала к нему ничего похожего на любовное увлечение. Несдержанный Бугаев настаивал даже на дуэли с А.А. Блоком. Но всё закончилось примирением. Однако годы, наполненные для поэта страстным желанием, позволили литератору Андрею Белому создать немало талантливых стихотворных и публицистических творений в сложную для страны эпоху революционных преобразований: Поэма «Панихида»(1907); Четвертая симфония «Кубок метелей» (1907); Сборник стихотворений «Пепел» (1908), «Урна» (1909).

Ася Тургенева с Андреем Белым

Ася Тургенева с Андреем Белым

Романы «Серебряный голубь» и «Петербург» обязаны своим рождением «периоду «Вторых зорь», как назвал Андрей Белый 1909-1914-е годы. На это время пришлось знакомство и вступление в брак Бориса Николаевича Бугаева и Анны Алексеевны Тургеневой. Оба романа мистические и созданы под влиянием учения немецкого философа Рудольфа Штайнера. В связи с этим увлечением Андрей Белый и Ася в 1912 году уезжают в Германию, чтобы полностью посвятить себя изучению взглядов Штейнера. Здесь они в 1914 году сочетались браком. К сожалению, несколько лет взаимной увлечённости и взаимопонимания завершились горьким разладом. Вернувшись в одиночестве на родину в 1918 году, Андрей Белый получает от жены письмо с уведомлением о разводе. Воспалённые нервы поэта сдали, и он сорвался в безудержное пьянство. Этот нервный срыв привёл к сильнейшему подрыву здоровья. Несмотря на полученное разрешение выехать в 1921 году в Берлин, наладить отношения с Асей Тургеневой не удалось. В результате разрыва с любимой женщиной Андрея Белого убивали умственное расстройство и буйное помешательство: тонкую нервную систему истязали галлюцинации и мания преследования, он скандалил со всеми, – возможно, надеялся, что его убьют, и бесконечным терзаниям будет положен конец. Удивительно, но именно в таком состоянии его встретила и преданно полюбила женщина, которая стала для поэта Ангелом-Хранителем на отпущенные ему 11 лет.

К.Н. Васильева

К.Н. Васильева

Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) познакомилась с будущим супругом в самые страшные для него дни «берлинского умоисступления». Тихая, заботливая Клавдия устроила нехитрый быт неприкаянного страдальца, и вдруг свершилось чудо. Чистое бельё, кипящий чайник и ласковая речь вернули поэту желание жить и трудиться. Вместе они вернулись в СССР. Поэт получал паёк, читая лекции и руководя поэтическими кружками. Появилось чувство собственной необходимости своему народу, желающему получать знания и развивать дарования. С Клавдией Васильевой Бугаев заключил брак летом 1931 года. Вторая жена неустанно заботилась о Борисе Николаевиче, всегда изыскивала возможность дать ему стакан горячего чая и обеспечить чернилами и бумагой.
Несмотря на мизерный паёк, Борис Николаевич Бугаев довольствовался малым и от многих своих литературных собратьев отличался твердой последовательностью своим принципам: он никогда не занимался переводами и не отрекался от символизма – даже ради хлеба насущного.
В 1930-г.г. Андрей Белый поражает всех возобновлением творческой деятельности: выходят в свет роман «Москва» и мемуарная трилогии, в которую включены сборники статей: «На рубеже столетий», «Начало века», «Между двух революций».
Рано постаревший, душевно истерзанный человек, Андрей Белый рано потерял свою внешнюю красоту – золотые волосы, эмалевые голубые глаза. Не было больше «золота в лазури»… Но в творчестве Бугаев навсегда остался 20-летним восторженным и одухотворенным певцом любви и поэзии Андреем Белым.
Летом 1933г. Бугаевы отдыхали у Волошина в Коктебеле, и Борис Николаевич перенес солнечный удар. Для его здоровья это оказалось опасным испытанием, которого он не выдержал, и болезнь сосудов головного мозга стала основной причиной его смерти в 54 года. Узнав от врача причину своего последнего недомогания, Борис Николаевич грустно улыбнулся и попросил жену прочесть вслух стихотворение, написанное им в 1907 г. и оказавшегося пророческим:

ЗОЛОТОМУ БЛЕСКУ ВЕРИЛ,
А УМЕР ОТ СОЛНЕЧНЫХ СТРЕЛ.
ДУМОЙ ВЕКА ИЗМЕРИЛ,
А ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ НЕ СУМЕЛ…

Умер поэт Андрей Белый 8 января 1934 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

© Copyright: Елена Борисова

В данной статье использованы книги:
Белый А. Избранная проза /Составитель, вступительная статья и примечания Л. Смирнова. – М., 1988.
Белый А. Между двух революций /Подготовка текста и комментарий А. Лавров. – М., 1990.
Белый А. Москва: Роман /Вступительная статья и примечания С. Тимина. – М., 1989.
Белый А. Серебряный голубь: Повесть /Вступительная статья и комментарии М. Козьменко. – М., 1989.

Иллюстрации из Интернета:
Лев Бакст. Портрет Андрея Белого. 1905
Штемберг В.К. Маргарита Морозова, середина 1890-х годов
Валентин Серов. Портрет Маргариты Морозовой. 1910
фотографии: Н.В. Бугаев, Андрей Белый, Андрей Белый и Ася Тургенева

Из архива В. Кузнецова:
scan0776

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА/ИМЯ В ИСТОРИИ, ПИШУТ ДРУЗЬЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Пишут друзья. «ЗОЛОТОМУ БЛЕСКУ ВЕРИЛ, А УМЕР ОТ СОЛНЕЧНЫХ СТРЕЛ…» Статья Е. Борисовой

  1. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Публикация просто сказка — пальчики оближешь! Прочла взахлёб. С именами Андрея Белого, Сергея Соловьёва и Рудольфа Штайнера есть некоторые моменты соприкосновения.
    Спасибо, Елена, за удовольствие!

  2. Всеволод Кузнецов говорит:

    ДУМАЮ. ПОРА ПРИНИМАТЬ ЕЛЕНУ НИКОЛАЕВНУ В ЛИТО «ЛАДОГА», ОСТАВИВ, В ТОЖЕ ВРЕМЯ, НАВСЕГДА В «ДРУЗЬЯХ»! ПРОФЕССИОНАЛ — ОН И ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛ, НЕВЗИРАЯ НИ НА ОБРАЗОВАНИЕ, НИ НА ЗВАНИЕ! ПОЗДРАВЛЯЕМ С ОТКРЫТИЕМ! СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО!

  3. Людмила говорит:

    Елена, с большим удовольствием прочитала Вашу статью, рада, что на сайте появляются такие публикации. У Вас и коротко, и емко — очень здорово. Можно было бы и маленькую подборку стихов поместить. Спасибо!

  4. Всеволод Кузнецов говорит:

    И НАШИ «ЛАДОЖЦЫ» ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ ИМЕНИ АНДРЕЯ БЕЛОГО: ЛАРИСА ЛИТВИНОВА И СВЕТЛАНА НАУМОВА-ЧЕРНЫШОВА НАГРАЖДЕНЫ СОЮЗОМ ПИСАТЕЛЕЙ МЕДАЛЬЮ «АНДРЕЙ БЕЛЫЙ».

  5. Лариса говорит:

    Прекрасная статья, Елена! Прочитала с интересом. Видна работа с литературой, но видно и Ваше отношение к поэту. Лёгкий, живой слог. Здорово, что смогли подобрать иллюстрации. Спасибо!

  6. Альбина говорит:

    Елена Николаевна, спасибо за новый, раскрытый образ Андрея Белого. Вы с большой любовью донесли его до нас!

  7. Елена говорит:

    Дорогие друзья, огромное вам спасибо, благодарю искренне и сердечно! Конечно, я не претендовала на определение моей работы как «статья», ведь собственных изысканий по биографии Андрея Белого я не совершала, лишь обработала полученный материал. Честно говоря, почти все сведения я «почерпнула» из комментариев и примечаний, приложенных к сборникам произведений Андрея Белого. Долгие годы его творчество не являлось предметом отечественного литературоведения, как и большинство произведений Серебряного века. Я благодарю за помощь в публикации Евгению Рафаиловну и Евгению Аркадьевну, и я очень благодарна Всеволоду Михайловичу и Женечке за дополнения (портрет К.Н.Васильевой и газетную статью). Также отвечаю Людмиле по поводу стихотворений: целиком согласна, но статья и так заняла 3 страницы, я не решилась «перегрузить» публикацию, поэтому дала ссылку на сборники Андрея Белого.
    С любовью, Елена.

Комментарии запрещены.