Возвращаясь к опубликованному

Е. Шарова:
На сайте уже появилось несколько моих заметок на тему стихосложения и будет ещё, как минимум, одна. И я хотела бы надеяться на то, что эти статьи (несмотря на их непрофессионализм и мою самокритичность)) помогают моим коллегам, так же, как и занятия, которые организовал и проводит Сергей Борисов. Надеюсь, что всё это повышает мастерство наших поэтов.
И вот именно о том, как со временем меняется, растёт уровень творений мне совсем недавно написала Евгения Рафаиловна, рассказав одну небольшую историю…
Е. Титова:
«Я тут нашла у Юрия Васильевича одну пародию на стихи Владимира Ильицкого. Обратите внимание на даты — 1985 год и 2000 год. Возможно, это было одно из его первых стихов, но он их где-то опубликовал. Конечно, они совсем не совершенны, даже по смыслу, а не только по выражению своих чувств. Тогда он ещё не мог выразить поэтически то, о чём хочет сказать. Но, по словам Юрия Васильевича, спустя 15 лет он стал писать вполне приличные стихи. Владимир посещал ЛИТО в Мытищах. И эти занятия не прошли даром.
Ну, к чему это я? А к тому, что есть люди, которым даётся этот священный дар большой Поэзии сразу, а другим приходится работать над словом, учиться. И благодаря усилиям и желанию, всё же можно научиться писать и красиво, и правильно. Полностью поддерживаю начинание — дать возможность «ладожцам» повышать свой поэтический уровень.»

В архивах Ю.В. Петрова Евгения Рафаиловна нашла его пародию на одно из стихотворений Владимира Ильицкого с комментарием самого Юрия Васильевича:

Владимир Ильицкий
(член литобъединения им. Дм. Кедрина г. Мытищи)

***
Незажившие могилы там и сям —
По дорогам, по болотам, по лесам.
Говорит отец: «Вот здесь и встали мы.
Нас осталось — два Ерёмы, три Фомы».
Но зато, зато, зато
Я родился, а иначе бы — никто.
Он смеётся: «Да, я сыном знаменит».
Замолкает и молчит, молчит, молчит.
А друзья его теснятся там и сям —
По дорогам, океанам, небесам.

Юрий Перов
Пародия на стихи Вл. Ильицкого

И ТАМ И СЯМ
Я стихи его искал и там, и сям.
А зачем искал, не ведаю и сам.
Но они приплыли сами вдруг ко мне
На высокой «поэтической волне».

Я стихи его читал и так, и сяк,
Брал на зуб, бил молотком и об косяк.
В печь бросал, стирал, пилил, колол, рубил,
Жал в тисках, потом до пота молотил.

Всё надеялся — вот вылетит оно,
Это самое поэзии зерно.
Всё напрасно, лишь мозоли я натёр.
Видно, автор в этом деле был хитёр.

Вдруг я понял, что дела не так плохи.
В центрифугу заложил его стихи.
Вот теперь-то уж испробовал я всё.
Люк открыл и прочитал: «Ни то, ни сё».

(Опубликовано в газете «За коммунизм», №77 от 15.05.85 г.)

Примечание: это единственная моя пародия на стихи Владимира Ильицкого. Тогда, в 1985 году, мне не понравилось его стихотворение «Незажившие могилы там и сям…» потому что оно отдавало какой-то лёгкостью, как мне казалось, в отношении к этой священной теме. Хотя «Незажившие могилы» — поэтическая находка. Но это был начальный этап его поэтического пути. Сейчас он пишет прекрасные стихи, он член Союза писателей России, лауреат конкурсов. Я думаю, что он не обидится на меня за эту давнишнюю поэтическую шутку.
Юрий Петров
23.11. 2000 г.

Вот такая история)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ВОЗВРАЩАЯСЬ К ОПУБЛИКОВАННОМУ, МАСТЕРСКАЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

16 комментариев: Возвращаясь к опубликованному

  1. Елена говорит:

    Дорогая Женя, Ваша заметка — просто-таки бальзам на мою дУшу… Мало что радует меня в общении единомышленников больше взаимопонимания… Я увидела в Вашем сегодняшнем размышлении о пародии Ю.В.Петрова полноценный отклик на собственные чаяния о трудоёмком ремесле стихотворца. Я не только согласна, но, напомню, сама частенько об этом говорю — нельзя считать себя непогрешимым лишь потому, что твои стихи изданы, к примеру. Или просто публикуются. Как Вы говорили, на некоторых сайтах из-за нежелания прислушаться к мнению читающих, из-за обиды на выраженное мнение поэты ругались вусмерть. Если существует возможность учиться, преступно ею пренебрегать. Одарённость — понятие более эфемерное, нежели мастерство. Ведь именно твоё «изделие» — красноречивый свидетель умения, а, может быть, и одарённости. Выразить свою мысль, чувство, впечатление посредством литературного произведения — труднейшая задача. В процессе постоянного совершенствования можно «сделать открытие», что есть несочетаемые между собой словА, определённые обороты речи, «крылатые выражения», которые необходимо цитировать точно… Пренебрежение подобными законами интересную мысль может низвести до банальности или, того хуже, до безграмотной болтовни «на тему»… Конечно, начитанность многое даёт как бы «сама по себе», но убедиться в своей «правильности» всё же не помешает! Да и «о вкусах спорят»… В последнее время своё неприятие стараюсь не публиковать, пишу только о том, что действительно понравилось. Но, повторю, я знаю, к чему это замалчивание приводит… В связи с этим передаю любимому сайту «Ладога» своё пылкое пожелание дальнейших творческих успехов! И ещё интересуюсь, будут ли «ладожцы» в Звенигороде 30 ноября (итоги конкурса им.Рождественского и Пришвина)? Я приеду по заданию руководства, и хотелось бы увидеться с теми, кого я узнала и полюбила.

    • admin говорит:

      Спасибо, Елена!
      А мы как раз с Евгенией Рафаиловной эту тему обсуждали неоднократно в письмах — надо ли учиться стихосложению… Возможно, «учиться» — звучит слишком академично, но узнать пусть даже самые азы и в дальнейшем постепенно что-то применять на практике — всё-таки полезно! И Юрий Васильевич, насколько мне известно (если что — Евгения Рафаиловна меня поправит) когда проводил занятия это тоже подчёркивал и призывал «ладожцев» обращать внимание и на технику стихосложения, разъяснял какие-то нюансы…
      С теплом,
      Женя

      А по поводу Звенигорода — тут я даже не подскажу… Может, кто из «ладожцев» вам ответит… Я-то, как вы понимаете — «в пролёте» однозначно)))

  2. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Священный дар большой Поэзии и работа над словом — совершенно разные вещи. Поэзия — есть внутренний огонь любого таланта. Независимо от того, что делает человек — шьёт сапоги, ставит спектакль, пишет стихи или работает продавцом. Даже, чтобы больше товара реализовать нужно вдохновение, настроение, внутренний кураж, интуиция, определённое взаимодействие ассоциативных зон головного мозга. Для Поэзии важно особое чувствование окружающего мира, происходящих событий, понимания тонких нематериальных моментов, того, чего нельзя пощупать, объяснить словами и способности (священного дара!) соединять всё это в единое целое. Поэтический дар — это так нарисовать словами картинку, что её не только видишь, но и чувствуешь, и смысл понятен, но сразу не расскажешь про что там — невозможно разложить по полочкам и косточкам! Задело произведение — начинаешь думать — оно мысль будит(через чувство — поэтому без души никак не обойтись)! Поскольку поэзия — конгломерат мысли и чувств, то этот маленький клубочек начинает внутри тебя вибрировать, раскручиваться постепенно. Как? Каким образом автор собрал этот комочек («пупырь»!)? Из каких закромов памяти, воображения, восприятия появился конечный продукт? Как пути Господни неисповедимы, так и пути человеческого восприятия очень индивидуальны. Мы живём в конкретной эпохе, обусловленной общими культурными факторами, слышим об одних и тех же событиях, а вот как избирательная способность работает у каждого человека отдельно, что его захватывает, каким способом он это делегирует окружающим — в этом индивидуальность его и проявляется.
    Учиться, однозначно, надо, но на то он и дар, что либо есть, либо нет. Можно освоить технику стихосложения, писать красиво и правильно, но к Поэзии это будет иметь такое же отношение, как цветочная клумба к парфюмерной лавке. Красивые слова и душевные слова — не одно и тоже. Надо писать не красиво, а искренне.
    Учиться — надо! И не только технике стихосложения — ни в коем случае не ставить это основной задачей! Окончившие литъиститут — профессиональные литераторы, но преподаватель литературы и поэт зачастую находятся по разные стороны баррикад (конечно, возможно и счастливое соединение). Учиться наблюдать, вникать в суть происходящих явлений, развивать память, познавать новое, общаться с природой, читать книги (рекомендуют для обогащения словарного запаса не менее 3о страниц в день, лучше — классику), посещать выставки, концерты, следить за новыми тенденциями, слушать музыку. И то, всё вышеперечисленное не означает, что человек станет хорошим поэтом (он может стать развитым человеком) — вот для этого и необходим священный дар Поэзии, который либо есть, либо его нет — хоть оппишись КРАСИВО и ПРАВИЛЬНО!
    «Полностью поддерживаю начинание — дать возможность «ладожцам» повышать свой поэтический уровень» (Е.Р.) — ЭТО НАЧИНАНИЕ НИКТО НЕ ОСПАРИВАЕТ. С маленькой оговоркой — «повышать свой технический уровень». Подобная формулировка, считаю, будет уместней.
    Отношусь с безмерным уважением к Евгении Рафаиловне! Вся основная тяжесть организационной работы, мотивирующей — на ней. Сама ведёт активную общественную деятельность, с одной ей присущей позиции освещает события «Ладоги», поддерживает всех членов ЛИТО. И душа, и сердце отзывчивое, и преданность человеческая — она маяк литературного корабля, но подобные рассуждения о поэзии, порой, напоминают мне незамужних, бездетных женщинах, которые учат замужних и имеющих детей, как себя вести с близкими и, что и как им говорить и, как бы они поступили в житейской ситуации. Понимать хорошую поэзию — сродни писать хорошие стихи, но научить писать поэтически нельзя. Можно научить писать технически верно. Тесное общение с поэтами — отнюдь не означает быть экспертом в данной области. Это может означать — знание характерных черт творческого человека, более глубокое понимание литературных произведений, развитие поэтического ощущения и собственных способностей и возможностей. Если я, к примеру, 20 лет прожила с лётчиком, то это вовсе не означает, что я сама смогу управлять самолётом или научить этому кого бы то не было. Я смогу безошибочно выделять среди толпы людей тех, кто непосредственно связан с этой профессией и разбираться в психологических нюансах, иметь достаточные знания в области воздушных перевозок, названиях авиакомпаний, некоторой специфики лётного дела.
    По поводу пародии — смешно! «Там и сям» — этого стоило.
    Насчёт стихов самого автора — и находка есть, и картинка, и мысль, и чувство — выражено некультяписто, неудобоваримо. Раз он потом стал писать прекрасные стихи — значит взял «быка за рога». Самолюбие в нём есть, характер, желание совершенствоваться. Чего желаю всем своим коллегам и себе в первую очередь!

    • admin говорит:

      Вечный спор))) Практика и теория… «лёд и пламень»… «дар и ремесло» и т.д.
      И, главное, у каждого всё равно будет своя точка зрения) Я не буду углубляться и пытаться дать определения поэзии, дару и прочему… Всё равно на эту тему однозначного вывода и определения не будет))) А я просто за то, чтобы ознакомление с «матчастью» помогало такой вот нашей особенности — как сочинение стихов писать эти самые стихи хорошо, чтобы даже тот, кто стихи не пишет, но читает, смог бы уловить порыв нашей поэтической мысли, понять и принять его… И, думается, что Евгения Рафаиловна имела в виду тоже самое… И ведь не уча, а просто высказывая своё мнение…
      Спасибо тебе за мнение, Свет!

      С теплом,
      Женя

  3. Лариса говорит:

    Читаю комментарии и улыбаюсь, ведь, наверно во все времена шли диспуты и дискуссии что важнее в творчестве техника или чувство, часто называемое шестым чувством. Мне кажется, что необходимо и то и другое, бесчувственных стихов мы знаем множество, бороздят тропы ин-ета постоянно. Недавно познакомилась с творчеством Бориса Подберезина на «Прозе.ру». Интересный писатель с нестандартным мышлением, использующий в своём творчестве факты, которые идут в разрез с уже сложившимся мнением. Ряд его работ, и в том числе книг, посвящено русским поэтам. Читаю книгу «Николай Гумилёв. Вызов судьбе». В этой книге шестая глава, которая называется «Гуру», как раз посвящена «Цеху поэтов». Вот к какой мысли приходит автор вместе со своим героем:
    «С одной стороны, наш всемогущий гуру убеждён: поэзия – ремесло. И, командуя «Цехом поэтов», «поверив алгеброй гармонию», он упорным трудом мастера обучит искусству творить, наслаждаться прекрасным каждого, обучит на поэта любого, кто этого пожелает. И свято верит: для этого есть и правила, и формулы, и специальные приёмы, надо только потрудиться. Научиться их применять.
    А с другой стороны, ШЕСТОЕ – не наука, а ЧУВСТВО, обучить которому невозможно. Развить, укрепить – да, но не более. Ведь чувствам не учат. Нет таких правил. Шестое чувство – от Бога и даётся избранным. Либо есть – либо нет. И ни в каком цехе его не смастерить! Даже если им руководит сам Гумилёв.»

    Первично ВДОХНОВЕНИЕ, а техника так же нужна обязательно, но она вторична, она труд, она работа.
    Так что ещё раз пожелаю всем нашим писателям, поэтам, художникам и музыкантам вдохновения и творчества!

    • admin говорит:

      Лариса! Спасибо за мнение!
      Вот и я улыбаюсь))) Сколько копий было поломано на стихире при решении «вопроса поэзии» — там народ вдрызг ругался, но, что характерно, ни до чего не доругался — каждый при своём мнении)))
      Ну, а я сама за хороший разумный микс — порыва души, дара, таланта… и хотя бы поверхностной информации о кое-каких хитростях, с помощью которых этот душевный порыв станет ярким, хорошим))
      А так-то да — вот не могу я писать стихи, к примеру… да хоть выучи я эти ямбо-хореи — «фигвам» я что-то напишу… не потому что плохо знаю, а потому что — не дано это — думать стихами. А вот если могу, к примеру)))… ну, знание о хорех и ямбах мне лично ничем не поможет — я всё равно пишу интуитивно и мне на момент написания абсолютно всё равно — ямб это или хорей… Но вот допустим — написала… прочитала… ага — ударение ускакало… бывает… а я знаю про «целебную инверсию» — и я свой полётик мысли в порядок приведу, чтобы не только я «балдела», но другим могла показать и не просто показать, а чтобы поняли…
      Ну, и, конечно, всё зависит от автора… Самокритикам-маньякам типа меня — теория может и пригодиться… Но не факт, что я её применю)))
      Вдохновения тебе, Ларис! И ещё раз — поздравляю с книгой!

  4. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Сегодня была на творческом вечере Ларисы Васильевой в доме-музее Марины Цветаевой. Спросила её:
    — Можно ли научиться писать стихи, освоив все правила стихосложения?
    — Можно, — ответила Лариса Николаевна. — А почему нет? Только будет ли это поэзией — другой вопрос. Поэзия — это нечто особенное, тайна мироздания. Это — прикосновение к тайне мироздания…
    Описанный эпизод — ни «за», ни «против». Просто факт.

    • admin говорит:

      Факт. А точнее — ещё одно мнение.
      Свет, я повторюсь — у каждого индивидуума своё определение поэзии и своё индивидуальное отношение к этой самой «тайне мироздания»)))
      Мы же разные.
      Либо, всё проще — я неправильный поэт и пишу неправильно неправильные стихи (можно сказать — неправильная пчела))) А чё — мне нравится!

  5. Елена говорит:

    Дорогие «ладожки», очень увлекательный и, наверняка, продуктивный обмен мнениями! Благодарю всех — Светлану, Женю, Ларису и, конечно, Евгению Рафаиловну, поднявшую данный вопрос! Действительно, собственная позиция есть доказательство личностной составляющей человека. Огромное спасибо Ларисе «за Гумилёва» — этот человек очень много значит в моей жизни. Благодаря знакомству с его биографией я открыла для себя «обойдённого вниманием» Георгия Иванова и мемуары Ирины Одоевцевой, которыми не слишком интересовалась ранее. И ещё два слова на коммент Женечки о занятиях Юрия Васильевича… Безусловно, поэт подобного масштаба, каковым являлся Юрий Петров при жизни и каковым останется после ухода в мир иной, не могло быть безразличным приобщение своей «пишущей братии» к святыням поэтики. Пусть мягко, ненавязчиво, деликатно, но наверняка Юрий Васильевич говорил об азах этой величайшей науки. Пусть виртуально, но я ещё раз выражаю свою горячую солидарность с «женой поэта», продолжающей, иногда — вопреки всему — оберегать любимое дело любимого человека.

    • Евграф говорит:

      Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении важных для всех нас вопросов: «быть или не быть», писать или не писать. Счастливы те, кого Всевышний поцеловал в темечко! А что делать остальным, у кого чувства рвутся наружу, душа переполнена счастьем или горем (у всех по-разному), и хочется поделиться хоть с кем-то. Часто именно в такие моменты чувствительные люди начинают выражать их (чувства) в стихах, пусть ещё несовершенных, где рифма идёт через строчку. Вот тогда наступает момент, начинающий стихотворец ищет того, кто может хотя бы его выслушать, посоветовать что-то. Хорошо, если он найдёт сообщество пишущих людей. Там его поправят, покажут, как можно писать лучше (именно техника написания, а в душе чувства уже переполняют). А дальше только надо стараться, работать над собой. Здесь могут пригодиться практические советы Светланы Наумовой. Но если начинающему сказать: «Нет, у тебя плохие стихи, вряд ли у тебя что- то получится», — всё! Может случиться катастрофа, человек потеряет навсегда веру в свои силы, и дальше — у всех по-разному… У нас в литобъединении есть и талантливые поэты, и мягко говоря, слабоватые. Но мы никого не прогоняем. Творческим людям общение необходимо. И не только общение. Мы возобновили учебные занятия в «Ладоге», и эти занятия в первую очередь — для тех, кому не хватает знаний по технике написания стихов, кто хочет научиться писать лучше, а уж, «высокая это поэзия» или не очень — пусть судит читатель и профессионалы. Уверена, Юрий Васильевич продолжал бы такие занятия.
      Елена, я Вам благодарна за Вашу «горячую солидарность» и за тонкое понимание даже лёгкого движения души другого человека!
      Е.Р.

  6. Всеволод Кузнецов говорит:

    ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Я ПРЕКРАСНО ЗНАЛ ВЛАДИМИРА ИЛЬИЦКОГО, ПОТОМУ КАК, ЧАСТО НАВЕЩАЛ КЕДРИНЦЕВ В МЫТИЩАХ И ПРИГЛАШАЛ К СЕБЕ В ЛУГОВУЮ. ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ПЕТРУНИН ДО СЕЙ ПОРЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ЛИТО. МЫ ИХ ПЕЧАТАЛИ В «ДРУЖБЕ» И СОВМЕСТНО ПЕЧАТАЛИСЬ В ГАЗЕТЕ «ЗА КОММУНИЗМ». КСТАТИ, МАТЕРИАЛ ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В ЭТОЙ ГАЗЕТЕ В 85 ГОДУ, КОГДА Я РУКОВОДИЛ ЛИТО «ЛУГОВАЯ», И МЫ УЖЕ С НИМ БЫЛИ ЗАОЧНО ЗНАКОМЫ. И ПОЭТОМУ НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ОН ПРИГЛАСИЛ МЕНЯ К СЕБЕ, И ВЫСКАЗАЛ ПОЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ Я ПРОДОЛЖИЛ ЕГО СВЯТОЕ ДЕЛО…

  7. Людмила говорит:

    Хочется тоже высказаться. Для начала хочу предложить стихотворение Сергея Ворошилова:
    Замру под музыку стиха,
    затихну
    в радости
    и боли…
    В нем звон сердечных
    колоколен
    исповеданием греха.
    Здесь между строк
    и между слов
    эпох ушедших покаянье,
    здесь слезно просит подаянья
    святая нищенка любовь.
    Здесь на судилище судьбы
    звучат вопросами ответы,
    здесь нервом говорят поэты —
    вселенской
    совести
    рабы.
    И вечной истины меха
    здесь дышат откровеньем свыше…
    Я замираю,
    чтоб услышать
    живую музыку стиха.
    К чему это я. Первое — человек должен слышать стихи, любить, понимать.
    Без этого — бесполезно писать самому, если нет «планки», невозможно оценить свои стихи. Одни амбиции не помогут. Второе. Мы все же все здесь взрослые люди, никому не возбраняется пробовать себя в чем-то, в написании стихов в том числе. Но должна быть трезвость в оценке себя, своих возможностей и способностей. И мне кажется, кроме изучения техники, чтения своих собственных стихов, хорошо бы — иногда хотя бы — читать лучшие образцы поэтического слова.

    • admin говорит:

      А вот соглашусь и дополню:

      Валерий Брюсов Поэзия»

      Поэзия везде. Вокруг, во всей природе,
      Ее дыхание пойми и улови —
      В житейских мелочах, как в таинстве любви,
      В мерцаньи фонаря, как в солнечном восходе.

      Пускай твоя душа хранит на всё ответ,
      Пусть отразит весь мир природы бесконечной;
      Во всём всегда найдет блеск красоты предвечной
      И через сумрак чувств прольёт идеи свет.

      Но пусть в твоей любви не будет поклоненья:
      Природа для тебя — учитель, не кумир.
      Твори — не подражай.
      — Поэзия есть мир,
      Но мир, преломленный сквозь призму вдохновенья.

      ____
      Читать, писать… и преломлять мир «сквозь призму вдохновения»)) — по-моему — замечательно! *

      Спасибо за мнение, Людмила!
      С теплом,
      Женя

      * а ехидный «внутренний редактор» шепчет, мол, преломляй, только чтоб ни как в кривом зеркале))) Я ж говорю — маньяк-самокритик))) И это не лечится)

  8. Людмила говорит:

    Это правда. Но все же природа — это больше неисчерпаемый источник вдохновения, а человек только стремится в словах, в красках, в музыке передать ее совершенство, какие-то проявления ее, свои ощущения. Природа — это ж такое всеобъемлющее, что слова «учитель», «кумир» к ней трудно «пристегнуть».
    Пусть Брюсов «там» на меня уж не обижается.

    • admin говорит:

      В защиту Брюсова хочу заметить, что он таки-да природу называет учителем, но «НЕ кумиром» — так что «кумира» он к ней не пристёгивает))) Хм.. а почему к природе слово «учитель»-то не «пристегнуть»? Мы ж эта… «дети природы»))
      («Дак ведь я — дитя природы,
      Пусть дурное, — но дитя!» Леонид Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца» ))
      В общем, раз мы дети — пусть нас этот учитель-природа и воспитывает и вдохновляет заодно! По-моему, пристегнулось)))
      Если что — я не с целью поспорить, просто хулиганю)))

Добавить комментарий для Светлана Наумова-Чернышова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *