Сияние света братьев Айвазовских. Проза Л. Литвиновой

(Комментарии и дополнения к прозе С. Наумовой-Чернышовой)
Удивительный интерес к жизни, наблюдательность, проницательность, желание прикоснуться к прекрасному и поведать об этом современникам – это те черты не только характера, но и творчества Светланы Наумовой-Чернышовой. С большим интересом прочитала Светланину прозу «Я морем только и жил…» Сразу вспомнила свою летнюю поездку в Крым. Сожалею, что в «Крымском дневнике» не написала о замечательных братьях Айвазовских, которые родились в Феодосии.
dsc05592-1В Симферополе, в сквере рядом с Советской площадью, установлен интересный памятник подвижникам и просветителям, выполненный из белого камня архитектора Вениамина Кравченко и народного художника Армении скульптора Левона Токмаджяна и его сыновей. Братья стоят плечом к плечу друг с другом. Иван Константинович изображён с непокрытой головой, кажется, что ветер играет его бакенбардами. В одной руке держит палитру, а рукава засучены, как будто готовится к работе, всматриваясь в необыкновенные морские красоты, наполненные светом и оживающие на его полотнах, как наяву. Рядом, в одеянии священника брат Габриэль. Одну руку он положил на плечо Ованессу (Ивану), в другой руке – книга.
Габриэль Константинович – писатель, учёный-востоковед, просветитель, армянский архиепископ. Он открыл в Феодосии Халибовское училище, в котором была основана типография. В типографии выходила как художественная, так и учебная литература. Сам Габриэль преподавал историю, богословские науки и иностранные языки, а знал он их более пятнадцати. Ещё в отрочестве он уехал учиться в Венецию, там начал и преподавательскую деятельность, издал свой первый научный журнал, который выходит до настоящего времени.dsc05593 Габриэль Константинович занимался просветительской деятельностью в Париже, Москве, Петербурге, в Тифлисе, где и окончилось его земное бытие.
Иван Константинович в 1880 году основал в родном городе картинную галерею, которою впоследствии подарил городу вместе со своими картинами. Гениальный художник-маринист, меценат, оставил потомкам около шести тысяч полотен.
Светлана пишет: «Честно говоря, я думала, что, поскольку на всех картинах примерно одно и то же (море), то на осмотр много времени не понадобится. Не тут-то было! Три часа я знакомилась с работами мастера…» Постоянно меняющимся морем, мне кажется, невозможно не восхищаться и не любоваться. Когда мне приходилось с экскурсиями ездить по уже знакомым местам, я думала примерно так же, как и Света: «Что я там могу ещё увидеть, всё уже знакомо». Но с каждым разом не переставала удивляться тому, как меняются, казалось бы, уже знакомые морские пейзажи. Море покоряет своими масштабами и палитрой, разрушительной силой и смирением, вызывает то радость, то тревогу, то умиление. Оно живёт в союзе с ветрами и небесами, а любоваться им можно до бесконечности.
Сожалею, что воочию не могу полюбоваться полотнами художника. Но после прочтения Светланиной заметки, было ощущение, что сама побывала в залах галереи и прикоснулась к тому свету, что и по ныне исходит от работ великого Мастера. Сияние света братьев Айвазовских вышло за грани эпохи и не перестаёт освещать новые и новые поколения благодарных потомков!

© Copyright: Лариса Литвинова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике ВОЗВРАЩАЯСЬ К ОПУБЛИКОВАННОМУ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРОЗА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Сияние света братьев Айвазовских. Проза Л. Литвиновой

  1. Елена говорит:

    Лариса, Ваша заметка о братьях — просветителях является сегодня наиболее примечательным событием сайта. Давно Вы не публиковали своих работ, а после крымских очерков было ожидание Вашего творчества на этих страницах. Сегодня Вы вновь вернулись к впечатлениям своего паломничества, но открыли нам нечто новое. Мне понравилось название, которое Вы выбрали для своей публикации, оно хорошо отражает содержание заметки. Литературно и стилистически работа хорошая, в ней выдержан Ваш собственный стиль — сдержанный восторг, внимание к деталям, наблюдательность, прекрасная память на факты и впечатления. В Вашем стихотворении про октябрь (И ветер рвёт афишные листы) открылась другая ипостась Вашей творческой натуры — способность лирически передать смятение, тревогу, трепетность, глубокое чувство. Елена.

  2. Лариса говорит:

    Спасибо, Елена, за отзыв. Крайне мало свободного времени, а чаще его нет. Пока пользуюсь открывшимся» окошечком» — читаю что пишут друзья и по возможности откликаюсь.

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Да, здорово, Лариса!
    Дополнение интересное, было любопытно узнать о брате Ивана Константиновича. Двоих незаурядных людей воспитали родители. Какое счастье! Сами братья жили полнокровной жизнью, обществу польза, родителям — радость.
    Очень светлая публикация, наполненная позитивными впечатлениями. Хорошо, что она не вошла в крымские очерки — там бы она на общем фоне размылась, а теперь получилось самостоятельное произведение как нельзя лучше в тему. Что-то типа того, что «дорога ложка к обеду, а яйцо к Христовой Пасхе». Может, сравнение не совсем удачное, но дополнение к Айвазовскому — пальчики оближешь! И родилось оно под настроение — лёгкое, ресурсное. Море, воздух, солнце — всё в нём. Живое!
    Я ещё раз «прошлась» по Айвазовскому, его биографии и биографии его семьи.

  4. Лариса говорит:

    Да, Свет, пожалела о двух моментах, которые не вошли в дневник, но интуитивно чувствовала, что случай представит такую возможность. Остался ещё сюжет, думаю, что и для него найдётся и время и место. Спасибо за отзыв! Самой было интересно вспомнить и ещё раз ознакомиться с историей прославленной фамилии. Творческих успехов и хорошего настроения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *